3 К О Н О М И
4 Е С К И Е
НАУКИ
А. Т. Зейнуллин
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МЕГАПОЛИСАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В данной статье рассматривается проблемы развития малого и среднего бизнеса, в разрезе мегаполиса. Также рассмотрен ряд проблем механизмов государственной поддержки Республики Казахстан субъектам малого и среднего бизнеса в группе нормативно-правового регулирования. Изучены пути решения по устранению выявленных проблем с применением механизмов финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса Казахстана.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, МСБ, государственная поддержка, совершенствование развития МСБ.
Согласно разделу 3 Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства (Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Нур-Султан, 14 декабря 2012 года), «отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти, по крайней мере, вдвое. Задача сегодняшнего дня - создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних». [1]
Вместе с тем в разд. 2 Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана, 1 сентября 2020 года указано, что «малый и средний бизнес в Республике Казахстан переживает сложные времена, по сути, приняв на себя основной удар пандемии». [2]
При этом в научной литературе выделены ряд проблем развития малого и среднего бизнеса, в том числе и в мегаполисах.
© Зейнуллин А.Т., 2021.
Научный руководитель: Кусаинова Лариса Ислямовна - PhD, профессор Академии государственного управления при Президенте РК, Казахстан.
В частности, И.В. Логунцова пишет, что «ключевыми препятствиями развития малого бизнеса являются: налогообложение и налоговое администрирование; низкая квалификация персонала; низкая доступность инфраструктуры; низкая доступность финансовых ресурсов; требования регулирующих органов; коррупция и низкое качество государственных услуг.» [3]
Б.Б. Богоутдинов отмечает, что «основными проблемами развития института частного предпринимательства являются неэффективность мер поддержки государства и отсутствие компетенций у самих предпринимателей». [4]
На взгляд Ж.Я. Колычевой, Н.С. Ячника, «малое и среднее предпринимательство обладает сложным и противоречивым характером, это связано с несовершенством нормативно-правовой базы в области государственного регулирования предпринимательской деятельности, проблемами организационного характера в направлении обеспечения государственной поддержки, недоступностью банковского кредитования для вновь создаваемых малых предприятий, дефицитом финансовых средств в местных бюджетах на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства; остаются не доступными общеэкономические и специализированные консультации для предпринимателей, по-прежнему отсутствует взаимодействие органов власти и представителей бизнес-элит, наличие высоких административных барьеров и отсутствие производственной инфраструктуры для развития предприятий малого и среднего бизнеса. Все эти барьеры формируют предпосылки для развития негативных тенденций в сегменте малого и среднего предпринимательства, препятствуют его развитию, и за счет их снижения или устранения возможно регулировать уровень развития малого и среднего предпринимательства». [5]
Таким образом, из вышеизложенного следует, что одним из проблем развития малого и среднего бизнеса в мегаполисах является неэффективность механизмов государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса.
В настоящем статье выявим основные проблемы, связанные с неэффективностью механизмов государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в мегаполисах Республики Казахстан, а также разработаем решения по их устранению.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29.10.2015 г. № 375-У ЗРК (далее - ПК РК), «государственная поддержка частного предпринимательства включает следующие основные виды государственной поддержки частного предпринимательства:
1) финансовая и имущественная поддержка;
2) инфраструктурная поддержка;
3) институциональная поддержка, заключающаяся в создании и развитии финансовых институтов поддержки и развития частного предпринимательства, научно-исследовательских институтов при государственных органах по изучению проблем и разработке предложений по развитию частного предпринимательства;
4) информационная поддержка, заключающаяся в информационно-аналитической, учебно-методологической, научно-методической поддержке частного предпринимательства». [6]
В то же время И.В. Логунцова выделяет следующие «четыре группы механизмов государственной поддержки субъектам малого бизнеса: нормативно-правовое регулирование, финансовая поддержка, имущественная поддержка и предоставление инфраструктурных услуг». [3]
В научной литературе изложены ряд проблем механизмов государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в группе нормативно-правового регулирования.
В частности, Ж.Я. Колычевой, Н.С. Ячника высказывают, что «следствием государственного регулирования и законодательства нередко выступают административные барьеры, если оно характеризуется неупорядоченностью отношений субъектов малого и среднего предпринимательства и органов государственной власти при доступе к материальным ресурсам. В целом административные барьеры можно выделить на следующие группы:
1) при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду земли или помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);
2) при получении права на осуществлении хозяйственной деятельности (лицензирование видов деятельности, регистрация товаров, сертификация товаров и услуг и т.п.);
3) при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкций за нарушение установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот и др.)». [7]
В свою очередь, И.В. Логунцова пишет, что «на сегодняшний день актуальной является практика внедрения в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления механизмов оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативно-правовых актов на развитие предпринимательской деятельности и конкурентной среды». [3]
Однако согласно п. 7 ст. 83 ПК РК, местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы (далее - МИО), осуществляющий руководство в сфере предпринимательства:
1) рассматривает результаты анализа регуляторного воздействия и дает заключение о соблюдении разработчиками проектов актов регионального значения, региональной палатой и другими заинтересованными лицами установленных процедур;
2) в случае несогласия с выводами анализа регуляторного воздействия проводит альтернативный анализ регуляторного воздействия.
Из данной нормы видно, что МИО не проводит анализ регуляторного воздействия в отношении проектов:
1) законов Республики Казахстан;
2) указов Президента Республики Казахстан;
3) нормативных постановлений Правительства Республики Казахстан;
4) нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов и их ведомств;
5) нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
В этой связи считаем необходимым предусмотреть в ПК РК положение о проведении анализа регуляторного воздействия МИО в отношении всех проектов нормативно-правовых актов по вопросам развития малого и среднего бизнеса.
В научной литературе представлены ряд проблем, связанные с финансированием деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Так, Б.Б. Богоутдинов отмечает, что «в настоящее время условия финансовых институтов неприемлемы для предпринимателей по нескольким причинам:
1) высокая стоимость кредитов;
2) недоступность поддержки (это связано с тем обстоятельством, что предприниматели не могут предложить банкам в залог имущество под обеспечение залога ввиду его отсутствия);
3) снижение потребительского спроса на товары со стороны населения в условиях экономического кризиса;
4) сложность и длительность получения гарантий на заемные средства». [4]
По словам О.В. Шулаевой, «мировой экономический кризис усугубил проблемы, связанные с финансированием деятельности МСП, во многих странах ужесточились условия банковского кредитования, ухудшились показатели выручки и прибыли предприятий. Ухудшение финансового состояния компаний отразилось на снижении спроса на банковские кредиты со стороны МСБ. Кроме того, отмечается рост просроченной задолженности по кредитам, выданным МСП». [8]
По мнению И.В. Логунцовой, «в целом финансовая структура малых предприятий отличается следующими особенностями: недостаток собственных средств; ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм; нерегулярность финансирования». [3]
Таким образом, из вышеизложенных мнений авторов в части финансирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в мегаполисах имеются следующие проблемы:
1) недостаток собственных средств у субъектов малого и среднего бизнеса;
2) высокая стоимость кредитов, неприемлемые условия банковского кредитования;
3) отсутствие имущества у субъектов малого и среднего бизнеса под обеспечение залога;
4) сложность и длительность получения гарантий на заемные средства;
5) рост просроченной задолженности по кредитам, выданным субъектам малого и среднего бизнеса;
6) снижение потребительского спроса на товары со стороны населения в условиях экономического кризиса, снижение показатели выручки и прибыли субъектов малого и среднего бизнеса.
В научной литературе изложены ряд предложения по решению вышеуказанных проблем.
В частности, И.В. Логунцова считает, что «структурно-государственная финансовая поддержка малого предпринимательства может быть представлена в следующем виде: 1) субвенции и субсидии; 2) бюджетные кредиты, займы, ссуды; 3) государственные гарантии; 4) особый режим налогообложения». [3]
О.В. Шулаева пишет, что «в условиях сложившейся экономической ситуации государственная поддержка сектора МСП является чрезвычайно актуальной. Государственные гарантии при кредитовании субъектов МСП должны стать действенным инструментом финансовой помощи малому и среднему бизнесу, для минимизации кредитных рисков необходима разработка и внедрение программы государственного страхования рисков кредитования МСП. Организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, услуг государственными заказчиками у субъектов МСП, должна обеспечить возможности для стабилизации и развития сектора МСП». [8] Также О.В. Шулаева высказывает, что «основ-
ными направлениями государственной поддержки МСП в России являются: субсидии регионам на поддержку МСП, направляемые на выдачу грантов начинающим предпринимателям, поддержку инновационной и специальной инфраструктуры (центры кластерного развития, региональные центры инжиниринга, бизнес-инкубаторы, промышленные парки и т.п.); субсидирование модернизации производств, лизинга оборудования, прикладных научных исследований и разработок, поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве и т.д.». [9]
Ж.Я. Колычевой, Н.С. Ячника предлагают «освободить индивидуальных предпринимателей, впервые прошедших государственную регистрацию, от уплаты налогов в рамках патентной или упрощенной системы налогообложения в течение нескольких лет с момента регистрации». [10]
Б.Б. Богоутдинов отмечает, что «ограничение участия в государственных закупках за счет фиксированных минимальных финансовых показателей не позволяет участвовать субъектам малого предпринимательства, при этом более крупные компании используют данное преимущество. Для стимулирования эффективности системы государственных закупок необходима отмена обеспечительных платежей для малых предприятий. Это обстоятельство позволит стимулировать МСБ, уменьшить барьеры для входа и формировать конкурентную среду». [4]
Таким образом, вышеизложенные авторы выделяют следующие решения по устранению вышеуказанных проблем, связанные с финансированием предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в мегаполисах:
1) субвенции и субсидии, в частности, субсидирование модернизации производств, лизинга оборудования, прикладных научных исследований и разработок;
2) бюджетные кредиты, займы, ссуды;
3) государственные гарантии, в частности, государственные гарантии при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса;
4) разработка и внедрение программы государственного страхования рисков кредитования субъектов малого и среднего бизнеса для минимизации кредитных рисков;
5) увеличение доли закупки товаров, услуг государственными заказчиками у субъектов малого и среднего бизнеса для стабилизации и развития сектора малого и среднего бизнеса;
6) отмена обеспечительных платежей для участия субъектов малого и среднего бизнеса в государственных закупках;
7) выдачи грантов начинающим предпринимателям;
8) финансовая поддержка инновационной и специальной инфраструктуры;
9) особый режим налогообложения, в частности, освобождение индивидуальных предпринимателей, впервые прошедших государственную регистрацию, от уплаты налогов в течение нескольких лет с момента регистрации.
Выявим механизмы финансовой поддержки в странах Европейского Союза.
О.В. Шулаева пишет, что «Самым популярным инструментом финансирования в странах ОЭСР является банковское кредитование, его используют 57 % представителей сектора МСП европейских стран, следующим по степени распространения являются овердрафт и кредитная линия (53 %), далее следует лизинг (47 %) [11]. Также наиболее распространенным инструментом во многих странах ОЭСР является предоставление государственных гарантий для обеспечения кредитования МСБ [12]. Наряду с этим применяются такие меры, как упрощение процедур получения поддержки, экспресс-гарантии, а также - прямое кредитование, микрокредитование, экспортные гарантии, поддержка рисковых инвестиций, в том числе в форме софинансирования, налоговые льготы для инвесторов и для участников краудфандинга, мезонинное финансирование».[4, 13]
М.Э. Филиппов указывает, что «в ФРГ проводится программа активизации населения по созданию собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет займы на 20 лет. В течение 10 лет заемщики освобождены от погашения кредитов, а в первые 2 года по ним не взимаются и проценты. В течение этих 2 лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы». [14]
При этом, как отмечает М.Э. Филиппов, странах ЕС все более отчетливо прослеживается тенденция формирования более стабильных отношений между потребителями и поставщиками, среди которых - множество в первую очередь малых предприятий. Субподряд, прежде всего, выгоден малым предприятиям, получающим таким образом доступ к технологическим и коммерческим «ноу-хау» больших фирм. Действуя как поставщик, малое предприятие в то же время может наладить производство собственного конечного продукта, достигнув тем самым большей экономической самостоятельности». [14]
Также по словам М.Э. Филиппова, «в последние годы множество барьеров, стоявших на пути эффективной пограничной торговли, в ЕС частично или полностью упразднены, что, безусловно, способствует расширению экспорта. Примером реализации государственной поддержки может служить «Экс-
портная инициатива» в Великобритании, которая ориентирована на повышение заинтересованности потенциальных экспортеров в международной торговле и увеличении ее объемов. Экспортная инициатива включает: 1) отдел торговли и промышленности, связанный с частным сектором и предоставляющий неопытным экспортерам консультационные услуги специалистов; 2) информационный центр, обеспечивающий доступ к «Самопомощи», т.е. к информационным возможностям, связанным с поиском рынков для фирмы; 3) экспортный поиск по продуктам и рынкам, указанным фирмой; 4) службу справок, предоставляющую консультационные услуги и информацию о спросе на продукт, местной конкурентной ситуации, проведении маркетинговых исследований, реакции на продукт, а также снабжающую необходимыми адресами и телефонами». [14]
Таким образом, страны ЕС предоставляют следующие виды финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, в том числе и в мегаполисах:
1) государственные гарантия для обеспечения кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;
2) предоставление банковских займов в рамках программы активизации населения по созданию собственного дела на 20 лет. В течение 10 лет заемщики освобождены от погашения кредитов, а в первые 2 года по ним не взимаются и проценты. В течение этих 2 лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы;
3) предоставление субъектам малого и среднего бизнеса в участии субподрядных отношений;
4) государственная поддержка субъектам малого и среднего бизнеса в отношениях, связанных с экспортом товаров;
5) государственная поддержка рисковых инвестиций, в том числе в форме софинансирования;
6) налоговые льготы субъектам малого и среднего бизнеса как инвесторов или как участники краудфандинга;
7) мезонинное финансирование.
Далее выявим проблемы в части имущественной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в мегаполисах.
По словам И.В. Логунцовой, «в настоящее время к числу основных проблем в области имущественной поддержки относятся: высокая стоимость аренды объектов недвижимости, краткосрочные договоры аренды (до трех лет), недоступность участия малых компаний-арендаторов в конкурсах при приватизации, дефицит офисов экономического класса и промышленных площадок». [3]
Ж.Я. Колычева, Н.С. Ячник пишут, что «предприниматели указывают на серьезные проблемы, связанные с дефицитом финансовых ресурсов для приобретения недвижимого имущества и высокими ставками за пользование земельными участками. В этой связи, данные авторы предлагают рассмотреть возможность продажи помещений, находящихся в коммунальной собственности и используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, на льготных условиях, например в рассрочку, без увеличения их стоимости. Кроме того, они предлагают пересмотреть в сторону понижения кадастровую стоимость земельных участков, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства». [7]
Выявив механизмы финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, изложенные в научной литературе, а также предоставляемые странами Европейского Союза, определим механизмы финансовой поддержки, предоставляемые субъектам малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Согласно п. 1 ст. 94 ПК РК, Финансовая и имущественная поддержка частного предпринимательства осуществляется путем:
1) закупа гарантированного объема товаров (работ, услуг);
2) предоставления займов за счет бюджетных средств;
3) организации кредитования через банки второго уровня, национальные институты развития и иные юридические лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) выдачи государственных грантов для организации и реализации социально значимых проектов в отраслях экономики;
5) субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам и совершаемым лизинговым сделкам банками второго уровня, Банком Развития Казахстана и иными юридическими лицами, осуществляющими лизинговую деятельность, субъектам частного предпринимательства;
6) субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам банками второго уровня субъектам частного предпринимательства для целей жилищного строительства в порядке, определяемом уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства;
7) субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам банками второго уровня субъектам частного предпринимательства для целей реализации «зеленых» проектов;
8) субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым микрокредитам микрофинансовыми организациями субъектам частного предпринимательства;
9) субсидирования ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами частного предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан и включенным в список фондовой биржи, осуществляющей деятельность на территории Республики Казахстан;
10) субсидирования ставки купонного вознаграждения по «зеленым» облигациям, выпущенным в соответствии с актами Международного финансового центра «Астана» и включенным в список биржи Международного финансового центра «Астана»;
7) возмещения и (или) субсидирования расходов и (или) затрат;
8) частичного гарантирования кредитов субъектов частного предпринимательства;
9) лизинга.
В ст. 57-4 Закона Республики Казахстан от 25.12.2017 г. № 121-У1 ЗРК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» установлено, что «на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 процентов, подлежащую уплате:
1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 указанного Кодекса;
2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 указанного Кодекса;
3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 указанного Кодекса». [15]
Из вышеизложенного следует, что в Республике Казахстан не применяются следующие механизмы финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, в том числе и в мегаполисах Республики Казахстан:
1) субвенции;
2) разработка и внедрение программы государственного страхования рисков кредитования субъектов малого и среднего бизнеса для минимизации кредитных рисков;
3) отмена обеспечительных платежей для участия субъектов малого и среднего бизнеса в государственных закупках;
4) выдачи грантов начинающим предпринимателям;
5) освобождение индивидуальных предпринимателей, впервые прошедших государственную регистрацию, от уплаты налогов в течение нескольких лет с момента регистрации, как постоянная мера государственной поддержки всем индивидуальным предпринимателям, а не временная, т.е. на определенный период, например, на период с 01.01.2020 г. до 01.01.2023 г.
6) предоставление банковских займов в рамках программы активизации населения по созданию собственного дела на 20 лет. В течение 10 лет заемщики освобождены от погашения кредитов, а в первые 2 года по ним не взимаются и проценты. В течение этих 2 лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы;
7) предоставление субъектам малого и среднего бизнеса в участии субподрядных отношений;
8) государственная поддержка рисковых инвестиций, в том числе в форме софинансирования;
9) мезонинное финансирование;
10) продажи помещений, находящихся в коммунальной собственности и используемых субъектами малого и среднего бизнеса, на льготных условиях, например в рассрочку, без увеличения их стоимости;
11) понижение кадастровой стоимости земельных участков, используемых субъектами малого и среднего бизнеса.
Также следует отметить, что «во всех странах Европейского Союза в той или иной мере реализуются различные программы для поощрения людей, имеющих собственное дело. Им оказывается не только финансовая, информационная и консультационная помощь, но и организуется обучение персонала. Например, Дания ввела в действие схему начинающих предпринимателей, предназначенную для безработных, пожелавших открыть собственное дело. Такие люди получают половину своего пособия, пока занимаются собственным делом, с максимальным сроком выплат до 3,5 лет». [14]
При этом, как отмечает М.Э. Филлипов «целью образования в странах ЕС является не только повышение уровня подготовленности и расширение границ знаний, но и развитие в человеке качеств предпринимателя. При этом можно выделить два уровня образования. Первый - так называемое начальное образование, дающее минимальный объем знаний и навыков, необходимых для предпринимательской деятельности. Второй уровень - углубленное образование, имеющее прикладной (с учетом специфики деятельности) характер». [14]
На основе проведенного исследования в настоящей статье с целью совершенствования развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан, в том числе и в мегаполисах, предлагаем следующие механизмы государственной поддержки названным субъектам:
1) предусмотреть в ПК РК положение о проведении анализа регуляторного воздействия МИО в отношении всех проектов нормативно-правовых актов по вопросам развития малого и среднего бизнеса;
2) субвенции;
3) разработка и внедрение программы государственного страхования рисков кредитования субъектов малого и среднего бизнеса для минимизации кредитных рисков;
4) отмена обеспечительных платежей для участия субъектов малого и среднего бизнеса в государственных закупках;
5) выдачи грантов начинающим предпринимателям;
6) освобождение индивидуальных предпринимателей, впервые прошедших государственную регистрацию, от уплаты налогов в течение нескольких лет с момента регистрации, как постоянная мера государственной поддержки всем индивидуальным предпринимателям, а не временная, т.е. на определенный период, например, на период с 01.01.2020 г. до 01.01.2023 г.
7) предоставление банковских займов в рамках программы активизации населения по созданию собственного дела на 20 лет. В течение 10 лет заемщики освобождены от погашения кредитов, а в первые 2 года по ним не взимаются и проценты. В течение этих 2 лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы;
8) предоставление субъектам малого и среднего бизнеса в участии субподрядных отношений;
9) государственная поддержка рисковых инвестиций, в том числе в форме софинансирования;
10) мезонинное финансирование;
11) продажи помещений, находящихся в коммунальной собственности и используемых субъектами малого и среднего бизнеса, на льготных условиях, например в рассрочку, без увеличения их стоимости;
12) понижение кадастровой стоимости земельных участков, используемых субъектами малого и среднего бизнеса;
13) предоставление пособия на несколько лет для безработных, пожелавших открыть и осуществлять малым или средним бизнесом, в период занятием указанным бизнесом.
Библиографический список
1.Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства (Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Нур-Султан, 14 декабря 2012 года) // «Казахстанская правда» от 15.12.2012 г., № 437-438 (27256-27257). URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050/info (дата обращения: 03.08.2021 г.).
2.Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2020 г. / URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g (дата обращения: 03.08.2021 г.).
3.Логунцова И.В. Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2009.№ 4. С. 69-77. С. 72.
4.Богоутдинов Б.Б. Механизмы поддержки частного предпринимательства в системе государственного капитализма // Journal of Economic Regulation. 2016. Т. 7. № 2. С. 49-60. С. 49.
5.Колычева Ж.Я., Ячник Н.С. Основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне // Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 3. С. 68-73. С. 69.
6.Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК // «Казахстанская правда» от 03.11.2015 г., № 210 (28086); Ведомости Парламента РК 2015 г., № 20-III, ст. 112. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375#z93 (дата обращения: 03.08.2021 г.).
7.Колычева Ж.Я., Ячник Н.С. Основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне // Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 3. С. 68-73. С. 69.
8.Шулаева О.В. Финансирование малого и среднего бизнеса в регионах России: основные барьеры и меры государственной поддержки // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 29. С. 102-108. С. 102-104.
9.Ионова А. Деньги дали ненадолго [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/press/articles/msb_2015
10.Колычева Ж.Я., Ячник Н.С. Основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне // Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 3. С. 68-73. С. 71.
11.New Approaches to SME and Entrepreneurship Financing: Broadening the Range of Instruments //OECD Publishing. - Paris, 2015. - Р. 148. P. 32.
12.Financing SMEs and Entrepreneurs 2015: An OECD Scoreboard [Электронный ресурс]. - OECD Publishing, Paris, 2015. - Режим доступа: http://dx. doi.org/10.1787/fin_sme_ent-2015-en. P. 59.
13.Financing SMEs and Entrepreneurs 2015: An OECD Scoreboard [Электронный ресурс]. - OECD Publishing, Paris, 2015. - Режим доступа: http://dx. doi.org/10.1787/fin_sme_ent-2015-en. P. 59.
14.Филиппов М.Э. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в странах Европейского Союза: проблемы и пути решения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2002. № 1 (18). С. 155-160. С. 157.
15.Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI ЗРК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» // «Казахстанская правда» от 26.12.2017 г., № 247 (28626); Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде от 28.12.2017; Ведомости Парламента РК 2017 г., № 22, ст. 108. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000121/info (дата обращения: 03.08.2021 г.).
ЗЕЙНУЛЛИН АЙВАР ТАЛГАТОВИЧ - магистрант Академии государственного управления при Президенте РК, Казахстан.