Научная статья на тему 'К вопросу о способах и средствах выражения модальных отношений'

К вопросу о способах и средствах выражения модальных отношений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДАЛЬНОСТЬ / ПРЕДИКАТИВНОСТЬ / ЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ / МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Токтарова Н.К.

В статье рассматриваются способы и средства выражения модальных отношений, связь модальности с предикативностью и те отношения говорящего к действительности, которые выражаются модальными словами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о способах и средствах выражения модальных отношений»

110 "КулътУРная жизнь Юга России "

М 4 (29), 2008

должны были дать мощный импульс развитию системы преподавания иностранных языков в вузах и втузах, способствовать повышению уровня знаний выпускников. Специалисты, владеющие иностранными языками, имели бы возможность познакомиться с последними мировыми достижениями в науке и технике и использовать эти знания в своей профессиональной деятельности. Но начавшаяся менее чем через год после выхода этого постановления Великая Отечественная война помешала претворению его положений в жизнь.

Литература

1. Куценко И. Я. История и современность. Краснодар, 1999. С. 33, 35.

2. Декреты Советской власти. Т. III. 11 июля - 9 ноября 1918 г. М., 1964. Разд. 1. Док. № 81.

3. Декреты Советской власти. Т. X. Авг.-сент. 1920 г. XII. М., 1980. Разд. 1. Док. № 111.

4. Куценко И. Я. Кубанский государственный технологический университет. 1918-2003. Майкоп, 2003. С. 19.

5. КщенкоИ. Я. С. Я. Маршак: жизнь и творчество на Кубани. Майкоп, 1997. С. 521-522, 524-525.

6. Там же. С. 569.

7. Куценко И. Я. Кубанский государственный технологический университет... С. 61-62.

8. Усовскгш В. Н. Об издании специализированных словарей английского языка // Вестник высшей школы. 1940. № 8. С. 11-12.

9. Сборник основных постановлений, приказов, инструкций/'под ред. Е. И. Войленко. М., 1965. С. 88.

10. Вестник высшей школы. 1940. № 8, 15; 1941. № 1-3, 5, 7, 9.

11. Курляндскш М. Передовая кафедра иностранных языков // Вестник высшей школы. 1941. № 7. С. 30-31.

12. КурляндскшIМ. Преподавание иностранных языков в вузах // Вестник высшей школы. 1941. № 1. С. 29-30.

0. N. MUSIKHINA. THE POSITION OF LANGUAGE TRAINING IN THE HIGHER TECHNOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA DURING THE 20-30-S OFTHEXXTH CENTURY

Foreign languages training in 1920-1930 years was the weak point in high school work. The author investigates the reasons of this situation, analyses postulates of this period, which were aimed at the improving of foreign languages training in the higher educational institutions.

Key words: the system of education, class approach, foreign languages knowledge.

H. К. Т0КТАР0ВА

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ И СРЕДСТВАХ ВЫРАЖЕНИЯ МОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматриваются способы и средства выражения модальных отношений, связь модальности с предикативностью и те отношения говорящего к действительности, которые выражаются модальными словами.

Ключевые слова: модальность, предикативность, логическое отношение, эмоциональное отношение, объективная действительность, средства выражения, модальные слова.

Известно, что модальность - это грамматико-семантическая категория, выражающая отношение говорящего к высказываемому, его оценку отношения сообщаемого к объективной действительности (1). Модальное отношение - это, прежде всего, логическое отношение к реальности. Эмоциональное отношение говорящего к последней также можно рассматривать как модальное. Ибо «обе эти сферы речевых явлений, в которых выражается объективная действительность в ее преломлении в общественном сознании людей, находятся между собой в самом тесном взаимодействии» (2).

Логическое отношение говорящего к действительности - первая и основная разновидность модальности - в первую очередь связано с предикативностью. Например, утверждение или отрицание обладает, с одной стороны, предикативностью, так как это сообщение о чем-то, с другой - модальностью, поскольку при этом выражается отношение говорящего к действительности.

Вопрос и повеление также являются, во-первых, сообщением о чем-то (о незнании, о желании знать, о желании, чтобы было сделано какое-то дело, и т. д.), т. е. обладают предикативностью; во-вторых, в них ясно выражена модальность, в данном случае это активное отношение к действительности.

Под предикативностью и модальностью понимают также отнесение высказывания к определенному времени. Так, в кумыкском языке имеет значение, наблюдал ли говорящий то, о чем сообщает, или нет. Такие отношения говорящего к действительности, как удивление, ирония, предположение, сомнение, раскаяние, уверенность, неуверенность, недоумение и т. д., относятся к модальности первого рода и тесно связаны с предикативностью. Особую группу, в меньшей степени связанную с предикативностью, составляют отношения говорящего к действительности, обнаруживающие чувства страха, ужаса, злости, гнева, ненависти, жалости, нежности, ласки, любви,

№ 4 (29), 2008 "Культурная жизнь Юга России "

восхищения, поощрения, похвалы, порицания, угрозы, возмущения.

Модальные отношения выражаются обычно совокупностью различных средств, без которых немыслима никакая речь, ибо они органически входят в предложение, являясь его необходимыми компонентами. Средства выражения модальных отношений условно можно разделить на три группы. К первой относятся те, которые формируют структуру сказуемого. Они включают аффиксы, выражающие одновременно и предикативность, т. е. личные аффиксы, аффиксы наклонений и времени. К этой группе принадлежат также вспомогательные слова, обычно употребляющиеся, в частности, в кумыкском языке в составе сказуемого болма ярсш - возможно, бугъсш - видимо, герек - надо, тарыкъ - необходимо, ярсш - ладно, можно и др. Средства, в той или иной степени определяющие модальные типы предложений, составляют вторую группу. Это частицы, вопросительные местоимения в роли частиц, междометия, порядок слов и интонация. Третья группа включает в себя специальные члены предложения, которые обычно называются вводными словами, вводными предложениями и обращениями.

Средства выражения модальных отношений используются в предложении обычно не отдельно, а в совокупности. Во всех типах предложений порядок слов и интонация сочетаются с другими средствами.

В кумыкском языке модальные слова, при помощи которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения их отношения к объективной действительности, выражают:

- логическую оценку высказывания, реальность сообщаемого: гертиденде - действительно, озокъда - несомненно, конечно, сезсюз — бес-спорно и др.;

- возможность, вероятность сообщаемого, предположение, сомнение в его достоверности: балики - возможно, болма ярсш - вероятно, бугъай - видимо и др.

Модальные слова лишены номинативной функции, они не являются членами предложения и грамматически не связаны со словами, составляющими предложение (3). Они могут употребляться в роли слов-предложений, чаще в диалогической речи: Сиз концертге баражакъмысыз? Озокъда.

Модальные слова используются и в качестве вводного слова с модальным значением: Балики, сиз ону хатирин къалдыргъансыздыр. -Возможно, вы его обидели.

Таким образом, мы видим, что модальность может выражаться грамматическими и лексическими средствами.

Литература

1. Словарь-справочник лингвистических терминов / под ред. Д. Е. Розенталя и М. А. Теленковой. М., 1976. С. 180.

2. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных слов в русском языке // Исследования по русской грамматике. Избранные труды. М., 1975"С. 49.

3. Словарь-справочник лингвистических терминов... М„ 1976. С. 181.

4. Хангиишев Ж. М. Кумыкский язык. Морфология. Махачкала, 1995. С. 231.

N. К. TOKTAROVA. THE PROBLEM ABOUT THE WAYS AND MEANS OF EXPRESSIONS OF MODAL RELATIONS

This article is dedicated to the Ways and weans of expressions of modal relations, connection of modality with the predicativity, the speaker's relation to reality which are expressed by modal words.

Key words: modality, predicativity, logical relations, emotional relations, objective reality, means of expressions, modal words.

Л.Б.ЗДАН0ВСКАЯ

ОСОБЕННОСТИ БАЗОВЫХ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИХ КОНЦЕПТ «СТРОЙКА»

В данной статье предпринята попытка прояснить вопросы, связанные с воспроизводимостью - основным категориальным признаком фразеологических единиц, реализуемым на ментальном уровне, и устойчивостью -относительным категориальным признаком, подтверждаемым их вариативностью.

Ключевые слова: концепт, стройка, фразеологизм, ментальность, устойчивость, воспроизводимость, вариативность.

К главным категориальным признакам фразеологических единиц (ФЕ) относят следующие: устойчивость (А. И. Молотков, В. А. Маслова, Л. А. Лебедева), воспроизводимость (Н. М. Шанский, С. Г. Гаврин, В. Н. Телия), мотивированность (В. В. Виноградов), фиксированный состав (С. Г. Гаврин, А. И. Молотков), контекстуальную огра-

ниченность (В. В. Виноградов, В. Н. Телия). При этом ряд исследователей настаивает на том, что фразеологизм должен обладать «набором дифференциальных признаков» (Н. М. Шанский). Для нас принципиальным является мнение, что фразеологизм имеет один обязательный и несколько факультативных признаков при наличии образ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.