Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРЕЧИЙ В ШКОЛЕ'

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРЕЧИЙ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наречие / грамматический строй / лексико-семантическая группа / системно-функциональный подход / adverb / grammatical structure / lexico-semantic group / system-functional approach

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жусип Мадина Жаксыбековна

В статье рассматривается проблема изучения наречия как самостоятельной части речи на основе системно-функционального подхода. Актуальность проблемы обусловлена тем, что наречие является наиболее сложной для изучения в школе частью речи и предметом специального исследования с точки зрения системно-функционального подхода; подчеркивается, что реализация такого подхода предполагает организацию учебного материала от грамматической формы к значению и к текстовой/синтаксической функции наречия; представлены некоторые лексико-семантические группы наречий в классификации разных ученых; приводится пример введения грамматического материала по изучаемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE SPECIFICS OF STUDYING ADVERBS AT SCHOOL

The article deals with the problem of studying adverbs as an independent part of speech based on a system-functional approach. The relevance of the problem is due to the fact that the adverb is the most difficult part of speech to study at school and the subject of special research from the point of view of a system-functional approach; it is emphasized that the implementation of such an approach involves the organization of educational material from grammatical form to meaning and to the textual/syntactic function of adverbs; some lexical and semantic groups of adverbs in the classification are presented different scientists; an example of the introduction of grammatical material on the topic under study is given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРЕЧИЙ В ШКОЛЕ»

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРЕЧИЙ В ШКОЛЕ

Жусип Мадина Жаксыбековна, магистрант кафедры русского языка и литературы филологического факультета, Южно-Казахстанский педагогический университет им. О. Жанибекова

Шымкент, Казахстан

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения наречия как самостоятельной части речи на основе системно-функционального подхода. Актуальность проблемы обусловлена тем, что наречие является наиболее сложной для изучения в школе частью речи и предметом специального исследования с точки зрения системно-функционального подхода; подчеркивается, что реализация такого подхода предполагает организацию учебного материала от грамматической формы к значению и к текстовой/синтаксической функции наречия; представлены некоторые лексико-семантические группы наречий в классификации разных ученых; приводится пример введения грамматического материала по изучаемой теме.

Ключевые слова: наречие, грамматический строй, лексико-семантическая группа, системно-функциональный подход

ON THE ISSUE OF THE SPECIFICS OF STUDYING ADVERBS

AT SCHOOL

Madina J. Zhusip,

Master's degree student of the Department of Russian Language and Literature, Faculty of Philology, South Kazakhstan Pedagogical University named after. O. Zhanibekova

Shymkent, Kazakhstan

Abstract. The article deals with the problem of studying adverbs as an independent part of speech based on a system-functional approach. The relevance of the problem is due to the fact that the adverb is the most difficult part of speech to study at school and the subject of special research from the point of view of a system-functional approach; it is emphasized that the implementation of such an approach involves the organization of educational material from grammatical form to meaning and to the textual/syntactic function of adverbs; some lexical and semantic groups of adverbs in the classification are presented different scientists; an example of the introduction of grammatical material on the topic under study is given.

Keywords: adverb, grammatical structure, lexico-semantic group, system-functional approach

Морфологическая система русского языка от древнейших рудиментарных языковых форм до нашего времени претерпела различные процессы упрощения и реконструирования системы словоизменения и словообразования. Современная система форм русского словоизменения и словообразования - это результат длительного исторического развития морфемики и морфологии. Многие правила в современном русском литературном языке объясняются лишь с учётом исторических процессов в развитии морфологического строя древнерусского языка.

В Х1Х веке ученые-лингвисты рассматривали наречие как синтаксическую категорию, учитывая его функционирование в составе словосочетаний, например: подошел и встал рядом и я живу рядом с университетом. Синтаксическая характеристика наречия

К вопросу о специфике изучения наречий в школе

определялась тем, что ему свойственно значение «вторичного признака». В дальнейшем детальное развитие лингвистической науки обусловило более глубокое изучение наречия и, соответственно, появление новых представлений о его лексико-грамматической природе.

Академик А.А. Шахматов выделил следующие группы наречий: качественные наречия (хорошо, плохо, отлично, стыдно и под.); наречия места (влево, вправо, здесь, там, туда, откуда и под.); количественные наречия (масса, много, мало, столько, тьма и под.); наречия бытия, состояния (вероятно, кажется, авось, должен и под.). При этом он включил в наречия слова-частицы типа нет, небось, ишь, вишь, глядь, бывало и др., которые он считал синтаксическими наречиями [1, с. 88].

В.В. Виноградов считал, что наречия соотносительны с именами, местоимениями и даже глаголами. Так, он выделял наречия предметно-обстоятельственные, соотносительные с именами существительными (вечером, поутру), наречия качественные и качественно-относительные, близкие к именам прилагательным (хорошо, красиво, высоко, искренне), наречия числовые, или количественные, соотносительные с именами числительными (столько, сколько, несколько, много) и наречия действенные, процессуальные (бегом, галопом, сидя), соотносительные с глаголами [2, с. 284-285].

Интересной в отношении происхождения частью речи является наречие. Главная особенность наречий в том, что значительная часть старых форм имен существительных и прилагательных сохранилась в языке в форме наречий: ливмя, зря, вчерась, кроме, шагом, замуж, поделом, слева, заново, докрасна, на карачках и др. По мнению Д.Н. Шмелева, «грамматические аномалии в языке - это почти всегда "осколки" каких-то былых закономерностей его системы» [3, с.31]. К грамматическим отступлениям, прежде всего, можно отнести наречия, правописание которых представляет значительную сложность при их изучении в школе. В этом случае исторический этимологический анализ структурно-семантических групп наречий способствует формированию орфографичесой бдительностии и предоставляет возможность понять закономерности связанных с наречием орфограмм.

С этой позиции примечательно мнение Ф.И. Буслаева: «Самый состав наречий свидетельствует о их древности в языке. Другие слова мы можем по своей воле склонять и слагать с приставками. Наречия же просклонялись и сложились с приставками уже до нас, оставшись навсегда с неподвижными флексиями. Таким образом, не подлежа нашему произволу в изменении окончаний и в сложении, наречия сохранили народный, живой характер: почему многие из них и были устраняемы из речи книжной» [4, с. 151].

В современном обществе, как и во все времена, очень важна роль речевой культуры -навыков грамотного употребления слов и их написания. Наречия Но механически запоминать или заучивать определенный набор рекомендаций, грамматических или орфографических правил бесполезно: это вряд ли поможет овладеть навыками свободной грамотной русской речи, а, наоборот, может отрицательно повлиять на процесс осмысленного познания. С этой целью при изучении наречий в школе следует обратить внимание учащихся на необычность, некоторую архаичность некоторых форм наречий, заинтересовать своеобразием словообразовательных элементов - как и из чего образовались наречия, помочь осмыслить происходившие раньше и происходящие сейчас языковые процессы для более содержательного, глубокого и качественного получения прочных знаний об образовании наречий и навыков их правописания и употребления в речи. Соответственно, к изучению наречий нужно подойти с учетом анализа их исторического происхождения, в силу того что «современная русская система форм словоизменения как плод длительного исторического развития не может быть объяснена только с точки зрения современных словообразовательных законов» [5, с. 46].

В период педагогической практики мы столкнулись с трудностями, которые испытывали учащиеся при изучении адвербиальных частиц, соотносительных с именами существительными. Данные формы наречий широко употребляются в современном русском

Жусип М.Ж.

языке, и делятся на две части: беспредложные и предложные образования. Беспредложные формы особых затруднений при написании у учащихся не вызывали. В большей степени употребительными из беспредложных словоформ являются словоформы с рудиментами творительного падежа, реже встречаются застывшие формы винительного и родительного падежей: босиком, вечером, залпом, пешком, весной, порой, даром, украдкой, верхом, кубарем, гуськом, кругом, долой, чуточку, капельку.

Значительные затруднения вызывало слитное или раздельное правописание предложных форм наречий. К числу предложных образований причисляются застывшие сочетания форм косвенных падежей имени существительного разными предлогами: сначала, сбоку, слишком, сплеча, сверху, сроду, с кондачка, с разбегу, издали, исполу, исстари, искони, доныне, довеку, донизу, доверху, до смерти, отроду, без толку, книзу, наутро, задаром, вверху, под боком, второпях.

Процесс адвербиализации форм имени существительного является процессом двусторонним, т.е. он определяется не только грамматическими отношениями существительного к управляющему глаголу или имени, но и семантическими соотношениями между соответствующим существительным и его словесным окружением, например, наречия с усилением творительного падежа: ходуном ходить, бегом бежать, есть поедом и т.п.; а также редупликации: давным-давно, полным-полно чин-чином, марш-маршем, честь-честью и т.п. [5, с. 91].

Изучение наречия в школе представляется нам как одним из самых интересных разделов морфологии, так и наиболее трудным в орфографическом плане, что предполагает разработку системы специальных заданий и упражнений, способствующих прочному усвоению правил правописания наречий.

Литература

1. Шахматов А.А. Из трудов А.А. Шахматова по русскому языку (учение о частях речи) // Хрестоматия: Русский язык в школе. - Саратов, 1998.

2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Уч.пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1996

3. Шмелев Д.Н. Архаичные формы в современном русском языке. - М.: Просвещение, 1990. https://www.google.kz/books/edition

4. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. - М., 1999. 629 с.

5. Алексеева О.В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского языка. М.: МГОУ, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.