Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / EFFICIENCY / MUNICIPAL PROPERTY / LAND FUND / NORMATIVE LEGAL ACT / LAND REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Червяков Михаил Эдуардович, Щекин Артур Юрьевич

В статье рассмотрены основные направления развития института муниципальной собственности в современной России. Автор приходит к выводам, что эффективное функционирование государственного механизма в целом во многом зависит от курса и качества проводимых реформ в муниципальной собственности. В статье автор предпринимает анализ действующих нормативно-правовых актов, отражающих правовое регулирование муниципальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Червяков Михаил Эдуардович, Щекин Артур Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of effective tools for the management of municipal property: issues of theory and practice

The article discusses the main directions of development of the institution of municipal property in modern Russia. The author comes to the conclusion that the effective functioning of the state mechanism as a whole largely depends on the course and quality of ongoing reforms in municipal ownership. In the article, the author undertakes an analysis of existing regulatory legal acts reflecting the legal regulation of municipal property.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЧЕРВЯКОВ Михаил Эдуардович,

кандидат юридических наук, доцент

Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ЩЕКИН Артур Юрьевич,

к.т.н., доцент Института землеустройства, кадастров и природообустройства ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассмотрены основные направления развития института муниципальной собственности в современной России. Автор приходит к выводам, что эффективное функционирование государственного механизма в целом во многом зависит от курса и качества проводимых реформ в муниципальной собственности. В статье автор предпринимает анализ действующих нормативно-правовых актов, отражающих правовое регулирование муниципальной собственности.

Abstract: The article discusses the main directions of development of the institution of municipal property in modern Russia. The author comes to the conclusion that the effective functioning of the state mechanism as a whole largely depends on the course and quality of ongoing reforms in municipal ownership. In the article, the author undertakes an analysis of existing regulatory legal acts reflecting the legal regulation of municipal property.

Ключевые слова: эффективность, муниципальная собственность, земельный фонд, нормативно-правовой акт, земельная реформа.

Keywords: efficiency, municipal property, land fund, normative legal act, land reform.

Правовые особенности формирования и управления муниципальной собственностью современной (далее МСУ) России нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации [1] посредством, во-первых, признания наравне с государственной и частной собственностью муниципальной формы собственности; во-вторых, выделения в качестве основного принципа организации МСУ принципа самостоятельности, в том числе и экономической; в-третьих, провозглашения в качестве экономической основы МСУ, муниципальной собственности; в-четвертых, определения в сфере управления муниципальной собственности полномочий органов МСУ и населения.

Одним из основных нормативных правовых актов, который осуществляет правовое регулирование института муниципальной собственности в Российской Федерации, является Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) [2], повторяющий конституционные положения в части того, что в РФ наравне с другими формами признается муниципальная форма собственности, т. е. собственность, принадлежащая городским и сельским поселениям и иным муниципальным образованиям. Также ГК РФ выделяет виды муниципальной собственности в зависимости от субъекта, которому принадлежит право собственности. ГК РФ устанавливает, что муниципальной собственностью является имущество, которое на праве собственности принадлежит муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям. Гражданское законодательство закрепляет положение о том, что в интересах муниципального образования, являющегося непосредственно собственником, все права в рамках наделенной компетенции, осуществляют органы МСУ.

Особое место в правовом регулировании муниципальной собственности занимает Бюджетный Кодекс Российской Федерации (далее БК РФ) [3], осуществляющий финансо-

вое регулирование. Помимо этого, БК РФ устанавливает общеправовые принципы бюджетного законодательства РФ, основной порядок правового регулирования межбюджетных правоотношений, закрепляет общее функционирование бюджетного процесса, условия назначения наказания за те или иные правонарушения в области бюджетного процесса, правовое положение субъектов, участвующих в бюджетных правоотношениях. Определяя структуру бюджетного законодательства, БК РФ относит нормативные правовые акты органов МСУ, принятые в соответствии с ним и в пределах своей компетенции, к бюджетному законодательству наряду с законодательными актами РФ и ее субъектов, закрепляя трехуровневую структуру бюджетной системы РФ, третьим уровнем которой являются местные бюджеты. При этом закон указывает на муниципальный бюджет как на определенную правовую форму расходования, которая имеет конкретную цель, заключающуюся в обеспечении задач, установленных для функционирования органов местного самоуправления. Бюджетное законодательство к одному из основных предметов ведения органов МСУ относит непосредственно формирование местного бюджета за счет средств, полученных в результате использования собственности муниципалитета.

Правовое регулирование, затрагивающее экономическую основу осуществления местного самоуправления, осуществляется Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) [4]. НК РФ определяет конкретные виды налогов и сборов, которые взимаются на всей территории РФ. При этом НК РФ закрепляет, что местные налоги и сборы устанавливаются нормативно-правовыми актами, принятыми представительными органами МСУ в пределах, установленных НК РФ. Закрепляя трехуровневую налоговую систему, НК РФ устанавливает обязательность уплаты на территории соответствующих муниципальных образований налогов и сборов, вводимых в действие в

Теория и история права и государства; история учений о праве

и государстве

соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов МСУ. Впервые НК РФ устанавливаются элементы налогообложения, которые при введении местного налога определяют представительные органы МСУ. Такими элементами являются: налоговые льготы, налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по местному налогу.

При изучении муниципальной собственности важно знать, как осуществляется правовое регулирование данного института на региональном уровне. Значимость грамотного ведения региональной политики нашла свое отражение в «Основных положениях региональной политики в РФ» [5]. В данных Положениях отмечается, что для достижения стабильности в социальной и политической сфере, в регионах должно быть осуществлено комплексное разрешение вопросов, связанных с любыми потребностями населения, путем организованных и согласованных действий государственных органов РФ.

В современных условиях самостоятельность государства в отношениях с различными субъектами права в стране определяется наличием государственной собственности. Если же говорить о государственной собственности, которая находится за пределами Российской Федерации, она является определенного рода гарантией обязательств государства, вытекающих из различных международных соглашений. Государственная собственность - сложное комплексное и многоотраслевое хозяйство, поэтому крайне необходима четкая организация управления ею, а правовое обеспечение государственной собственности служит важным условием ее эффективного использования [6].

В современных условиях самостоятельность государства в отношениях с различными субъектами права в стране определяется наличием государственной собственности. Если же говорить о государственной собственности, которая находится за пределами Российской Федерации, она является определенного рода гарантией обязательств государства, вытекающих из различных международных соглашений. Государственная собственность - сложное комплексное и многоотраслевое хозяйство, поэтому крайне необходима четкая организация управления ею, а правовое обеспечение государственной собственности служит важным условием ее эффективного использования [7].

В процессе управления собственностью реализуются различные планы, программы и решения управленческого характера, которые в обязательном порядке должны быть направлены не только собственно на реализацию правомочий, аргументированных в данной сфере, доходного использования объектов, относящихся к государственной собственности, а так же извлечение максимально возможной прибыли [8]. Естественно, необходимо обращать внимание на то, что осуществля-

ются некоторые затраты на содержание и развитие данных компонентов собственности. В бюджетной системе должна быть отражена информация, которая связана с доходными и расходными потоками, в сфере управления государственной собственности различных уровней.

В большей степени имущество, находящееся в муниципальной собственности должно быть предназначено для публичного пользования, а, следовательно, правовое регулирование имущественных отношений в сфере муниципального самоуправления должно осуществляться так, чтобы не ограничивались имущественные права муниципалитетов. В настоящее же время в области имущественных правовых отношений реализация местного самоуправления немного осложнена проблемами правового регулирования отношений муниципальной собственности.

Несмотря на огромное количество различных законов, и нормативно - правовых актов, регулирующих отношения в области государственной и муниципальной собственности, стоит обратить внимание на то, что не удается в полной мере исключить проблемы связанные с правовым регулированием собственности государства и муниципалитетов. Законодательной власти стоит особенно внимательно рассмотреть данный вопрос, так как соответственно без правильно сформированной законодательной базы, эффективное управление собственностью просто невозможно.

Еще одной немаловажной проблемой для многих муниципальных образований, является проблема бесхозяйного имущества. Существующий в современной России порядок не позволяет оперативно изымать имущество муниципалитета в собственность и в дальнейшем реализовывать вложение средств, чтобы провести ремонтные работы и соответственно направить это имущество в то назначение, для которого изначально оно предусматривалось. Сущность проблемы состоит в том, что из - за определенных изменений в законодательстве большое количество имущества осталось без хозяина, исходя, из этого определенные трудности возникают и в отношении правоприменительной практики в отношении бесхозяйного имущества.

Таким образом, высокого уровня эффективности управления государственной и муниципальной собственностью в РФ, возможно, добиться только принятием определенной программы, регламентирующей управление и распоряжение муниципальной собственностью, где будут рассмотрены определенные способы и методы управления [9]. Концепцию данного управления было бы рациональным разработать на основе опытов городов Российской Федерации. В этой концепции целесообразным было бы осветить все проблемы, пути их решения, установить определенные сроки, в которые необходимо будет уложиться. Основной целью должна стать разработка эффективного механизма управления государственной и муниципаль-

ной собственностью, а также контроль над исполнением всех мероприятий, направленных на повышение социально - эконо-

Библиография:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Консультант Плюс: Законодательство.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Консультант Плюс: Законодательство.

3.Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Консультант Плюс: Законодательство.

4.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Консультант Плюс: Законодательство.

5. Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 № 803 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2756.

6. Фастович Г.Г. Институт регионализации в системе агропромышленного комплекса современной России (на примере исследования логистических процессов Красноярского края)// Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 47-49.

б.Очаковский В. А., Усенко А. С. К вопросу об установлении сбора за интернет-покупки в России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 118. С. 376-385.

8. Короткова О.И. Проблемы управления и распоряжения государственной собственностью / О.И. Короткова // Современное право. 2011. № 3. С. 66 - 70.

9. Фастович Г.Г. Международное регулирование отношений в сфере использования и охраны земель// Аграрное и земельное право. 2019. № 9 (177). С. 80-

мического положения региона и страны в целом за счет рационального управления собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.