Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации'

К вопросу о совершенствовании административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / КОНЦЕПЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENCES / THE CONCEPT OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE MANUFACTURE ON AFFAIRS ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENCES / ROAD TRAFFIC SAFETY / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / ADMINISTRATIVE PENALTY / AND DELINQUENCY PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мукасеева Надежда Николаевна, Курлевский Иван Владимирович

Цель обеспечения безопасности дорожного движения имеет огромную значимость в условиях современности. Социальные и экономические потери от дорожно-транспортных происшествий придают данной проблеме общегосударственное значение. Отсутствие механизма воздействия на злостных нарушителей Правил дорожного движения приводит к большому числу повторных нарушений. Совершенствование действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения призвано создать такой механизм, который будет эффективно применяться в рамках современных общественных отношений и качественно воздействовать на нарушителей, а главное предупреждать нарушения. В свете разработки положений концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследуются имеющиеся на сегодняшний день пробелы административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Автором отмечается особая необходимость модернизации нормативных положений, регулирующих отношения в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации. Существующие положения об административной ответственности в области дорожного движения являются недостаточно эффективными и зачастую в правоприменительной практике возникают сложности связанные с их применением, что негативно сказывается на обеспечении прав и свобод граждан. Автор рассмотрел особенности правового регулирования ответственности за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. В статье рассмотрены основополагающие нормативные акты в указанной сфере и проанализированы недостатки проекта нового кодекса и предложены ряд изменений, направленных на совершенствование действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мукасеева Надежда Николаевна, Курлевский Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING ADMINISTRATIVE LEGISLATION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The task of ensuring road safety is of great importance in modern conditions. Social and economic losses from road accidents give this problem national significance. The lack of a mechanism to influence malicious traffic violators leads to a large number of repeated violations. Improving the current legislation in the field of road safety is designed to create a mechanism that will be effectively applied within the framework of modern public relations and qualitatively affect violators, and most importantly to prevent violations. In the light of the development of the concept provisions of the new Code of administrative offences of the Russian Federation, the current gaps in administrative legislation in the field of road safety are examined. The author notes the special need to modernize the regulations governing relations in the field of road safety in the Russian Federation. The existing provisions on administrative liability in the field of road traffic are not effective enough and often there are difficulties in law enforcement practice related to their application, which negatively affects the rights and freedoms of citizens. The author analyzes the features of legal regulation of liability for administrative offenses in the field of road safety. The article considers the fundamental normative acts in this area and analyzes the shortcomings of the draft new code and proposes a number of changes aimed at improving the current legislation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

К вопросу о совершенствовании административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации

Мукасеева Надежда Николаевна,

кандидат экономических наук, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) E-mail: mukaseeva1209@mail.ru

Курлевский Иван Владимирович,

кандидат политических наук, доцент, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) E-mail: kyrlevskii@mail.ru

Цель обеспечения безопасности дорожного движения имеет огромную значимость в условиях современности. Социальные и экономические потери от дорожно-транспортных происшествий придают данной проблеме общегосударственное значение. Отсутствие механизма воздействия на злостных нарушителей Правил дорожного движения приводит к большому числу повторных нарушений. Совершенствование действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения призвано создать такой механизм, который будет эффективно применяться в рамках современных общественных отношений и качественно воздействовать на нарушителей, а главное - предупреждать нарушения. В свете разработки положений концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследуются имеющиеся на сегодняшний день пробелы административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Автором отмечается особая необходимость модернизации нормативных положений, регулирующих отношения в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации.

Существующие положения об административной ответственности в области дорожного движения являются недостаточно эффективными и зачастую в правоприменительной практике возникают сложности связанные с их применением, что негативно сказывается на обеспечении прав и свобод граждан. Автор рассмотрел особенности правового регулирования ответственности за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. В статье рассмотрены основополагающие нормативные акты в указанной сфере и проанализированы недостатки проекта нового кодекса и предложены ряд изменений, направленных на совершенствование действующего законодательства.

Ключевые слова: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, концепция, административное правонарушение, производство по делам об административных правонарушениях, безопасность дорожного движения, административное наказание, административный штраф, профилактика правонарушений.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП Рф)[1] выступает регулятором общественных отношений в сфере административной ответственности и административных правонарушений. В целях обеспечения безопасности дорожного движения Российской Федерацией проводится целенаправленная государственная политика [2, с. 170]. Вопрос эффективности применения действующих норм об административных правонарушениях в нашей стране является актуальной проблемой довольно долгое время.

Нормы в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации требуют модернизации для выполнения возложенных на них задач в основном по предупреждению совершения нарушений в данной области. Перед законодателем стоит задача построения такой системы норм, регулирующих данную сферу жизнедеятельности, которая будет отвечать современной юридической техники и социальным реалиям времени.

Однако правоприменительная практика постоянно выявляет проблемы и пробелы правового регулирования данной области регулирования КоАП РФ. Поэтому ориентация на опыт применения и толкования судами норм КоАП РФ является основополагающим подходом к реформированию института административной ответственности. Только такой подход обеспечит стабильность применения норм.

Потери, которые несет государство и граждане от дорожно-транспортных происшествий колоссальны. Если обратиться к статистике, то за 2018 год девять из десяти (88,1%) ДТП произошло в результате водителями нарушения Правил дорожного движения. За 2019 год показатель возрос до 89,2%.[3]

В свете дискуссии о введении в действие нового КоАП РФ вопрос о мерах ответственности за нарушение ПДД становится особенно актуальным. Эффективность действующего КоАП РФ, с учетом количества вносимых в него изменений, сделавший данный акт бессистемным, очень мала.

Концепция нового Кодекса предполагает сокращение числа административных правонаруше- р ний, их разделение по категориям, исходя их ха- Д рактера и общественной опасности деяния. Е

Также предполагает значительное повышение К штрафов, а также взимание штрафов с нарушите- ё лей без возбуждения исполнительного производ- у ства путем списание с банковских счетов должника. А

Более того впервые вводится норма, согласно которой административное наказание назначается наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Но каких именно видов нарушений будет касаться данное положение не определено.

Введен новый вид штрафа за отсутствие техосмотра, увеличены суммы штрафов за тонировку, превышение скорости, неисполнение обязанности по страхованию.

Глава 21 нового кодекса предусматривает административные правонарушения в области дорожного движения штрафы. Рассмотрим подробнее статьи проекта нового КоАП РФ (табл. 1).

Таблица 1. Размеры штрафов за превышение скорости

Превышение (км/ч) Сумма штрафа по действующему законодательству, руб. Сумма штрафа согласно проекту нового КоАП РФ, руб.

1 0-20 - -

2 20-40 500 3000 (ч. 1 ст 21.9 нового проекта КоАП)

3 40-60 1000-1500 4000 (ч. 2 ст 21.9 нового проекта КоАП)

4 60-80 2000-2500 или лишение на 4-6 месяцев 5 000 или лишение прав на 4-6 месяцев (ч. 3 ст 21.9 нового проекта КоАП)

5 Более 80 5 000 или лишение на полгода 5 000 или лишение прав на 4-6 месяцев (часть 3)

6 Повторное превышение на 40-60 2000-2500 10 000 или лишение на 1 год (часть 4)

7 Повторное превышение более, чем на 60 Штраф 5 000 на камеру или лишение на 1 год 10 000 или лишение на 1 год (часть 4)

Впервые в КоАП РФ вводится «накопительная» система для злостных нарушителей правил дорожного движения.

Отметим, что, аварийность на дорогах однозначно не находится в прямой зависимости от увеличения размера штрафов. Необходима разработка методов и технологий снижения аварийности. К примеру, в каждом регионе необходимо устранить дефекты дорожного покрытия, установить ограничивающие пешеходные ограждения для предотвращения выхода - пешеходов на проезжую часть.

„ Оппоненты нового Кодекса уверены, что ново-2 введения приведут к увеличению числа взяток, по-== скольку борьба с преступностью и правонаруше-еЗ ниями должна идти по различным направлениям ]| одновременно.

Также новый кодекс не решает ряд фактически имеющихся проблем, к примеру, на практике имеется проблема, связанная с возможностью ознакомления с материалами дела лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Многие авторы в целях обеспечения исполнения наказаний за злостные и систематические нарушения правил дорожного движения предлагают различные меры борьбы с нарушителями. Предлагается усиление административной ответственности за наиболее тяжкие правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Однако, стоит повторно отметить, что увеличение суммы штрафов за нарушения не является единственной мерой усиления ответственности. Для совершенствования системы административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения необходимо дальнейшее правовое развитие системы фотофиксации, видеофиксации и применнеие высоких технологий, в том числе мобильных онлайн-сервисов для фиксации нарушений.

Большое влияние на совершенствование системы окажет внедрение системы поощрений за соблюдение ПДД.

В перспективе целенаправленная комплексная работа по данным направлениям будет служить эффективным средством предупреждения правонарушений в области дорожного движения[5]. Данные меры ведут к сокращению числа сократить число случаев дорожно-транспортного травматизма и послужит дополнительной мотивацией участников дорожного движения к более ответственному и безопасному управлению транспортными средствами.

Проект нового КоАП РФ определил сумму штрафа в размере 5000 рублей за опасное вождение, которая оценивается учеными теоретиками как действенная мера по борьбе с опасным вождением на дорогах. Но, насколько эти меры будут эффективными покажет только практика.

С 2016 года существовала норма об опасном вождении, включающая в себя перечень маневров, которые и определяют степень опасности (перестроение с созданием помехи, перестроение при интенсивном движении, несоблюдение дистанции и др.) и условия, при которых такие манёвры подпадали бы под термин «опасное вождение», это неоднократность и реальная угроза ДТП. Однако штрафа за такое нарушение нет действующем законодательстве.

Введение штрафа за опасное вождение этой действенная мера, которая способна оказать существенное воздействие на повышение уровня безопасности на дорогах, однако, понятие «опасное вождение» не содержит в достаточных, однозначных и понятных для восприятия понятий, характеризующих опасное вождение. Вопрос о том, как именно сотрудники будут определять наличие параметров движения, позволяющих говорить об опасности вождения. На правоприменительной

практике это вызовет ряд вопросов, которые положения кодекса не решают.

В новом кодексе указаны такие новые категории, как отсрочка наказания, рассрочка выплаты штрафа, замена одного вида административного наказания другим. Это облегчит ситуацию для лиц, привлеченных к административной ответственности.

Таким образом, обеспечение дорожной безопасности является одной из приоритетных задач органов государственной власти. Применение определенного административного наказания служит целям предупреждения совершения новых правонарушений. Реализуемые в настоящее время в указанной сфере изменения должны быть направлены, прежде всего, на снижение аварийности и количества травмированных и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Поэтому вопрос эффективности положений нового КоАП РФ в части регулирования ответственности за нарушения Правил дорожного движения остается спорным.

Литература

1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 06.02.2019) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Зейналов Ф.Н. Некоторые проблемы правоприменения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2018. № 1. С. 169-175.

3. Аналитические обзоры состояния безопасности дорожного движения. - URL: https://нцбдд. мвд.рф/ресурсы/обзоры-аварийности

4. Семенов Е.Ю., Кобзина П.В. Совершенствование процесса принятия управленческих решений в ГИБДД по вопросам обращения граждан о нарушениях правил дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. - 2019. -№ 1 (2). - С. 397-400.

5. Королева Е.Г. Совершенствование мер административной ответственности за нарушения правил дорожного движения // Вестник гОУ

ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2020. - № 1 -С.115-117.

ON THE ISSUE OF IMPROVING ADMINISTRATIVE LEGISLATION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Mukaseeva N.N., Kurlevsky I.V.

Middle Volga Institute (branch) of VSUU (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

The task of ensuring road safety is of great importance in modern conditions. Social and economic losses from road accidents give this problem national significance. The lack of a mechanism to influence malicious traffic violators leads to a large number of repeated violations. Improving the current legislation in the field of road safety is designed to create a mechanism that will be effectively applied within the framework of modern public relations and qualitatively affect violators, and most importantly - to prevent violations. In the light of the development of the concept provisions of the new Code of administrative offences of the Russian Federation, the current gaps in administrative legislation in the field of road safety are examined. The author notes the special need to modernize the regulations governing relations in the field of road safety in the Russian Federation.

The existing provisions on administrative liability in the field of road traffic are not effective enough and often there are difficulties in law enforcement practice related to their application, which negatively affects the rights and freedoms of citizens.

The author analyzes the features of legal regulation of liability for administrative offenses in the field of road safety. The article considers the fundamental normative acts in this area and analyzes the shortcomings of the draft new code and proposes a number of changes aimed at improving the current legislation.

Keywords: Code of the Russian Federation about administrative offences, the concept of an administrative offense manufacture on Affairs about administrative offences, road traffic safety, administrative punishment, administrative penalty, and delinquency prevention.

References

1. The Code of administrative offences of the Russian Federation: Federal law No. 195-FZ of December 30, 2001 (ed. from 06.02.2019) / / SPS "ConsultantPlus".

2. Zeynalov F. N. Some problems of law enforcement in the field of road safety // Management of activities to ensure road safety: state, problems, ways to improve. 2018. no. 1. Pp. 169-175.

3. Analytical reviews of road safety. - URL: https://нцбдц.мвд.рф/ ресурсы/обзоры-аварийности

4. Semenov E. Yu., Kobzina P.V. Improving the process of making managerial decisions in the traffic police on the issues of citizens ' appeals about violations of traffic rules // Management of road safety activities: state, problems, ways to improve. -

2019. - № 1 (2). - Pp. 397-400.

5. Koroleva E.G. Improvement of administrative liability measures for traffic violations // Bulletin of THE GOU DPO "IPK of continuing education for educators THAT." Tula educational space,

2020, no. 1, Pp. 115-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.