Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОЕКТ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобода Виктория Витальевна

В настоящей публикации автором проведен анализ особенностей нормативно-правового регулирования института муниципальной собственности. Отмечается, что существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база не может в полной мере обеспечить эффективное использование муниципальной собственности, и, как следствие, обеспечение всех интересов населения отдельного муниципального образования. Обращается внимание на то, что проект Федерального закона «О государственной и муниципальной собственности», разработанный еще в 2019 году, мог бы повлиять положительным образом, устранив имеющиеся проблемы в вопросах регулирования муниципальной собственности, однако на сегодняшний день он так и не внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTION OF MUNICIPAL PROPERTY

In this publication, the author analyzes the features of the regulatory and legal regulation of the institute of municipal property. It is noted that the current regulatory framework cannot fully ensure the effective use of municipal property, and, as a result, ensuring all the interests of the population of a separate municipality. Attention is drawn to the fact that the draft Federal Law "On State and Municipal Property", developed back in 2019, could have a positive impact by eliminating the existing problems in the regulation of municipal property, but to date it has not been submitted to the State Duma of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

УДК 34

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Лобода Виктория Витальевна

Студентка, Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный

университет правосудия»

В настоящей публикации автором проведен анализ особенностей нормативно-правового регулирования института муниципальной собственности. Отмечается, что существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база не может в полной мере обеспечить эффективное использование муниципальной собственности, и, как следствие, обеспечение всех интересов населения отдельного муниципального образования. Обращается внимание на то, что проект Федерального закона «О государственной и муниципальной собственности», разработанный еще в 2019 году, мог бы повлиять положительным образом, устранив имеющиеся проблемы в вопросах регулирования муниципальной собственности, однако на сегодняшний день он так и не внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Ключевые слова: муниципальная собственность, управление, эффективность, проект, муниципальное образование, бюджет, муниципалитет, устав муниципального образования.

Под муниципальной собственностью понимается проявление муниципальной власти в материальном аспекте. С этой позиции муниципальная собственность обеспечивает основные потребности населения, проживающего на территории муниципального образования. Муниципальная собственность, принадлежащая муниципальному образованию, позволяет ему развиваться в рамках социально-экономических критериев, сформировать на своей территории коллектив, который может самоуправляться.

Все функции, возложенные на местное самоуправление, реализуются именно благодаря муниципальной собственности. При использовании муниципальной собственности функции, реализуемые местным самоуправлением, могут быть охарактеризованы как эффективные, и позволяет разрешать основные проблемы, которые возникают в процессе обеспечения потребностей населения. Помимо этого, муниципальная собственность - это возможность оказания услуг населению, благодаря чему появляются дополнительные доходы у муниципалитета, за счет чего соответственно снижаются расходы бюджета.

Статья 215 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) закрепляет понятие муниципальной собственности. Так, под муниципальной собственностью трактуется такое имущество, которое принадлежит муниципалитету на праве собственности [2]. Исходя из приведенного определения, можно установить, что основные владельцы муниципальной собственности - это жители, населяющие территорию определенного муниципального образования. Данный вид собственности регламентируется также и положениями Основного закона РФ, согласно которому население наделено всей триадой правомочий собственника имущества, таких как владение, пользование и распоряжение. При этом, на органы местного самоуправления возложено только право управления муниципальной собственностью [1].

Исходя из системы разделения властей, можно определить, что органы местного самоуправления не входят ни в одну из ветвей власти. Как определено в положениях гражданского законодательства, органы местного самоуправления выступают субъектом рассматриваемого вида собственности - муниципальной. Следовательно, органы местного самоуправления самостоятельно реализуют всю процедуру управления теми объектами, которые принадлежат муниципалитету на праве собственности.

В процессе использования имущества муниципалитеты должны соблюдать такой принцип, как необходимость соблюдения интересов собственника в процессе управления. Исходя из законодательства, высший орган управления муниципального образования референдум, так называемый сход граждан. Если оперировать данной законодательной нормой, то можно определить, что население имеет правомочия по участию в управлении муниципальным имуществом, но при этом на практике указанное трудно реализуемое.

Помимо проанализированных источников, основу правового регулирования института муниципальной собственности составляют также отдельные федеральные законы, в частности, Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]. В указанном федеральном законе регламентируется, что специфика возникновения, реализации, прекращения права муниципальной собственности должны быть определены на уровне отдельного нормативного акта, который на сегодняшний день так и не принят.

Следующую категорию источников правового регулирования муниципальной собственности составляют муниципальные правовые акты. В частности, в муниципальных актах регламентируются моменты, связанные с формированием, владением, пользованием, распоряжением муниципальной собственностью.

В отношении определенных имущественных объектов особенности их использования, управления определяются на уровне отдельно принимаемых нормативных актов, издаваемых органами государственной власти субъектов федерации. Поэтому можно определить, что такие нормативные акты также относятся к числу актов, составляющих основу правового регулирования института муниципальной собственности.

Муниципальные образования как собственники муниципального имущества управомочены на самостоятельное распоряжение данным имуществом. Распоряжение муниципальным имуществом оформляется в виде отдельных гражданско-правовых договоров. В положениях договоров определяются права и обязанности сторон в отношении имущества, именно поэтому они обязательны к исполнению всеми сторонами сделки. Таким образом, можно указать, что такого рода договоры также составляют правовую основу муниципальной собственности. При заключении сделок по распоряжению муниципальной собственностью муниципалитеты в обязательном порядке должны соблюдать положения конкурентного законодательства, а именно Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [4].

В законодательстве о местном самоуправлении устанавливаются вопросы местного значения, при чем они детализированы применительно к каждому отдельному типу муниципального образования. Базируясь на этих положениях, формируется системы муниципальных правовых актов, среди которых также выделяются и акты, посвященные вопросам муниципальной собственности. Наивысшей юридической силой среди муниципальных правовых актов обладает Устав муниципального образования, в котором, в том числе, содержатся вопросы, посвященные управлению муниципальной собственностью.

Таким образом, правовое регулирование института муниципальной собственности осуществляется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами, а также муниципальными правовыми актами. Но при этом перечисленные источники с позиций урегулирования вопросов муниципальной собственности не характеризуются такими признаками, как системность и целостность.

Стоит отметить, что ключевой задачей, поставленной перед законодательством о муниципальной собственности, является эффективное регулирование данной сферы. Однако, на сегодняшний день, судить о такой эффективности не приходится, поскольку полноценно данное законодательство еще не сформировано. Назрела разработка и принятие специального Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе», о чем отмечается в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года [6]. Проект такого закона был разработан Министерством экономического развития еще 07 октября 2019 года[у], но до настоящего момента он даже не внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Такого рода затягивание с принятием важного нормативного источника для урегулирования вопросов муниципальной собственности несет исключительно негативные последствия [8, с. 81].

К числу проблемных моментов в регулировании муниципальной собственности выступает также такой момент, как уменьшение количества муниципальной собственности. Отдельный федеральный закон разрешает выкуп муниципальной собственности субъектами малого и среднего предпринимательства, которые арендуют ее на основании заключенных договоров аренды [5]. Арендная плата, которая выплачивалась арендаторами до момента выкупа, составляла довольно весомую часть бюджетов муниципалитетов. Следовательно, после выкупа имущества сумма арендной платы, которая поступает в местный бюджет, уменьшается, а доходы от приватизации соответственно увеличиваются [9, с. 72]. Муниципальное имущество рано или поздно закончится, в связи с чем местные бюджеты будут недополучать крупные суммы в качестве источников дохода, что повлечет необходимость бюджетов муниципалитетов в дотациях и субсидировании из средств федерального бюджета.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, стоит указать на необходимость принятия Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе» в ближайшее время, ускорив этот процесс. Благодаря данному законодательному акту появится возможность разработать и закрепить на уровне отдельного нормативного акта механизм эффективного использования муниципального имущества, что позволит сбалансировать доходы местных бюджетов от использования этих объектов и удовлетворять потребности населения муниципалитетов более эффективно. Следовательно, принятие Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе» важно не только с теоретических позиций, но больше и с практических, что в целом положительно скажется на использовании муниципалитетами принадлежащими им объектами собственности.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) / / Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.

5. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об особенностях отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, № 29, ст. 3586.

6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 № 8028п-П13) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Проект Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/05/09-19/00095159) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 07.10.2019.

8. Белицкая А.В., Губин Е.П. Проблемы совершенствования правового регулирования отношений в сфере управления и использования государственного и муниципального имущества // Пермский юридический альманах. - 2020. - № 1. - С. 72-95.

9. Выдрин К.В. Правовое регулирование муниципальной собственности в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 69-77.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTION OF MUNICIPAL PROPERTY

Loboda V. V.

In this publication, the author analyzes the features of the regulatory and legal regulation of the institute of municipal property. It is noted that the current regulatory framework cannot fully ensure the effective use of municipal property, and, as a result, ensuring all the interests of the population of a separate municipality. Attention is drawn to the fact that the draft Federal Law "On State and Municipal Property", developed back in 2019, could have a positive impact by eliminating the existing problems in the regulation of municipal property, but to date it has not been submitted to the State Duma of the Russian Federation.

Keywords: municipal property, management, efficiency, project, municipal formation, budget, municipality, charter of municipal formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.