ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94 (470.67)
Гусейнова Б.М.
к.и.н., доц. Кафедры истории Дагестана ДГУ
г. Махачкала, РФ E-mail: mrm21081979@mail.ru
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ДАГЕСТАНСКОГО ВОЕННОГО СОСЛОВИЯ
Аннотация
Статья посвящена одной из малоизученных тем в истории военного дела Российского государства -возникновению и становлению дагестанского военного сословия, а так же роли российской администрации на Кавказе в этом процессе. Кроме того, в статье отмечается значимость и необходимость формирования надежной опоры для России в лице национальной элиты в Дагестане в XIX столетии.
Ключевые слова Дагестан, Кавказ, военное сословие, XIX в., феодальная знать.
В разные исторические периоды у различных народов военное сословие являлось привилегированной частью общества. В процентном соотношении военные - далеко не самый представительный слой населения, играющий, однако, важнейшую роль в общественной и политической жизни тех или иных стран. В этом смысле военное сословие Дагестана является темой наименее изученной специалистами -кавказоведами. Само начало процесса формирования воинского сословия в регионе исследователи относят к периоду присоединения Дагестана к России. В значительной степени этому способствовало стремление российского командования к укреплению своих позиций, как стратегических, так и политических, для чего необходимо было использовать местные военные ресурсы. Эта практика зародилась еще в конце XVIII в. когда российская администрация начинает жаловать высокие военные чины дагестанским владетелям, стремясь «привлечь на свою сторону ключевую силу региона, способную оказать сопротивление» [2, с. 34].
Так, например, еще в 1722 во время году Персидского похода Петра I Шамхал Адиль-Герей Тарковский получил по велению царя чин генерала. В 1800 году Мехти - Шамхал был возведен в чин генерал-лейтенанта русской армии при годовом жаловании 6 тыс. рублей, а его брат Абу-Муслим в 1832г. - в чин майора. Идя по карьерной лестнице и получив в 1836, 1837 годах очередные звания, в 1856г. при коронации Александра II он получает звание генерал-адъютанта. К этому списку можно добавит и имена других дагестанских владетелей [8, с. 249]: Султан Ахмед-хан Аварский, уцмий Кайтагский Ахмед-хан, Аслан-хан Кюринский, Агалар-хан Казикумухский и др. Но уже к концу 60-х гг. XIX в. эта практика была прекращена так как «борьба горцев была подавлена и отпала необходимость в лояльности феодальной знати Дагестана» [3, с. 67].
В целом уже небольшой исторический анализ позволяет нам сделать вывод о том, что уже в начале XIX в. российские власти проводили масштабные мероприятия по привлечению горцев к военной службе в рядах русской армии с целью формирования значительной прослойки населения поддерживающей русскую администрацию.
Уже в 30-е гг. начинается реализация программы предусматривавшей воспитание нового поколения военнослужащих из детей горского происхождения. Согласно принятой программе дети 12-летнего возраста, получив начальное образование в Тифлисе, направлялись для продолжения учебы в кадетские корпуса и военные училища Москвы и Санкт-Петербурга. Окончив обучение в соответствующих учреждениях, они должны были отслужить 5 лет в России, после чего возвращались на Кавказ. В 1831 году императором Николаем I был подписан указ «О выпуске воспитанных в кадетских корпусах горцев» предписывавший получивших кадетское образование горцев командировать на Кавказ для прикрепления их к казачьим полкам. «первый транспорт с молодыми горцами прибыл в Петербург с Кавказа в 1830 г. С
~ 50 ~
тех пор ежегодно в столицу прибывали новые партии будущих кадет из горцев, в общей сложности не более 30 горцев» [10, с. 115].
Первым подобным заведением, соответствующего направления был Дворянский полк в Петербурге, образованный в 1809 г. и переименованный в 1855г. в Константиновский кадетский корпус. За 100 лет существования его окончили 21807 человек, 265 из которых были кавказцы. Существование таких заведений в России вызвало неоднозначную оценку. В частности великий русский военачальник М.И. Кутузов писал что «кадет учили всему: астрономии, архитектуре, рисованию танцам, красноречию, бухгалтерскому делу, однако они не умели стрелять в цель, не были обучены штыковому бою и совершению маршей, имели смутное представление о боевых порядках» [1, с. 82].
Другими словами обучающиеся в данном учреждении кадеты с военным делом имели лишь касательное ознакомление. Лишь несколько раз в году все заведения, данной направленности, дислоцированные в столицах, сводились в батальоны и полки для совместных парадов и маневров.
Очередным этапом в становлении российской системы военного образования для северокавказских народов стали 40-е гг. XIX в. русское административное управление на Кавказе приступает к планированию подготовки горских офицерских кадров через выделение вакансий в военно-учебные заведения России. Немалую роль в становлении военной прослойке среди коренного населения Кавказа, способствовало и открытие при полках школ. В частности таковые были открыты в Темир-Хан-Шуре, в Самурском полку в Дешлагаре.
По инициативе полкового лекаря С. Костемировского при Дагестанском конном полке была открыта школа для детей и братьев всадников.
30 октября 1859г. был составлен проект «Устава горских школ для распространения гражданственности и образования между покорившимися горцами и для доставления служащим на Кавказе семейным офицерам и чиновникам средств для воспитания и обучения детей». [6, с. 37]. В 1861г. в при Апшеронском полке в Темир-хан-Шуре была открыта горская окружная четырехклассная школа с общежитием на 40 человек, из которых 25 мест было закреплено за представителями знати.
В 60-егг. XIX в. развитие в этом направлении продолжилось. В 1869г. Наместник Дагестанской области обратился к Наместнику на Кавказе с представлением о преобразовании горской школы в прогимназию, аргументируя это тем значением «которое имеет воспитание горцев в наших учебных заведениях» и «для представления здешнему служащему сословию военных офицеров и чиновников возможным дать своим детям первоначальное образование». Данное представление было удовлетворено.
В последующем прогимназия была преобразована в реальное училище. По мнению властей: «Подобные учебные заведения более удовлетворяли бы потребностям общества, ибо оно в большинстве состоит из военных, которые желали бы своим детям дать военное направление, да и горцам более доступно из них реальное образование, чем классическое». С 1863 по 1876 гг. 56 из 66 выпускников, окончивших Темир-Хан-Шуринскую горскую школу, выбрали впоследствии для себя именно военную службу. Однако в большинстве своем все же это были дети русских военных. Дагестанцев было всего 13 человек: Гаджи-Бутай Абдулрахимов, Бакай Амиров, Сулейман Дамаданов, Магома Ибрагимов, Мута Идрисов, Имам Имаммирзаев, Муса Кондауров, Абдурахман Ахмедов, Ахмед-хан Айдемиров, Хаджи-Омар Булач, Омар Каранаилов, Исаак Пиралов, Нурудин Шамхалов [5, с.38].
В период с 1883 по 1890 гг. 39 из 74 выпускников Темир-Хан-Шуринского реального училища избрали для себя профессию военного. Из выбравших ддля себя военную карьеру 8 человек были представители коренного населения: Биакай Абдуллаев, Даниял Апашев, Абдулгаджи Бутаев, Омаргаджи Бутаев, Сиражутдин Казаналипов, Джафар Мусаев, Багома Сулейманов, Крым-Герей Хамзаев [6, с. 54].
За период своего существования Темир-Хан-Шуринское училище подготовило 210 выпускников, 81 из которых поступили в высшие учебные заведения и 116 человек поступили на военную службу [9, с. 62].
Из вышесказанного ясно видно, что многие слушатели Темир-Хан-Шуринского реального училища избрали для себя благородную и уважаемую в обществе профессию - профессию защитника Отечества.
Неотъемлемой частью российского военного образования стали кавказская учебная рота, дворянские полки, полковые и батальонные школы, кадетские корпуса, школы прапорщиков, кавалерийские училища.
Конец XIX в. ознаменовался формированием целых династий северокавказцев, главным призванием
~ 51 ~
которых стало военное дело. Несмотря на указанные достижения, все же следует отметить, что вплоть до установления Советской власти горцы Северного Кавказа не имели равных прав с народами Закавказья. Ни один горец не имел возможности получить высшее военное образование, поступив в Императорскую военную академию.
Необходимо отметить, что огромную роль в деле воспитания и обучения горских детей сыграла Кавказская областная гимназия, открывшаяся в 1837 году в Ставрополе. Уже с 1850 по 1887гг. здесь прошли обучение 7191 человек, 1739 из которых были горцы.
К началу ХХ в. общее число обучаемых гимназистов составляло более 800 человек, из которых 97 были горского происхождения (43 - из Дагестана, 21 - из Терской, 18 - из Кубанской области, 6 - из Закатальского округа и т.д. ). По утверждению Э.М-Г. Зульпукаровой было «открыто 49 казенных стипендий для ежегодного направления в Ставропольскую гимназию детей горских феодалов и офицеров. Собственно Дагестану выделялось из них 35 вакансий. В целом с 1890г. из Дагестана в Ставропольскую гимназию было отправлено 124 человека, из которых ее окончили30 человек, т.к. не всегда хватало стипендий. Многие выпускники Ставропольской гимназии, как и Темир-Хан-Шуринского реального училища, станут впоследствии военными» [4, с. 170].
В стратегической установке в отношении кавказских народов, нацеленной на постепенное социальное «врастание» горцев в состав российского общества, важнейшую роль играло формирование из числа местного населения постоянных воинских частей. Список использованной литературы:
1. Абдуллаева М.И. Воинская служба горцев Северного Кавказа в Собственном конвое императора (18281881) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. № 45. Махачкала, 2012
2. Абдуллаева М.И. Дагестанцы на военной службе в XIX- начале XX вв. Повседневная жизнь. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2016.
3. Военная энциклопедия / Под ред. В.Ф. Новицкого и др., СПб.: Изд-во И.В. Сытина, 1911-1915. Т. 8.
4. Зульпукарова Э. М-Г. Формирование и деятельность дагестанской интеллигенции. Конец XIX - середина XX века. Махачкала, 2003.
5. Козубский Е.И. История Дагестанского конного полка, Петровск, 1909.
6. Кривенко В.С. Кавказские добровольцы // Новое время. 1904. № 85
7. Кузнецов А. Императорский Конвой // Наука и жизнь. 2001. №1
8. Петин С.И. Собственный Его Императорского Величества Конвой. СПб., 1899.
9. Плотников Д.Н. Собственный Его Императорского Величества Конвой// Военно-исторический журнал. М., 1991. № 5.
10.Поляков Ю.А. Слово о Северном Кавказе//Северный Кавказ: геополитика, история, культура. Материалы всероссийской конференции Москва-Ставрополь, 2011.
© Гусейнова Б.М., 2018
УДК 93/94
А.М. Черин
магистрант РГУ имени С.А. Есенина
г. Рязань, РФ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ «V СОЗЫВОВ
Аннотация
Статья посвящена актуальной и малоисследованной теме в истории России - деятельности Рязанских