Научная статья на тему 'К вопросу о современной информационной картине мира'

К вопросу о современной информационной картине мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1103
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕДИАРЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЙНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комаров Евгений Николаевич

В статье анализируются особенности формирования современной информационной картины мира, а также механизмы влияния медийной реальности на формирование индивидуальной картины мира потребителя медиапродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современной информационной картине мира»

Язык СМИ

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТИНЕ МИРА

Е. Н. Комаров

В статье анализируются особенности формирования современной информационной картины мира, а также механизмы влияния медийной реальности на формирование индивидуальной картины мира потребителя медиапродуктов.

Ключевые слова: информационная картина мира, средства массовой информации, информационное пространство, медиарель-ность, медийная среда.

Впечатляющий научно-технический и технологический провыв, стремительная информатизация всех сфер общественной жизни закономерно привели к глобальным изменениям мира и неизбежной эволюции представлений социума о нем. Нескончаемый информационный поток, зародившийся в прошлом веке, продолжает стремительно расти и в третьем тысячелетии. Через него сегодня индивид получает практически неограниченный доступ к идеям, суждениям, взглядам и ценностям. Производя их отбор, анализируя и приводя в определенную систему в соответствии с собственными взглядами и предпочтениями, индивид, в конечном итоге, формулирует и выстраивает линию своего поведения. Сегодня смелому пересмотру подвергаются базовые научные концепции, стремительно расширяются границы человеческого познания. Таким образом, с одной стороны, происходящие изменения неизбежно способствуют прогрессу во всех областях социальной жизни, а с другой - значительно затрудняют ориентацию индивида в новом изменяющемся мире, где каждый волен поклоняться своим «кумирам», опираться на любые идеологические и ценностные установки.

На первый взгляд современному человеку не представляет особого труда сформировать свою собственную картину мира. Однако современный этап развития научного познания характеризуется не только появлением новых направлений, но и интеграцией наук, высокой степенью междисциплинарности. При этом каждая область познания вырабатывает собственные картины мира.

61

Lingua mobilis №7 (26), 2010

Информационный взрыв, появление различных теорий информации, позволили осознать важность и значительность информационных процессов. Признание доминирующей роли средств массовой информации во всех сферах социальной жизни позволило предположить, что современный человек репрезентирует реальность преимущественно через концепцию информационной модели мира.

Рождаясь, человек приходит в мир реалий, из которых складываются предметы его культурной среды. У индивида формируются первоначальные самые элементарные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Происходит формирование основ картины мира, которые позже дополняются знаниями, существующими и разделяемыми в данной социокультурной среде.

Информационная картина мира - это частная картина мира, моделируемая сообщениями, исходящими от СМИ, и представляющая собой некий событийный срез реальности. Если в прошлом информационную картину мира формировали сельский сход, община, слухи, общественное мнение, т.е. устная информация, передаваемая от человека к человеку, то с появлением средств массовой информации функция моделирования информационной картины мира перешла к ним.

По мнению целого ряда отечественных и зарубежных исследователей, культура, включая воспитание и межличностные отношения, берут свое начало в средствах массовой информации. Современный человек познает мир окказионально, методом проб и ошибок, накапливая хаотичные знания, полученные из личного опыта, теле- и радиопередач, газет, сведений, приобретенных случайно или в силу какой-то необходимости. Свои идеи и взгляды, позволяющие оценить, классифицировать и привести в систему впечатления от предметов и явлений, человек в основном черпает из средств массовой информации. «Культура общества превращается в собрание разных историй, и именно это соединение случайных элементов создает и определяет «мозаичную культуру» [1. С. 96].

Обращаясь к популярным и часто некачественным медиапродуктам, индивид спорадически поглощает и перерабатывает значительное количество информации. При этом он стремится обнаружить и идентифицировать новые для себя образы и понятия, установить связи с уже существующими и категориально квалифицировать «информационные блипы», чтобы, в конечном итоге, привести их совокупность в более или менее целостную систему.

62

Язык СМИ

Однако новые образы и представления часто не поддаются классификации. Они либо не укладываются в старые категории и представления, либо «имеют странную, текучую, бессвязную форму» [2. C. 99]. Человек в современном обществе вынужден самостоятельно собирать, сортировать и компилировать из отдельных фрагментов целостную картину. Однако вряд ли возможно найти людей, у которых «механизмы компиляции» картины мира функционировали бы одинаково.

Доступность и вездесущность новостной информации приводит к тому, что она практически мгновенно становится достоянием больших масс реципиентов и оказывает серьезное воздействие на формирование обыденного сознания. Доступность и одновременно отстраненность потребителей информации от собственно события, приводит к тому, что новостные сюжеты трагического содержания (катастрофы, войны, гибель людей) могут восприниматься в одном ряду с кино- и телефильмами, а грань между реальностью и вымыслом стирается.

Поскольку модели реальности константно транслируются через различные каналы информации у индивида все реже возникает потребность в создании собственной картины мира. Он, чаще всего, заимствует ее из средств массовой информации. «Коммуникация - это вторжение в систему сознания реципиента, построение в его когнитивной системе определенной модели мира, не обязательно совпадающей с моделью мира говорящего и онтологически существующей картиной мира» [3. C. 123].

Сегодня телевидение и интернет, став всепроникающими «инструментами» формирования сознания, через пространственное, модельноизобразительное отображение мира репрезентируют его информационную картину. Благодаря мгновенности осуществления связи они снижают значение ежедневной прессы, благодаря доступности - значение кино, а благодаря легкости восприятия - значение книг.

Телевидение не отражает более фрагменты реальности, а, скорее, производит или конструирует ее. Реальность является продуктом дискурса, кодирующего ее посредством телевизионных камер и микрофонов. «Кодирование придает реальности смысл, который является идеологическим. Представляемое является идеологией, а не реальностью. Эффективность такой идеологии усиливается за счет портретного изображения, присущего телевидению» [3. C. 174]. Телевидение представляет реальность посредством образов. Причем

63

Lingua mobilis №7 (26), 2010

акцент делается не на содержании, а на форме представления, т.е. «образ становится более важным, чем референт. Результатом этого является развитие целой индустрии «манипуляции образами». Поэтому Дж. Бодрийяр охарактеризовал современное общество как насыщенное образами [4. C. 175, 177].

Современная информационная картина мира - это совокупность фрагментов информации, которые производятся и потребляются на местном, региональном, национальном и международном уровне. Информационная картина мира формируется различными субъектами информационной деятельности (индивиды, социальные институты и т.п.) в процессе их взаимодействия. Компоненты информационной картины мира содержатся, безусловно, в книгах, произведениях живописи, музыке, материалах средств массовой информации, но неоспорим и тот факт, что сегодня в основном телевидение, интернет и пресса определяют содержание информационной картины мира современного человека. Вместе с тем ее полнота и содержание находятся в зависимости от технических возможностей, т.е. количества телевизионных каналов, доступных для просмотра, и наличия доступа к интернету.

В последние десятилетия во всем мире отмечена тенденция к преобладанию интереса потребителей информации к сообщениям местной и региональной тематики. Местные (региональные) печатные и электронные СМИ привлекают массовую аудиторию, прежде всего, своим содержанием, в котором отражается местная специфика.

Жители одного региона, несмотря на различие возрастных, половых и прочих социальных характеристик, имеют общую понятийную и ценностную основу для обозначения реалий действительности. Особенности существования индивида в относительно замкнутом социуме накладывают отпечаток на его психологию и соответствующим образом вербализуются. Можно предположить, что через местные и региональные СМИ транслируются материализованные признаки ценностного мировосприятия и миропонимания, характерные для жителей определенного региона.

Средства массовой информации обеспечивают социализацию человека в условиях сложной среды обитания в современном обществе, обучая новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции поведения и деятельности в разнообразной обстановке.

СМИ, создающие информационное пространство, сегодня оказались самым эффективным инструментом формирования ценностных ориентаций общества. Они являются определяющим элементом, ме-

64

Язык СМИ

няют природу социальных групп, регулируют взаимодействие групп или субъекта с новой для него средой и создают модель реальности современного индивида.

Возвращаясь к вопросу о роли СМИ в формировании информационной, и как следствие, ценностной картины мира индивида и социума, мы предполагаем существование своеобразной виртуальной информационной реальности, определяемой нами как медийная реальность.

Медиареальность - это комплекс образов действительности, константно производимый и транслируемый СМИ в адрес совокупности реципиентов в форме медиасообщений, активно воздействующий на формирование, в конечном итоге, коллективного сознания социума. Это производимая и транслируемая СМИ картина мира, состоящая из тщательно отобранных сообщений самой разнообразной тематики о событиях, являющихся элементами ежедневной социальной практики социума, его социальной реальности.

Являясь продуктом социальной реальности, медиареальность стремится, вместе с тем, подменить ее собою. Массированное давление, которому каждодневно подвержены индивиды, ведет к постепенному замещению непосредственного живого общения потреблением транслируемого образа действительности.

Формировавшиеся ранее исключительно внутри самой социальной реальности, к которой они и относятся, индивидуальная картина мира, ценности и поведенческие императивы, в таких условиях, по существу, вынесены за ее рамки, поскольку их формированием в значительной степени руководит медийная реальность. Именно она во многом диктует правила жизни в социальной реальности, манипулируя реалиями повседневной жизни, вкусами, привычками, эстетическими и политическими пристрастиями и т.п. Медийная реальность начинает постепенно замещать социальную реальность, создавая медийную среду обитания индивида, своеобразную квазиреальность.

Медийная среда, в которой индивид проводит ежедневно несколько часов, по своему объему начинает приближаться к социальной реальности, а по своей притягательности значительно ее превосходит. Одной из основных черт этой новой реальности является то, что индивид не видит того, что находится у него прямо перед глазами или за окном, вместо этого он видит то, чего нет поблизости.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в направляемых индивиду средствами массовой информации относительно реалистич-

65

Lingua mobilis №7 (26), 2010

ных образах действительности, создающих медийную квазиреальность, существует свой параллельный комплекс ценностей, которые способны, в конечном итоге, влиять на комплекс ценностных представлений индивида, сформировавшийся в условиях реальной социальной практики.

Полисемичность текстов СМИ, обеспечиваемая языковой системой, и вытекающая из этого множественность интерпретаций ставят актуальный для исследования деятельности СМИ вопрос о том, как медиасообщения и реальность соотносятся между собой. Выявление степени соответствия текстов СМИ реальности является важным аспектом отношения «индивид - СМИ». Масс-медиа репрезентируют реальность для индивидов, поэтому релевантными оказываются размышления о том, насколько полно и точно СМИ репрезентируют реальность, а также о том, чья реальность попадает через коммуникационные каналы в поле зрения социума.

Список литературы

1. Злобин, Н.С. Становление информационного общества и перспективы личности // Цивилизация. Культура. Личность / Отв. ред. В.Ж. Келле. М., 1999.

2. Тоффлер, О. Третья волна // США - Экономика, политика, идеология. 1982. № 7.

3. Самосудова, Г.Г. Художественный текст - субъективный образ объективного мира // Концептуальная картина мира и интерпретативное поле текста с позиций лингвистики, журналистики и коммуникативистики. Барнаул, 2000.

4. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.

List of literature

1. Zlobin, N.S. Stanovlenie in-formacionnogo obwestva i pers-pektivy lichnosti // Civilizacija. Kul'tura. Lichnost' / Otv. red. V.Zh. Kelle. M., 1999.

2. Toffler, O. Tret'ja volna // SShA - Jekonomika, politika, ideologija. 1982. № 7.

3. Samosudova, G.G. Hudoz-hestvennyj tekst - sub#ektivnyj obraz ob#ektivnogo mira // Konceptual'naja kartina mira i interpretativnoe pole teksta s pozicij lingvistiki, zhurnalistiki i kommunikativistiki. Barnaul, 2000.

4. Nazarov, M.M. Massovaja kom-munikacija v sovremennom mire. M., 2000.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.