Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании оценки в учете нефинансовых активов бюджетного учреждения'

К вопросу о совершенствовании оценки в учете нефинансовых активов бюджетного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
545
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махонина И.Н., Чурикова О.Н.

В статье рассмотрены ключевые вопросы бухгалтерского учета нефинансовых активов в части их оценки. Уточнены методические аспекты новаций проектов федеральных стандартов в части оценки нефинансовых активов в секторе государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ENHANCEMENT OF ASSESSMENT IN ACCOUNTING OF NON-FINANCIAL ASSETS OF BUDGETARY INSTITUTION

The article discusses the key accounting issues of non-financial assets in terms of their assessment. Methodological aspects of innovation projects in the federal standards of the evaluation of non-financial assets in the public sector are also refined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании оценки в учете нефинансовых активов бюджетного учреждения»

Махонина И.Н.,

к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля Института экономики, управления и сервиса ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина» г.Тамбов Чурикова О.Н., магистрант кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля Института экономики, управления и сервиса ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина» г.Тамбов

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОЦЕНКИ В УЧЕТЕ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Аннотация: В статье рассмотрены ключевые вопросы бухгалтерского учета нефинансовых активов в части их оценки. Уточнены методические аспекты новаций проектов федеральных стандартов в части оценки нефинансовых активов в секторе государственного управления.

Ключевые слова: нефинансовые активы, бюджетное учреждение, первоначальная стоимость нефинансовых активов.

Makhonina I.N.,

PhD Econ., associate professor financial accounting and tax control Institute of economy, management and service of the «Tambov state university of G. R. Derzhavin» Tambov Churikova O.N., undergraduate of department financial accounting and tax control Institute of economy, management and service of the «Tambov state university of G. R. Derzhavin» Tambov

TO THE QUESTION OF ENHANCEMENT OF ASSESSMENT IN ACCOUNTING OF NON-FINANCIAL ASSETS OF BUDGETARY

INSTITUTION

Annotation: The article discusses the key accounting issues of non-financial assets in terms of their assessment. Methodological aspects of innovation projects in the federal standards of the evaluation of non-financial assets in the public sector are also refined.

Keywords: non-financial assets, budgetary institution, the cost of non-financial assets.

Эффективное развитие национальной экономики в условиях формирования новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности вызывает необходимость разработки и совершенствования теоретических и прикладных аспектов бухгалтерского учета, анализа и контроля.

Бюджетные учреждения - это государственные (муниципальные) некоммерческие организации, так как создаются Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и др. [2] Они представляют собой тип государственного (муниципального) учреждения.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность бюджетных учреждений, является закон Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [2].

Главная задача системы бухгалтерского учета бюджетного учреждения - обеспечение достоверной, качественной, оперативной и всесторонней

бухгалтерской информацией лиц, осуществляющих анализ, планирование, контроль и управление его деятельностью. Это вызвано требованиями ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1]. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств [1].

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с Инструкцией № 174н [4].

Бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сфере предоставления услуг различного характера, качество и своевременность оказания которых зависит от обеспеченности средствами труда, представляющих в бюджетном учете самостоятельный объект -нефинансовые активы. Согласно Инструкции №157н имущество государственных учреждений подразделяется на две группы нефинансовые активы и финансовые активы [3].

Нефинансовые активы в бюджетном учете - это совокупность важнейших показателей хозяйственной деятельности субъекта. Они находятся в собственности или пользовании организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды. Корректное отражение нефинансовых активов в бюджетном учете - это важнейшая задача бухгалтера учреждения.

В учете бюджетных учреждений РФ применяются следующие основные категории нефинансовых активов:

- основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);

- активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);

- материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);

- имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы) [3].

Признание нефинансовых активов в учете осуществляется при их стоимостной оценке. Инструкция №157н определяет, что данные объекты должны быть приняты к учету по первоначальной стоимости, т.е. в сумме фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ). [5, с.3]

Первоначальной стоимостью признается:

- у материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) - их фактическая стоимость;

- у объектов непроизведенных активов - фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот - их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету;

- у объектов нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами - стоимость активов, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору. Она устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных активов. При невозможности установить цену стоимость активов определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы;

- у объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), - их текущая рыночная стоимость на дату

принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

При этом под текущей рыночной стоимостью объекта понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи актива на дату принятия его к учету.

Текущая рыночная стоимость определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

Совершенствование учетно-аналитического обеспечения деятельности бюджетных учреждений с нефинансовыми активами определяется необходимыми условиями развития нормативно-правового и методического регулирования, формирующего адаптированные стандарты понимания оценки нефинансовых активов. В современных условиях развития российского бюджетного учета сектора государственного управления активизировалась работа по его реформированию на пути сближения с требованиями Международных стандартов бухгалтерского учета для общественного сектора (МСФО ОС). В связи с этим, Минфин России разработало проект стандарта «Концептуальная основа разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности Российской Федерации в секторе государственного управления». Данный документ предусматривает разработку новой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета указанного сектора.

В частности, в предлагаемых проектом стандартах обнаруживаются изменения подходов к оценке основных средств. Федеральный стандарт регламентирует формирование первоначальной стоимости в случаях: приобретения в результате обменных операций; создания субъектом сектора

государственного управления (в том числе бюджетным учреждением); приобретения путем необменных операций. Следует указать, что в проекте не содержится примеров обменных и необменных операций, что может привести к неоднозначной трактовке и разнице в первоначальной оценке основных средств на практике. [6, с. 6] Вместе с тем, вводятся изменения в отношении состава затрат, включаемых в первоначальную оценку основных средств:

1) введен обязательный вычет из затрат на проверку надлежащего функционирования актива чистой выручки от продажи изделий, произведенных в процессе доставки актива к месту назначения и приведения его в состояние, пригодное для использования, что позволит избежать на практике завышения первоначальной стоимости основных средств на величину уже окупившихся за счет продажи вышеназванных изделий затрат;

2) регламентирован учет затрат на демонтаж и вывод из эксплуатации объекта основных средств, а также восстановление участка, на котором объект расположен. Важно в проекте федеральных стандартов уточнить, что оценка таких затрат должна осуществляться по правилам определения величины оценочных обязательств, правила расчета величины которых необходимо отдельно вписать в соответствующий стандарт.

Вместе с тем, в проекте федеральных стандартов вводится впервые оценка по справедливой стоимости, являющейся основой для определения первоначальной стоимости основных средств, приобретенных в результате обменных и необменных операций, и для формирования последующей оценки переоцениваемых основных средств.

Все новации нормативно-правового и методического регулирования, формирующего адаптированные стандарты понимания признания и оценки основных средств, вводимые новыми федеральными стандартами, являются значительным шагом на пути реформирования российского учета нефинансовых активов субъектов сектора государственного управления, и при правильном применении на практике требований данных документов

эффективность учетно-аналитического обеспечения деятельности бюджетных учреждений с нефинансовыми активами , а также достоверность информации в финансовой отчетности указанных субъектов должна существенно повыситься.

Список литературы

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // "Российская газета", № 153-154, 12.08.1998.

2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О некоммерческих организациях" // "Российская газета", № 14, 24.01.1996.

3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 01.03.2016) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452) // "Российская газета", № 8, 19.01.2011.

4. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2011 № 19669) // "Российская газета", № 39, 24.02.2011.

5. Беспалов, М.В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении [Текст] / М.В. Беспалов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 17. С. 2 - 9.

6. Дружиловская, Э.С. Учет основных средств бюджетных учреждений в РСБУ, проектах новых РСБУ и в МСФО [Текст] / Э.С. Дружиловская // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 5. С. 2-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.