Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСКРЫШНЫХ И ВМЕШАЮЩИХ ПОРОД, ОТХОДОВ ОБОГАЩЕНИЯ 5 КЛАССА ОПАСНОСТИ СПИРИДОНОВ Денис Вадимович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассмотрены основные направления использования вскрышных и вмещающих пород, основных отходов недропользования. Показана актуальность развития процесса управления отходами недропользования в РФ, а также затронуты вопросы получения лицензии на переработку отходов производства. Проанализированы основные законодательные изменения, касающиеся процесса использования отходов недропользования. Проанализирована судебная практика относительно платы за размещение и использования отходов производства.
Abstract: The article discusses the main directions of using overburden and host rocks, the main waste of subsurface use. The relevance of the development of the process of managing subsurface waste in the Russian Federation is shown, as well as the issues of obtaining a license for processing industrial waste are discussed. The main legislative changes related to the process of using subsurface waste are analyzed. Judicial practice concerning payment for placement and use of production waste is analyzed.
Ключевые слова: природопользование, недра, отходы производства, отходы недропользования, законодательство, государственная политика, управление процессом переработки отходов, лицензия на право использование отходов производства, вскрышные отходы, вмещающие породы, отходы V класса опасности.
Keywords: environmental management, subsurface resources, production waste, subsurface use waste, legislation, state policy, management of waste processing, license for the right to use production waste, overburden waste containing rocks, waste of hazard class V.
В последние годы переработка отходов является, вероятно, одной из самых актуальных экологических проблем, что связано с отсутствием эффективной системы управления отходами. Вместе с тем надлежащая переработка отходов актуальна, во-первых, потому, что за десятилетия пользования недрами накоплено огромное количество отходов, содержащих ценные запасы полезных ископаемых, во-вторых, с тем, что месторождения в результате их использования постепенно утрачивают свои запасы, и, наконец, с тем, что переработка отходов позволит регионам обеспечить дополнительные рабочие места и привлечь трудовые ресурсы.
Помимо этого, необходимо думать о будущих поколениях населения нашей планеты, ведь нефть, газ, уголь и многие другие активно добываемые полезные ископаемые являются невозобновимыми природными ресурсами, а невозобновимые ресурсы истощаются, следовательно, следует сконцентрироваться не только на поиске новых месторождений, но и на получение максимума из потенциальных ресурсов, которыми и являются отходы производства, которые по какой-либо причине не были переработаны до настоящего момента.
Если рассматривать данный вопрос со стороны предпринимательства, то можно отметить, что процесс добычи полезных ископаемых из отходов существенно менее трудоемкий, чем разработка нового объекта добычи, и, следовательно, выступает так же привлекательной сферой деятельности.
Стоит отметить, что в советское время, несмотря на активное использование недр и передовое горнодобывающее оборудование, отходы переработки не использо-
вались, что, очевидно, связано с тем, что уровень научно-технической базы не позволял заняться их эффективной переработкой.
Совокупность этих факторов делает процесс переработки отходов недропользования привлекательным как для государства-собственника недр, так и для непосредственно недропользователей, но при этом процесс управления отходами нуждается в эффективном регулировании и управлении.
По имеющимся данным, которыми располагают Минприроды России в стране накоплено около 90 млрд. тонн отходов недропользования, которые занимают площадь до 1,5 млн. га (15 тыс. кв. км.).1
Основной проблемой повторного использования отходов недропользования на сегодняшний момент является то, что по действующему закону лица, которые желают перерабатывать отходы производства вынуждены получать те же документы (лицензии на пользование недрами), что пользователи недр, занятые добычей полезных ископаемых, и проходить аналогичные процедуры, что делает переработку отходов в купе с уплачиваемыми налогами нерентабельным мероприятием, сводя на нет все возможные выгоды от добычи полезных ископаемых из отходов недропользования.
Следовательно, отходы продолжают накапливаться, нанося вред окружающей среде, а ценные ресурсы, содержащиеся в них, так и остаются неизвлеченными.
Осознавая важность данного аспекта, в настоящее время выдвигаются законодательные инициативы по упо-
1 Луняшин П.Д. Совет Федерации России поддержал предложения производственников по использованию отходов недропользования // https://zolotodb.ru/article/12220 (дата обращения 03.08.2020)
рядочиванию данного процесса.
При этом все отходы, возникающие в процессе производства и потребления, принято делить на классы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека. В связи с этим выделяется 5 уровней опасности отходов, которые учитываются при обращении с веществами, хранении и утилизации1. Основой для расчета степени вреда для окружающей среды служат нормативные акты органов надзора, которые формируются при учете отраслевых документов.
Так, в настоящее время порядок отнесения отходов к тому или иному классу определяется с помощью Федерального классификационного каталога отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242102.
Если класс опасности отходов ниже V, то необходимо получить лицензию на обращение с отходами в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1062 от 3 октября 2015 г.3
В данном исследовании нас интересуют отходы V класса опасности, то есть самые не опасные, и не требующие специального разрешения на обращение с ними.
Так как Закон РФ «О недрах»4 не содержит определения термина отходы недропользования, обратимся за разъяснением к ФЗ «Об отходах производства и потребления». В виду ст. 1 «отходы производства и потребления -вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению5». Следовательно, законодательно предусмотрено, что все отходы должны быть так или иначе ликвидированы.
При этом в принятом в 2017 году ГОСТ Р 576772017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отходов недропользования»6 указано, что «отходы недро-
1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ, № 26, 29.06.1998, ст. 3009.
2 Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.06.2017
3 Постановление Правительства РФ № 1062 от 3 октября 2015 г. «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» // "Собрание законодательства РФ", 12.10.2015, N 41 (часть III), ст. 5670.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, № 10, ст. 823
5 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ, № 26, 29.06.1998, ст. 3009.
6 ГОСТ Р 57677-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресур-
сосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отходов недропользования»
// Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 сентября 2017 г. № 1162-ст
пользования - отходы, образующиеся при добыче полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств». Представляется, что было бы логичным включить определение отходов недропользования и в основной закон, регулирующий пользование недрами.
К отходам недропользования традиционно относят отвалы вскрышных и вмещающих пород, отвалы с россыпных месторождений золота, платины и иных ценных металлов после промывки песков и отвалы торфов, угольные терриконы (пустых пород), отвалы и хвосты горнообогатительных фабрик, а также иные продукты использования минерального сырья.
Как правило, образованные при разработке месторождений полезных ископаемых вскрышные породы представляют собой незагрязненные грунты (породы) естественного (природного) происхождения, извлекаемые механическим способом при проведении горных работ. Тем не менее, Федеральный классификационный каталог отходов относит вскрышные породы к отходам добывающей промышленности7.
Возникала следующая правовая коллизия, несмотря на то, что в Законе РФ «О недрах» прямо указано на то, что лицензия выдается на комплекс геологоразведочных работ, среди которых выделяются и переработка отходов производства (ст. 11 «лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, ... использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств.»), Верховный Суд РФ пояснил, что переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться и по самостоятельной лицензии, предоставляемой владельцу лицензии на право добычи полезных ископаемых либо иному юридическому или физическому лицу8.
Следовательно, по закону выходило, что переработкой отходов могут заниматься только непосредственно сами недропользователи, уже имеющие лицензию на пользование недрами, а судебная практика сводилась к тому, что переработкой могут заниматься и иные лица, получив отдельную лицензию.
В настоящее время принят и готовится к публикации закон, согласно которому у пользователей недр, имеющих лицензию, дополнительно возникает право на добычу
7 Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 № 47008) // Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 13.06.17 г.
8 Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» // Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, № 33, ст. 1917.
полезных ископаемых и компонентов из отходов недропользования, а также на использование эти отходы для собственных производственных и технологических нужд право могут в течение периода действия их лицензии на недропользование. Следовательно, это упрощает порядок переработки отходов, так как получение дополнительной лицензии более не требуется1.
Данный закон направлен на стимуляцию интереса у недропользователей использовать вскрышные и вмещающие породы для ликвидации горных выработок, рекультивации нарушенных земель, строительных нужд, если это предусмотрено техническими проектами на разрабатываемых месторождениях и прямо не запрещено в лицензии.
Но это не решило проблему с теми лицами, у которых нет основной лицензии на пользование недрами на данном участке, им так же требуется получение разрешения на переработку отходов, проведение экологической экспертизы и прочих необходимых процедур. При этом это могло бы стать более приоритетным направлением, так как крупным горнодобывающим предприятиями может быть не так экономически выгодно добывать ресурсы из отходов, как менее технологичным компаниям, для которых этот процесс был бы более экономически и технологически предпочтительным.
Председатель совета Союза старателей России П.Д. Луняшин, обобщая мнения своих коллег, предлагает, внести законодательные изменения в рамках процесса обращения с отходами недропользования. Так, по их мнению, необходимо «отменить существующие требования к разработке отходов недропользования, как к полноценным месторождениям полезных ископаемых, включая геологическое изучение, различные экспертизы, постановку разведанных запасов на государственный баланс, предоставление прав пользования недрами и выдачу лицензий, подготовку и утверждение проектов разработки «месторождений»2, согласования условий пользования недрами (около 100 разрешений)», чтобы тем самым повысить экономическую привлекательность данного процесса.
При этом отходы горнодобывающего производства вскрышные и вмещающие породы могут быть использованы не только как с целью добычи полезных ископаемых, которые не были извлечены первоначально, но также и с целью изначально не предусмотренной технологическим проектом. Так, например, вскрышные и вмещающие поро-
1 Проект ФЗ № 664487-7 от 12.03.2019 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов производства и потребления» // http://sozd.parlament.gov.ru/ (дата обращения 01.08.2020)
2 Луняшин П.Д. Совет Федерации России поддержал предложения производственников по использованию отходов недропользования // https://zolotodb.ru/article/12220 (дата обращения 08.08.2020)
ды содержат большое количество ресурсов, которые можно использовать при производстве строительных материалов (песок, щебень, гравий, цемент, абразивы). Например, месторождения песков «Ольшанка» (РБ), «Карьер 2000» (РФ), где добывается строительный песок, а суглинок, добываемый их вскрышных пород, применяется в качестве сырья на кирпичных заводах3.
Отходы добычи и обогащения каменного угля могут быть использованы в сельском хозяйстве для целей удобрения земель, так же они могут быть использованы в химической, газовой, нефтедобывающей промышленности.
Следовательно, способов повторного использования отходов недропользования достаточно много, это позволит снизить экологическую нагрузку и скорректировать воздействие антропогенного фактора на экологию.
Видится, что инициатива Союза старателей довольна логична, так как они, прежде всего, видят ситуацию с практической стороны как специалисты в данной отрасли.
Еще одним требованием нового закона является необходимость предоставления пользователями недр достоверных данных о содержании отходов недропользования в органы государственной статистики. Видится, что данное нововведение, во-первых, позволит повысить учет отходов недропользования, а также в дальнейшем реестр отходов может позволить лицам, желающим работать с отходами производства, выбирать направления деятельности.
По законодательным нововведениям права недропользователей так же могут быть расширены за счет того, что в случае если отходы недропользования расположены за границами участка недр допускается изменение его границ.
Это существенная законодательная новелла, так как по ранее действовавшему Постановлению Правительства РФ от 18 мая 2017 г. № 595 4 изменение границ участка недр в сторону его увеличения допускалось только в случаях «наличия технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ» в природных зонах охраны, а так же в случае если полезные ископаемые, которые находятся за пределами границы участка недр, являются частью разрабатываемого месторождения.
Таким образом, анализируемый нами нормативный правовой акт расширяет права недропользователей.
Так же с 1 января 2020 года недропользователи получили нулевую ставку платы за негативное воздействие на
3 Березовский С.Н. Использование местного сырья и вскрышных пород для производства строительных материалов // Вестник Белорусско-Российского университета, 2011
4 Постановление Правительства РФ от 18.05.2017 № 595 «О внесении изменений в Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» // Собрание законодательства РФ, 29.05.2017, № 22, ст. 3153
окружающую среду в отношении отходов, из которых осуществляется добыча полезных ископаемых и компонентов1.
Несмотря на то, что это проект создан с целью освободить значительные площади от отвалов горных пород и стимулировать внедрение высокотехнологичных производств, существует экспертное мнение, что данные инновации приведут к более негативным последствиям нежели сами отходы недропользования.
Так, например, С.Г, Родионова, руководитель федеральной службы Росприроднадзора отмечает, что данный документ «повлечет нанесение значительного ущерба окружающей среде и бюджету РФ2», аргументируя это тем, что отходы недропользования перестанут считаться отходами, а, следовательно, будет остановлен государственной надзор за их обращением, что формально приведет к тому, что отходы так и будут наносить вред окружающей среде, но при этом, номинально перестанут ими считаться.
Дополнительно государство лишиться значительных поступлений в бюджет за размещение отходов недропользования, так как устанавливается ставка 0 % за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в отношении перерабатываемых отходов.
Такой же позиции придерживается и зампред комитета по экологии «Деловой России» H.C. Беляева, соглашаясь с С.Г. Родионовой. Эксперт утверждает, что государство недополучит значительные суммы и потеряет контроль над управлением отходами производства3.
А.М. Багин, научный руководитель Института экономики природопользования ВШЭ, так же выказывает опасение, что, стремясь избежать платы за НВОС, недобросовестные недропользователи просто начнут засыпать вскрышными породами карьеры выработки, не извлекая оттуда полезные ресурсы, дополнительно, примешивая туда иные отходы, в том числе и опасные под видом пустой породы4.
Стоит отметить, что предложение ввести нулевую ставку не является чем-то уникальным, так как недропользователи и до настоящего времени имели право не уплачивать за вскрышные породы, если они использовались для рекультивации земель, а именно для и засыпки горных выработок в соответствии с утвержденным техническим проектом.
1 Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» // Собрание законодательства РФ, 03.02.2020, № 5, ст. 527
2 Минприроды предлагает преференции недропользователям // Экология производства. https://www.ecoindustry.ru/NEWS/view/55811.html (даты обращения 25.07.2020)
3 Минприроды предлагает преференции недропользователям // Экология производства. https://www.ecoindustry.ru/NEWS/view/55811.html (даты обращения 25.07.2020)
4 Минприроды предлагает преференции недропользователям // Экология произ-
водства. https://www.ecoindustry.ru/NEWS/view/55811.html (даты обращения
25.07.2020)
Но при этом проблемой выступает и то, что правоприменительная практика имеет двоякое мнение по поводу разграничения использования и размещения отходов.
Так, в Постановление АС УО от 29.01.20185 суд отменил требования Управления Росприроднадзора о взыскании платы за размещение отходов, в котором оно предполагало, что деятельность предприятия, осуществляющего рекультивацию с использованием отходов отработанного карьера глин и песчано-гравийной смеси, является захоронением отходов. При этом у предприятия имелось заключение государственной экологической экспертизы и утвержденный проект рекультивации земель. Суд пояснил, что объект рекультивации не является объектом размещения отходов в смысле, придаваемом этому понятию ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При этом в иной аналогичной ситуации, суд удовлетворил требования Управления Росприроднадзора о взыскании платы за размещение отходов. Предприятие-недропользователь ссылалось на то, что вскрышные породы в данном случае не являются отходами, так как предназначены для рекультивации земель. Отвергая доводы ответчика суд резюмировал, что вскрышные породы являются отходами производства, а размещение этих отходов на горных отвалах - одним из видов негативного воздействия на окружающую среду и основанием для начисления спорных платежей6.
Таким образом, необходима и унификация правоприменительной практики, так как ситуация, при которой в при аналогичных ситуациях выносятся полярные решения может негативно влиять на процесс управления отходами в целом, что противоречит целям государственной стратегии, которая в настоящее время направлена на укрепление экологической обстановки и снижению уровня антропогенной нагрузки.
Помимо законодательного урегулирования процесса управления отходами, требуется хорошая технологическая база для повторного использования отходов обогащения.
Журавлева Е.С. в своем исследовании отмечает, что переработка полезных ископаемых «должна основываться на интенсификации действующих и создании новых способов извлечения компонентов из труднообогатимых руд и техногенных образований на базе новейших достижений фундаментальных наук, комбинировании обогатительных и химико-металлургических процессов с применением современных пиро- и гидрометаллургических технологий»7.
5 Постановление АС УО от 03.10.2018 по делу № А07-26060/2016 // СПС Консультант Плюс.
6 Постановление АС УО от 16.02.2016 по делу № А47-360/2015 // СПС Консультант Плюс.
7 Журавлева Е.С. Научное и экспериментальное обоснование электрохимических методов повышения технологических показателей переработки черновых магнетито-
В настоящее время популярность переработки отходов производства вызвана помимо экологической составляющей еще и техническим прогрессом. Если раньше переработка представлялась нерентабельной в связи с отсутствием технологии быстрого извлечения нужных веществ, то в настоящее время ученые всего мира подключились к вопросам ликвидации отходов, что повлекло новые идеи и концепции.
Так, Киргизские учёные разработали механизм очистки и преобразования нефтешламов, содержащих токсичные вещества, с помощью данной технологии нефтеш-ламы превращаются в высокоэффективное энергосырьё, которое может быть использовано при изготовлении современных строительных материалов.1
Наиболее прогрессивным методом утилизации углеродосодержащих отходов является технология экологически безопасной переработки отходов с применением метода вихревой термической деструкции. В результате термической деструкции отходов в замкнутом цикле без химической реакции горения исключается выброс вредных веществ в атмосферу.
Довольно активно используется процесс переработки отвальных гематитовых (окисленных) кварцитов и некондиционных железных руд в железорудный концентрат Ре 66-68 %, щебень, сухая охра, сурик, кварцевый песок, сырьё для изготовления цемента и бетона. Данная технология, по словам Картамышева, Е. С. позволяет в результате комплексной переработки шлаков чёрной и цветной металлургии « получить концентрат золота, свинец, нержавеющую сталь, алюминий, медь, бронзу, металлическое железно2».
В то же время нельзя обойти вниманием и вопрос о юридической ответственности за обращение с отходами в сфере недропользования.
Статья 28 закона «Об отходах производства и потребления» за нарушения в области обращения с отходами предусматривает следующие виды ответственности:
- дисциплинарную ответственность (регламентируется ст. 192 Трудового кодекса РФ);
- административную ответственность (ряд статей восьмой главы КоАП РФ);
- гражданско-правовую (возмещение причиненного неправомерными действиями вреда);
вых концентратов: диссертация ... кандидата Технических наук: ГБУН Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук, 2017.- 111 с.
1 Учёные предлагают новые технологии переработки отходов https://mail.kz/ru/news/kz-news/uchenye-predlagayut-novye-tehnologii-pererabotki-othodov#hcq=Zkw0E7s (Дата обращения 10.08.2020)
2 Картамышева, Е. С. Новые технологии переработки отходов производства в современном мире / Е. С. Картамышева, Д. С. Иванченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47381/ (дата обращения: 14.08.2020).
- уголовную (ст. 247 УК РФ).
Наиболее действенными механизмами, по нашему мнению, являются административная и уголовная ответственность. Первая, как наиболее часто применяемая за данные правонарушения, а вторая, как выступающая сдерживающим фактором для лица, принимающего решения о незаконном обращении с отходами, которое может повлечь негативные последствия для окружающей среды и человека в комплексе.
Так же интерес представляет и гражданско-правовая ответственность, так как именно этот вид ответственности предполагает компенсацию причиненного отходами производства и потребления вреда государству и обществу.
Ввиду п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков3.
Исходя из того, каким именно ресурсам был нанесен вред, природоохранное законодательство предусматривает в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисление размера вреда в области водного законодательства4, земельного законода-тельства5, лесного законодательства6.
Таким образом, при эффективном государственном регулировании процесса переработки отходов, он может стать интересен для предпринимателей, что, в свою очередь, повлечет следующие выгоды для предпринимателей и государства:
1) Сохранение баланса минеральных ресурсов, так как процесс извлечения новых ресурсов ограничен и ресурсы истощаются;
2) Меньшие затраты на добычу ресурсов с уже извлеченных отходов производства, что ведем к повышению производительности труда и перспективах получения дополнительной прибыли;
3) Производство новых стройматериалов на
3 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.
4 Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» // Российская газета, № 113, 24.06.2009 (опубликован без приложений 2 - 3).
5 Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 40, 04.10.2010.
6 Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 31.07.2020)
основе отходов недропользования;
4) Освобождение площадей, занимаемых отходами недропользования, с целью их последующей рекультивации, что благоприятно скажется на экологическом состоянии природных ресурсов.
Современные технологии позволяют избежать по-
явления новых отходов, обеспечить переработку в короткие сроки, тем самым повысив рентабельность производства.
Учитывая все вышеизложенное, представляется логически верным продолжать работу по стимулированию недропользователей на переработку отходов производства с помощью законодательного урегулирования данного процесса.
Библиография:
1) Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // "Собрание законодательства РФ", N 26, 29.06.1998, ст. 3009.
2) Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об охране окружающей среды" // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
3) Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" // "Собрание законодательства РФ", 06.03.1995, № 10, ст. 823
4) Постановление Правительства РФ № 1062 от 3 октября 2015 г. "Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" // "Собрание законодательства РФ", 12.10.2015, N 41 (часть III), ст. 5670.
5) Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.1992 г. № 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 20.08.1992, N 33, ст. 1917.
6) Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 N 39 "О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду"// "Собрание законодательства РФ", 03.02.2020, № 5, ст. 527
7) Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (ред. от 26.08.2015) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" // "Российская газета", № 113, 24.06.2009 (опубликован без приложений 2 - 3).
8) Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (ред. от 11.07.2018) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 40, 04.10.2010.
9) Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2018
10) Проект ФЗ № 664487-7 от 12.03.2019 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов производства и потребления" // http://sozd.parlament.gov.ru/ (дата обращения 01.08.2020)
11) Постановление Правительства РФ от 18.05.2017 № 595 "О внесении изменений в Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование" // "Собрание законодательства РФ", 29.05.2017, № 22, ст. 3153
12) Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.06.2017
13) ГОСТ Р 57677-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отходов недропользования" // Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 сентября 2017 г. № 1162-ст
14) Постановление АС УО от 03.10.2018 по делу № А07-26060/2016 // СПС Консультант Плюс.
15) Постановление АС УО от 16.02.2016 по делу № А47-360/2015 // СПС Консультант Плюс.
16) Березовский С.Н. Использование местного сырья и вскрышных пород для производства строительных материалов // Вестник Белорусско-Российского университета, 2011.- С. 156-163
17) Журавлева Е.С. Научное и экспериментальное обоснование электрохимических методов повышения технологических показателей переработки черновых магнетитовых концентратов: диссертация ... кандидата Технических наук: ГБУН Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук, 2017.111 с.
18) Картамышева, Е. С. Новые технологии переработки отходов производства в современном мире / Е. С. Картамышева, Д. С. Иванченко // Молодой ученый. - 2017. - № 51 (185). - С. 115-118. URL: https://moluch.ru/archive/185/47381/ (дата обращения: 14.08.2020).
19) Луняшин П.Д. Совет Федерации России поддержал предложения производственников по использованию отходов недропользования // https://zolotodb.ru/article/12220 (дата обращения: 03.08.2020)
20) Минприроды предлагает преференции недропользователям // Экология производства. https://www.ecoindustry.ru/NEWS/view/55811 .html (дата обращения: 25.07.2020)
21) Учёные предлагают новые технологии переработки отходов https://mail.kz/ru/news/kz-news/uchenye-predlagayut-novye-tehnologii-pererabotki-othodov#hcq=Zkw0E7s (дата обращения: 10.08.2020)