UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
• 7universum.com
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Колмаков Пётр Александрович
д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, зав. кафедрой уголовного права и процесса Юридического института Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина,
РФ, г. Сыктывкар
Земсков Дмитрий Александрович
магистрант 1 курса Юридического института Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина,
РФ, г. Сыктывкар E-mail: 89041069478@ya. ru
ON DEVELOPMENT OF QUALIFYING REQUIREMENTS APPLICABLE
TO INTERNAL AFFAIRS STAFF
Petr Kolmakov
Doctor of Legal Sciences, Professor, Meritorious Jurist of Russian Federation,
Head of Criminal Justice and Process Chair, Legal Institute of Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin,
Russia, Syktyvkar
Колмаков П.А., Земсков Д.А. К вопросу о совершенствовании квалификационных требований, предъявляемых к сотрудникам органов внутренних дел //
Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 7(18) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2316
Dmitriy Zemskov
1-year Master’s Degree Student, Legal Institute of Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin,
Russia, Syktyvkar
АННОТАЦИЯ
В статье освещаются проблемы, возникающие при организации отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, связанные с предъявляемыми квалификационными требованиями.
ABSTRACT
The article highlights problems arising in the organization of the candidates’ selection for the service in law enforcement agencies of Russian Federation relating to the qualification requirements.
Ключевые слова: органы внутренних дел, квалификационные требования, служба, Российская Федерация.
Keywords: law enforcement agencies, qualification requirements, service, Russian Federation.
В январе 2012 года завершилась одна из масштабных реформ в истории российских правоохранительных органов, в ходе которой были внесены существенные изменения в ряд нормативных актов, регулирующих особенности службы в органах внутренних дел (далее — ОВД). Одним из результатов реформы стало преобразование милиции в полицию, которая должна была стать одним из эталонных правоохранительных органов [1, с. 88].
Несмотря на явные «внешнеатрибутивные» изменения, подход к качественному формированию кадрового состава ОВД не претерпел существенных изменений. Так, например, к кандидату на службу в ОВД предъявляются следующие общие требования, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] (далее — ФЗ № 342):
1. возраст от 18 до 35 лет для лиц, впервые поступающих на службу в ОВД;
2. соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к отдельным должностям в ОВД;
3. гражданство Российской Федерации;
4. знание и владение государственным языком;
5. наличие личностных и деловых качеств, физической подготовки и состояние здоровья, позволяющие осуществлять служебные обязанности;
6. отсутствие обстоятельств, исключающих возможность несения службы в ОВД, предусмотренных ч. 5 ст. 17 ФЗ № 342.
Особого внимания заслуживают квалификационные требования к кандидатам на службу в ОВД, предусмотренные ст. 9 ФЗ № 342, которые носят общий характер, отражают основные свойства личности кандидата на службу и классифицируются по уровню должностей, начиная от рядового и заканчивая высшим начальствующим составами. Условно их можно разделить на следующие виды:
• Профессиональные требования (интеллектуальный критерий).
• Требования, предъявляемые к личности кандидата, претендующего на замещение должности сотрудника ОВД (психологический критерий).
• Требования, предъявляемые к состоянию здоровья (физиологический и медицинский критерии).
В группу профессиональных требований законодатель, кроме того, включает требования к образованию, дифференцируя их по уровню должностей. Логика здесь достаточно проста: чем выше уровень должности, тем выше уровень образования. Так, например, п. 2 ст. 9 ФЗ № 342 предъявляет следующие требования к уровню образования:
• должности рядового и младшего начальствующего составов — среднее общее образование;
• должности среднего начальствующего состава — среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности;
• должности старшего и высшего начальствующего состава — высшее образование, соответствующее направлению деятельности.
Пункт 3 ст. 9 ФЗ № 342 в число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, определяет наличие высшего юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности. Однако и из этого правила есть исключения. Так, например, Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № 681 «Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющими высшего профессионального юридического образования» допускает замещение должностей, перечисленных в п. 3 ст. 9 ФЗ № 342, при наличии у кандидата опыта работы или юридического стажа [2].
Как можно заметить, законодатель не предполагает наличие юридического образования у кандидатов для службы в ОВД за исключением определённых случаев.
Требования к личности кандидата подразумевают наличие у него соответствующих качеств, необходимых для несения службы. Это могут быть как профессиональные навыки и умения, так и психологические свойства личности: интеллектуальная сохранность, стрессоустойчивость, уровень
сензитивности и другие. Данные требования вытекают из общих требований к кандидатам на замещение должностей в ОВД. Их наличие связано с целым рядом особенностей данного рода профессиональной деятельности: сопряжённость с риском для жизни, высокий уровень стресса, дефицит времени, отсутствие стабильной и планомерной нагрузки и ряд других [3].
Последняя группа квалификационных требований включает в себя требования к состоянию здоровья и физической подготовке кандидата. Эта категория, на наш взгляд, является одной из самых проблемных и неоднозначных. С одной стороны, такие требования являются научно и практически обоснованными, а с другой — носят общий характер и не дифференцированы в зависимости от должности и специфики деятельности кандидата.
Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования системы и содержания квалификационных требований к кандидатам на службу в ОВД.
Полагаем, что законодательное закрепление квалификационных требований к конкретным должностям в ОВД способствовало бы повышению качества профессионального отбора. В данной связи предлагается создание следующей системы квалификационных требований:
1. Общие требования:
• возраст кандидата: общие требования к возрасту от 18 до 45 лет;
• требования к уровню образования: считаем необходимым наличие юридического образования;
• общее состояние здоровья: подразумевается годность к службе в ОВД.
2. Специальные требования:
• дифференцированный возраст: дифференцируется исходя из развития основных психических функций организма и должности, на замещение которой претендует кандидат;
• дифференцированные требования к уровню профильного образования: полагаем, что для замещения всех должностей в ОВД необходимо юридическое образование; при этом уровень профильного образования должен дифференцироваться в зависимости от уровня замещаемой должности;
• профессиональные требования к личности кандидата: должны включать в себя требования к профессиональным навыкам кандидата, его личностным качествам и опыту службы;
• нормативные требования к состоянию здоровья и уровню физической подготовки: данные требования напрямую должны зависеть от рода
деятельности и основных функций, выполняемых в связи с замещением конкретной должности.
Представляется, такая система должна способствовать оперативному и обоснованному выявлению кандидатов, не соответствующих требованиям, уже на первоначальном этапе отбора. Совокупность специальных требований должна определять соответствующие компетенции применительно к конкретным должностям в зависимости от рода деятельности и преобладающего вида активности (физической или интеллектуальной).
Совокупность общих требований к кандидату позволит определить, годен он или нет к службе в ОВД. Группа специальных требований призвана установить, соответствует ли кандидат критериям для замещения конкретной должности.
Таким образом, изложенные предложения в части разработки и внедрения новой системы квалификационных требований не просто способствовали бы улучшению профессионального отбора, но и повысили качество кадрового состава в ОВД, позволили вывести его на принципиально новый уровень эффективности осуществляемой профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Бажукова Ж.А., Земсков Д.А. От милиции к полиции. Реформа ОВД: причины, этапы, первые итоги // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф: 1 т. — Краснодар: Краснодарский университета МВД России; Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2012. — С. 88—94.
2. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 июля
2012 г. № 681 «Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющими высшего профессионального юридического образования» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: // http://www.pravo.gov.ru (дата
обращения: 12.06.2015).
3. Семчук И.М. Психологические аспекты формирования профессиональных качеств сотрудников ОВД / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.ormvd.ru/pubs/102/15834/ (дата обращения: 08.06.2015).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 12.02.2015) // Российская газета. — 2015. — 16 февраля.