A. В. Лабудин A. V. Labudin
B. А. Василенко V. A. Vasilenko
К вопросу о совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров
для государственной и муниципальной службы
On the Question of Improvement of System of Education and Retraining of Personnel for the Public and Municipal Service
к <
< >
о О
Лабудин Александр Васильевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заведующий кафедрой учета, контроля и финансового менеджмента Доктор экономических наук, профессор labudin59@mail.ru
Василенко Виктория Андреевна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет Аспирант кафедры экономической истории vi ctoriatkacheva@yandex.ru
Labudin Alexander Vasilyevich
North-West Institute of Management — branch
of the Russian Presidential Academy of National
Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)
Head of the Chair of the Account, Control and
Financial Management
Doctor of Science (Economics), Professor
labudin59@mail .ru
Vasilenko Victoria Andreevna
Saint-Petersburg State Economic University Graduate student of the Chair of Economic History vi ctoriatkacheva@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
учебное заведение, государственные и муниципальные служащие, образование, кадровое агентство
KEY WORDS
educational institution, state and municipal civil servants, education, employment agency АННОТАЦИЯ
В статье дан обзор российского опыта подготовки кадров для государственной и муниципальной службы в разные исторические периоды. Особое внимание уделено попытке создания так называемых «Роскадров». Авторы отмечают возможность существования подобной государственной структуры в России в настоящее время.
ABSTRACT
This article considers the review of Russian experience in staff training for the state and municipal civil service in different historical periods. The main attention is paid to the attempt at organizing so-called "Roskadry". The authors note the possibility of existing such a government institution at present day Russia.
В условиях реформирования системы государственного и муниципального управления Российской Федерации,
а также усиливающейся глобализации экономических и социальных процессов в мире императивное требование
о; <
< >
о О
образования и профессионального развития государственных и муниципальных служащих становится особенно актуальным. Одной из приоритетных задач в настоящее время является построение действенной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, направленной на обеспечение государства квалифицированными кадрами для государственной и муниципальной службы, способными эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни.
Отметим, что в развитии системы образования в нашей стране важным этапом стало принятие в Киевской Руси христианства в 988 г., ознаменовавшее собой начало духовного образования. В язычестве ничего подобного не было. Стали появляться первые элитные учебные заведения, готовившие представителей высшего слоя социальной иерархии. К таким учебным заведениям, прежде всего, относились дворцовые школы (или школы «учения книжного»), предназначавшиеся для княжеских и боярских детей, детей духовенства и приходских старост, а также монастырские школы, предназначавшиеся для детей духовенства.
На рубеже ХУ-ХУ1 вв. образовалось единое централизованное Российское государство в границах Московской Руси. Как результат, возникла потребность в квалифицированных административно-управленческих кадрах. Несмотря на то, что в этот период были открыты некоторые учебные заведения для подготовки государственных служащих (как, например, школа повышенного типа, организованная в 60-е гг. XVII в. в Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого, а также Славяно-греко-латинская академия, открытая в 1687 г.), активная деятельность по созданию сети учебных заведений, готовивших специалистов для отраслей хозяйства и управления, была развернута в период царствования Петра I.
В этот период был создан Правительствующий сенат (1711 г.), система приказов была заменена коллегиями. Важным моментом стало утверждение 24 ян-
варя 1722 г. «Табели о рангах» — закона, определившего иерархию чинов, а также вступление в чин по старшинству. В последующие века, вплоть до 1917 г., этот закон (с вносимыми изменениями) оставался одним из главных документов, регламентирующих отбор кандидатов и их поступление на государственную службу [1]. Как утверждают В. Барышев, Т. Журавлева, «Табель о рангах» формально допускала к государственной службе представителей всех сословий, однако на деле ограничивала доступ и продвижение по службе выходцам из податных сословий и разночинцам, обеспечивая тем самым привилегированное положение дворян в качестве государственных служащих [Там же].
В целом, дореволюционный период характеризуется значительным вниманием со стороны императорского правительства к качественному обеспечению органов государственного управления квалифицированными служащими. В это время начался процесс отделения гражданской и военной государственной службы, а также процесс создания многоуровневой системы государственного образования. Были открыты первые учебные заведения, готовившие молодых людей к государственной службе. Первым таким заведением, в начале XVIII в., стала школа иностранных языков при Посольском приказе. В этот же период Славяно-греко-латинская академия по правительственному распоряжению стала принимать на учебу детей не только духовенства, но и приказных людей. С 1721 г. при Сенате открылась школа подьячих, в коллегиях Сената был также учрежден институт юнкеров, где изучали управление без отрыва от производства, и открыты юнкерские школы при Сенате и коллегиях для обучения грамоте и наукам [3, с. 171].
В 1731 г. в Петербурге стал действовать Сухопутный шляхетский корпус, а позже начали открываться кадетские корпуса и другие привилегированные закрытые учебные заведения подобного типа [2, с. 13].
В начале XIX в., в годы правления Александра I, произошли крупные админи-
стративные реформы, предполагающие переход от коллегиального управления к началам единоличной власти. Согласно манифесту от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств» было создано 8 министерств. Народное просвещение с 1802 г. стало самостоятельной отраслью государственного управления.
Кроме того, была предпринята попытка изменить существующую систему назначения на придворные должности и получения высоких гражданских чинов лицами без предварительной профессиональной подготовки и опыта служебной деятельности. Основным учебным заведением, готовившим специалистов для государственной службы в данный период, стал университет. Позже, в годы правления Николая I, университеты приобрели особый статус: будучи под особым покровительством Его Императорского Величества, они стали называться императорскими1.
Наряду с университетами профессиональную подготовку государственных гражданских служащих осуществляли специальные учебные центры. Так, в 1810 г. император Александр I издал «Постановление о Лицее» (Царскосельский лицей), в котором подчеркивается, что «учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной»2. Начала формироваться система дополнительного образования и повышения квалификации государственных служащих.
Как видно из вышесказанного, к началу XX в. была создана сеть универси-
1 Общий университетский устав 1835 г. и углубление вузовской реформы: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр образовательного законодательства». URL: http://www.lexed.ru/ pravo/theory/olesek2006/?22.html (дата обращения: 22.03.2013).
2 Постановление о Лицее: [Электронный
ресурс] // Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) — Старопечатные книги. URL: http://dlib.rsl.ru/vie-wer/01002986405 ?page=1 (дата обращения: 27.02.2012).
тетов и отраслевых вузов, занимающихся подготовкой специалистов для государственной службы, однако в целом количество учебных заведений все еще оставалось недостаточным и существовали серьезные сословные ограничения в доступе к власти. Такое положение дел не могло не влиять на отношения широких масс населения и государственного аппарата.
Октябрьские события 1917 г. стали поворотным моментом в развитии системы органов государственной власти после падения монархии. К власти пришла Российская коммунистическая партия (большевиков). Сразу были приняты меры по ликвидации старых административно-политических институтов и формирования новой единой политической системы Советов, соединявшей в одних органах власти законодательные, представительные и исполнительные функции, по всей стране. Однако налицо были существенные проблемы, связанные, прежде всего, с высокой степенью региональной дифференциации и относительно невысоким уровнем экономического развития. Строить социализм в таких условиях без сильного государства и соответствующей структуры управления было невозможно. В связи с этим вместо символического государства-коммуны пришлось срочно создавать мощное государство с разветвленным аппаратом исполнительной власти в центре и на местах [3, с. 309310]. Источником и регулятором комплектования кадров государственной, военной (включая другие силовые структуры) и дипломатической службы стала коммунистическая партия.
Согласно Декрету СНК РСФСР, ВЦИК от 24.11.1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», все существовавшие в России сословия, гражданские чины, звания и титулы были уничтожены, и установлено одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики3.
<
< >
о О
3 Об уничтожении сословий и гражданских чинов: Декрет СНК РСФСР, ВЦИК от 24 ноября 1917 г. // Декреты Советской власти.
о; <
< >
о О
Таким образом, была ликвидирована «Табель о рангах», впервые утвержденная Петром I. С этого времени подбор, воспитание и расстановка кадров стала осуществляться посредством номенклатуры партийных органов, то есть перечня должностей, подлежащих утверждению тем или иным партийным комитетом — от Политбюро (Президиума) ЦК до парткома предприятия (учреждения). Номенклатурный способ стал основным в формировании правящего класса и предполагал подбор кадров сверху с учетом рекомендаций партийных органов, социального происхождения, партийности, декларируемой верности официальной идеологии и т. д. Он сформировался к концу 30-х гг. и просуществовал вплоть до конца 80-х гг.
Характеризуя советский период, отметим, что в эти годы образование государственных служащих было тесно взаимосвязано с системой партийной учебы и основывалось на социальном заказе, как тогда говорили, «партии и правительства». В этот период были сделаны большие шаги в развитии профессиональной подготовки кадров для государственной и муниципальной службы (хотя такие термины тогда не были «в ходу», но фактически круг решаемых задач был примерно тем же, что и сейчас). Была значительно расширена сеть вузов и техникумов, формировалась система специальных учебных заведений и велась целенаправленная работа с молодежью. В первые годы советской власти широкое распространение получила курсовая форма подготовки, поскольку позволяла в короткие сроки давать основы управленческих знаний выдвиженцам из рабочих и крестьян.
В сентябре 1920 г. был издан Декрет Совета Народных Комиссаров «О рабочих факультетах», согласно которому при вузах открывались рабочие факультеты, задачей которых стало повышение общеобразовательного уровня учащихся
М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957. Т. I. С. 72.
(как правило, из рабоче-крестьянской молодежи) с целью будущего поступления в вуз [3, с. 410-411].
В 1919-1920 гг. развернулось активное строительство советско-партийных школ, в 1921-1923 гг. стали открываться коммунистические университеты. Помимо этого начинает развиваться система заочных и вечерних совпартшкол. С конца 20-х гг. стал выдвигаться принцип единства теории и практики, согласно которому комвузы и совпартшколы обязывались обеспечить более глубокое изучение экономической теории, истории экономических учений, экономической политики [Там же, с. 399-402].
В конце 80-х гг. приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 17 ноября 1987 г. № 790 «Об утверждении перечня специальностей вузов СССР» для подготовки студентов высших учебных заведений была введена специальность «Партийное и советское строительство».
Все вышесказанное способствовало подготовке большого количества специалистов, немалая часть которых использовалась в комплектовании органов государственной власти. Однако обучение носило идейно-политический характер, и попытки сформировать самостоятельно мыслящих специалистов с собственным мнением и готовностью принимать решения, в основном, пресекались. Также de facto отсутствовал равный доступ граждан к государственной службе. Это, в свою очередь, негативно отражалось на уровне образования государственных и муниципальных служащих.
После распада СССР в декабре 1991 г. в нашей стране проблемы кадровой работы государственного аппарата стали особенно актуальными. Россия взяла курс на создание и развитие рыночной экономики. Система подготовки и работы с кадрами, сформированная партийными органами, начала претерпевать изменения. В связи с этим еще в конце 1991 г. была выдвинута довольно интересная идея, которая, на наш взгляд, заслуживает особого внимания и может иметь существенный смысл сегодня.
Речь шла о создании общегосударственной кадровой службы в составе: Российского кадрового агентства при Государственном совете РСФСР, Административно-кадрового управления в составе Администрации Президента РСФСР, Службы региональной кадровой политики в составе Контрольного управления Президента РСФСР. В ходе согласований предложенное первоначальное название Кадрового агентства было изменено и 23 ноября 1991 г. было подписано Постановление Правительства РСФСР о создании Департамента государственной службы РСФСР1. С этого момента, можно сказать, начался новый этап развития профессиональной подготовки государственных служащих, который характеризовался введением такого социального института, как «государственная служба».
Однако при подготовке Указа Президента РСФСР о структуре органов исполнительной власти от 28 ноября 1991 г. название «Департамент государственной службы» было заменено на «Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации» («Роскадры»)2.
Велась работа по созданию и развитию учебных заведений «Роскадров». Первоначально планировалось создание на базе высших партийных школ специальной организации — некоего кадрового центра, который бы выполнял комплекс услуг для федеральных и местных органов власти и управления, необходимых для формирования основ современной на тот момент государственной
1 Об образовании Департамента государственной службы РСФСР: Постановление Правительства РСФСР от 23 ноября 1991 г. № 16: [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс. Ш_: Ь|Пр://д1ос1.соп8и!1ап1:.ги/с1ос.а8р?Ю=89465 (дата обращения: 25.01.2013).
2 О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР: Указ Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. № 242 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 48. Ст. 1696.
службы. Здесь предполагалось сосредоточить основную часть работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих, сложные виды оценки кадров органов государственного и местного управления и выявление перспективных руководящих кадров, научно-методическую помощь и консультирование органов государственного и местного управления по вопросам совершенствования их деятельности, организации государственной службы и работы с персоналом, но уже к середине 1992 г. кадровые центры и институты повышения квалификации сформировались как научные, образовательные, методические и консультационные центры в регионах и выполняли функции по подготовке специалистов с высшим образованием и повышения квалификации руководителей и специалистов на разных уровнях власти, проведению научно-исследовательских работ в области государственной службы, оказанию учебно-методической и консультационной помощи, осуществлению работ по научно-методическому обеспечению деятельности местных органов власти в области управления персоналом, организации в регионе работы по созданию эффективной системы подготовки резерва кадров руководителей местных органов власти и управления, участию в формировании федерального кадрового резерва, обучению кандидатов в депутаты, содействию в развитии нормативно-правового обеспечения государственной службы, проведению аналитической работы, разработке оптимальных моделей функционирования служб местных органов власти с учетом специфических условий региона, созданию и поддержке банков информации о состоянии кадровой политики в регионе, проведению социологических опросов, просветительской и издательской деятельности и др. Вышесказанное говорит о том, что региональные кадровые центры выполняли не только учебные функции, но и развивались как непосредственные участники разработки и реализации кадровой политики
к <
< >
о О
о; <
< >
о О
нового российского государства [4, с. 52-55].
Официально список кадровых центров был закреплен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1992 г. № 145 «Вопросы Главного управления по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации». Этим же Постановлением Положение о «Роскадрах» было утверждено. Согласно документу на «Роскадры» возлагались задачи по организации подготовки кадров (через размещение заказов и иными способами), разработке профессионально-квалификационных требований к государственным служащим, а также анализу фактического состояния кадров государственной службы, разработке системы оценки соответствия профессионально-квалификационным требованиям лиц, впервые поступающих на государственную службу или претендующих на продвижение по службе, созданию инфраструктуры по обучению кадров, организации научно-методического обеспечения работы по управлению персоналом, участию в работе по повышению эффективности системы государственной службы, структур и процедур деятельности федеральных правительственных органов и учрежде-ний1 [4, с. 25-28].
В связи с вышеназванными задачами была организована работа «Роскадров», для выполнения которой правительство передало в распоряжение подведомственные организации:
• Волго-Вятский кадровый центр (г. Нижний Новгород);
• Дальневосточный кадровый центр (г. Хабаровск);
1 Вопросы Главного управления по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1992 г. № 145: [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс. 11Я_: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=229425 (дата обращения: 10.05.2013).
• Поволжский кадровый центр (г. Саратов);
• Северо-Западный кадровый центр (г. Санкт-Петербург);
• Северо-Кавказский кадровый центр (г. Ростов-на-Дону);
• Сибирский кадровый центр (г. Новосибирск);
• Уральский кадровый центр (г. Екатеринбург);
• Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности строительных материалов бывшей Государственной ассоциации «Союзстройма-териалы» (поселок Красково Московской области), который позже был исключен из списка Распоряжением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 1672-р «О внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 6 марта 1992 г. № 145»;
• Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов бывшего Министерства энергетики и электрификации СССР (г. Москва);
• Дальневосточный филиал (г. Владивосток) Всесоюзного института повышения квалификации руководящих работников (г. Киев) бывшего Государственного концерна по водохозяйственному строительству «Водстрой»;
• Центральное бюро научно-технической информации бывшего Минмон-тажспецстроя СССР (г. Москва)2.
Во время работы «Роскадров» был создан высокопрофессиональный коллектив, который заложил основу для всей нор-мотворческой работы по созданию государственной службы России и системы подготовки ее кадров. «Роскадры» проработали значительный срок: с декабря 1991 г. по январь-апрель 1994 г.
В начале 1994 г. «Роскадры» были исключены из структуры Правительства РФ, но фактически продолжали работать до мая 1994 г. Официальной датой завершения деятельности «Роскадров» можно считать 3 мая 1994 г., когда в соответ-
2 Там же.
ствии с Распоряжением Правительства РФ № 626-р закончился срок работы ликвидационной комиссии, которую возглавлял К.М. Скобеев1. С большим трудом функции «Роскадров» были перераспределены между Управлением федеральной государственной службы Президента РФ и Российской академией управления [4, с. 28, 64] (с 1994 г. — Российская академия государственной службы при Президенте РФ (Указ Президента РФ от 6 июня 1994 г. № 1140 «О Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации»)), с 2010 г. — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1140 «Об образовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»). С этого времени начинается новый этап становления объединенной системы учреждений обучения государственных служащих.
В настоящее время подготовкой государственных и муниципальных служащих занимается, в первую очередь, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), а также присоединенные к ней государственные образовательные учреждения. Согласно Указу Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 902 «О внесении изменения в перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования, утвержденный Указом
1 О прекращении деятельности Главного управления по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве
РФ: Распоряжение Правительства РФ от
3 мая 1994 г. № 626-р // Собрание законодательства РФ. 1994. № 3. Ст. 262.
Президента Российской Федерации от < 9 сентября 2008 г. № 1332», РАНХиГС X имеет право самостоятельно устанав- ^ ливать образовательные стандарты и к требования для реализуемых в системе ^ Президентской академии образователь- ^ ных программ высшего профессиональ- ¡Ё ного образования. е^
Существование на сегодняшний день ^ подобной системы образовательных уч- ^ реждений является, безусловно, положи- х тельным моментом в подготовке государ- ^ ственных и муниципальных служащих, ^ однако существует некая неопределен- ^ ность в плане реализации обучения, от- ц вечающей реальным потребностям реги- ^ онов РФ, в которых расположены об- ^ разовательные учреждения, входящие в д систему РАНХиГС. Имея ограниченные ^ финансовую, организационную и другие свободы, данные учреждения в результате имеют и ограниченные возможности развития. В связи с этим нам представляется возможным реализация идеи, выдвинутой еще в 1991 г., в части организации единой общегосударственной кадровой службы. Ведь в настоящее время дело государственной службы находится в разрозненном состоянии — на федеральном уровне, в каждом из восьмидесяти трех субъектов федерации и в каждом из 23 118 муниципальных образований (по субъектам Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 г.)2, где вообще служба называется муниципальной, хотя по своей сути представляет собой решение государственных задач на местном (муниципальном) уровне. Поэтому единый орган управления, вырабатывающий государственную политику в кадровой области, безусловно, должен «иметь место быть».
Отметим, что на современном этапе вопросами труда в нашей стране занимается Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России).
2 Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2012 г. // Стат. бюллетень / Фед. службы гос. статистики: Формирование местного самоуправления в Российской Федерации. 2012. С. 9-12.
к <
< >
о О
В структуру Минтруда России входят 12 Департаментов, один из которых — Департамент развития государственной службы, представляющий, на наш взгляд, интерес. Положение о Департаменте было утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2012 г. № 38 «Об утверждении Положения о Департаменте развития государственной службы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».
Согласно Положению, на Департамент возложены задачи по развитию механизмов формирования кадрового состава гражданской службы, совершенствованию механизмов противодействия коррупции, институциональному развитию гражданской службы и системы государственного управления, организации дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих и координации дополнительного профессионального образования гражданских служащих субъектов Российской Федерации, а также совершенствованию правового регулирования прохождения гражданской службы.
Как видно из вышесказанного, в компетенцию Департамента входят, в том числе, вопросы, касающиеся профессиональной подготовки гражданских служащих. В статье 6.5 Положения данные вопросы раскрываются, но их круг ограничен: в основном, речь идет о федеральных гражданских служащих и об их дополнительном профессиональном образовании (профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке).
Говоря про систему дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих в нашей стране, отметим, что на сегодняшний момент практически каждый государственный орган самостоятельно организует обучение для своих служащих, это можно проследить по Положениям о данных учреждениях и ведомствах. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что дополни-
тельное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. «Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ»1. Однако на сегодняшний момент государственные стандарты по дополнительному образованию отсутствуют, что подтверждает тот факт, что единой системы, проводимой государством по повышению квалификации, стажировке и профессиональной переподготовке государственных и муниципальных служащих, еще не создано.
В связи с этим нам представляется целесообразным и возможным на базе Департамента развития государственной службы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации создание единого федерального органа государственного управления (аналог работавших в 1991-1994 гг. «Роскадров», о которых шла речь выше), занимающегося государственной и муниципальной службой, выработкой единых требований к кадрам государственных и муниципальных служащих, их профессиональным и дополнительным профессиональным образованием, аттестацией и другими вопросами государственной и муниципальной службы в масштабах страны в целом, т. е. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в неразрывной связи и взаимодействии. Данный государственный орган будет взаимодействовать, с одной стороны, с образовательными учреждениями по подготовке кадров для государственной и муниципальной службы и
1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.
общественными организациями (формирующими социальный заказ), а с другой стороны — с другими государственными органами исполнительной власти (формирующими государственный заказ). В такой ситуации откроется больше возможностей по выявлению кадровых потребностей соответствующих территорий, а также особенностей их подготовки, и своевременному их отражению в учебных планах соответствующих образовательных учреждений. Вузы, прежде всего РАНХиГС, ее филиалы (например СевероЗападный институт управления) и представительства, тем временем, смогут более основательно заняться процессом подготовки государственных и муниципальных служащих в соответствии с потребностями территорий субъектов федерации, на которых они функционируют.
Что касается других высших учебных заведений, готовящих кадры для государственной и муниципальной службы, но не специализирующихся на данном направлении, то они также будут подчиняться единым требованиям подготовки государственных и муниципальных служащих, установленным новым органом государственной власти, касающимся как «контрольных цифр приема», так и стандартов и программ обучения. Однако в условиях современных преобразований в высшем образовании вполне вероятным представляется упразднение подобных подразделений в непрофильных вузах и полная передача всех полномочий по подготовке государственных и муниципальных служащих в компетенцию РАНХиГС, включая ее филиалы и представительства.
к <
< >
о О
Литература
1. Барышев В., Журавлева Т. Российская государственная служба: с петровских времен до наших дней // Человек и Труд. 2002. № 1. С. 53-58.
2. Гуркина Н. К. История образования в России (Х-ХХ века): Учеб. пособие. СПб.: СПбГУАП, 2001.
3. Мельников В. П. Государственная служба в России: исторический опыт: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005.
4. Реформа государственной службы России: история реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т. В. Зайцевой. М.: Весь Мир, 2003.
References
1. Baryshev V., Zhuravlyova T. Russian public service: since Petrovsky times up to now // Person and Work. 2002. N 1. P. 53-58.
2. Gurkina N. K. Education history in Russia (the X-XX century): Textbook. SPb.: St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, 2001.
3. Melnikov V. P. State service in Russia: historical experience: Tutorial. M.: RAGS publishing house, 2005.
4. Reform of public service of Russia: reforming history since 1992 up to 2000 years / Under the edition of T. V. Zaytseva. M.: Whole world, 2003.