Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УИС: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УИС: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МНОГОУРОВНЕВОСТЬ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / PEDAGOGICAL CONCEPT OF MULTILEVEL SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS / COMPETENCE APPROACH IN THE SPHERE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / MULTILEVEL SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворцов Василий Борисович, Сидакова Марина Александровна

Актуальность обращения к тематике статьи вызвана наличием определенных противоречий в деятельности образовательных организаций, реализующих процесс подготовки кадров для правоохранительных органов. Для разрешения данных противоречий в научной педагогической литературе сформирована идея создания педагогической концепции многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников для правоохранительных органов.В статье предпринята попытка анализа педагогической мысли, посвященной развитию педагогической концепции многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов России. В статье рассматриваются основные направления развития данной системы; установлены общие и частные закономерности ее функционирования, факторы, определяющие ее развитие в условиях реформирования и подготовки специалистов нового типа, обосновывается необходимость проектирования модели профессионального образования для уголовно-исполнительной системы России. Современные преобразования в пенитенциарной системе России требуют от сотрудника выполнения усложнившихся профессиональных задач. В статье обобщаются и систематизируются знания по отдельным аспектам организации подготовки кадров правоохранительных органов. Отсутствие системного анализа профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы России, направленной на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, личностных качеств, необходимых сотруднику уголовно-исполнительной системы для качественного исполнения им должностных обязанностей определяют актуальность данного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворцов Василий Борисович, Сидакова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE PRISON STAFF: THE PROBLEM

The relevance of the appeal to the subject of the article is caused by the presence of certain contradictions in the activities of educational organizations that implement the process of training for law enforcement. To resolve these contradictions in the scientific pedagogical literature formed the idea of creating a pedagogical concept of a multi-level system of training for law enforcement officers. The article attempts to analyze the pedagogical thought devoted to the development of the pedagogical concept of a multi-level system of professional training of law enforcement officers of Russia. The article deals with the main directions of development of this system; the General and particular laws of its functioning, the factors determining its development in the conditions of reforming and training of specialists of a new type are established, the necessity of designing a model of professional education for the penitentiary system of Russia is substantiated. Modern transformations in the penitentiary system of Russia require the employee to perform complicated professional tasks. The article summarizes and systematizes knowledge on certain aspects of law enforcement personnel training. The lack of a systematic analysis of professional training of employees of the penitentiary system of Russia, aimed at the formation of professional and cultural competencies, personal qualities necessary for the employee of the penitentiary system for the qualitative performance of their duties determine the relevance of this analysis

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УИС: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

ДВОРЦОВ Василий Борисович,

кандидат педагогических наук, начальник ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, e-mail: KR1021@yandex.ru

СИДАКОВА Марина Александровна,

кандидат филологических наук,старший научный сотрудник учебного отдела ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России

e-mail: ser-sidakov@yandex.ru

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УИС: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Актуальность обращения к тематике статьи вызвана наличиемопреде-ленных противоречий в деятельности образовательных организаций, реализующих процесс подготовки кадров для правоохранительных органов.Для разрешения данных противоречий в научной педагогической литературе сформирована идея создания педагогической концепции многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников для правоохранительных органов.В статье предпринята попытка анализа педагогической мысли, посвященной развитию педагогической концепции многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов России. В статье рассматриваются основные направления развития данной системы; установлены общие и частные закономерности ее функционирования, факторы, определяющие ее развитие в условиях реформирования и подготовки специалистов нового типа, обосновывается необходимость проектирования модели профессионального образования для уголовно-исполнительной системы России.

Современные преобразования в пенитенциарной системе России требуют от сотрудника выполнения усложнившихся профессиональных задач. В статье обобщаются и систематизируются знания по отдельным аспектам организации подготовки кадров правоохранительных органов. Отсутствие системного анализа профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы России, направленной на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, личностных качеств, необходимых сотруднику уголовно-исполнительной системы для качественного исполнения им должностных обязанностей определяют актуальность данного анализа.

Ключевые слова: педагогическая концепциямногоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов,компетентностный подход в сфере дополнительного профессионального образования,многоуровневость системы профессиональной подготовки.

DVORTSOV Vasiliy Borisovich,

candidate of pedagogies,head of Tomsk institute of further training of penal officers of the Federal Penal Service of Russia

SIDAKOVAMarinaAlexandrovna,

candidate of philological sciences, senior researcher of the educational departmentTomsk institute of further trainingof penal officers of the Federal Penal Service of Russia

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE PRISON STAFF: THE PROBLEM

Annotation. The relevance of the appeal to the subject of the article is caused by the presence of certain contradictions in the activities of educational organizations that implement the process of training for law enforcement. To resolve these contradictions in the scientific pedagogical literature

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

УДК 374.3 ББК 74.5; 65.240

formed the idea of creating a pedagogical concept of a multi-level system of training for law enforcement officers. The article attempts to analyze the pedagogical thought devoted to the development of the pedagogical concept of a multi-level system of professional training of law enforcement officers of Russia. The article deals with the main directions of development of this system; the General and particular laws of its functioning, the factors determining its development in the conditions of reforming and training of specialists of a new type are established, the necessity of designing a model of professional education for the penitentiary system of Russia is substantiated.

Modern transformations in the penitentiary system of Russia require the employee to perform complicated professional tasks. The article summarizes and systematizes knowledge on certain aspects of law enforcement personnel training. The lack of a systematic analysis of professional training of employees of the penitentiary system of Russia, aimed at the formation of professional and cultural competencies, personal qualities necessary for the employee of the penitentiary system for the qualitative performance of their duties determine the relevance of this analysis

Key words: pedagogical concept of multilevel system of professional training of law enforcement officers, competence approach in the sphere of additional professional education, multilevel system of professional training.

Реформирование уголовно-исполнительной системы России направлено на повышение результативности работы учреждений и органов, исполняющих наказание. Современные преобразования в пенитенциарной системе России характеризуются гуманизацией процесса отбывания наказаний, приведением к международным стандартам обращения с осужденными. Концептуальные подходы к исполнению уголовного наказания предполагают гуманное отношение к осужденным, которое выражается в нейтрализации их негативных установок с целью формирования правопослушного поведения и дальнейшей ресоциализации. Такой подход требует создания качественно новой модели сотрудника уголовно-исполнительной системы, способного к выполнению усложнившихся профессиональных задач.В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - ФЗ № 197-ФЗ) на сотрудника уголовно-исполнительной системы возлагаются обязанности, связанные с выполнением поставленных перед ним задач, в том числе и с риском для жизни. Все эти преобразования вызывают необходимость создания системы профессиональной подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы, способной подготовить профессионала с наличием таких качеств и способностей, как: оперативность и самостоятельность в принятии решений, самообладание в экстремальных ситуациях, ответственность, высокая исполнительская дисциплина, осознание важности и значимости профессии в обществе.

Наряду с реформированием уголовно-исполнительной системы в последние годы в системе организации профессионального образо-

вания ФСИН России происходят существенные изменения, связанные с формированием образовательных программ нового типа. Основой этих изменений послужил вступивший в действие 1 сентября 2013 г. Федеральный Закон № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающий использование компетент-ностного подхода в сфере дополнительного профессионального образования. Ключевая роль в данном законе отведена дополнительным профессиональным программам, которые направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации и совершенствования имеющихся[5].

Программы нового типа предполагают применение компетентностного подхода, что и определяет цели профессионального образования с точки зрения заказчиков образовательных услуг. Образовательные программы направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации и совершенствования уже имеющейся.

Проблема улучшения системы профессиональной подготовки сотрудников УИС России занимает особое место в развитии уголовно-исполнительной системы и профессионального образования.

Совершенствованию организации системы профессиональной подготовки посвящено значительное количество исследований[3].

Актуальные аспекты формированияпрофес-сиональных компетентностей специалистов различного профиля освещены в работах И.А. Зимней, В.А. Комелиной, Н.В. Кузьминой,А.К. Марковой и др.; в области правоохранительной деятельности - И.В. Биочинского, А.В. Буданова,Э.Ф. Зеер, В.Я. Кикоть, А.А.Реан и других [6].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

Вопросы педагогики и методологии компетентной личности рассмотрены в исследованиях В.И. Байденко, В.А. Болотова, А.В. Мудрик, Г.В. Мухаметзяновой, А.И. Панарина, А.П. Петровой, В.В. Серикова, А.Н. Тубельского, И.Д. Фрумина, Б.И. Хасан, А.В. Хуторской, В.Д. Шадрикова и других); определение профессиональных компетент-ностей и компетенций исследовано В.А. Адольф,

A.О. Будариной, В.Н. Введенским, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимовым, Г.С. Смирновой и других [8].

Различные виды профессиональных компе-тентностей рассмотрены С.С. Бахтеевым, Д.Б. Воронцовым, В.Н. Калининой, Е.В. Коблянс-кой, В.Н. Кунициной и других [10].

Формированию педагогических умений буду-щихсотрудников пенитенциарной системыпосвя-щены работы С.К. Редкова, проблемам социально-профессионального воспитания курсантов -П.А. Ласько, профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств -С.В. Акулина, профессиональной подготовке будущих кинологов -А.А. Вотинова, П.С. Осипова [2,3].

Отдельные стороны профессиональной подготовки слушателей и курсантов образовательных организаций правоохранительной сферы исследованы такими учеными, как И.В. Горлинский, В.Г. Деев, М.В. Киселев, С.А. Лузгин, В.М. Литвишков,

B.М. Морозов, С.Н. Пономарев, A.M. Столяренко, М.П. Стурова, H.A. Тюгаева.

Вопросы психологической подготовки слушателей, курсантов образовательных организаций ФСИН России и сотрудников УИС к действиям в чрезвычайных ситуациях представлены в рабо-тахБ.Б. Казака, О.Г., Киселева А.М., Ковалева, И.В. Михалевой, A.B. Наприса, В.М. Позднякова, В.А. Семенова, А.Н. Сухова, И.И. Пацакулы, A.K Ушатикова.Вопросы, касающиеся организации работы с отрицательно характеризующимися осужденными, нашли отражение в трудах Ю.М. Антоняна, В.И. Быстрых, М.П. Журавлева, Б.Б. Казака, И.В. Каретникова, А.И. Марцева, А.С. Михлина, А.А. Новикова и других[2].В данных работах накоплены и систематизированы знания по отдельным аспектам организации подготовки кадров для правоохранительных органов. Одна-коследует отметить отсутствие системного анализа профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Россиив аспекте формирования профессиональных компетенций и развития личностных качеств, необходимых сотруднику УИС для эффективного исполнения ими должностных обязанностей.

Изучение опыта профессиональной подготовки сотрудников УИС России и анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволило обнаружить определенные противоречия:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

- учреждения уголовно-исполнительной системы нуждаются сегодня в хорошо подготовленных профессионально-компетентных сотрудниках, что не могут предложить образовательные организации ФСИН России, демонстрируя недостаточный уровень профессиональной подготовленности обученных сотрудников;

- специальная профессиональная подготовка сотрудников должна осуществляться в условиях, максимально приближенных к условиям профессиональной деятельности и задачам профессиональной среды, комплекс программно-методического обеспечения данного процесса разработан не в полной мере: отсутствие профессиональных стандартов по большинству должностных категорий, методического сопровождения проектирования программ компетентностного типа, специализированных учебных аудиторий, полигонов для формирования и совершенствования практических навыков, зачастую используется устаревшиетехнические средства обучения; недостаточно квалифицированный кадровый состав преподавательских коллективов образовательных организаций ФСИН России (например, образовательные программы проектируются на основе знаниевого, а не компетентностного подхода, исходя из профиля специализации и компетенций преподавательского состава , а не из потребностей заказчика [5]

- важность развития профессионально значимых качеств сотрудников обусловлена особенностью профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Однако отсутствуют методические рекомендации по их формированию.

Наличие данных противоречий вызывает интерес у исследователей, занимающихся обоснованием и разработкой педагогической концепции многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников для правоохранительных органов (Северин Н.Н., 2013)[9].

Таким образом, анализируя вклад исследователей в рассмотрение данной проблемы, можно выделить основные компоненты, обеспечивающие функционирование педагогической концепции многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников УИС России:

- непрерывность профессионального развития личности сотрудника УИС;

- многоуровневость системы профессиональной подготовки сотрудников УИС;

- системность и целостность рассмотрения теоретических положений профессиональной подготовки сотрудников УИС с позиции поведенческих подходов;

- проведение научного анализа многоуровневой системы профессиональной подготовки

сотрудников УИС России, и на его основе опреде-лениезакономерностей, свойственных этому процессу;

- наличие методики повышения эффективности процесса профессиональной подготовки, сотрудников УИС России различного уровня, повышенияэффективности подготовленности профессорско-преподавательского состава;

- наличие критериев оценивания эффективности функционирования многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников УИС России.

Проведенный анализ исследований в области педагогической концепции многоуровневой системы профессиональной подготовки позволил такжевыявить противоречия между необходимостью научно-теоретического обоснования педагогической концепции многоуровневойсистемы профессиональной подготовки сотрудников УИС России иотсутствием методологических, теоретических и организационных основданной концепции.

Развитием педагогической науки установле-ныобщие и частные закономерностифункциони-рованиямногоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников правоохрани-тельныхорганов России.

К общим закономерностямможноотнесены:

-процесс профессиональной подготовки определяется требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, и зависит от общекультурного развития его личности. Выявление этой закономерности направлено на изменение содержания, средств и методов обучения;

- образовательные программы призваны формировать компетенции, необходимые сотрудникам для эффективного выполнения должностных обязанностей, должны способствоватьразви-тию личности сотрудниковправоохранительных органов;

- результат подготовленности сотрудников напрямую зависит от организации образовательного процесса: эффективного планирования, качества образовательных программ; наличия компетентных научных и психолого-педагогических кадров.

Под частными закономерностямиследует рассматривать:

- познавательная активность обучающихся определяет результаты освоения образовательных программ [4];

- организация образовательного процесса зависит от индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых, целей их личностного развития в процессе обучения;

- уровень развития образовательной среды,-социально-экономические этнокультурные, ментальные условия субъектов образовательного процесса оказывают влияние на эффективность процесса профессиональной подготовки;

- преемственность закономерностей развития образовательного процесса в образовательных организациях правоохранительных органов при создании многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников [9].

Учитывая рассмотренные особенности и закономерности развития многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, представляется возможным выделить условия совершенствования системы профессиональнойподготовки для сотрудников УИС России:

- вариативность выбора средств, методов, формпрофессиональной подготовки соответствует содержанию образовательного процесса вобразовательной организации;

- необходимость наличия специализации в процессе профессиональной подготовки, которая определяется профессионализмомпрофессор-ско-преподавательского состава;в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» основной целью профессиональной деятельности педагога дополнительного профессионального образования является организации образовательной деятельности слушателей по передаче знаний, формированию, совершенствованию и актуализации компетенций, необходимых для эффективного выполнения профессиональной и служебной деятельности, обеспечение достижения ими планируемых результатов обучения; создание условий для личностного роста и развития в профессиональной деятельности, удовлетворение потребностей в продолжении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ [1].

- многоуровневость достигается единством целей, задач, методов и средствпрофессиональ-ной подготовки сотрудников УИС России;

- экономия временных затрат, приходящихся реализацию образовательных программна счет эффективнойорганизации процесса профессиональной подготовки сотрудников УИС России;

- приоритетностьсовершенствования либо формирования профессионально-специализированных компетенций;

- внедрение в обучение педагогических технологий, способствующих развитию активной позиции обучающегося в образовательном про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

цессе, самостоятельности в принятии решений в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности [7].

Таким образом, представленный анализ педагогической мысли способствует развитию нового знания о структуре и содержании педагогической концепции многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов России, об основных направлениях развития данной системы; о факторах, определяющих функционирование многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов России, об основных характеристиках компетенций профессорско-преподавательского состава образовательных организаций правоохранительных структур как главных составляющих их педагогической деятельности по управлению процессом подготовки специалистов [9].

Эта информация проанализирована и осмыслена в целях выявления общих закономерностей модели системы профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы России. Данная модель, однако, нуждается в верификации, для чего существует необходимость проведения дальнейшего исследования.

Список литературы:

[1] Бюллетень нормативных правовых актов // Официальные документы в образовании. №18 (590), 2016.

[2] Вотинов А.А. Формирование учебной мотивации курсантов вузов ФСИН России в условиях компетентностного подхода к организации образовательного процесса// Вестник самарского юридического института: научно-практический журнал. №5 (31), 2018. С. 89-93.

[3] Дворцов В.Б. Формирование готовности к будущей профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН: дисс....канд. пед. наук. -Кемерово, 2018.- 188 с.

[4] ДворцовВ.Б., Диденко А.В., Лелик Н.Б., Писарев, О.М., Прохорова М.В., Сидакова М.А. Активные методы обучения в системе дополнительного профессионального образования [Текст]: учебное пособие / В.Б. Дворцов [и др.]. - Томск: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2018. -73 с.

[5] Диденко А.В., Дворцов В.Б. Проблемы проектирования фондов оценочных средств при разработке дополнительных профессиональных программ // Ведомственное профессиональное образование в уголовно-исполнительной системе России: история и современность (к 105-летию со дня открытия Высших тюремных курсов в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

Санкт-Петербурге): сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 17 марта 2017 г.). - СПб.: Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России. - 2017.

- С.53-62.

[6] Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1999.

- С. 195-196.

[7] КругликовВ.Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Н. Кругликов, М.В. Оленникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 353 с.

[8] Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шия-нов; под ред. В.А. Сластенина. - 9-е изд., стер. -М. : Издательский центр «Академия», 2008. -576 с.

[9] Северин Н.Н. Педагогическая концепция многоуровневой профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Северин Николай Николаевич; [Место защиты: Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС РФ].- Санкт-Петербург, 2013.438 с.: ил.

[10] Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учеб.пособие / В.А. Скакун. - 2-е изд.

- М. : ФОРУМ - ИНФРА-М, 2014. - 208 с.

Spisokliteratury:

[1] Bjulleten' normativnyh pravovyh aktov // Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. №18 (590), 2016.

[2] VotinovA.A. Formirovanie uchebnoj motivacii kursantov vuzov FSIN Rossii v usloviyah kompetentnostnogo podhoda k organizacii obrazovatel'nogo processa// Vestnik samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal. №5 (31), 2018. PP. 89-93.

[3] DvorcovV.B. Formirovanie gotovnosti k budushchej professional'noj deyatel'nosti kursantov vuzov FSIN: diss....kand. ped. nauk. - 188 p.

[4] DvorcovV.B., DidenkoA.V., LelikN.B., Pisarev, O.M., ProhorovaM.V., SidakovaM.A. Aktivnye metody obucheniya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Tekst] : uchebnoe posobie / V.B. Dvorcov [idr.]. - 73 p.

[5] DidenkoA.V., DvorcovV.B. Problemy proektirovanija fondov ocenochnyh sredstv pri razrabotke dopolnitel'nyh professional'nyh programm // Vedomstvennoe professional'noe obrazovanie v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossii: istorijai sovremennost' (k 105-letiju so dnja otkrytija Vysshih

tjuremnyh kursov v Sankt-Peterburge): sb. materialov mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii). - PP.53-62.

[6] Zimnjajal.A. Pedagogicheskaja psihologija. PP. 195-196.

[7] KruglikovV.N. Interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / V.N. Kruglikov, M.V. Olennikova. - 2-eizd., ispr. idop. - 353 p.

[8] Pedagogika: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N.

Shiyanov; podred. V.A. Slastenina. - 9-eizd., ster.-576 p.

[9] SeverinN.N. Pedagogicheskaya koncepciya mnogourovnevoj professional'noj podgotovki sotrudnikov GPS MCHS Rossii k deyatel'nosti v chrezvychajnyhsituaciyah : dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.08 / Severin Nikolaj Nikolaevich.- 438 p.: il.

[10] SkakunV.A. Osnovy pedagogicheskogo masterstva : ucheb. posobie / V.A. Skakun. - 2-e izd. - 208 p.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.