УДК 4414
Шевченко Д.А. студент 2 курса магистратуры Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ВОЕННЫХ
СУДОВ В РОССИИ
Аннотация: статье рассматривается система современных военных судов в РФ, их функции и полномочия, особенность требований к судьям военных судов.
Ключевые слова: военные суды, система военных судов, военное правосудие.
4414
Shevchenko D. A.
2nd year student of a magistracy Rostov branch of the "Russian state University ofjustice"
Russian Federation, Rostov-on-don
ON THE CONTEMPORARY STAGE OF DEVELOPMENT OF THE MILITARY COURTS IN RUSSIA
Abstract: the article considers the modern system of military courts in the Russian Federation, their functions and powers, the particularity requirements for judges of the military courts.
Keywords: military courts the military court system, military justice.
В настоящее время одной из важнейших задач развития отечественной судебной системы является развития военный судов.
Военные суды имеют определенные отличия от обычных судов, которые заключаются, прежде всего, в специфике задач, выполняемых военные судами:
1. Обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, в частности военнослужащего;
2. Обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектов, относящихся к Вооруженным Силам [6].
Все дела, находящиеся в подсудности военных судов можно разделить на три категории:
1. Гражданские и административные дела о защите нарушенных и
(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
2. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.
3. Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Система военных судов состоит из окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов.
Основным низовым звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды. Они функционируют, как суды первой инстанции. В настоящее время в России действующих гарнизонных военных судов чуть больше 130. Данные суды функционируют на территории дислокации воинских частей одного либо нескольких гарнизонов.
Флотские (окружные) военные суды - это второе звено в системе военных судов. Их компетенция соотносится с компетенцией судов субъектов РФ. Они действуют также как суды второй и надзорной инстанции. Они рассматривают в кассационном порядке жалобы и также представления, не решения гарнизонных судов, которые не вступили в силу. Действие окружного военного суда распространяется на территорию одного либо нескольких регионов, где находятся расположены военные части а также учреждения воинских формирований и органов в пределах военных округов.
В качестве высшей инстанции для гарнизонных и флотских (окружных) судов выступает военная коллегия в составе Верховного суда РФ. В ее полномочия входит рассмотрение в первой инстанции определенных категорий дел, которые подсудны военным судам, а также в кассационном и надзорном порядке их судебных решений.
В настоящее время полномочия военных судов включают следующее:
- рассмотрение уголовных дел в отношении военнослужащих. Среди данной категории дел наибольший удельный вес занимают дела о воинских преступлениях. Рассмотрение подобных дел, без знания соответствующих специфических особенностей военной службы, воинского законодательства а также полномочия командования может привести к значительных затруднениям и с неизбежностью повлечет за собой судебные ошибки.
- рассмотрение гражданских дел а также дел об административных правонарушениях, в том числе жалобы не действия должностных лиц, которые ущемляют законные права а также интересы военнослужащих,
количество которых с каждым годом становится все больше и значительно превышает количество уголовных дел, которые разрешаются военными судами.
- осуществление профилактической работы: организация выездных совещаний, имеющих большое значение в сфере укрепления правопорядка и законности, вынесение частных определений в адрес командования о причинах и условиях, которые способствуют совершению правонарушений для того, чтобы устранить их в последствии, осуществляют мероприятия в сфере правового воспитания всех категорий военнослужащих.
Таким образом, военными судами рассматриваются не только уголовные дела (как это было раньше в действующем Положении о военных трибуналах), но также и определенные категории административных и гражданских дел.
Основным критерием для того, чтобы определить подсудность дел военным судам является судебный признак: по уголовным (административным делам) им является наличие статуса военнослужащего у лица, которое совершило преступление (либо административное правонарушение), а по уголовным делам таким признаком является правовое положение сторон процесса (а именно: военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо).
В соответствии со ст.7 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений .
В истории современной России впервые правое военнослужащих подавать обращения с подобными заявлениями в военный суд было закреплено в статье 4 Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.
Данное положение закона соответствует положениям Конституции РФ, которая гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод.
Именно благодаря этому в настоящее время является достаточно распространенной практика военнослужащих обращаться с жалобами в военный суд для защиты своих прав и свобод. При этом данные судебной статистики свидетельствуют о том, что обращения в военные суды подают все категории военнослужащих, как рядовые солдаты, так и генералы.
Также в военные суды имеют право обращаться и граждане, которые уволены с военной службы а также лица, которые прошли военные сборы. Данные категории лиц могу подавать обращения в военные суды по вопросу обжалования действия (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, которые повлекли за
собой нарушение прав, свобод а также законных интересов данных граждан в период прохождения ими военной службы или прохождения военных сборов.
Подсудность военным судам гражданских дел, указанных в ст.7 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», находит подтверждение в нормах вновь принятого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. Так, в ст.25 ГПК РФ говорится: «В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными или иными специализированными судами». Представляется, что в новом ГПК РФ военно-судебные вопросы представлены более удачно, нежели в УПК РФ.
К подсудности военным судам отнесены уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Дела о преступлениях других лиц военным судам неподсудны .
В ходе досудебного производства по подсудным им уголовным делам военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
Также существует ряд требований к судьям военных судов, имеющий свои особенности:
1. Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке [2].
С принятием закона «О военных судах» завершилось на законодательном уровне создание самостоятельной и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России, что соответствует основным целям и задачам проводимой в стране реформы.
В настоящее время военные суды, с учетом УПК РФ 2001 г., ГПК РФ 2002 г. новых нормативных актов о судебной реформе активно выполняют свою социально -значимую роль, осуществляют судебную защиту личности, общества и государства [5].
Таким образом, военные суды имеют достаточно широкие полномочия, что усложняет совершенствование их деятельности и решениях стоящих перед Правительством задач.
Эту работу необходимо проводить с различных сторон, при этом не нарушить положений многочисленных документов, а а дальнейшее, современное функционирование завершенной подсистемы военных судов Российской Федерации как федеральных судов общей юрисдикции продолжается на основе действующего завершенного комплекса федеральных законодательных актов организационного,
судоустройственного и процессуального характера, являющихся краеугольными камнями современной отечественной судебно-правовой реформы.
Использованные источники:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//СПС «Консультант плюс»
2. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О военных судах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) )//СПС «Консультант плюс»
3. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы'7/СПС «Консультант плюс»
4. Сазонов В.А. О месте военных судов в судебной системе Российской Федерации//Право в вооруженных силах, 2016. № 6. - С. 111-115.
5. Шулепов Н.А. Военные суды в Российской Федерации// Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 23.-С. 116-129.
УДК 4414
Шевченко Д.А. студент 2 курса магистратуры Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ПРИГОВОРА ВОЕННЫМИ СУДАМИ Аннотация: в статье на основе история развития военных судов, статистики рассмотрения ими дел, полномочий военных судов рассматриваются некоторые проблемы постановления военными судами обвинительного приговора.
Ключевые слова: военные суды, обвинительный приговор, судебная