УДК342.9 ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ КАЛМЫКОВ,
кандидат юридических наук, доцент, начальник научно-исследовательского центра ФГКУ «ВНИИ МВД России»;
ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА МАШУГИНА,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИДОПИНГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Раскрывается современное состояние нормативного правового регулирования борьбы с допингом в спорте. Рассматриваются проблемы привлечения к ответственности, связанной с государственным принуждением, за нарушения установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним.
Ключевые слова: спорт, допинг борьба, полиция, привлечение к ответственности, дисквалификация.
G. I. Kalmikov, Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor, Head of the Center, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: info@vnii-mvd.ru, tel.: 8 (495) 915-17-63;
E. V. Mashugina, Candidate of Juridical Sciences, Senior Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: info@vnii-mvd.ru, tel.: 8 (495) 915-23-33.
On the issue of improve the national anti-doping legislation
Discusses the current state of legal regulation of anti-doping in sports. Problems of bringing to responsibility for violations of the requirements established by the legislation on physical culture and sports about prevention of doping in sports and fight it are considered.
Key words: sports, doping, wrestling, police, prosecution, disqualification.
Небезызвестно, что одной из наиболее острых проблем современного профессионального спорта является проблема использования спортсменами допинговых препаратов и методов допинга, что не только вредит их собственному здоровью, но и приводит к изначально неравному положению участников спортивных соревнований, демонстрирует уровень развития фармакологической промышленности, а не уровень их спортивной подготовки.
Политика Российской Федерации в сфере предотвращения допинга, как и политика стран, ратифицировавших Международную конвенцию по борьбе с допингом в спорте, принятую в 2005 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже (далее - Конвенция) [7; 11], основана на признании допинга основным фактором, подрывающим этические принципы спортивного движения. Она направлена на искоренение причин и условий, порождающих допинговые нарушения, а также на установление строгого контроля в указанной сфере.
Рассматривая вопросы предотвращения употребления допинга и борьбы с этим влиянием в
спорте, особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросу привлечения к ответственности «допинговых» нарушителей. Безусловно, ответственность за допинг - не единственное направление борьбы с ним, так же как и с любого рода правонарушениями, важные роли здесь играют их профилактика и выявление. Однако излишне говорить, что неизбежность (неотвратимость) наказания за допинг есть один из лучших способов его искоренения.
Первое официальное определение понятия «допинг» было закреплено в Европейской конвенции против применения допинга 1989 г. [6; 10]. Под допингом в спорте понималось введение спортсменами или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга.
В настоящее время понятие допинга в спорте значительно шире и не ограничивается только лишь непосредственным его применением. В связи с этим расширен и круг субъектов физической культуры и спорта, к которым оно может быть применено.
Базовым нормативным правовым актом, устанавливающим правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с допингом, является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о спорте, или Закон) [12]. В соответствии со ст. 26 указанного Закона допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.
В свою очередь, антидопинговые правила в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о спорте, разработанные на основании положений Всемирного антидопингового кодекса, принятого Всемирным антидопинговым агентством (далее - ВАДА) 5 марта 2003 г. в Копенгагене и включенного в добавление 1 к Конвенции, утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 9 августа 2016 г. № 947 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» (далее -приказ № 947) [15].
К нарушениям Общероссийских антидопинговых правил в соответствии с пп. 2.1-2.10 приказа № 947 относятся следующие.
1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена.
2. Использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного метода.
3. Уклонение, отказ от сдачи проб или неявка спортсмена на эту процедуру.
4. Нарушение порядка предоставления информации о местонахождении.
5. Фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля.
6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом.
7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или запрещенного метода.
8. Назначение или попытка назначения любому спортсмену в соревновательном периоде любой запрещенной субстанции или запрещенного метода или назначение или попытка назначения любому спортсмену во внесоревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода, запрещенных во внесоревнователь-ный период.
9. Соучастие.
10. Запрещенное сотрудничество [15].
По каждому из перечисленных нарушений в главе II приказа № 947 нормативно закрепляется их определение, дается характеристика, условия, при которых они признаются таковыми.
В соответствии с указанными выше нормами нарушение антидопинговых правил спортсменами, а также персоналом спортсмена (любым тренером, педагогом, менеджером, агентом, техническим персоналом команды, начальником команды, медицинским, парамедицинским персоналом, родителем или любым иным лицом, работающим со спортсменом, оказывающим ему медицинскую помощь или помогающим спортсмену при подготовке и участии в спортивных соревнованиях) [15, приложение 1] признается недопустимым.
В зависимости от вида нарушения антидопингового правила и субъекта, его совершившего, предусматривается спортивная (глава X приказа № 947), административная (ст. 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, далее - КоАП РФ) или уголовная (ст. 230.1 и ст. 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, далее -УК РФ), ответственность.
Содержание административных и уголовных составов основывается на нарушении п. 3 ст. 26 Закона о спорте, конкретизированного в п. 2.7 и п. 2.8 приказа № 947, т. е. предусматривает ответственность за нарушения антидопинговых правил, являющихся по своей сути спортивными правилами. К таким нарушениям, в частности, относится использование в отношении спортсмена независимо от его согласия тренером, специалистом по спортивной медицине либо иным специалистом в области физической культуры и спорта субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте [4, с. 38].
При этом составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.18 КоАП РФ, так же как и расследование преступлений, предусмотренных ст. 230.1 и ст. 230.2 УК РФ, входит в компетенцию органов внутренних дел (полиции) [5, п. 1 ч. 2 ст. 28.3].
Из изложенного видно, что такая мера борьбы с допингом, как установление ответственности, достаточно полно урегулирована законодательно. За нарушения антидопинговых правил предусмотрена как спортивная ответственность, так и ответственность, связанная с государственным принуждением. Однако данные правоприме-
нительной практики о количестве рассмотренных судами административных и уголовных дел (примечание: по состоянию на 25 мая 2018 г. в имеющейся практике - два административных дела по ст. 6.18 КоАП РФ (см. Постановление Ленинского районного суда г. Самары от 10 апреля 2014 г. по делу об административном правонарушении № 7-34/14; постановление мирового судьи судебного участка № 120 Волгоградской области по делу об административном правонарушении № 5-120-1289/2017 и решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 21 февраля 2018 г. по делу № 12ап-156/2018 (по апелляционной жалобе)) свидетельствуют о имеющихся проблемах, на наш взгляд, напрямую связанных с их выявлением и пресечением. В первую очередь данные проблемы обусловлены спецификой нормативного правового регулирования правоотношений в сфере физической культуры и спорта.
Так, в соответствии с нормами российского законодательства предотвращение допинга в спорте является одной из основных функций Министерства спорта Российской Федерации [9, п. 1 гл. I], Общероссийской антидопинговой организации [12, ст. 26.1] - Ассоциации «Российское антидопинговое агентство „РУСАДА"» (далее - РУСАДА) и различных субъектов физической культуры и спорта, таких как общероссийские и региональные спортивные федерации, профессиональные спортивные лиги и др.
Комплекс мер борьбы с допингом в спорте также регламентирован законодательно. В соответствии с п. 8 ст. 26 Закона о спорте, помимо установления ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта, к мерам борьбы и предотвращения допинга относятся:
проведение допинг-контроля (процесс планирования проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировка, лабораторный анализ, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций);
предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;
повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;
включение в дополнительные образовательные программы образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;
проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;
проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
проведение научных исследований по разработке средств и методов восстановления работоспособности спортсменов;
оказание федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийской антидопинговой организацией содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в антидопинговом обеспечении спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
установление ответственности физкультур-но-спортивных организаций за нарушение условий проведения допинг-контроля, предусмотренных порядком проведения допинг-контроля;
осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.
Следует отметить, что все вышеперечисленное согласно действующему законодательству к компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации не относится.
При этом большинство из перечисленных мер борьбы с допингом осуществляется непосредственно агентством «РУСАДА». Так, в соответствии со ст. 26.1 Закона о спорте в полномочия указанного органа входит: разработка общероссийских антидопинговых правил; формирование списка тестирования спортсменов; проведение тестирований и слушаний с применением санкций в отношении спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта, в вину которым вменяется нарушение антидопинговых правил; организация повышения квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль; разработка методических и инструктивных материалов по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним; сбор информации о местонахождении спортсменов, включенных в список тестирования.
Таким образом, именно РУСАДА в рамках своей юрисдикции решительно преследует все возможные нарушения антидопинговых правил, включая выяснение в каждом случае вопроса, причастны ли спортсмены, персонал спортсменов или иные лица к нарушению антидопинговых правил, и отслеживает надлежащее исполнение последствий.
В свою очередь компетенция органов внутренних дел (полиции) в области физической
культуры и спорта в Российской Федерации четко определена. Так, согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции, касающиеся общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, входит оказание содействия организаторам спортивных мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий. Согласно подп. 83 п. 11 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» к полномочиям МВД России относятся организация подготовки личного состава органов внутренних дел по служебно-прикладным видам спорта, а также проведение мероприятий в области физической культуры и спорта.
Причина крайне затруднительного выявления (непосредственного обнаружения) должностными лицами органов внутренних дел (полиции), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения или преступления, является одной из основных причин, вызывающих трудности в реализации института ответственности за допинг. Ведь именно в процессе планирования и проведения допинг-контроля, входящего в компетенцию РУСАДА, деятельность которого органам внутренних дел не подконтрольна, происходит выявление и пресечение допинговых нарушений.
Конечно, нельзя полностью исключать возможность обнаружения сотрудниками полиции признаков рассматриваемых правонарушений. Учитывая тот факт, что к допингу (запрещенным для использования в спорте субстанциям и методам) относятся такие биологически активные вещества искусственного повышения работоспособности, как психостимуляторы (психотропные вещества) и наркотические анальгетики (наркотики), то их оборот, использование, пропаганда использования может образовывать составы преступлений, не относящихся к спортивной сфере. Таким образом, допинговые нарушения могут быть выявлены, например: сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетними, занимающимися профессиональным спортом и их законными представителями (в целях выявления несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление нар-
котических средств [8; 14]); сотрудниками иных подразделений полиции в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности [13, ст. 2, 6], например в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий (наведение справок, проведение опросов среди спортсменов, врачей и др.) в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
Однако чаще поводами к возбуждению дел по вышеуказанным категориям административных правонарушений и преступлений являются:
заявления спортсмена (спортсменов), несовершеннолетнего спортсмена (его законного представителя);
явка с повинной;
сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников [2, с. 48].
В первую очередь такое сообщение может быть получено от агентства «РУСАДА», в обязанности которого входит передача сведений о возможном нарушении антидопинговых правил персоналом спортсмена, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности в орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.18 КоАП РФ [12, ст. 26.1].
Конечно, нельзя полностью исключить возможность получения такого сообщения в виде заявления спортсмена (законного представителя спортсмена) либо непосредственно от нарушителя (явка с повинной). Однако с учетом специфики антидопинговых правил, при которых даже при отсутствии вины, спортсмен подлежит спортивному наказанию (за наличие запрещенной субстанции в пробах его анализов), следует полагать, что заинтересованности в выявлении рассматриваемых административных правонарушений с его стороны не будет.
В заключение рассмотрения проблемных аспектов привлечения к ответственности за нарушения установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним нельзя не затронуть вопрос санкций.
Как за допинговые нарушения, предусматривающие спортивную ответственность, так и за нарушения, влекущие административную ответственность, наказание заключается в лишении виновных права осуществлять деятельность, связанную с профессиональным спортом, в том числе деятельность в сфере подготовки спортсменов, включая их медицинское обеспечение,
организацию и проведение спортивных мероприятий (дисквалификация) [1; 3].
При этом в случаях привлечения к спортивной ответственности срок дисквалификации в зависимости от характера и вида нарушений антидопинговых правил варьируется от двух лет (с возможностью снижения до одного года) до пожизненной дисквалификации [15, глава 10], тогда как максимальный срок дисквалификации в случае привлечения к административной ответственности - три года. Представляется, что санкция, применимая в административном порядке, как минимум, не должна дублировать спортивную санкцию.
Таким образом, анализ правовой основы привлечения к ответственности за нарушения установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в Российской Федерации свидетельствует о наличии пробелов в нормативно-правовом регулировании указанной области и необходимости их устранения. К таким пробелам, в частно-сти,относятся:
отнесение к компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) составление протоколов по ст. 6.18 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за правонарушения, совершаемые исключительно в сфере спорта;
дублирование вида наказания (санкции) в случаях привлечения к спортивной и (или) административной ответственности.
Список использованной литературы
1. Амелин, Р. В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (постатейный) [Электронный ресурс] / Р. В. Амелин, Е. А. Бевзюк, Ю. В. Волков, Н. И. Воробьев, Ю. Н. Вахрушева [и др.] // СПС КонсультантПлюс.
2. Власов, П. Е. Расследование преступлений, связанных с использованием запрещенных субстанций или методов в отношении спортсмена (чч. 1, 2 ст. 230.1, ч. 1 ст. 230.2 УК РФ) [Текст] : учеб. пособие / П. Е. Власов, А. А. Орлова. - М. : ВНИИ МВД России, 2018.
3. Есакова, Г. А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Г. А. Есакова ; 7-е изд., перераб. и доп.. -М. : Проспект, 2017.
4. Иванова, Т. Актуальные проблемы антидопингового законодательства в Российской Федерации [Текст] / Т. Иванова, М. Басова // Право и экономика. - 2016. - № 9.
5. Кодекс Российской Федерации об адми-
нистративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
6. Конвенция против применения допинга (ETS № 135) вместе с Перечнем классов запрещенных веществ и запрещенных методов (Страсбург, 16 ноября 1989 г.) [Текст] : [документ вступил в силу для России 1 апр. 1991 г.] // Бюллетень международных договоров. - 2000. - № 2.
7. Международная конвенция по борьбе с допингом в спорте, 2005 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
8. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») [Электронный ресурс] : [приказ МВД России от 17 янв. 2006 г. № 19] // СПС КонсультантПлюс.
9. О Министерстве спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] [Постановление Правительства Рос. Федерации от 19 июня 2012 г. № 607] // СПС КонсультанПлюс.
10. О присоединении СССР к ряду конвенций Совета Европы [Электронный ресурс] : [Постановление Совета Министров СССР от 28 дек. 1990 г. № 1351] // СПС КонсультантПлюс.
11. О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 27 дек. 2006 г. № 240-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.
12. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 4 дек. 2007 г. № 329-Ф3] // СПС Консуль-тантПлюс.
13. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.
14. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : [приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845] // СПС КонсультантПлюс.
15. Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил [Текст] : [приказ Минспорта России от 9 авг. 2016 г. № 947] // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ. - 2016. - № 8.
References
1. Amelin R. V., Bevzyuk E. А., Volkov Yu. V., Vorob'ev N. I., Vakhrusheva Yu. N. Kommentarij k Kodeksu Rossijskoj Federatsii ob administrativnykh
pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ(postatejnyj) (Commentary to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (itemized)), SPS Konsul'tantPlyus.
2. Vlasov P. E., Orlova A. A. Rassledovanie prestuplenij, svyazannykh s ispol'zovaniem zapreshhennykh substantsij ili metodov v otnoshenii sportsmena (chch. 1, 2 st. 230.1, ch. 1 st. 230.2 UK RF): ucheb. posobie (Investigation of crimes related to the use of prohibited substances or methods in relation to an athlete (chh. 1, 2 of Art. 230.1, part 1 of Art. 230.2 of the Criminal Code of the Russian Federation): study guide), Moscow: VNII MVD Rossii, 2018.
3. Esakova G. A. Kommentarij k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federatsii (postatejnyj) (Commentary to the Criminal Code of the Russian Federation (itemized)), Moscow: Prospekt, 2017.
4. Ivanova T., Basova M. Pravo i ehkonomika (Law and Economics), 2016, No. 9.
5. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, December 30, 2001, No. 195-FZ, SPS Konsul'tantPlyus.
6. Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov (Bulletin of international treaties), 2000, No. 2.
7. Mezhdunarodnaya konventsiya po bor'be s dopingom v sporte, 2005 g. (International Convention against Doping in Sport, 2005), SPS Konsul'tantPlyus.
8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, January 17, 2006, No. 19, SPS Konsul'tantPlyus.
9. Decisions of the Government of the Russian Federation, June 19, 2012, No. 607, SPS Konsul'tanPlyus.
1 0. Resolution of the Council of Ministers of the USSR, December 28, 1990, No. 1351, SPS Konsul'tantPlyus.
11. Federal Law of the Russian Federation, December 27, 2006, No. 240-FZ, SPS Konsul'tantPlyus.
1 2. Federal Law of the Russian Federation, December 4, 2007, No. 329-FZ, SPS Konsul'tantPlyus.
1 3. Federal Law of the Russian Federation, August 12, 1995, No. 144-FZ, SPS Konsul'tantPlyus.
14. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, October 15, 2013, No. 845, SPS Konsul'tantPlyus.
15. Collection of official documents and materials of the Ministry of Sport of the Russian Federation, 2016, No. 8.