Научная статья на тему 'К вопросу о "совести" как компоненте морально-нравственных основ в уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности'

К вопросу о "совести" как компоненте морально-нравственных основ в уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
174
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / CRIMINAL PROCESS / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIVELY INVESTIGATIVE ACTIVITY / СОВЕСТЬ / CONSCIENCE / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / ДУХ / SPIRIT / ДУША / SOUL / ЗАКОН / LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Середнев Владимир Анатольевич

В работе рассмотрены основные положения, направленные на совершенствование и реализацию нравственных основ в уголовного-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности. Для наиболее эффективного доказывания по уголовным делам, автор считает необходимым такой феномен, как «совесть», ввести в ранг принципа уголовного процесса, а в оперативно-разыскной деятельности «принцип совести» закрепить в нравственных принципах ОРД, при этом дифференцировать морально-нравственный комплекс принципов ОРД на принципы морали и нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Середнев Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF "CONSCIENCE" AS A COMPONENT OF MORAL AND MORAL FOUNDATIONS IN CRIMINAL PROCESSUAL AND OPERATIONAL-OPTIONAL ACTIVITIES

The paper considers the main provisions aimed at improving and implementing moral foundations in criminal procedural and operational-search activities. For the most effective proof of criminal cases, the author considers it necessary to introduce such a phenomenon as «conscience» into the rank of the principle of the criminal process, and in the operative-investigative activity the «principle of conscience» should be fixed in the moral principles of the RDD, while differentiating the moral and moral complex of the principles of the SAR, On the principles of morality and morality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о "совести" как компоненте морально-нравственных основ в уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности»

УДК 343.14

К ВОПРОСУ О «СОВЕСТИ» КАК КОМПОНЕНТЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ И ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Середнев Владимир Анатольевич

преподаватель, факультет экономики и права, кафедра права, философии и социальных дисциплин, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

e-mail: naganov1910@mail.ru

TO THE QUESTION OF «CONSCIENCE» AS A COMPONENT OF MORAL AND MORAL FOUNDATIONS IN CRIMINAL PROCESSUAL AND OPERATIONAL-OPTIONAL ACTIVITIES

Vladimir Serednev

Faculty of Economics and Law, Department of Law, Philosophy and Social Sciences, Arzamas Branch of Nizhny Novgorod State University. N. I. Lobachevsky

АННОТАЦИЯ

В работе рассмотрены основные положения, направленные на совершенствование и реализацию нравственных основ в уголовного-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности. Для наиболее эффективного доказывания по уголовным делам, автор считает необходимым такой феномен, как «совесть», ввести в ранг принципа уголовного процесса, а в оперативно-разыскной деятельности «принцип совести» закрепить в нравственных принципах ОРД, при этом дифференцировать морально-нравственный комплекс принципов ОРД на принципы морали и нравственности.

ABSTRACT

The paper considers the main provisions aimed at improving and implementing moral foundations in criminal procedural and operational-search activities. For the most effective proof of criminal cases, the author considers it necessary to introduce such a phenomenon as «conscience» into the rank of the principle of the criminal process, and in the operative-investigative activity the «principle of conscience» should be fixed in the moral principles of the RDD, while differentiating the moral and moral complex of the principles of the SAR , On the principles of morality and morality.

Ключевые слова: уголовный процесс; оперативно-разыскная деятельность; совесть; нравственность; мораль; справедливость; дух; душа; закон.

Keywords: criminal process, operatively investigative activity, conscience, morality, morality, justice, spirit, soul, law.

Совесть раскрывает человеческому сознанию, что истинное положение дел не

соответствует мнимому.

И. А. Ильин

Концепция действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации основана на западной идеологии «прав человека». «Права человека выставляются как новое основание мирового порядка Запада. Именно поэтому права человека рассматрива-

ются в качестве религии человечества... на идеологии "прав человека", заложена идея "правосудия без границ", стремящаяся уничтожить, без того "больное" российское правосудие.» [21, с. 45—54].

Говоря о механизме совести, следует указать, что «совесть должна побуждать суд, прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя активно действовать в поиске истины по уголовному делу с тем, чтобы принять решение, отвечающее и этическим представлениям

о должном и справедливом» [15, с. 107—108]. Но обращая взор на Запад, следует заметить, что «у других народов нет славянского понятия "совесть", этот феномен в западной матрице если и рассматривается, то как "внутреннее знание" [17, с. 269], западная научная парадигма отрицает присутствие в человеке души.

В словаре С. И. Ожегова слово «совесть» толкуется как «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» [19, с. 1105]. Нравственность же, на наш взгляд, есть представление человека о добре и зле, долге, чести, справедливости и несправедливости, и, естественно, о совести. В толковом словаре того же С. И. Ожегова нравственность толкуется как «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения» [19, с. 638]. Классик указывал, что «мораль — это важничанье человека перед природой» [18, с 767.], а поскольку закон есть способ урегулирования общественных отношений, то именно по этой причине «мораль есть точная копия права» [16, с. 9], соответственно: мораль — это законотворческий процесс, а нравственность — правоприменительный.

«На Руси во все времена видели в законе выражение совести... Екатерина II глубоко усвоила этот традиционный русский взгляд на закон. Законодательство западноевропейских стран, где все подробно, до мельчайших деталей регламентировалось, вызывало у нее отрицательные чувства. Составляя тот или иной нормативный акт российская императрица не просто формулировала правовую норму, а, как правило, одновременно выражала свою нравственную позицию. тексты законов, вышедшие из-под руки Ее Величества, наполненные эпитетами, чаще всего возвышенными, производили огромное воспитательное воздействие» [24, с. 82—83]. Да и сегодня следует сказать, что «совесть и здравый смысл русского человека противится многим нынешним вердиктам и приговорам судов, значит, мы обладаем каким-то внутренним ведением исконной подлинно русской справедливости, где не всякая вина считалась преступлением, где тяжким грехом полагались поступки, обыкновенные в современном обществе» [17, с. 129—130].

Обращаясь к современному законодательству, важно понять, по какой причине в ч. 1 ст. 17 УПК РФ введено понятие «совесть» в

аспекте оценки доказательств. «Будучи таковой, она не способна оказывать никакого воздействия на уголовно-процессуальную деятельность, за исключением той ее части, которая основывается на индивидуальном индивидуализме, эгоизме и цинизме» [14], т. е. на идеологии либерализма, навязанного Западом. Поэтому звучит один из главных манифестов либерального воззрения и идеологии «прав человека» — «подлинный эгоизм является очень серьезным моральным достижением» [20].

В настоящее время в УПК РФ духовно-нравственная составляющая следователей, дознавателей, прокурора и суда представлена в каком-то «изуродованном» виде, а «совесть», в крайнем случае, и с очень большой «натяжкой», можно было бы наименовать в ходе интерпретации «социальным контролем», хотя, как уже сказано, весьма условно. Вся причина кроется в том, что лица, наделенные полномочиями на осуществление уголовно-процессуальной деятельности, рассматриваются вне исторического, культурного, духовного наследия народа, то и явление совести формальное. В связи с этим, говоря об интерпретации «совести», в аспекте того, что она собой не представляет объективно то, чем ее хочет представить законодатель в разрезе существующего уголовно-процессуального законодательства, уместна будет цитата немецкого философа Х. Г. Гадамера: «.портрет содержит указание на представленного, в которое он, однако, не укладывается; это указание подразумевается самим представлением и выразительно характеризует его именно как портрет. Это отчетливо проявляется в различии с моделью, которую художник использует, например, для жанровой картины или фигурной композиции. модель — это схема, которая должна исчезнуть. Указание на прообраз, служивший художнику, в картине должен заглохнуть» [6, с. 192].

Профессор А. В. Агутин, рассуждая о совести, рассматривает ее «в качестве внутреннего духовного опыта и внутренней культуры должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу.» [2, с. 187]. Таким образом, по мнению А. В. Агутина, совесть проявляется в духовно-нравственном и культурно-историческом наследии народа, и этому, находясь на фундаментальной основе традиции, традиционного общества, вряд ли можно возразить, так как основной лозунг и

идея традиционных ценностей гласит: «православие, народность, самодержавие».

В нашем обществе господствуют либеральная идеология Запада, правовой и нравственный нигилизм. В такой ситуации невозможно вести серьезный разговор о каком-либо воздействии совести на уголовно-процессуальную деятельность. «Правовой и нравственный нигилизм, — как верно замечает А. Д Бойков, — по общему признанию стал знаменем — времени невнятных реформ. насаждения. идеологии эгоизма, чистогана, индивидуального успеха любой ценой» [4, с. 32].

В условиях западнизации отечественного уголовного судопроизводства необходимо отметить, что «подобная социокультурная модель, безотказно действующая в Западной Европе и США. входит в глубокое противоречие с русской языковой картиной мира, формирующей совершенно иные представления о жизни и человеческом поведении, нежели западноевропейские языки.» [17, с. 42—43]. Сбылись пророческие взгляды русского философа А. И. Ильина: «Народ, не понимающий своего хозяйства, будет обманут первой же шайкой демагогов. Народ, не способный самостоятельно мыслить о своей судьбе и своем государстве, будет цепляться за подсказываемые ему фальшивые лозунги и побежит за льстивыми предателями» [12, с. 138].

Содержание феномена совести в ее законодательной форме «следует расценивать в качестве надругательства над совестью» [2, с. 190] нашего народа. Сущность законодательной формулы «совести» в УПК РФ есть не что иное, как профанация не только самой нормы (ч. 1 ст. 17 УПК РФ), но всего уголовно-процессуального доказывания, в процессе собирания, проверки и оценки доказательств. «Издеваться» над совестью и пренебрегать ею в аспекте уголовного процесса можно как через субъективный критерий, так и через объективный. То есть, объективно понимая сущность и предназначение совести и действуя ей вопреки, либо зная, что существует такое понятие, как «совесть», даже «верить» в нее, не зная и не понимая при этом основных существенных характеристик совести, — это субъективный критерий пренебрежения совестью. Для реализации организационно-правового механизма совести необходимо все-таки, на наш взгляд, нонконформистское, критическое мышление, обеспеченное смысловым содер-

жанием культуры и языка народа. На сегодняшний же день прав А. В. Агутин: «.законодательная формула совести не выступает в роли организующей силы внутреннего мира и среды функционирования должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Законодательная формула совести не включает в свое содержание смысловые особенности русского языка как языка межнационального общения народов России. не взаимообусловлена с нашим воспитанием и образованием, религиями, традициями, материальной и духовной культурой» [2, с. 191]. «В организационном аспекте изложенное означает, что законодательная формула совести не создает надлежащие условия для формирования нравственных основ уголовно-процессуальной деятельности...» [2, с. 194], а является, на наш взгляд, механизмом разрушения доказательственного права.

Вступаем в заочную «полемическую дискуссию» с профессором А. В. Агутиным, который отмечает, что «совесть является компонентом определенной морали» [2, с. 194]. Да, мы с этим полностью согласны, поскольку «мораль в отличие от нравственности всегда порождена идеологией и имеет социально-групповой характер (например, воровская мораль, расовая мораль, мораль партии и т. д.). Одно из самых значимых отличий нравственности от морали в том, что в системе морали имеется главное соотношение "свой-чужой". Принцип "свой-чужой" каждая система морали заимствует у порождающей идеологии, и им обеим — идеологии и морали — свойственны проявления бдительной враждебности к "чужим"» [22, с. 33]. Поэтому совесть как «внутреннее судилище» человека безусловно присутствует в любой морали. Ф. Ницше указывал, что «всякая мораль в противоположность laisseralkr («распущенности». — В. С.), есть своего рода тирания по отношению к "природе".» [18, с. 90]. То есть «"моральность" не только не есть синоним "добродетели" и не только не выражает одобрения, но, наоборот, является нередко отвергающей и отрицательной характеристикой души.» [10, с. 331]. Тогда Ф. Ницше верно указывает при рассмотрении морали: «Взгляните. на любую мораль, и вы увидите, что ее природа в том и заключается, чтобы учить ненавидеть laisseralkr, ненавидеть слишком большую свободу и насаждать в нас потребность в ограниченных горизонтах, в

ближайших задачах... [18, с. 92]. Далее А. В. Агутин указывает: «.если в обществе нет моральных норм, то нет совести.» [18, с. 194]. Мы не согласны с данным мнением, так как кроме морали существует еще и нравственность, а это совершенно разные философские категории [22]. «Нравственность сама по себе представляет внутреннее природное содержание человека, она выражает интересы всего человечества (базисные понятия: добро и зло, справедливость, совесть, честность)... Для нравственности же вообще нет "чужих", а есть лишь более грешные и менее, но все одинаковые "свои".» [22, с. 33], а если это так, то совесть имеет место и вне морали. Ведь на самом деле «совесть раскрывает человеческому сознанию, что истинное положение дел не соответствует мнимому...» [10, с. 356]. Мораль больше связана с пропагандой, с идеологией государства. Поэтому поскольку мораль и нравственность, по нашему убеждению, разные философские категории, мы не согласны с тем, что «нормы морали производны от культуры народа» [2, с. 194], так как солидарны в этом вопросе с мнением Т. Л. Мироновой, которая указывает: «Во врожденных русских понятиях о добре и зле мы видим тяготение к свету и отторжение тьмы. деятельная ненависть ко лжи и кривде, приверженность к честности и прямоте, осознание себя правым, белым народом, т. е. стоящим на началах добра и истины» [17, с. 29]. То есть мораль, по нашему мнению, больше соотносится с понятием закона, а «ныне, когда законы государства Российского как никогда далеки от наших понятий о праве и справедливости, мы снова вспоминаем народные юридические обычаи — свой русский порядок жизни» [17, с.101], свою совесть. А вот с мнением А. В. Агутина относительно совести, что «вне взаимосвязи с культурой российского народа и его религиозными верованиями совесть является ничем не обеспеченной декларацией» [2, с. 194], мы полностью согласны. «Русскому человеку совесть не позволяет многое. Разумеется, помимо запрещенных заповедями Закона Божьего убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельства, совесть не позволяет русскому человеку врать. совесть запрещает воровать, присваивать чужое, а еще самовозноситься.» [17, с. 269]. И именно так «ведет нас основной, божественный закон вселенной» [11, с. 330]. И если «религия — это тот образ, каким человек чувствует себя духовно

связанным с невидимым миром или с немиром» [13, с. 9], то под религией следует понимать не только веру в Бога или веру в патриотизм, веру в Родину, но и мощную невидимую связь с идеями экзистенциализма (существования), понятия значения истины для духовного и физического существования человека. Именно поэтому «с позиции русской православной традиции слово "религия" обозначает совестливость и добросовестность.» [2, с. 186].

И. С. Аксаков верно указывал, что «закон не есть непреложная истина, не есть какое-то непогрешимое изречение оракула, не подверженное изменениям: он имеет значение ограниченное и временное, и бессмыслен закон, носящий в себе притязание уловить в свои тесные рамки свободную силу постоянно творящей и разрушающей жизни! Самое "право" не есть нечто само для себя и по себе существующее.» [3], а посему совесть есть механизм внутреннего судилища человека, который направляет закон в нужное русло, как требует это духовное начало нравственного закона. Говоря о духе и душе человека, являющимися связующим звеном между совестью и нравственностью, мы выразим сразу свою точку зрения, в которой укажем, что дух — это скрытая воля человека, а душа — это форма закрепления духа, место его нахождения, но душа сама по себе является автономной по отношению к телу. Душа «живет, растворенная в тех содержаниях, которые ей навязывает природа, и подвергается ее влияниям и определениям: душа определяется климатом, возрастом, расою, наследственностью, темпераментом, половым влечением.» [10, с. 281]. Поэтому именно «в борьбе со своим телом и со своими естественными и непосредственными состояниями душа человека уже поднялась до уровня интеллигентного духа и утвердила в себе. всеобщую волю, т. е. как единую и цельную страсть духа, нашедшую себе достойный уровень жизни и ищущую полного удовлетворения своей разумной и благой природе» [10, с. 354]. «Наша русская картина мира заставляет нас быть душевными людьми, изъятие души у человека мы всегда будем рассматривать как тяжелую болезнь, пусть сегодня она и приобретает характер эпидемии.» [17, с. 254]. Но главное помнить, что «дух», покуда он свободен, подчиняется силе воле, он связан с ней, и оторванность духа от воли превращает его в слабость, которую некоторые принимают

ошибочно за доброту, ибо «великий независимый дух. возвышает отдельную личность над стадом и причиняет страх ближнему, называется отныне злым, умеренный, скромный, приспособляющейся, нивелирующей образ мыслей, посредственность вожделений получают моральное значение и прославляются» [18, с. 105]. «Духовное есть начало светского.» [13, с. 151]. Поэтому «положа руку на сердце» не преминем отметить, что все чувствуют, но внутренне не хотят с этим соглашаться, что «когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх» [18, с. 768], а если бы согласились и проникли в сущность обстоятельства, то, очевидно, бы смогли понять: что они считают «страхом» — является уважением, а «отвращением» является смех над слабостью. Соответственно, из этого следует усвоить, что «сфера объективного духа раскрывается в элементе человеческой воли.» [10, с. 281], а объективный дух — это то явление, которое воплощается в морали, праве, религии, нравственности, государстве и обществе. Поэтому прокурору, следователю (дознавателю) и судье нужно отличать слабость духа от нравственности, а силу духа от бессердечного принятия решения без руководства совестью. Так как в отличие от морали «нравственность и духовность в уголовно-процессуальной сфере представляют собой единое целое. Отрывать одно от другого означает вставать на путь дезорганизации уголовно-процессуальной деятельности на началах безнравственности. Нельзя противопоставлять друг другу нравственность и духовность, поскольку они являются одним единым целым.» [1, с. 18].

Нам думается, что нравственность в уголовном процессе должна быть возведена в ранг «принципа совести», который должен являться механизмом уголовно-процессуальной деятельности. В оперативно-разыскной деятельности уже существуют морально-этические принципы, и относительно этого необходимо заметить, что «нравственность прямым образом связана с психическим механизмом самооценки и самоконтроля, а также с внутренним судилищем человека с позиции добра и зла — совестью человека. Поэтому, чтобы исключить идентификацию морали и нравственности и устранение воздействия механизма морали на нравственность, считаем необходимым в принципы нравственности

включить «принцип совести». Принцип совести является. важнейшим регулятором действий оперативного сотрудника в его деятельности и внутреннего его долга перед обществом в борьбе с преступностью.» [22, с. 36].

Более того, совесть человека куда более эффективное средство достижения результата, чем даже внешний авторитет (например, закон). На это указывал еще Эрих Фромм, который являлся специалистом в сфере психоанализа и этики. «При формировании совести такие авторитеты, как родители, церковь, государство, общественное мнение, осознанно или бессознательно рассматриваются как этические и моральные законодатели. Законы и санкции внешнего авторитета становятся частью человека, и вместо того чтобы чувствовать ответственность перед чем-то внешним, человек чувствует ответственность перед чем-то внутренним — собственной совестью. Совесть куда более эффективный регулятор поведения, чем страх перед внешней властью.» [25, с. 185— 186]. Именно совесть — механизм, который являет собой внутренний спор двух мыслей субъекта, одна из которых оправдывает его действия, а другая осуждает и заставляет человека заботиться об общем для всех благе. «Совесть, нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке. внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающие к истине и добру, отвращающее от лжи и зла, невольная любовь к добру и истине, прирожденная правда.» [7].

Заключение

Почему же случилось так, что законодательная формула совести оказалась оторванной от содержания культурно-исторического и духовно-нравственного наследия российского народа? Ответ тривиально прост: «При создании постсоветского уголовного процесса «его "творцы" (нарушили) закон соответствия социальной организации человеческому материалу страны, ее историческому наследию, ее природным и геополитическим условиям. Они стали насильственно навязывать стране чуждую ей западническую организацию. Последняя не является пригодной для любых народов и любых условий их существования. Опыт истории показал, что для большинства незападных народов она несет закабаление и гибель»

[8, с. 262]. Норма права, реализуемая в уголовном процессе без совестливого элемента, не может пониматься нормой права в духовном смысле и наводит на воспоминания о «коммунистическом обществе», где очевидно одно — что «коммунистическое общество есть общество неправовое. Это не значит, что тут царствует произвол и беззаконие, что тут вообще отсутствуют какие бы то ни было нормы, регулирующие поведение людей. Здесь таких норм может быть больше, чем в других обществах, — это общество есть общество нормативное» [9, с. 261]. Поэтому очень важно понимать, что «совесть характеризует нравственную природу не только оценки доказательств, но и всей процедуры доказывания.» [5]. Оторванность изложенного представления о совести состоит в том, что совесть является одновременно и духовным, и нравственным свойством самого человека, которые формируют его мировоззрение.

Очень важно чувствовать и разграничивать «взаимное отношение между нравственною областью и правовою. между идеальным нравственным сознанием и действительною жизнью. Между идеальным добром и злою действительностью есть промежуточная область права и закона, служащая воплощению добра, ограничению и исправлению зла. Всякому понятны и никем не будут оспариваться такие этические утверждения: я осознаю свою обязанность воздерживаться от всего постыдного. я обязан по мере сил помогать своим ближним и служить общему благу.» [23, с. 501]. Именно поэтому совесть диктует правило поведения, в котором указывается, что «терпящий от преступления имеет право на защиту и по возможности на вознаграждение; общество имеет право на безопасность; преступник имеет право на вразумление и исправление. Противодействие преступлению, согласное с нравственным началом, должно осуществлять или во всяком случае иметь в виду равномерное осуществление этих трех прав» [23, с. 448]. Именно совесть указывает на то, что только «высший нравственный закон обязывает меня любить врагов. Если я им отказываю в любви, то я поступаю несправедливо, нарушая правду. Вот термин, в котором одном воплощается существенное единство юридического и нравственного начала.» [23, с. 501].

Поэтому для того, чтобы совесть являлась организационно-правовым механизмом в уго-

ловно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности, уголовно-процессуальное и оперативно-разыскное законодательство должно стать отражением культурного и духовного наследия народа, с целью создания «единства и борьбы противоположностей» — закона и совести как источников самодвижения.

Список литературы

1. Агутин А. В. К вопросу о нравственных основаниях уголовно-процессуальной деятельности // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. — 2013. - № 3-2. - С. 18.

2. Агутин А. В. Организационно-правовой механизм реализации концепции «должной правовой процедуры» и нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности в отечественном уголовном судопроизводстве : монография / А. В. Агутин, Е. З. Трошкин, Р. Х. Губжоков. — М. : Юрли-тинформ, 2016. — 240 с.

3. Аксаков И. С. Доктрина и органическая жизнь // Аксаков И. С. Наше знамя — русская народность. — М. : Ин-т рус. цивилизации, 2008. — 640 с.

4. Бойков А. Д. Адвокатура и адвокаты / А. Д. Бойков. — М. : Юрлитинформ, 2006. — 368 с.

5. Будников В. Л. Совесть как нравственный критерий доказывания в уголовном судопроизводстве // Рос. юстиция. — 2010. — № 1. — С. 43—45.

6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Га-дамер. — М. : Кн. по требованию, 2012. — 704 с.

7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. — СПб. : Изд. книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1863—1909. — 810 с.

8. Зиновьев А. А. Логическая социология: избранные сочинения / А. А. Зиновьев ; сост. Ю. Н. Солодухин. — М. : Астрель, 2008. — 608 с.

9. Зиновьев А. А. Коммунизм как реальность: избранные сочинения / А. А. Зиновьев ; сост. Ю. Н. Солодухин. — М. : Астрель, 2008. — 768 с.

10. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: в 2 т. Т. 2. Учение о человеке / И. А. Ильин. — СПб. : Наука, 1994.— 541 с.

11. Ильин И. А. Собрание сочинений: Русский Колокол: Журнал волевой идеи / И. А. Ильин ; сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы ; подгот. текста и имен. указ. О. В. Лисицы ; худ. Л. Ф. Шканов. — М. : ПСТГУ, 2008. — 856 с.

12. Ильин М. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948—1954 г.: в 2 т. Т. 1. — М. : Эксмо, Алгоритм, 2011. — 464 с.

13. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории : сб. ; пер. с англ. / Т. Карлейль. — М. : Астрель, 2012. — 1023 с.

14. Кравцов Ф. И. Организационно-правовой механизм воплощения нравственных основ в уголовно-процессуальной деятельности : дис. ... канд. юрид. наук / Ф. И. Кравцов. — М., 2011. — 199 с.

15. Кругликов А. П. Принципы уголовного процесса Российской Федерации : учеб. пособие / А. П. Кругликов, И. С. Дикарев, И. А. Бирюкова ; под ред. А. П. Кругликова. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - 194 с.

16. Мальцев Г. В. Нравственные основания права : монография / Г. В. Мальцев. — 2-е изд., пересмотр. - М. : ИНФРА-М, 2015. — 400 с.

17. Миронова Т. Л. Броня генетической памяти. — М. : Алгоритм, 2014. — 352 с.

18. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Казус Вагнера. Антихрист. Ессе Homo. Человеческое, слишком человеческое. Злая мудрость [пер. с нем.] / Ф. Ницше. — Минск : Харвест, 2012. — 879 с.

19. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — М. : Мир и Образование ; Оникс, 2012. — 1376 с.

20. Рэнд А. Добродетель эгоизма / А. Рэнд. — М. : Альпина Паблишер, 2017. — 186 с.

21. Середнев В. А. Идеология «прав и свобод человека» как вредоносный фактор для русской культуры и российского государства // Экономика, социология и право. - 2016. - № 10. - С. 45-54.

22. Середнев В. А. Конфиденциальное содействие граждан субъектам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность : учеб.-метод пособие / В. А. Середнев. - Арзамас : Арзамас. филиал ННГУ, 2017. - 54 с.

23. Соловьев В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев. - М. : Акад. проект, 2010. - 671 с.

24. Судейская этика : учебник / И. И. Аминов [и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 247 с.

25. Фромм Э. Человек для себя / Э. Фромм ; пер. с анг. А. В. Александровой. - М. : Астрель, 2012. - 314 с.

2(14)/2017 Глагол Ъ

ПРАВОСУДИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.