Научная статья на тему 'Особенности изучения наречий в обучении русскому языку иранских студентов'

Особенности изучения наречий в обучении русскому языку иранских студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
951
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРЕЧИЕ / ADVERB / ЧАСТЬ РЕЧИ / PART OF SPEECH / ПРЕПОДАВАНИЕ НАРЕЧИЙ / TEACHING ADVERBS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Назари Фатеме Тораб

В персоязычной аудитории наречие является последней частью речи в ряду изучаемых знаменательных слов. Иранским студентам известен уже определенный круг слов-наречий и их роль в формировании предложения. Задача изучения данной грамматической категории для иранских студентов выявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системе других частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи. В центре внимания находятся обозначенные в учебнике разряды наречий, традиционно выделяемые в преподавании. При этом следует учитывать, что известную трудность для студентов представляют наречия меры и степени: вопросы к этим наречиям звучат необычно для учащихся (в какой степени? Как (долго)? невыносимо долго; насколько (быстрее)? вдвое быстрее), и дети не умеют их ставить. Труднее других осознаются иранскими студентами также наречия причины и цели. Следующий этап осознание процессов словообразования наречий позволяет закрепить уже приобретенные студентами знания и углубить имеющиеся представления об этой интересной развивающейся части речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES STUDY ADVERBS IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IRANIN STUDENTS

The Persian-language audiences adverb part of speech is the last in the series studied notional words. Iranian students has been known for a certain circle of words, adverbs and their role in shaping the proposals. The objective of this study grammatical category for Iranian students to identify the originality of adverbs as parts of speech, to determine its place in the other parts of speech, to find out the general and specific dialect features in comparison with the previously studied parts of speech. The focus is indicated in the textbook adverbs level, traditionally allocated to teaching. It should be borne in mind that a certain difficulty for students are adverbs of measure and degree: questions to those adverbs sound unusual for students (? To what extent As (long) unbearably long; how (fast) twice as fast?), And children I do not know how to put them. Harder other Iranian students also realized adverbs reasons and goals. The next step understanding the processes of word formation of adverbs allows students to consolidate the already acquired knowledge and to deepen existing ideas about this interesting part of developing speech.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения наречий в обучении русскому языку иранских студентов»

УДК 81.25

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НАРЕЧИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ИРАНСКИХ СТУДЕНТОВ

© 2016

Назари Фатеме Тораб, кандидат филологических наук, старший преподаватель, заведующая кафедрой «Русского языка» Университет Шахид Бехешти, Тегеран (Иран)

Аннотация. В персоязычной аудитории наречие является последней частью речи в ряду изучаемых знаменательных слов. Иранским студентам известен уже определенный круг слов-наречий и их роль в формировании предложения. Задача изучения данной грамматической категории для иранских студентов выявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системе других частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи. В центре внимания находятся обозначенные в учебнике разряды наречий, традиционно выделяемые в преподавании. При этом следует учитывать, что известную трудность для студентов представляют наречия меры и степени: вопросы к этим наречиям звучат необычно для учащихся (в какой степени? Как (долго)? - невыносимо долго; насколько (быстрее)? - вдвое быстрее), и дети не умеют их ставить. Труднее других осознаются иранскими студентами также наречия причины и цели. Следующий этап - осознание процессов словообразования наречий - позволяет закрепить уже приобретенные студентами знания и углубить имеющиеся представления об этой интересной развивающейся части речи.

Ключевые слова: наречие, часть речи, преподавание наречий.

FEATURES STUDY ADVERBS IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IRANIN STUDENTS

© 2016

Nazari Fateme Torab, candidate of philological sciences, assistant professor, head of "Russian Language"

Shahid Beheshti University, Tehran (Iran)

Abstract. The Persian-language audiences adverb part of speech is the last in the series studied notional words. Iranian students has been known for a certain circle of words, adverbs and their role in shaping the proposals. The objective of this study grammatical category for Iranian students to identify the originality of adverbs as parts of speech, to determine its place in the other parts of speech, to find out the general and specific dialect features in comparison with the previously studied parts of speech. The focus is indicated in the textbook adverbs level, traditionally allocated to teaching. It should be borne in mind that a certain difficulty for students are adverbs of measure and degree: questions to those adverbs sound unusual for students (? To what extent As (long) - unbearably long; how (fast) - twice as fast?), And children I do not know how to put them. Harder other Iranian students also realized adverbs reasons and goals. The next step - understanding the processes of word formation of adverbs - allows students to consolidate the already acquired knowledge and to deepen existing ideas about this interesting part of developing speech.

Keywords: adverb, part of speech, teaching adverbs.

Наречие - неизменяемая часть речи, что позволяет противопоставить эту категорию всем остальным знаменательным словам. В учебниках тема «Наречие» членится по параграфам на несколько частей, имеющих специфические учебные задачи. Прежде всего, у студентов формируется представление о наречии как о своеобразной лексико-грамматической группе слов, в силу своего происхождения обычно соотносимых с другими знаменательными словами: прилагательными (по прежнему пути - по-прежнему любить чтение), существительными (в миг этот страшный - вмиг уснуть), глаголами (ревмя реветь), числительными (вдвое), местоимениями (по-моему).

Наречие выступает как вторичное образование по отношению к основным частям речи, порождает трудности опознавания студентами этой грамматической категории, поэтому обучающиеся с самого начала вовлекаются в деятельность по узнаванию наречий в тексте. Сопоставляя предложения с наречиями и без них, студенты осмысляют роль наречий в высказывании, устанавливают их связи с другими словами и характер этих связей, определяют семантико-синтаксические функции наречных слов.

Такая деятельность делает актуальной для персоя-зычных студентов выделение тех основных признаков наречия, которые составляют основу определения этой части речи, а именно: наречие, примыкая к глаголу, прилагательному, другому наречию, обозначает прежде всего признак действия, а также признак признака; в предложении выполняет функцию обстоятельства и отвечает на обстоятельственные вопросы: как? каким образом? в какой степени? где? когда? и т.д.; наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается, не имеет никаких грамматических категорий (ни лица, ни числа, ни рода). Неизменяемость - главный морфологический признак наречия (исключение: формы сравнительной степени у слов, образованных от качественных прилагательных). Так как наречие - неизменяемая часть речи, у него нет

и не может быть окончания. Опираясь на указанные признаки наречия как части речи, студенты выполняют данную в учебниках серию упражнений на опознавание наречий.

Сопоставляя омонимичные словоформы, студенты убеждаются, что определить, к какой части речи относится то или иное слово, можно только в контексте (словосочетании или предложении). Так, слово ярко может выступать как краткое прилагательное среднего рода (Солнце ярко) и как наречие (Солнце ярко светит). Слово чудом может быть формой творительного падежа существительного чудо (Любоваться чудом природы), а может быть и наречием (Спастись чудом). В роли существительного с предлогом выступает сочетаниев пору в предложении Это произошло в пору глубокой осени; при слиянии существительного с предлогом мы уже имеем дело с наречием (Пальто пришлось впору).

Внимание студентов обращаются на то, что наречие утрачивает лексическое значение, свойственное соотносимой с ним словоформе имени существительного: слово (спастись) чудом семантически уже не связано с существительным чудо и имеет синонимический ряд «непонятно как», «по счастливой случайности». Так же и впору утратило значение «пора» (зимняя пора, пора молодости) и выражает лишь обстоятельный смысл «как раз», «тютелька в тютельку». Учет лексической семантики, прием подбора синонимов - надежный способ опознавания наречий..

Можно воспользоваться примером В. В. Виноградова [2]. Сопоставляя конструкции делать зло - зло смеяться

- лицо зло, где слово зло в первом случае является именем существительным, во втором - наречием, в третьем

- кратким прилагательным, студенты убеждаются, что существительное зло может изменяться, например, по падежам: делать зло, не делать зла, бороться со зломи т.д. Краткое прилагательное зло тоже изменяться, например по родам (лицо зло, собака зла, он зол). Но невозможно представить сочетания слов, при которых

могло бы измениться наречие: я смеюсь зло, он смеется зло, мы смеемся зло, ответить зло и т.д. Осознав все эти особенности (семантические, синтаксические и морфологические), взятые в совокупности, студенты воспринимают наречие как самостоятельную часть речи, противостоящую всем остальным.

Приемам разграничения наречий и других созвучных с ними словоформ в учебнике уделяется много внимания потому, что если наречие как часть речи не будет опознаваться обучающимися достаточно хорошо, то не удастся ни обогатить речь студентов наречиями, ни сформировать на должном уровне навыки правописания этой группы слов. Поэтому на первые занятия отводится три часа и предусматривается даже специальная контрольная работа на опознавание наречий.

Еще одна особенность наречия - «живописать» глагол - поясняется на определенном (лучше художественном) тексте, например таком:

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше, и в глубине ее, между черных стволов, безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери.

Бесшумно разнообразно струились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур.

Студенты видят, что в данном тексте одно из наречий определяет прилагательное, другое определяет наречие и три наречия определяют глагол. Это закономерно: наречие хотя и может относиться к различным самостоятельным словам, но чаще всего поясняет глагол.

Постепенно расширяя свои синтаксические функции, наречие стало примыкать и к причастиям (широко шагающий), и к деепричастиям (неуклюже подпрыгивая), и к числительным (почти двадцать), и даже к именам существительным в конструкциях типакофе по-турецки, школа напротив, бег взапуски, совсем молодец, где наречие обозначает уже признак предмета.

Конструкции, когда наречие примыкает к имени существительному, характеризуются тем, что в языке нет синонимичного наречию прилагательного выполняет наречие. Подчеркивая эту любопытную особенность, некоторые ученые склонны даже квалифицировать наречия в таких словосочетаниях («сущ. + нареч.»), как «несклоняемые прилагательные»: «От наречий как части речи нужно отличать несклоняемые прилагательные, т.е. слова, обозначающие признак предмета (а не признак действия или другого признака) и сочетающиеся с существительными: глаза навыкате, яйцо всмятку[11].

В учебнике принята традиционная для русистики точка зрения на анализируемые словосочетания: примыкающие к имени существительному неизменяемые слова (шапка набекрень, яйцо вкрутую, волосы ежиком и подобные) рассматриваются как наречия. В центре же внимания, конечно, находятся типичные для наречия значения признака действия и признака признака, реализуемые через словосочетания «нареч. + глаг.», «нареч. + нареч.», «нареч. + прил.», «нареч. + прич.» [6].

Не изучается в полном объеме роль наречий в предложении, поскольку студенты еще не имеют для этого необходимой синтаксической подготовки.

Основное внимание направляется на наиболее типичные, характерные для наречий синтаксические функции: наречие, примыкая к глаголу, обычно вступает в роли различных обстоятельств (ярко светит солнце, группа передвигалась пешком, тучи сплошь затянули небо, отряд выступил ночью,всюду идет стройкаи т.д.).

Вопросы субстантивации, когда наречие выступает в роли подлежащего (И вот наступило завтра) или дополнения (Узники ненавидели тягостное завтра), рассматриваются при изучении способов выражения членов предложения.

Тогда же рассматриваются и случаи употребления наречий в роли сказуемых типа Школа наша напротив ,а также в роли несогласованных определений (Он

любил чтение наизусть, носил брюки навыпуск).Таким образом, студенты должны знать, что наречия обычно поясняют глагол или признак и в предложении являются обстоятельством.

Второй шаг в изучении темы - знакомство студентов с разрядами наречий по значению. Если наречия опознаются ими, то эта вторая задача будет решаться вполне успешно. Как известно, научная грамматика по значению и грамматическим особенностям все наречия распределяет на определительные и обстоятельственные. Внутри первой группы выделяются качественные наречия (великолепно рисовать ) и наречия меры и степени, количественных оттенков(ярко пламенеющий закат).

Вторая группа объединяет слова, имеющие различные обстоятельственные значения(приехал вчера, прочитал второпяхи др.).

По программе не дается деления наречий на две группы: все наречия по значению просто делятся на наречия образа действия (радостно, волнующе, босиком, пешком), меры и степени(очень, весьма, надвое, немного), места (никуда, где, вдаль, кругом), времени (днем, спозаранку, тогда, потом),причины (со зла, сгоряча, сослепу, сдуру, второпях), цели (назло, нарочно, зачем). Наречий причины и цели очень мало, но они довольно частотны в речевом употреблении.

Характеристика возможной организации процесса обучения по теме «Словообразование наречий» изложена в главе «Морфемика и словообразование». Однако хочется прояснить некоторые моменты, важные для формирования общего понятия «наречие».

1.Уясняя словообразование наречий, студенты закрепляют, совершенствуют способность опознавать эту часть речи в контексте и одновременно получают своеобразную подготовку в осмыслении правописания наречий.

Сведения о том, что среди наречий выделяется «старинная» группа слов, не имеющая живых связей с другими словами современного русского языка, позволяют выделить эти слова, лучше осмыслить их значение и запомнить правописание. Это не только не вызывающие трудностей при письме наречия типа здесь, теперь, там, туда, оттуда ,но и такие слова, как невдомек, насмарку, дотла, с панталыку, с кондачка, набекрень, опрометью, невзначай, врасплох, впросаки подобные. Эти слова, проясняющие свое значение лишь при этимологическом изыскании, могут быть предложены для заучивания при изучении словообразования наречий.

2. Отличительная черта наречий состоит в том, что они сохраняют живые связи со словами других частей речи, и класс наречий постоянно пополняется за счет, главным образом, прилагательных и существительных.

Студенты еще и еще раз убеждаются, что, образуясь от всех знаменательных слов русского языка, наречие утрачивает категории рода, числа, падежа, времени, вида, залога, которые были свойственны тем словам, от которых то или иное наречие образовалось. Наречие теряет способность иметь при себе согласуемые и управляемые слова. Затемняется морфологический состав слова; от которого образовалось наречие, так как бывшие приставки, окончания проступают слабо в общем значении слова и даже вовсе перестают ощущаться(даром, совсем). При этом могут существенно расходиться лексические значения наречия и слова, от которого это наречие образовалось (говорить начистоту - обратить внимание на чистоту помещения).

Все эти изменения могут быть выражены ярче или слабее в зависимости от того, каким путем возникло наречие: с помощью особых словообразовательных морфем (суффиксов и приставок) или путем перехода в наречия разных форм других частей речи (адвербиализация). Если наречие возникло в результате перехода какой-либо формы другой части речи в наречие, то обычно лексические значения одного и другого слова расходятся довольно ощутимо: «существительные теряют

свое предметное значение; например, наречия капельку, смертьв предложениях Капельку простудился, Смерть люблю театр обозначают только меру (капельку -чуть-чуть,смерть -очень) и не имеют предметного значения.

Но наречия возникают и с помощью морфем, совпадающих по звучанию с той или иной частью слова, от которого данное наречие образовалось:прекрасно(суффикс-осовпадает с окончанием кратких прилагательных среднего рода),по-новому(приставкапо-и суффикс-омусов-падают с предлогомпои окончанием-ому,образующими форму дательного падежа имен прилагательных). Подобные слова как наречия проявляются лишь в контексте.

Таким образом, характеризуя ту или иную лексико-морфологическую группу, необходимо подчеркивать способы образования входящих в нее наречий, поскольку эти способы накладывают известный отпечаток на семантические и морфологические особенности образуемых слов, на их правописание.

Все предшествующие этапы обучения готовят студентов к овладению нормами правописания наречий. Орфография наречий представляет собой пеструю картину, включая многие ранее изученные правила и специфические для наречий нормы правописания. Приходится работать сразу со всеми орфограммами, однако акцент делается на специфично наречные написания, т. е. на правила слитно-дефисно-раздельного письма; на написание наречий как самостоятельных слов в отличие от существующих сходных словоформ других частей речи. Поэтому, прежде чем решать вопросы собственно орфографические, каждый раз приходится обращаться к грамматике, определяя принадлежность слова к части речи (наречие или не наречие). А решить этот вопрос, как известно, бывает не всегда просто, поскольку в процессе развития языка постоянно возникает множество переходных форм.

Тренируя студентов в умении отличать наречия от похожих предложно-падежных сочетаний, преподаватель подбирает примеры, позволяющие противопоставить наречия не только по написанию (слитно-раздельно), но и по значению: вначале(сперва) -в начале, вовремя(как раз) -во время, наголову(окончательно) -на голову, совсем(окончательно) -со всем, затем(потом) -за теми т. д.

Таким образом, на первых занятиях, когда студенты должны «почувствовать наречие», не следует давать де-фисных и раздельных написаний, а также наречий, по своему лексическому значению близких к предложно-падежным образованиям(вдаль - в даль моря, кверху - к верху мачты).

Когда же усвоены отличительные признаки наречия как части речи, разряды наречий по значению и дано общее представление о способах образования наречий, студенты приступают к освоению правописания второй группы наречий, имеющих полуслитное написание. От только что изученных слитно пишущихся наречий группа полуслитных написаний отличается тем, что эти наречия по своему смыслу близки соответствующим предложно-падежным формам:поступить по-нашему -по нашему мнению, идти по-медвежьи - по медвежьим следам.

Через дефис пишется сравнительно небольшая группа наречий с приставкой по-, если эти наречия оканчиваются на-ому(-ему)или-и (-ски, -цки, -ьи):

Когда общие закономерности написания наречий поняты студентами, можно переходить ко второму этапу обучения - изучению частных орфографических правил. Некоторые из этих правил уже известны по другим частям речи: употребление букв о - е, ь после шипящих в конце слов(хорошо - певуче, вскачь);слитное или раздельное написание не с наречиями на-о (-е):нехорошо (плохо) - не хорошо, а дурно; написания типаеле-еле, чуть-чуть, крепко-накрепко.В учебнике тренировочный материал дается в обобщенном виде применительно к

разным частям речи, а не только к наречию.

Трудным для усвоения является правописание нн и н в наречиях на-о (-е), так как применение правила связано со сложным грамматическим анализом. Формулировка правила проста: «В наречиях перед суффиксами-о (-е) пишется нн, если эти наречия образованы от прилагательных с двумя н, и пишется одно н, если наречия образованы от прилагательных с одним «н». Но ученику, во-первых, бывает трудно отличить наречие от краткой формы причастия(маленький отряд действовал организованно - организовано новое предприятие), во-вторых, нелегко решить, сколько н пишется в самом прилагательном, которое может быть и отпричастного происхождения(испуганный,но путаный).Умению провести этот грамматический анализ и приходится учить в первую очередь.

Краткая форма причастия от наречия отличается прежде всего синтаксически: причастие выступает в роли сказуемого, наречие - в роли обстоятельства (см. ранее приведенный пример). К сожалению, как уже отмечалось, студенты не изучали в требуемом объеме синтаксис. Поэтому, чтобы облегчить процесс усвоения правила, предлагаются упражнения, рассчитанные на противопоставление значений одинаково звучащих слов (на предыдущих занятиях студенты выполняли подобные работы): организовано (кто-тоорганизовал новоепред-приятие - действовать(как?)организованно, т.е. сообща. В первом случае перед нами глагольная форма, краткое причастие, во втором - наречие, дающее действию качественную оценку.

Что касается правописания наречий типа огненно горело солнце,сонно плещется вода,торжественно зву-чатслова, искренн еговорить,то здесь для студентов нет особенных трудностей: правила написания опираются на известные им понятия.

Наконец, правописание других наречий, образованных от имен прилагательных с предлогами, при достаточном количестве тренировочных работ усваивается довольно легко, поскольку эти наречия, как правило, не имеют звуко-буквенных параллелей в современном русском языке. Очень полезен в данном случае выборочный диктант. Преподаватель читает предложения, а студенты выписывают наречия только «на правило», распределяя их по группам: наречия на-о (с приставкамив-, на-, за-),наречия на-а(сприставкамис-, из-, до-)и прочие наречия: на-у(сослепу, сдуру, смолоду), на-е(вдалеке, вскоре, вчерне).Предложения могут быть взяты и из упражнений учебника, и из любого сборника диктантов.

Обратим внимание еще на несколько правил.

Во первых, необходимо остановиться на правописании наречий, соотносимых с предложно-падежными формами имен существительных типа в верх дома -вверх, в даль степи - вдаль, которые по своему лексическому значению не противопоставлены именам существительным.

Подобные написания в силу семантической близости соотносимых частей речи гораздо труднее усваиваются студентами, чем противопоставленные по смыслу пары типа набегаться в волю(сколько хочешь) -вволю верилось с трудом; вмиг(сразу, мгновенно) -в миг удачи и т. д.

При решении вопросов написания форм типа (в) глубь, (в)низ,(с) верхуна первый план выдвигается уже не разница в значении слов и даже не решение вопроса о том, каким членом предложения являются противопоставляемые слова или сочетания слов (во всех случаях ставятся одинаковые обстоятельственные вопросы), а все внимание обращается на наличие зависимых слов.

Немалую группу составляют переходные словоформы, находящиеся в процессе «онаречивания»: налету, в шутку, на ходу и т. д. Такие написания (список их дается в учебнике) заучиваются наизусть, и, конечно, надо всячески поощрять обращение студентов к словарю, когда приходится употреблять при письме наречия.

Во-вторых, уделяется внимание и местоименным наречиям (термин «местоименные» не вводится) с приставками не-, ни-.

Большее число этих слов составляют группу отрицательных наречий, отдельные слова (несколько, неку-да)являются неопределенными наречиями. В основном же неопределенные наречия образуются с помощью морфем-то, -нибудь, -либо, кое-, которые, как студенты уже знают, присоединяются с помощью черточки: куда-нибудь, откуда-либо, где-то, кое-где.Нужно подчеркнуть, что наречия неоткуда и ниоткуда пишутся в одно слово. [6: 59]

Изучая разряды наречий, студенты имеют возможность наблюдать образность качественных наречий (чайка роскошно купалась в лучах солнца, таинственно мерцали звезды, по-кошачьи ловко двигаться), выступающих как эпитеты и художественные сравнения; точность, «мыслеемкость» обстоятельственных слов и наречий степени (интенсивность признака):страшно исхудавший, чересчур доверчивый , всегда веселый, рассердить умышленно расстроиться поневоле.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Разработки преподавателя на основе учебника Пулькиной И. М. М., 1968. С. 414-426.

2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове». М., 1947. С. 344.

3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. I. М., 1967. С. 396

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.,1990. С. 181-182.

5. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. С. 130.

6. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учебнику 7 класса общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М. М. Разумовской. М., 1997. С. 51.

7. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938. С. 113.

8. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростнецова и др. М.: 2005.

9. Ориентировочное планирование по русскому языку для 7 класса на 2004/2005 учебный год / Т.А. Костяева // Русский язык в школе. 2004. № 5-6.

10. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич. М., 1966. С. 268.

11. Справочник школьника по русскому языку. 5-11 классы / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996. С. 110.

12. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 2. СПб, 1903. С. 325.

13. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. С. 180-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.