Маринчук А.С.
магистрант специальности «Финансы»
Казахский Агротехнический университет им. С. Сейфуллина ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Автор определил роль и значение субъектов МСБ в экономике Казахстана, провел анализ современного состояния системы его финансового обеспечения. Показана динамика их развития. Рассмотрены некоторые проблемы развития МСБ и пути их решения.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, финансовое обеспечение МСБ, проблемы финансирования и развития МСБ.
Key words: small and medium business, financial security of small and medium business, problem of financing and development of small and medium business.
В Республике Казахстан Законом «О частном предпринимательстве» бизнес определен как «инициативная деятельность субъектов частного предпринимательства, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих субъектов частного предпринимательства и осуществляемая от имени субъектов частного предпринимательства, за их риск и под их имущественную ответственность» [1,25].
Предпринимательство, относящееся к сегменту малого и среднего бизнеса, как правило, выступает движущей силой и опорой развития экономики любого государства. Тем не менее, МСБ является и самой уязвимой частью рыночных отношений в период его начального становления. Можно выделить следующие основные барьеры, с которыми сталкиваются предприниматели, впервые попадая на рынок (таблица 1).
Таблица 1 - Барьеры, препятствующие развитию МСБ
знания по ведению бизнеса кадры, бизнес-навыки, бизнеспланирование, стратегирование
информация о рынке маркетинг, рынки сбыта, партнеры, конкуренты
2
доступность капитала и технологий кредиты, инвестиции, лицензии и патенты
административные барьеры лицензирование,разрешения, администрирование, конкуренция
Инфраструктура поддержки институты развития, СЭЗ, инкубаторы, ассоциации, транспортно-логистические коммуникации, защита собственности
Примечание - Таблица составлена автором
Главой государства не раз ставился вопрос о необходимости дальнейшего развития предпринимательства малой и средней категории. В этой связи год назад в Стратегии развития Казахстана - 2050 Президентом было дано поручение по законодательному укреплению института частной собственности [2,48].
В запланированных мероприятиях по реализации Послания Главы государства, озвученного народу Казахстана в ноябре 2014 года «Нурлы жол - путь в будущее», предусмотрено выделение из Национального фонда РК 100 млрд. тенге на льготное кредитование субъектов МСБ в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности [3,54].
В современных условиях перехода страны к инновационной экономике предпринимательство является к тому же ключевым аспектом в общей стратегии государственной политики. Инновационная деятельность МСБ во всех экономически развитых странах стимулируется и активно поддерживается государством. Без создания соответствующих условий для инновационного развития предприниматель не способен самостоятельно запустить инновационные процессы.
В целом среди мер, предпринятых государством для поддержки малого и среднего бизнеса, следует отметить снижение налогового бремени. легализацию собственности и активов, упрощение административных процедур и разрешений, защиту от бюрократических препон, облегчение доступа к кредитным ресурсам и многое другое.
За последние 15 лет в Казахстане были созданы многие институты развития, через которые осуществляется выделение бюджетных средств государства на развитие МСБ посредством различных финансовых инструментов и методов (таблица 2).
3
Таблица 2 - Институты развития, оказывающие финансовую поддержку
Финансирование
АО «Даму» АО «НИФ» АО «Kazyna Capital» АО «КазЭкпортГарант »
Кредитование Венчурное финансирован ие Прямое инвестировани е Страхование коммерческих и политических рисков по внешнеэкономическ им сделкам отечественных экспортеров
Субсидирован ие Проектное финансирован ие Инвестирован ие через фонды
гарантировани е МСБ
Примечание - Таблица составлена автором
В настоящее время большинство действующих инструментов финансово-кредитной поддержки субъектов МСБ реализуются Фондом «Даму», который является основным оператором и интегратором мер поддержки предпринимательства Республики Казахстан.
Целью Фонда «Даму» является содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса Республики Казахстан путем обеспечения доступности финансирования всем субъектам МСП, обладающим потенциалом развития, содействие диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности в сфере малого и среднего бизнеса, повышения профессионализма субъектов МСП и вовлечение населения в
предпринимательство, улучшение финансовой и нефинансовой поддержки для сектора микрофинансовых организаций страны.
В 2010 году Постановлением Правительства РК была утверждена Программа «Дорожная карта бизнеса 2020».
Целью Программы является обеспечение устойчивого и
сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
4
Программа направлена на развитие динамичного предпринимательства, готового осваивать новые технологии, новые рынки, заниматься инновациями и брать на себя риски по освоению новых продуктов и новых рынков.
«Дорожная карта бизнеса-2020» имеет четыре направления:
- поддержка новых бизнес-инициатив;
- оздоровление предпринимательского сектора;
- снижение валютных рисков предпринимателей;
- усиление предпринимательского потенциала.
Г осударственная поддержка в рамках первого направления реализации Программы заключается в субсидировании ставки вознаграждения, частичном гарантировании по кредитам банков, развитии производственной (индустриальной) инфраструктуры.
В рамках оздоровления предприятий осуществляется следующая поддержка:
субсидирование предприятию-должнику процентной ставки по уже имеющимся кредитам банков (на момент одобрения) и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта;
рассмотрение вопроса предоставления должнику отсрочки по выплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) без начисления пени, которое будет предусмотрено в установленном порядке в Налоговом кодексе;
другие меры по оздоровлению предприятий в рамках Плана финансово-экономического оздоровления, в том числе по задолженности перед внутренними кредиторами по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже.
Анализ состояние развития МСБ в Казахстане за 5 лет показывает, что количество активных субъектов с 2010 года выросло на 246 единиц (рисунок 1).
5
12000
10000
8000
6000
4000
2000
0
10133
9020
2010 2011 2012 2013 2014
■ Am ивиыс субьсш ы МСП, i ыс. сд.
■ За пн 1 ыс с МСП, i ыс.чсл.
Выпуск продукции МСП с год, млн. icnrc
Рисунок 1 - Основные показатели развития МСБ в Казахстане Примечание - Рисунок составлен на основе данных Комитета по
статистике в РК
На сегодняшний день в стране зарегистрировано более 800 тысяч активных субъектов малого и среднего предпринимательства, в них работает 2,8 млн. казахстанцев. Объём продукции этого сектора вырос за четыре года в 1,6 раза и составляет более 10 миллиарда тенге. Доля этого сектора в ВВП страны составляет около 30%.
Возрастание роли МСБ в экономике имеет объективный характер. Приоритетное развитие сети мелких и средних предприятий необходимо для решения таких социально-экономических задач как преодоление дефицита потребительских и инвестиционных ресурсов, увеличение занятости населения и его доходов, решение экологических проблем. Без крупномасштабного развития малого бизнеса невозможно построение рыночных отношений и конкуренции, весьма затруднен процесс создания инновационного направления в экономике, венчурного предпринимательства. Создание широкой сети малых предприятий является необходимым условием формирования новой экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции, оперативному реагированию на изменение потребительского спроса, применению прогрессивных наукоемких технологий.
Всемирный банк проводит ежегодное исследование (Doing Business Report) в котором на основе 10 индикаторов оценивается простота ведения бизнеса в 183 странах. В число индикаторов входят: сложностью создания
6
предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе энергоснабжения, регистрация собственности, налогообложение и.т.д.
В 2013 году Казахстан занял 49 место в рейтинге Doing Business Report по сравнению с 56 местом в 2012 году, то есть буквально за один год наша страна поднялась сразу на 7 позиций. И эту тенденцию мы должны наращивать.
Сегодня в стране уделяется огромное значение поддержке новых инновационных идей, открытию мелких предприятий. Именно от государственной поддержки во многом зависит решение проблем занятости населения, наполнение внутреннего рынка отечественными товарами и формирование конкурентной среды. Для того чтобы и в Казахстане МСБ стал реальным «локомотивом» экономики, государству необходимо и дальше оказывать всестороннюю поддержку.
Вместе с тем, малый и средний бизнес имеет ряд экономических преимуществ перед крупным. К ним можно отнести относительно небольшой стартовый капитал в сфере торговли, услуг и сельском хозяйстве, меньшая стоимость рабочих мест по сравнению с крупным бизнесом, гибкость и маневренность малого бизнеса при малейших изменениях на рынке. Но без государственной поддержки инновационное развитие малого и среднего предпринимательства, направленное на повышение конкурентоспособности отечественной экономики, невозможно.
Основные проблемы для создания новых и развития существующих малых инновационных фирм связаны с финансированием и кадровыми проблемами, для решения которых необходимо реализовать комплекс мероприятий. Во-первых, национальным компаниям необходимо реализовать долгосрочные программы, предусматривающие технологическую
кооперацию с малым инновационным бизнесом. Во-вторых, предусмотреть налоговые стимулы для инвестирования в науку и инновационную сферу. В-третьих, разработать систему коммерциализации научных разработок, обеспечивающей включение научных центров, университетов и малых инновационных предприятий в международные механизмы оформления и капитализации научных результатов.
Литература
1 Закон Республики Казахстан от 31.01.2006 г. № 124-III «О частном предпринимательстве»
7
2 Послание Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года,
Астана, 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая
цель, единые интересы, единое будущее»
3 Указ Президента Республики Казахстан от 17 ноября 2014 года № 955 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нурлыжол - путь в будущее»
4 Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля
2010 года № 301 «Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»
5 Данные Комитета по статистике МНЭ РК [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.stat.gov.kz
6 Р. Ошакбаев. О развитии МСБ в Казахстане: http:// www.kapital.kz -2013 г.
7 Дина Гальберг. Банки Казахстана./Расти бизнес малый и средний.-
2011 г