Научная статья на тему 'Правовое регулирование военных судов в Российской Федерации'

Правовое регулирование военных судов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3101
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
LEGAL PROCEEDINGS / MILITARY COURTS / LAWYER / RUSSIAN FEDERATION / MILITARY UNITS / FEDERAL LAWS / POWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманова Зейнеп Ресульевна, Никитина Алина Петровна

Актуальность представленной темы выражена необходимостью проведения исследования правового регулирования деятельности судебной структуры военного права, учитывая важность задачи в результате существующих проблемных моментов при проведении реорганизации военных судов. Выделены основные этапы становления военного судопроизводства, обозначена важность изучения данной темы в юридических вузах. Определены социально-правовые ценности, особенности функционирования и компетенции военных судов. В работе проанализирован процесс реорганизации военных судов в правовом поле Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the topic is expressed by the need to conduct a study of the legal regulation of the judicial structure of the military law, given the importance of the task as a result of the existing problematic issues during the reorganization of military courts. The main stages of the formation of military proceedings are highlighted, the importance of studying this topic in law schools is indicated. Social and legal values, features of the functioning and competence of military courts are determined. The paper analyzes the process of reorganization of military courts in the legal field of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование военных судов в Российской Федерации»

УДК 34

Юридические науки

Сулейманова Зейнеп Ресульевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теории и истории государства и права» Юридического института

СевГУ

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» Никитина Алина Петровна, кандидат юридических наук, доцент Заведующий кафедрой «Морское и таможенное право» Юридического института ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЕННЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Актуальность представленной темы выражена необходимостью проведения исследования правового регулирования деятельности судебной структуры военного права, учитывая важность задачи в результате существующих проблемных моментов при проведении реорганизации военных судов. Выделены основные этапы становления военного судопроизводства, обозначена важность изучения данной темы в юридических вузах. Определены социально-правовые ценности, особенности функционирования и компетенции военных судов. В работе проанализирован процесс реорганизации военных судов в правовом поле Российской Федерации.

Ключевые слова: судопроизводство, военные суды, юрист, Российская Федерация, войсковые формирования, федеральные законы, полномочия.

Abstract: The relevance of the topic is expressed by the need to conduct a study of the legal regulation of the judicial structure of the military law, given the importance of the task as a result of the existing problematic issues during the reorganization of military courts. The main stages of the formation of military

proceedings are highlighted, the importance of studying this topic in law schools is indicated. Social and legal values, features of the functioning and competence of military courts are determined. The paper analyzes the process of reorganization of military courts in the legal field of the Russian Federation.

Keywords: legal proceedings, military courts, lawyer, Russian Federation, military units, federal laws, powers.

В результате принятия 29 июня 1999 года Федерального Конституционного Закона (ФКЗ) «О военных судах Российской Федерации» на законодательном уровне была завершена реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации, параллельно создавались независимые от органов исполнительной власти военные суды, выступающие в качестве гаранта справедливости и законности в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ).

Военные суды Российской Федерации (военные суды) - это федеральные суды общей юрисдикции, входящие в судебную систему страны, осуществляющие судебную власть в ВС РФ, иных войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (органы), а также имеющие прочие полномочия согласно ФКЗ и федеральным законам [1; 2].

Исключительными полномочиями Федеральных законов является возможность создавать и упразднять Военные суды. Никакой военный суд не может быть упразднен, при отсутствии одновременной передачи вопросов, касающихся его ведения в юрисдикцию другого суда. Верховным Судом РФ устанавливается число судей военных судов в пределах общего числа судей федеральных судов общей юрисдикции, уставленное федеральным законом о федеральном бюджете.

Создание Военных судов проводится в открытых для свободного доступа местах по территориальному принципу согласно расположению воинских частей и учреждений ВС РФ, иных войск, воинских формирований и органов.

Верховный Суд Российской Федерации - это вышестоящая судебная инстанция для окружных (флотских) военных судов. Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам, описаны в ст. ст. 9 -10 Закона, согласно которым Военная коллегия Верховного Суда РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. В состав коллеги входит председатель, его заместитель, председатели судебных составов и других судей Верховного Суда РФ. Председатель Военной коллегии является заместителем Председателя Верховного Суда РФ.

Аппараты военных судов и Военной коллегии обеспечивают правосудие в военных судах и Военной коллегии, на сотрудников данных органов возложено обеспечение организационных процессов, обобщение судебной практики, проведение анализа судебной статистики, проведение действий по систематизации в отношении законодательства, осуществление иных задач суда. Возглавляют аппарат военного суда и аппарат Военной коллегии руководители соответствующих аппаратов. На председателя военного суда и председателя Военной коллегии возложены обязательства по обеспечению контроля за деятельностью аппарата военного суда и аппарата Военной коллегии [4].

У судей военных судов схожие права с судьями судов общей юрисдикции. На судей военных судов полностью распространяются гарантии независимости судей, и они подчинены исключительно Конституции и федеральному закону [5].

Выделяя особенности работы военных судов на сегодняшний день, возможно отметить две. Первой особенностью, которая частично объясняется названием органа, является преобладание в осуществляемых действиях защиты прав и представление законных интересов военнослужащих. В начале, военные суды рассматривали большей частью уголовные дела, данные по количеству обращений военнослужащих в военные суды за защитой своих прав были незначительны, дел было зафиксировано меньше тысячи. Спустя десять лет,

уже в 2003 г. военными судами было рассмотрено уже приблизительно 100 тыс. подобного вида заявлений военнослужащих. По статистике, на долю уголовных дел в общем объеме судебной работы военных судей приходится 10 %.

Из всего следует, что выполнение военными судами функций правосудия получает все более правозащитный и восстановительный характер.

Другая особенность - возрастающий уровень открытости в действиях военных судов. Благополучно решаются вопросы взаимодействия военных судов со всеми СМИ. Во всех окружных и флотских военных судах образованы внештатные пресс-службы, поддерживающие деловые связи с редакциями газет и студиями телевидения, радио. Данные проблемы постоянно находятся под контролем руководства военно-судебной подсистемы; они регулярно анализируются, и позднее в военные суды рассылаются информационные письма и методические рекомендации.

В России идет реорганизация судебной системы, результатом которой будет сокращение количества военных судов, начнут работу апелляционные и кассационные суды.

Соответствующий пакет законопроектов 23 октября был рекомендован Комитетом палаты по госстроительству и законодательству в принятии Госдумой в третьем чтении. Глава Комитета Павел Крашенинников, который был автором предложенных документов, сообщил, что система военных судов приводится в соответствие с действующим военно-административным разделением [8]. В разработанных документах было предложено сделать Военную коллегию верховного суда высшей инстанцией, которой будут подчиняться: Кассационный суд, расположенный в городе Новосибирске, Апелляционный военный суд в городском округе Власиха Московской области. Далее будут следовать согласно разработанным уровням подчинения окружные флотские суды. Судами первой инстанции по-прежнему останутся гарнизонные военные суды. В то время как, Западно-Сибирский окружной военный суд должен быть ликвидирован, его функционал будет возложен на ВосточноСибирский окружной военный суд в Чите. Также планируется закрыть третий

окружной военный суд, расположенный в Москве. Создание Центрального окружного суда произойдет в результате слияния Приволжского и Уральского окружных военных судов, и будет расположен в Екатеринбурге [6, с. 29].

Крашенинников П. напомнил, что в юрисдикцию военных судов РФ входят не только Вооруженные силы, и иные войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба, к примеру, войска национальной гвардии, ФСБ, МЧС. Военными судами рассматриваются административные, гражданские и уголовные дела, дела об административных правонарушениях и материалы о применении дисциплинарного ареста по отношению к военнослужащим.

Сейчас функционируют двенадцать окружных (флотских) и сто семь гарнизонных военных судов, где часть гарнизонных и пять военных судов расположены за пределами России. На текущий момент в военных судах ВС РФ служат 884 судьи.

Внесены изменения в ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», которые коснулись вопроса ранней подсудности дел военных судов. В ч. 1 и 2 ст. 7 Закона указано о подсудности судам только гражданских дел, возбуждаемых после обращений граждан и военнослужащих, проходящих военные сборы, на действия (бездействие), а также решения органов военного управления и воинских должностных лиц, в том числе дела по схожим жалобам граждан, которые были уволены с военной службы или прошедших военные сборы, в том случае если нарушение их прав, свобод и интересов произошло во время прохождения ими военной службы или сборов. Прочие гражданские дела военным судам на территории России неподсудны.

После внесенных изменений в федеральные процессуальные законы -Военным судам стали подсудны дела об административных правонарушениях, совершенные военнослужащими, гражданами, проходящие военные сборы. Подсудность военным судам уголовных дел о преступлениях, совершенные гражданскими лицами при соучастии с военнослужащими, указана ч. 3 ст. 7 Закона. Согласно указанной норме подсудность дел о преступлениях, при

совместном свершении которых обвинения выдвигаются военнослужащим, гражданам, проходящих военные сборы, граждане, которые ранее были уволены с военной службы (т.е. уже прошедшие военные сборы), которые совершили правонарушение во время ведения военной службы, и гражданские лица - устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами [2; 9].

Стоит отметить об утрате юридической силы ранее существовавшего положения касающегося рассмотрения военными судами тех дел, в местностях которых не действуют иные суды общей юрисдикции.

В возможности гарнизонного военного суда входят решения об аресте, о заключении и содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и прочих переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Особо стоит выделить, что решения военных судов в отношении ареста, заключения и содержания под стражей, вступают в силу исключительно после принятия соответствующего федерального уголовно - процессуального закона, данный факт зафиксирован в ч. 2 ст. 45 нормы ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона.

В ч. 3 ст. 22, где разъясняется вопрос о подсудности гарнизонным военным судам вопросов в отношении ограничения прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и прочих сообщений, на неприкосновенность жилища - вступили в силу после официального опубликования ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». По этой причине, рассмотрение перечисленных материалов возложено на гарнизонные, а не окружные военные суды.

В юрисдикцию гарнизонного военного суда входит, помимо вышеперечисленного, и жалобы на действия (бездействие) лиц, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

Статьей 14 Закона - окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с гостайной, дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок более 15 лет, пожизненного лишения свободы, смертной казни. Помимо вышеуказанного, окружной военный суд может рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам; по делам, которые были приняты окружным военным судом во второй инстанции, в отношении жалоб и протестов на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу [3].

Законом впервые введена возможность рассмотрения окружным военным судом дел с участием присяжных заседателей. Норма п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о рассмотрении окружным (флотским) военным судом уголовных дел в составе судьи и коллегии присяжных заседателей, вытекающая из ст. 28 этого же Закона, используется исключительно в тех случаях, которые были предусмотрены процессуальным законом. На текущий момент, правовых оснований для возможности рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в указанном составе отсутствует до того, пока не будут внесены необходимые изменения в процессуальное законодательство.

В полномочия Военной коллегии входит рассмотрение в первой инстанции дел в отношении оспаривания ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства, Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в отношении прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, в том числе дела о преступлениях особой сложности, которые Военная коллегия вправе принять при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия также имеет право рассматривать дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных

(флотских) военных судов, которые были приняты ими в первой инстанции и еще вступивших, и не вступивших в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам по решениям, приговорам, определения и постановления Военной коллегии, которые были приняты ею в первой инстанции и еще не вступили в силу [7].

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, вступивших в силу.

Можно утверждать то, что вступающий в силу ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» создал весомую правовую базу, обеспечивающую деятельность военных судов. Принятие этого акта на законодательном уровне позволило завершить создание независимой и самостоятельной от органов исполнительной власти единицы, способная выступать в качестве гаранта законности и справедливости в государственном механизме России -Вооруженных Силах.

Помимо других привилегий, Вооруженные Силы государства имеют возможность действовать и выполнять поставленные перед ними задачи лишь в том случае, если в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, при условии обеспечения защиты личности, права и интересов военнослужащих различными правовыми средствами. Осуществлением данных задач должны заниматься государственные органы, представляющие собой судебную власть в Вооруженных Силах. И именно военные суды являются такими органами государственной власти.

Библиографический список:

1. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». - Изд. -«Норматика». - 2016 г. - 229 с.

2. Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 № 5-ФКЗ часть 3 в ред. «О военных судах Российской Федерации». - Изд. «Норматика». - 2016 г. -161 с.

3. Федеральный конституционный закон от 27.12.2009 № 8-ФКЗ часть первая в ред. «О военных судах Российской Федерации». - Изд. «Норматика». -2016 г. -193 с.

4. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 года № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О военных судах Российской Федерации». - Изд. «Норматика». - 2016 г. - 213 с.

5. Ермошин Г.Т. Модусы судьи как научная категория // Журнал российского права. - 2016. - № 3. - С.32.

6. Ермошин Г.Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2013. - № 8. - С.29.

7. Клеандров М.И. Судейское сообщество: структура, организационно-правовое развитие: монография. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 164 с.

8. Парламентские слушания П. Крашенинникова, о принятии законопроекта о реорганизации военного судопроизводства // Москва, от 23.10.2018 http://www.komitet2- 10.km.duma.gov.ru.

9. Правоохранительные органы Российской Федерации. / Байдуков В., Бозров В., Бублик В., Зайцева И.С., Смирнов В.М. - ЮРАЙТ - ИЗДАТ, 2013. -257 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.