Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
отходы производства и потребления / административная и уголовная ответственность / правонарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления / production and consumption waste / administrative and criminal liability / offenses in the field of production and consumption waste management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеев С.Н.

В статье анализируется законодательство, согласно которому регулируется административная и уголовная ответственность в сфере обращения с отходами производства и потребления, определены проблемы и внесены предложения по их разрешению в обозначенной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимофеев С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF MANAGEMENT OF PRODUCTION WASTE AND CONSUMPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the legislation according to which administrative and criminal liability is regulated in the field of handling production and consumption waste, problems are identified and proposals are made for their resolution in the designated area.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 628.4.03-403/-405

Тимофеев С.Н. студент магистратуры Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Российская Федерация, г. Петропавловск-Камчатский Научный руководитель: Коваленко Т.С.

канд. юрид. наук

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В

ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье анализируется законодательство, согласно которому регулируется административная и уголовная ответственность в сфере обращения с отходами производства и потребления, определены проблемы и внесены предложения по их разрешению в обозначенной области.

Ключевые слова: отходы производства и потребления, административная и уголовная ответственность, правонарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления

Timofeev S.N. master student

Russian Foreign Trade Academy Far Eastern Branch Russian Federation, Petropavlovsk-Kamchatsky Scientific adviser: Kovalenko T.S.

Candidate of Law

Annotation: the article analyzes the legislation according to which administrative and criminal liability is regulated in the field of handling production and consumption waste, problems are identified and proposals are made for their resolution in the designated area.

Keywords: production and consumption waste, administrative and criminal liability, offenses in the field of production and consumption waste management

Вопрос соблюдения природоохранного законодательства в настоящее время является очень актуальным - здоровье людей напрямую зависит от состояния окружающей среды. Но повсеместно можно встретить незаконные свалки бытовых и промышленных отходов, а объем площади продуктивных земель, которые изымаются из оборота в связи с тем, что они загрязнены и захламлены отходами производства и потребления, стремительно увеличивается.

В целом по Российской Федерации количество утилизированных и обезвреженных отходов выросло по сравнению с 2010 г. в 1,9 раза. Объем вывезенных твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в целом по Российской Федерации в 2017 г. составил 274,4 млн м3, что на 16,6% больше,

чем в 2010 г. Объем ТКО, вывезенных на мусороперерабатывающие заводы, в 2017 г. составил 27,9 млн м3, или 10% от общего объема ТКО168.

За период с 2010 по 2017 г. количество ежегодно образующихся отходов увеличилось с 3 735 млн т до 6 221 млн т, или на 66,5% (рисунок 1). В начале рассматриваемого периода (до 2012 г.) отмечен рост значений данного показателя примерно на 15-16% в год; далее до 2015 г. наблюдалась относительная стабильность, с незначительными изменениями в пределах 2 -4%; в последние два года (2016 и 2017 гг.) произошло повышение значений на 7% и 14% соответственно. Изменение удельного показателя общего объема образования отходов на единицу ВВП характеризовалось аналогичными тенденциями. Общий прирост удельного показателя с 2011 по 2017 г. составил 30,3 т на 1 млн руб., или 44,6%169

Рисунок 1 - Динамика показателей объема образования отходов производства и потребления в Российской Федерации и удельного образования отходов на единицу ВВП (в ценах 2011 г.), 2010-2017 г.г. (по левой оси - количество образованных отходов (млн т), по правой оси - общий объем образования отходов на единицу ВВП (т/1 млн руб.))

Как верно отмечает М.В. Пономарев, одну из ключевых ролей в обеспечении соблюдения требований экологического законодательства играет привлечение его нарушителей к юридической ответственности, при этом административная ответственность за экологические правонарушения занимает центральное место в системе видов юридической ответственности. Это обстоятельство обусловлено тем, что наиболее распространенными видами несоблюдения и нарушения требований экологического

168 О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году: государственный доклад. - М., 2018. - С. 55

169

Там же

законодательства, в особенности в области обращения с отходами, являются деяния (как действия, так и бездействие), имеющие характерные признаки, позволяющие квалифицировать их как административные правонарушения.

Такие нарушения отличаются от иных правонарушений рядом квалифицирующих признаков. Например, от дисциплинарных проступков они отличаются, как правило, отсутствием трудовых отношений между правонарушителем и привлекающими их к юридической ответственности субъектами, а от уголовных преступлений - более низкой степенью общественной опасности и меньшей тяжестью последствий совершенного деяния. Однако, пожалуй, главным отличием административных правонарушений является закрепление их составов и квалифицирующих признаков именно законодательством об административных

170

правонарушениях170.

Так административная ответственность за правонарушения в указанной сфере предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)171 - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Стоит отметить, что в 2017 г. в Российской Федерации создана Федеральная государственная информационная система общественного экологического контроля в области охраны окружающей среды и природопользования (далее - ФГИС «Наша природа»)172. Она нацелена на повышение прозрачности работы по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, проводимой уполномоченными государственными органами всех уровней, повышение открытости, доступности и достоверности предоставления отчетности органами государственной власти всех уровней, снижение сроков принятия решений и проведения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.

Внедрение ФГИС «Наша природа» осуществлялось в девяти пилотных регионах (Ярославской, Иркутской, Ленинградской, Волгоградской и Курганской областях, республиках Бурятия, Саха (Якутия), Чувашия, Ставропольском крае). Система безопасного обращения с отходами создается на уровне субъектов Российской Федерации; она включает разработку и

170 Пономарев В.М. Административная ответственность в области обращения с отходами // Комментарий законодательства - 2014. - № 7. - С. 47

171 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от

30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1

172 О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1082 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.09.2017

утверждение территориальных схем обращения с отходами, разработку дорожных карт по переходу на новую систему обращения с отходами, заключение соглашений с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, разработаны и утверждены во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Заключены соглашения с 18 субъектами Российской Федерации на предоставление субсидий из средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора, на создание объектов обработки и утилизации отходов. Дорожные карты по переходу на новую систему обращения с отходами утверждены в 74 субъектах Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации заключены соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и 49 региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами173.

В целях сокращения количества отходов производства и потребления, направляемых на захоронение, и вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р174 утвержден перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты и захоронение которых запрещается. В указанный перечень входят 182 вида отходов производства и потребления, из них 67 видов запрещены к захоронению с 01.01.2018.

Запрет на захоронение части видов отходов производства и потребления, входящих в указанный перечень, вступил в силу с 01.01.2019 (например, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы бумажных этикеток, шин и покрышек, отходы полиэтиленовой тары, стеклянной тары), части - с 2021 г. (например, компьютерная и оргтехника, утратившая потребительские свойства, медные провода, утратившие потребительские свойства).

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»175, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внедрен принцип расширенной ответственности производителя (импортера) товаров за утилизацию товаров и упаковки товаров после утраты ими потребительских свойств.

173 Переход субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами: первые итоги правоприменительной практики // Совет Федерации URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/84837/ (дата обращения: 13.01.2019).

174 Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается: Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.08.2017.

175 О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №1 (часть I). - Ст. 11.

При этом производители, импортеры товаров имеют выбор: обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, выполняя нормативы утилизации отходов от использования товаров, либо уплачивать экологический сбор.

В 2017 г. уточнен механизм расширенной ответственности производителя товаров, импортера товаров за утилизацию товаров и упаковки товаров после утраты ими потребительских свойств (Федеральный закон от 31.12.2017 № 503- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), включая:

- разграничение ответственности за товары и упаковку товаров;

- уточнение круга субъектов, обязанных обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров и осуществлять декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров и упаковки в целях исключения возможных случаев дублирования декларирования в отношении одного и того же товара, одной и той же упаковки;

- определение случаев, при которых товар (его упаковка) считается выпущенным в обращение;

- подтверждение выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров;

- приоритизацию направлений расходования средств экологического сбора176.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы реализуется приоритетный проект «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов» («Чистая страна»).

По проекту «Чистая страна» в 2017 г. начата реализация 25 мероприятий в 12 регионах Российской Федерации (Республики Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Татарстан, Чувашия, Алтайский, Хабаровский края, Архангельская, Тульская области и др.), 10 из которых завершены. Многие регионы (Республика Карелия, Камчатский, Пермский, Забайкальский края, Брянская, Вологодская, Ивановская, Новгородская, Орловская, Омская, Оренбургская, Сахалинская области и др.) провели инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде, подготовили соответствующие документы и направили в адрес Минприроды России письма-заявки о включении их в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и, соответственно, для участия в проекте «Чистая страна». В настоящее время заявки находятся на рассмотрении в Минприроды России.

176 О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году: государственный доклад. - М., 2018. - С. 56

Одним из наиболее распространенных составов административных правонарушений, по которым лица, нарушающие правила обращения с отходами, могут быть привлечены к административной ответственности, является ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами».

Во время судебных разбирательств у надзорных органов могут возникнуть сложности при ответе на первую часть второго вопроса: имеет ли выявленное действие или бездействие отношение к отходам? Бывают случаи, когда предприятиям удается доказать, что отходы (в том смысле, как они понимаются в законодательных актах) в результате их деятельности не образуются.

1. В нескольких судебных разбирательствах представителями Росприроднадзора не были предъявлены доказательства отнесения к отходам грунтов, образовавшихся в результате землеройных работ. Согласно решениям судов, в данных случаях ст. 8.2 КоАП РФ не может быть

177

применена1".

2. При рассмотрении некоторых дел судьи пришли к выводу о том, что получаемый в результате переработки продукт не является отходом, а относится к продукту переработки и, соответственно, предприятие не может нести ответственность за нарушения, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебных решениях отмечалось (со ссылкой на соответствующую позицию Минприроды России, изложенную в письме от 10.01.2013 № 12 -47/94), что юридические лица согласно уставной, проектной, технологической и иной документации могут самостоятельно определять, относятся ли образующиеся в процессе их хозяйственной деятельности вещества (материалы) к отходам производства и потребления (в соответствии с определением, приведенным в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Например, вещества и материалы, образовавшиеся в результате производственной деятельности, могут быть реализованы как продукция, если на предприятии имеются соответствующие технические условия и документация, причем разрабатываемая нормативная и/или техническая документация на продукцию должна учитывать требования соответствующих государственных и отраслевых стандартов, санитарно-эпидемиологических и

178

экологических норм178.

Для ответа на вторую часть второго вопроса (имеет ли выявленное нарушение отношение к обращению с отходами?) следует обратиться к ст. 1

177 Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2014 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

178 Минприроды России разъяснило отличие «отходов» от «продукции» URL: http://econadzor.com/news/2350.html (дата обращения: 13.04.2019).

Федерального закона № 89-ФЗ, в которой содержатся определения видов обращения с отходами.

Следует отметить, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. Предприятия, оспаривающие решения контролирующих органов, часто ссылаются на то, что они не являются субъектами правонарушения, поскольку не специализируются на деятельности по обращению с отходами.

Однако в своих решениях судьи, как правило, отмечают, что субъектный состав правонарушений, связанных с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами179.

Более того, без соблюдения требований законодательства может вестись не только деятельность по обращению с отходами, но и деятельность, приводящая к образованию отходов. Напомним, что согласно формулировкам действующей редакции Федерального закона № 89-ФЗ образование отходов не относится к обращению с отходами. Но это не должно никого вводить в заблуждение, ведь указанный Федеральный закон устанавливает требования и к обращению с отходами, и к их образованию, поэтому определенные требования природоохранного законодательства распространяются и на те хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы.

Организации, в результате деятельности которых образуются отходы, обязаны соблюдать предусмотренные законодательством экологические и санитарно-эпидемиологические требования к образованию отходов, а за несоблюдение этих требований могут быть подвергнуты наказанию в

соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ. Такая правовая позиция находит

1 80

подтверждение во многих решениях судов .

Более того, законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и об обращении с отходами содержит зачастую более специальный понятийный аппарат, который упрощает привлечение нарушителей к административной ответственности по составам, предусмотренным законами субъектов Российской Федерации.

Например, Закон Московской области от 28.12.2015 № 260/2015-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности

179 Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2015 № Ф05-15528/14 по делу № А40-72197/2014 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

180 Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 709/11 по делу № А32-10488/2010-58/157-58 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 24.12.2015 № 18/151 -П)181 в ст. 1 содержит определения таких понятий, как «благоустройство», «места общественного пользования», «брошенный автотранспорт», «крупногабаритный мусор», «навал мусора», «очаговый навал мусора», «несанкционированная свалка мусора», «прилегающая территория».

Отметим, что указанных и многих других понятий нет в федеральном законодательстве, что затрудняет привлечение виновных к административной ответственности по соответствующим статьям КоАП РФ и делает возможной квалификацию совершенных ими правонарушений по составам, предусмотренным законодательством субъектов Российской Федерации.

Затрудняет привлечение к административной ответственности за правонарушения, связанное с обращением с отходами, отсутствие в федеральном законодательстве (в частности, в Земельном кодексе Российской Федерации) определений таких часто упоминаемых понятий, как «загрязнение земель», «захламление земель».

Вместе с тем определения указанных понятий содержатся в ряде законодательных актов субъектов Российской Федерации, в частности Экологический кодекс Республики Татарстан от 15.01.2009 г. № 5-ЗРТ182 содержит понятие «захламление земель», под которым понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых отходов производства и потребления.

Таким образом, одним из важнейших способов борьбы с организацией незаконных свалок бытовых и промышленных отходов остается возможность привлечения нарушителей к юридической ответственности. В целях повышения эффективности применения к указанным лицам мер административной ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами следует совершенствовать нормы законодательства, в частности понятийный аппарат законодательства об отходах производства и потребления (путем закрепления недостающих для последовательного применения норм законодательства об административных правонарушениях), а также самих составов административных правонарушений, закрепленных КоАП РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в действующей редакции ст. 8.2 КоАП РФ содержит один «общий» состав и предусматривает ответственность за несоблюдение любых экологических и санитарно-эпидемиологических

181 О внесении изменений в Закон Московской области "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области: Закон Московской области от 28.12.2015 № 260/2015-ОЗ (принят постановлением Мособлдумы от 24.12.2015 № 18/151-П) // Официальный Интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 30.12.2015.

182 Экологический кодекс Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 15.01.2009 г. № 5-ЗРТ (в ред. от 14.05.2014 г.) // Республика Татарстан, № 10 от 20.01.2009 г. URL: http://www.rt-online.ru (дата обращения: 13.01.2019).

требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Минприроды России предлагает183 изложение этой статьи в новой редакции в составе 11 -ти частей - новая редакция нормы должна предусматриваться ответственность только за нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований должно быть выделено в отдельный состав (ст. 6.34), также, как и нарушение требований по обращению с иными опасными веществами (ст. 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3). В новой редакции ст. 8.2 должны быть предусмотрены отдельные составы правонарушений по видам обращения с отходами и за несоблюдение отдельных требований при обращении с отходами. Предлагается четко ограничить круг требований природоохранного законодательства, при нарушении которых применима ст. 8.2 КоАП РФ - ввести 11 конкретных составов вместо одного общего «на все случаи».

Подобное мнение следует поддержать, поскольку такой подход приведет к большей определенности на практике.

Но так же полагаем необходимым ввести административную ответственность за нарушение требований в области обращения с отходами производства и потребления, которые были предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (об ответственности производителя/импортера за утилизацию произведенных/ импортированных товаров или уплате экологического сбора), а также требований о проведении контроля за состоянием и воздействием объекта размещения отходов, его рекультивации и консервации, нарушения запрета на применение твердых коммунальных отходов при рекультивации, т.е. дополнить ст. 8.6 и главы 8 КоАП РФ новыми составами правонарушений. Это оправданно, поскольку данные изменения фактически предусмотрены Планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, а именно утвержденным распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р [9]. Есть это мероприятие и Перечне поручений Президента РФ по вопросам обращения с отходами животноводства от 01.02.2017 № Пр-179184.

183 Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=82046 (дата обращения: 13.01.2019).

184 О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г.: распоряжение Правительства РФ от 06.03.2012 N 332-р // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 12. - Ст. 1433.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства в области обращения с отходами предусмотрена в случае наступления определенных последствий неисполнения обязательных требований.

Так, за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей) или особо крупном размере (более 9 млн. рублей), виновное лицо подлежит уголовной ответственности ч. 1 или 2 ст. 171 УК Российской Федерации185 соответственно.

Максимальное наказание за совершение данного преступления -лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Несмотря на то, что в УК Российской Федерации присутствует статья 247 УК Российской Федерации «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», она практически не применяется. Так в 2015 году по статье 247 УК Российской Федерации по всей стране находилось на рассмотрении 90 дел, в 2016-м — 111 дел, в 2017 - 43 дела. Направлены в суд с обвинительным приговором в 2015 году — 5 дел, в 2016-м — 14, в 2017-м -10186.

К примеру, согласно материалам дела № 1-105/2017187, Баландин С.А. совершил нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, то есть захоронение, использование и иное обращение отходов с нарушением установленных правил, повлекшее загрязнение окружающей среды, а именно в точно не установленное время в период с 22.03.2016 по 12 часов 30 минут 25.03.2016 года, с целью незаконной организации приема отходов потребления и производства на земельном участке неразграниченной государственной собственности, общей площадью около 1 Га, не защищенного от воздействия атмосферных осадков, не внесенный в государственный реестр объектов размещения, хранения и обращения экологически опасных веществ и отходов, осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде загрязнения окружающей среды, а именно такого ее компонента как почва, не желая, но сознательно допуская наступление таких последствий, и, тем самым, действуя

185 Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от

27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.12.2018.

186 Статистика. Уголовное судопроизводство. Данные о назначенном наказании по статьям УК // Агентство правовой информации URL: http://stat.xn—7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения:

13.01.2019).

187 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

умышленно, из корыстных побуждений, с целью получения материальной выгоды, незаконно, с нарушением установленных правил, а именно:

- ч. 1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ч. 1 ст. 11, ч. 7 ст. 12, ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,

- п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В результате умышленных преступных действий Баландина С.А. направленного на захоронение и совершении иного обращения экологически опасных веществ и отходов производства и потребления 1 -го класса опасности, ущерб, вышеуказанному земельному участку причинен в размере 26 000 000 рублей, то есть совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 247 УК Российской Федерации. Суд назначил ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

На наш взгляд, статья 247 УК Российской Федерации и та ответственность, которая в ней закреплена, должна применяться более широко, потому что владельцы незаконных свалок и полигонов травят людей, свалки постоянно горят, люди теряют здоровье, а владельцы фактически уходят от ответственности либо ограничиваются небольшими штрафами. Необходимо расширить данную статью и сделать ее более применимой, а именно считаю, что объектом преступления должны стать общественные отношения, направленные на обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды посредством соблюдения установленного правового порядка обращения экологически опасных веществ и отходов, и недопущения производства опасных отходов. Кроме того, стоит отметить, что отсутствие соответствующего законодательства, четко определяющего правовой статус зон экологического бедствия, порядок объявления экологически неблагополучных территорий таковыми, четкий механизм их правового регулирования, заведомо ставит часть 2 ст. 247 УК РФ в разряд «мертвых», недействующих. Чтобы этого не было, необходимо, чтобы экологическое законодательство предусматривало два вида зон экологического неблагополучия: зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации. При этом в соответствии со ст. 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды» система территорий экологического неблагополучия включает в себя только зоны экологического бедствия. Существуют объективные причины, которые обуславливают невозможность объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия. К ним, прежде всего, относят отсутствие федерального закона о зонах экологического бедствия, который бы обеспечил создание правового механизма объявления таких зон, установивший особенности правового статуса таких территорий. Таким образом, получается «замкнутый круг», который разрешить только под силу законодателям.

Использованные источники:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 19.07.2018.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. -1996. - №25. - Ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.12.2018.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства РФ. -2015. - №1 (часть I). - Ст. 11.

4. О внесении изменений в Закон Московской области "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области: Закон Московской области от 28.12.2015 № 260/2015-ОЗ (принят постановлением Мособлдумы от 24.12.2015 № 18/151-П) // Официальный Интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 30.12.2015.

5. Экологический кодекс Республики Татарстан: закон Республики Татарстан от 15.01.2009 г. № 5-ЗРТ (в ред. от 14.05.2014 г.) // Республика Татарстан, № 10 от 20.01.2009 г. URL: http://www.rt-online.ru (дата обращения: 13.01.2019).

6. О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1082 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.09.2017

7. Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается: Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р // Официальный интернет-портал правовой информации http ://www.pravo. gov.ru, 02.08.2017.

8. О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г.: распоряжение Правительства РФ от 06.03.2012 N 332-р // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №12. - Ст. 1433.

9. Перечень поручений по вопросам обращения с отходами животноводства: резолюция от 10 февраля 2017 года № АХ-П9-755 URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53808 (дата обращения: 13.01.2019).

10. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» URL: https://regulation.gov.m/projects#npa=82046 (дата обращения: 13.01.2019).

11. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

12. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 709/11 по делу № А32-10488/2010-58/157-58 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

13. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2015 № Ф05-15528/14 по делу № А40-72197/2014 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

14. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от

30.09.2014 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

15. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от

09.02.2015 по делу № А32-14760/2014 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

16. Приговор Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга по ч. 2 ст. 247 УК РФ № 1-105/2017 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

17. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2014 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

18. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от

30.10.2014 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

19. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от

25.02.2015 по делу № А32-5510/2014 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

20. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансииского автономного округа — Югры от 04.06.2012 по делу № А75-917/2012 // Документ опубликован не был. Предоставлен СПС Консультант Плюс.

21. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году: государственный доклад. М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2018. 888 с.

22. Минприроды России разъяснило отличие «отходов» от «продукции». URL: http://econadzor.com/news/2350.html (дата обращения: 13.01.2019).

23. Переход субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами: первые итоги правоприменительной практики // Совет Федерации. URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/84837/ (дата обращения: 13.01.2019).

24. Пономарев В.М. Административная ответственность в области обращения с отходами // Комментарий законодательства - 2014. - №7. - С.47.

25. Статистика. Уголовное судопроизводство. Данные о назначенном наказании по статьям УК // Агентство правовой информации. URL: http:// stat.xn—7sbqk8achja.xn--p 1ai/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 13.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.