Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании государственного управления в сфере миграции'

К вопросу о совершенствовании государственного управления в сфере миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / РОССТАТ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / SECURITY / STATE / ROSSTAT / OFFICIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркина Элеонора Викторовна, Сосновская Юлия Николаевна

В статье затрагиваются вопросы обеспечения национальной безопасности государств, межнационального, социально-экономического, культурного и иного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маркина Элеонора Викторовна, Сосновская Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On improvement of state management in the field of migration

In the article raises issues of ensuring the national security of States, international, socio-economic, cultural and other measures.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании государственного управления в сфере миграции»

УДК 34 ББК 67

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

ЭЛЕОНОРА ВИКТОРОВНА МАРКИНА,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право,

административный процесс; ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА СОСНОВСКАЯ, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право,

административный процесс Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат экономических наук И.В. Потапенкова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы обеспечения национальной безопасности государств, межнационального, социально-экономического, культурного и иного характера.

Ключевые слова: безопасность, государство, Росстат, должностное лицо

Annotation. In the article raises issues of ensuring the national security of States, international, socio-economic, cultural and other measures.

Keywords: security, State, Rosstat, official

В современных условиях прогрессивного сотрудничества субъектов международного права, с одной стороны, и конфронтации их политических интересов — с другой, международные миграционные процессы наиболее остро затрагивают вопросы обеспечения национальной безопасности государств, порождая ряд проблем межнационального, социально-экономического, культурного и иного характера.

По данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, число международных мигрантов (в том числе нелегальных) за последние пятнадцать лет продолжает критично расти, достигнув в 2015 году отметки примерно в 244 млн. (для сравнения в 2000 г. данный показатель составил около 173 млн., в 2010 — около 222 млн.). В 2015 году 2/3 (67%) международных мигрантов сосредоточено лишь в

20 государствах мира. Первое место по количеству международных мигрантов занимает США, где проживает около 47 млн., что составляет 1/5 (19%) от всего международного миграционного потока; второе и третье места поделили Германия и Российская Федерация (по 12 млн.), далее следует Саудовская Аравия (10млн.). В 2014 году общее число беженцев оценивалось в 19,5 млн. Лидером по количеству принятых на своей территории беженцев, стала Турция (1,6 млн.), далее — Пакистан (1,5 млн.), Ливан (1,2 млн.) и Иран (1 млн.). Большую часть беженцев составили граждане Сирии (3,9 млн.), Афганистана (2,6 млн.) и Сомали (1,1 млн.)1.

По данным Росстата количество прибывших в Российскую Федерацию мигрантов в 2014 г. составило 578 511, что на 20% больше, чем в 2013 г. (482 241),

из них 89 % — из стран СНГ. Кроме того, в период с 2010 по 2014 гг. наблюдается резкое увеличение миграционного потока в РФ (+ 202%)2.

Таким образом, иностранный миграционный поток, захлестнувший Российскую Федерацию в последние годы, вывел наше государство на одно из лидирующих позиций по количеству прибывающих мигрантов (в том числе нелегальных). Безусловно, миграционные процессы, с одной стороны, вносят значительный вклад в социально-экономическое и демографическое развитие России, однако, с другой — сопровождаются таким негативным явлением, как незаконная миграция, представляющим угрозу государственной и общественной безопасности2.

Основные направления государственной миграционной политики в области противодействия незаконной миграции конкретизированы в положениях Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года4. В частности, обозначена необходимость создания и совершенствования системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий.

ФМС России выступала в качестве основного органа исполнительной власти, реализующего положения данной концепции. Однако его деятельность сопровождалась рядом проблем в том числе организационно-правового характера. Положением о Федеральной миграционной службе был закреплен принцип смешанного комплектования кадров органов ФМС России сотрудниками ОВД, федеральными государственными служащими и работниками, в связи с чем возникала сложность в определении правового статуса должностного лица ФМС, объема его полномочий при реализации мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции. В частности, должностные лица ФМС России законодательно не наделены властными полномочиями по применению мер принудительного характера, таких как проверка документов, удостоверяющих личность, применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, применение ряда мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и др. Более того, ФМС России не являлась субъектом осуществления оперативно-разыскной деятельности и, как следствие, не наделялась правом самостоятельного проведения отдельных мероприятий в ходе профессиональной деятельности, в связи с чем возникала постоянная необходимость привлечения сотрудников полиции. Соответственно, все эти факторы не позволяли эффективно реализовывать

возложенные на ФМС России задачи по поддержанию правопорядка в сфере миграции путем незамедлительного реагирования на нарушения законности.

Кроме того, достаточно остро обстоял вопрос комплектования высококвалифицированных кадров ФМС России, в частности, ввиду отсутствия взаимодействия между данным органом и образовательными учреждениями на стадии формирования государственного заказа и при реализации самого учебного процесса (начиная с утверждения учебной программы, заканчивая контролем ее качества)5.

Выделение ФМС России из МВД в качестве «гражданской» службы было обусловлено необходимостью создания органа, способного осуществлять обеспечительные функции в сфере миграции, не связанные с правоохранительной деятельностью, что должно было способствовать упорядочиванию миграционных процессов и снижению уровня коррупции. Однако, как показывает практика, за годы существования ФМС России стала наиболее коррумпированным сегментов в структуре органов исполнительной власти. К тому же, наряду с увеличением миграционного потока уровень преступности мигрантов по-прежнему очень высок. В период с 2010 по 2015 гг. количество преступлений, совершенных на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства, снизилось лишь на 1,6 %6.

В условиях чего обострилась необходимость жесткой борьбы с незаконной миграцией, обеспечение которой возможно лишь посредством ресурсов правоохранительных органов, которыми ФМС России не обладала.

Разрешение данных и ряда других вопросов в целях повышение эффективности деятельности ФМС требовало серьезного реформирования данной структуры.

Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 ФМС России упразднена, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере возложены на МВД России7. Штатная численность упраздняемой службы передана МВД России с учетом ее сокращения на 30%. Как следствие, в структуре МВД России создается новое главное управление в составе Центрального аппарата Министерства — Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ МВД России). Начальником Главного управления по вопросам миграции МВД РФ назначена полковник внутренней службы Ольга Кириллова8.

Принятие решение об упразднении ФМС России и передаче ее функций МВД России обусловлено, в первую очередь, необходимостью повышения уровня

эффективности реализации положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также необходимостью оптимизации расходов на обеспечение органов государственной власти.

Такого рода преобразование видится целесообразным.

В частности, разрешится проблема организационно-правового характера: правовой статус должностных лиц, в компетенцию которых входит обеспечение миграционного процесса в России, объем их полномочий законодательно будет урегулирован.

ГУМВ МВД России получит возможность пользоваться всеми оперативными и силовыми ресурсами Министерства, что поспособствует повышению эффективности противодействия незаконной миграции.

Подготовка квалифицированных кадров будет эффективно осуществляться на базе образовательных учреждений МВД России, обладающих на сегодня достаточным комплексом ресурсов, необходимых для подготовки специалистов в области правового обеспечения национальной безопасности.

Кроме того, наряду с повышением эффективности деятельности в сфере миграции такого рода преобразования способствуют оптимизации расходов государственного бюджета.

Стоит отметить, что показатели уровня международной миграции в России, а также уровня преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, до 2004 (до момента образования ФМС России) значительно ниже современных показателей. К примеру, уровень прибывших в Российскую Федерацию мигрантов в 2003 г. составлял 129144, что на 348% меньше показателя 2014 г. (578511), уровень преступности мигрантов в 2003 г. составлял 40570 — на 12% меньше, чем в 2014 г. (45538).

Однако при этом коэффициент преступности мигрантов в 2003 г. (3141) значительно выше данного показателя в 2014г. (787), что свидетельствует о наличии

определенного положительного опыта, сформированного ФМС России за годы функционирования в сфере упорядочивания миграционных процессов, соответственно, данный опыт в том числе необходимо положить в основу деятельности ГУВМ МВД России и на его базе продолжить совершенствование деятельности подразделения.

1 International Migration Report 2015. Department of Economic and Social Affairs.- New York, 2016.URL:http://www. un.org/en/development/desa/population/migration/publications/ migrationreport/docs/MigrationReport2015_Highlights.pdf

2 Международная миграция // Официальный сайт Федеральной службы государственной craracmK^URL^ttp:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/#

3 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru, 31.12.2015.

4 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте www.kremlin.ru по состоянию на 13.06.2012.

5 Тодорова Надежда Леонидовна Актуальные вопросы формирования кадрового состава Федеральной миграционной службы России // Концепт. 2014. №1. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/aktualnye-voprosy-formirovaniya-kadrovogo-sostava-federalnoy-migratsionnoy-sluzhby-rossii (дата обращения: 13.05.2016).

6 Число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2318017

7 Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.04.2016

8 Правовая справка // Официальный сайт МВД России. URL: https://mvd.ru/156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.