DOI 10.24411/9999-001А-2018-10031 УДК 72.031
Д.П. Шульга
Сибирский институт управления РАНХиГС (Новосибирск)
К вопросу о становлении некоторых архитектурных типов в Северном Китае
Аннотация
В статье кратко излагаются свидетельства о древней архитектуре Китая по письменным и археологическим данным, делается попытка воссоздать архитектурную историю в долине Хуанхэ — одном из главных регионов, где создавалась китайская цивилизация. Археологические данные в этом регионе показывают, что Северный Китай имел свою собственную архитектурную историю, отличную от существовавшей в долине реки Янцзы со времен неолита. Предложена гипотетическая последовательность архитектурного развития северного региона: от пещер, через землянки, до домов на земле и, наконец, платформенных зданий.
Ключевые слова: Северный Китай, энеолит, история архитектуры
D.P. Shulga Siberian Institute ofManagment (the Russian Presidential Academy Of National Economy and Public Administration, Novosibirsk) [email protected]
The Study of the Formation of Some Architectural Types in the Northern China
Abstract
This article deals with the evidence of China's ancient architecture on written and archaeological data, the architectural history in the Huang He Valley (one of the main regions where the Chinese civilization was created) is being reconstructed. Archaeological data in this region show that Northern China had its own architectural history different from one that existed in the Yangtze River valley since Neolithic times. A hypothetical sequence of architectural development of northern region is proposed: from caves through dugouts to the ground houses and, finally, to platform buildings.
Key words: Northern China, Chalcolithic Age, history of architecture
Северный Китай как минимум со II тыс. до н. э. был связан с Сибирью и Дальним Востоком. Касалось это искусства, демографии, оружейных традиций и много другого. Не была исключением и архитектура [Кызласов, 2001], хотя тут кочевой быт населения Саяно-Алтайского региона накладывал свой отпечаток. В Китае есть богатая источниковая база для изучения технологии древнего строительства в виде крупных поселений еще со времен неолита. Со II тыс. до н. э. уже можно найти эпиграфические и краткие письменные свидетельства. Таким образом, для реконструкции архитектурного прошлого российско-китайского порубежья, а также с целью глубинного понимания китайской традиции дизайна и строительства (элементы которой всё чаще видны в городах РФ), мы рассмотрим историю некоторых характерных для Северного Китая типов зданий от энеолита до поздней древности.
В книге конфуцианца Мэн-цзы (умер ок. 290 г. до н. э.) говорится, что в низинах, где земля болотистая, нужно применять сваи, а там, где место высокое и грунт состоит из лёсса, предпочтительно
строительство землянок и полуземянок. Собственно, философ дает нам первичную классификацию жилых и хозяйственных построек: «чао» (гнездо) и «сюэ» (пещера). Провинция Аньхой в бассейне Янцзы — классический пример региона, где распространены постройки первого типа. Второй тип представлен жилищами и хозяйственными постройками на лессовом плато вблизи Хуанхэ. Истоки двух традиций проистекают еще из периода неолита (У—ЕУ тыс. до н. э.). Традицию «чао» можно обнаружить в культуре Хэмуду (совр. пров. Чжэцзян на юге КНР). «Пещеры» активно возводили представители культуры Яншао на севере Китая. Каждый тип обладал рядом очевидных преимуществ, ибо соответствовал специфике региона. Явным отличием двух систем, разумеется, является материал, из которого были созданы здания ^ио, 2001, р. 3—5].
В настоящей статье мы сделаем упор на северную традицию. Дело в том, что территория современной провинции Чжэцзян (юг КНР) по крайней мере до III в. до н.э. была в основном заселена вьетскими народами, которые создали здесь могучее царство Юэ
(УП—^ вв. до н. э.). Хотя культура Хэмуду является частью культурного наследия Китая, продолжение ее архитектурных традиций следует искать, вероятно, следи национальных меньшинств КНР и собственно вьетнамцев [Жерне, 2001, с. 74—75], которые под давлением с севера постепенно смещались в Индокитай. Справедливости ради, надо отметить, что некоторые группы древнего населения перемещались с места на место, проживая в свайных конструкциях летом («сячао»), в землянках зимой («дунсюэ»).
По материалам жилищ в Баньпо (4800—4300 гг. до н. э.) (ил. 1А), Цзянчжай (4600—4400 гг. до н. э.) и Бэйшоулине (4080—3790 гг. до н. э.) в провинции Шэньси [Е Ваньсун, 2014, с. 11—14] мы видим, что ранние здания были в основном крытыми полуподземными. Граница дома была отмечена отверстиями, где стояли колонны. Углубления находились примерно на 0,4—0,8 м ниже уровня древней поверхности. Жилища были круглой, квадратной (с закругленными углами) или прямоугольной формы. Увеличение количества форм зданий (в том числе жилищ) было напрямую связано с переходом на производящее хозяйство, сопровождающееся становлением социального неравенства и профессионального разделения.
Здания возводились вокруг открытой центральной площади, и этот «комплекс» был окружен большой траншеей (вероятно, таковая соотносилась с забором). Траншея могла обозначать границы надела, также, вероятно, служила для слива дождевой воды. Входные двери зданий выходят на центральную площадь. Останков дверных створок обнаружено не было, но существовал глиняный порог для защиты от дождевой воды. Крыша должна была быть «зонтообразной» формы из дерева и глины, с отверстием в крыше для выхода дыма. Основа крыши могла быть сделана путем установки стволов деревьев или ветвей в землю и связывания их концов вместе в верхней части. Высота дерева определяла размер крыши и, следовательно, здания ^ио, 2001, р. 4—б].
Тщательно изучив внутреннюю часть останков прямоугольных зданий, например F38 и F41 в Баньпо и F1 и F141 в Цзянчжае, мы видим, что пол с каждой стороны от входа поднимается на 10 см выше уровня земли, определяя пространство, скорее всего, для сна. У задней стены (напротив входа) обнаружены банки с просом и горшки, так что эту часть помещения можно трактовать как чулан. Место приготовления пищи тяготело к очагу и находилось в середине комнаты, ближе к входу. Основными строительными материалами были земля (ту ±) и древесина (муЖ). Следовательно, сочетание «туму» (±Ж) означает древесно-земляную строительную конструкцию, которая продолжает использоваться и до настоящего времени. Останки зданий в Баньпо показывают, что колонны были погружены в землю примерно на метр, это говорит о том, что древесно-земляные здания, расположенные непосредственно на земле, могли появиться уже примерно в 4000 г. до н. э. [Е Ваньсун, 2014, с. 12—15]. Впрочем, круг используемых в строительстве материалов не ограничивался только перечисленным. Установлено, что в ряде поселений эпохи энеолита в Северном Китае полы покрыты гладкой и твердой белой штукатуркой, выполненной в основном с использованием порошкообразного красноватого материала, состо-
ящего из СаСОЗ и SiO2. Запасы этих минералов по-прежнему доступны в регионе. Некоторые полы, по-видимому, были сделаны из глины, соломы и песка и затем выровнены белой штукатуркой, чтобы поверхность стала плоской и ровной. Некоторые участки помещения, такие как приподнятые места для сна, были преднамеренно обработаны с помощью огня, а обожженная глина была эффективным барьером от влаги ^ио, 2001, р. 5].
Развитие строительных технологий приводило к появлению достаточно крупных строений. Например, дом F1 в Баньпо на центральной площади поселения. Здание имело подквадратную форму 10,8 м на 10,5 м. Стены, очевидно, были глиняными с деревянной основой. В центральной части дома — четыре колонны (каждая диаметром 45 см) для поддержания крыши. Здание направлено входом на восток. Вероятно, это был общий дом для встреч и церемоний. Отсюда в китайской историографии складывается вывод о достаточно высоком социальном развитии населения [Е Ваньсун, 2014].
Другой заметный дом, F901, располагался в поселении Дадивань (сер. IV тыс. до н. э.), провинция Ганьсу. Терраса, на которой стояло селище, возвышается примерно на 80 м над уровнем реки Циншуй. В здании были обнаружены некоторые предметы для общественного пользования, такие как мерные сосуды для зерна и другие измерительные инструменты. Это указывает на то, что строение являлось резиденцией властей и центром хозяйственно-административной жизни. Здание имеет прямоугольную планировку, примерно 16 на 8 м (пропорция 2:1), с тремя дверьми шириной 1,2 м. К центральному входу примыкает небольшой портик. Восемнадцать внешних столбов равномерно распределены перед домом, вероятно, для поддержания крыши над площадкой, которая, предположительно, могла использоваться как церемониальное и ритуальное пространство. Очаг диаметром 2,6 м расположен в центре зала. В задней части дома есть 5 комнат и еще по комнате в боковых частях здания. Последние могли быть личными помещениями, используемыми вождем в качестве хранилища. Такой план здания (передний торжественный зал и закрытые задние комнаты) сохранялся в Северном и Центральном Китае вплоть до исторического времени. Со времени династии Шан (ХУ1—Х1 вв. до н. э.) эта планировка применялась почти ко всей дворцовой и храмовой архитектуре. В период Воюющих царств (453—221 гг. до н. э.) для такого рода строений выработался официальный термин «мяньчао хоуши». К эпохе Западной Хань (206 г. до н. э. — VIII в. н. э.) в несколько измененном варианте данная традиция добралась до погребальной архитектуры ^ио, 2001, р. 6].
Постепенно из вышеописанных парадных зданий выросла новая традиция — строения на платформах. Доказательства раннего существования (еще во II тыс. до н. э.) платформенных зданий были получены из раскопок, проведенных в конце 1970-х гг. на месте города Шан в провинции Хэнань. Наиболее яркой находкой стали остатки платформы шанского дворца длиной более 10 м и высотой 1 м с основаниями колонн. Сам дворец не сохранился. Археологические данные вместе с пиктограммами на черепаховых панцирях позволяют нам восстановить
всю его форму. Предполагается, что здание имеет прочную платформу, укрепленную деревянными конструкциями по контуру. Этот тип архитектуры получил широкое распространение в районе долины Хуанхэ периода Восточного Чжоу (середина УШ — середина III в. до н. э.). Известно, что территория современных провинций Ганьсу, Шэньси, Шаньси и Хэнань часто подвергалась и подвергается разрушительным наводнениям. Чтобы избежать ударов стихии и подтоплений, необходимо было создавать искусственные возвышения. Как писал философ Мо-цзы (468—376 гг. до н. э.), «строительство домов на высокой платформе [необходимо], чтобы избежать избыточной влаги». Лёсс достаточно прочен, чтобы выдерживать тяжелые нагрузки, когда он сухой, но избыток воды может привести к его разрушению и скольжению, что приведет к разрушению здания. Эта проблема была решена путем утрамбовки земли и использования деревянной «арматуры» (т.е. прутьев в утрамбованной земле для укрепления конструкции). Также, возможно, платформа имела некоторое оборонительное значение. Конечно, подобные размеры дворцов и храмов требовали использования больших трудовых ресурсов. Государственные и религиозные строения на платформах активно создавались во второй половине периода Воюющих царств (^—Ш вв. до н. э.), что подтверждают литературные и археологические источники. Причина их появления и развития кроется в укрупнении удельных государств, их имперских амбициях, милитаризации жизни в Поднебесной, усилении вертикали власти ^ио, 2001, р. 10].
Несмотря на то что как минимум 5000 лет назад в Северном Китае уже были достаточно развитые формы надземных построек, строительство землянок никуда не исчезло и по сей день. Около 40 миллионов китайцев используют такие конструкции, которые называются «яодун» (ё^) [Юань Вэй, 2001]. В современности чаще всего речь идет не о собственно жилых помещениях, а о гаражах, складах, загонах, летних кухнях и т.д. Самые ранние искусственные пещеры были найдены в поселениях культуры Ян-шао среднего неолита.
Размеры яодунов, как и их формы, чрезвычайно разнообразны, но обычно они имеют около 8 м в длину, 3,5 м в ширину и 3,5 м в высоту. По форме можно выделить два основных типа. Оба они, к слову, становились весьма опасны для обитателей во время землетрясений, затоплений и селей.
Первый тип, который можно назвать «яодун в склоне холма», вырыт в лёссовом грунте. У семьи могло быть две или три отдельные пещеры для различных функций (спальня, кухня, склад) [Юань Вэй, 2001]. С фасадной стороны имелась дверь, окно и вентиляционное отверстие вверху. Внутренняя сторона, кроме пола, покрывалась глиняной штукатуркой. В спальне большую часть площади занимала
большая кровать с подогревом («кан»). Кан был кирпичным или глинобитным со своеобразной системой подогрева. Основной принцип планировки — жилые помещения ближе к входу, хозяйственные — в дальних помещениях [Guo, 2001, p. 12]. Вне яодуна располагается передний двор, обычно огороженный стеной, которая обеспечивает безопасность и конфиденциальность (ил. 1Б).
Второй тип, который можно назвать «заглубленный яодун», появился во многих регионах с лёссовыми почвами, где нет холмов. Нередко копался котлован 6—12 м на 8—12 м, глубиной 6—10 м. Потом внутри устанавливались стены и перекрытие. Второй вариант — во дворе копалось две или три пещеры. Различные пещеры можно было связать, создавая неповторимые внутренние пространства [Юань Вэй, 2001]. Этот тип яодуна требовал больше труда и времени, чем первый. Можно констатировать, что яоду-ны второго типа оказали куда меньшее влияние на развитие архитектурной традиции [Guo, 2001, p. 13].
Как мы видим, даже внутри одного из регионов Китая (северного) в развитии архитектуры проявилось разнообразие форм, материалов и подходов. Причиной этому стали различные локальные природные условия, неравномерность лесов, тип хозяйственной деятельности, социальное неравенство, бедность рядового населения, для которого полуземлянки были спасением, а также способность правителей к мобилизации огромных масс зависимого населения. Примечательно, что даже в современности многие испытанные тысячелетиями строительные приемы продолжают использоваться, хотя и все более «факультативно» (ил. 1В).
Список литературы
1. Жерне Жак. Древний Китай. — М.: Изд-во АСТ, 2004. — 157 с.
2. Кызласов Л.Р. Гуннский дворец на Енисее. Проблема ранней государственности Южной Сибири. — М.: Вост. лит., 2001. — 176 с.
3. Guo Qinghua. The Formation and Early Development of Architecture in Northern China // Construction History. — Vol. 17. — 2001. — P. 3—16.
4. Е Ваньсун. Патриархальные родовые сообщества Центральной равнины Китая в эпоху Яншао [^Л'
// НП
АШййЖ^^й] // Вестн. политехн. ин-та Сань-мэнься. — 2014. — №1. — С. 11—18 (на кит. яз.).
5. Юань Вэй. Основные черты и развитие яодунов на востоке провинции Ганьсу
ЖЖШ // // Вестн. железнодорож. ин-
женерии. — 2001. — № 1. — С. 62—64 (на кит. яз.).
Ил. 1: А — схема рядового жилища на поселении Баньпо [Сио, 2001]; Б — яодун первого типа в пров. Ганьсу (снимок автора статьи); В — собачья конура, выполненная в технике яодун. Снимок автора