Научная статья на тему 'К вопросу о социальной сущности потребительской кооперации'

К вопросу о социальной сущности потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
486
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / SOCIAL COMPONENT / CONSUMER COOPERATIVE SOCIETY / CONSUMER MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Владимирова С. В.

В статье рассматриваются проблемы социальной миссии потребительской кооперации, исследуется востребованность социальной составляющей потребительской кооперации на разных этапах исторического развития. Автором определены формы проявления преимуществ потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT SOCIAL ESSENCE OF CONSUMER COOPERATIVE SOCIETY

Problems of social mission of consumer cooperative society are viewed in the article, also demand of consumer cooperative society's component on various stages of historical development is examined. Display forms of advantages of consumer cooperative society are defined by author.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социальной сущности потребительской кооперации»

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

С. В. ВЛАДИМИРОВА

В статье рассматриваются проблемы социальной миссии потребительской кооперации, исследуется востребованность социальной составляющей потребительской кооперации на разных этапах исторического развития. Автором определены формы проявления преимуществ потребительской кооперации.

Ключевые слова: социальная составляющая, потребительская кооперация, потребительский рынок.

Потребительская кооперация имеет ряд существенных преимуществ перед другими формами хозяйствования. Они вытекают из самобытной природы кооперации, ее идеологии, менталитета, культуры, ценностей и принципов. Кооперативные преимущества обусловлены соединением частной (личной) инициативы с общественным характером труда. Кооперация выступает как форма самореализации населения, воплощая в жизнь глубоко заложенный в человеке инстинкт общественности, социальности.

Социальная миссия потребительской кооперации изначально предопределена самой ее сущностью, ее экономической природой.

В переводе с английского языка термин «миссия» означает дословно «ответственное задание, роль». Исходя из этого, «миссию» организации можно определить как понятие, отражающее предназначение, философию деятельности. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии, предназначения и смысла существования организации [1, с. 221].

Российские и зарубежные ученые, исследовавшие теоретические аспекты кооперации, научно обосновали двойственный характер ее природы, который заключается в единстве экономического и социального, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

М. И. Туган-Барановский сравнивал эти два начала в природе кооперации с «душой» и «телом» любого кооператива.

Тело кооператива - это его хозяйственная деятельность и вытекающие отсюда интересы и принципы: расширение объемов деятельности, достижение наилучших финансовых результатов,

предприимчивость, риск, конкурентная борьба, завоевание рынка.

Душа кооператива заключается в его социальной миссии, в реализации кооперативных принципов и ценностей, в кооперативной идеологии. Именно душой продиктованы такие принципы действий кооператоров как единение, солидарность, бескорыстие, неравнодушие к бедам людей, готовность оказывать помощь нуждающимся, забота о нравственности и духовности [4, с. 134].

Соотношение между экономическим и социальным началом в деятельности кооператива является главным показателем того, насколько он соответствует своему историческому предназначению. Если кооперативная организация слабо выполняет социальные функции, то она теряет уникальность и самобытность, превращается в обычную предпринимательскую, рыночную

структуру. В тоже время экономически слабая, финансово неустойчивая организация вряд ли добьется успеха в реализации социальных задач. Следовательно, сочетание экономических и социальных принципов в деятельности кооперативных организаций должно быть оптимальным.

Социальная составляющая потребительской кооперации не всегда была одинаково востребована на разных этапах исторического развития.

Это не случайно. Если обратиться к истории, то можно заметить закономерность: возрастание роли потребительской кооперации всегда происходит в трудные для населения страны времена. Так, само появление и развитие потребительских кооперативов привело к уменьшению разрыва в уровнях жизни рабочих и предпринимателей, на каких бы основах не строилась потребительская кооперация в первые годы советской власти, именно она

обеспечила физическое выживание большинства населения России того времени; именно потребительская кооперация повысила уровень снабжения населения СССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.

Реформирование отношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе.

В настоящее время во многих регионах практически прекратила свое существование социальная инфраструктура села, т. е. совокупность организаций, обеспечивающих условия жизнедеятельности. Потребительская кооперация приняла на себя исполнение социальной функции государства в сельской местности.

Широкое распространение бедности, высокое социальное неравенство и поляризация в доходах и уровне жизни жителей разных регионов и типов поселений создают угрозу социальной безопасности России.

Особенно низкий уровень жизни у неработающих пенсионеров, инвалидов и семей с несовершеннолетними детьми. Помимо того, что такой уровень бедности недопустим для социально ориентированной страны, провозгласившей в Конституции социальное государство и имеющей достаточный экономический потенциал, это порождает нездоровый морально-психологический климат, неравные стартовые возможности молодежи, стрессы у населения.

Социологи рассматривают бедность как «характеристику экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Бедность относительна, зависит от общего стандарта, уровня жизни в данном обществе, от распределения общественного богатства, статусной системы и системы социальных ожиданий».

Современная ситуация, сложившаяся в России в области доходов населения - беспрецедентна. Доказательством этому служат хроническая задолженность по зарплате, критически низкое соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума, глубокая дифференциация доходов населения, размывание среднего слоя и пополнение «армии нищих».

Сохраняется значительное расслоение населения по уровню доходов. По данным за I полугодие 2008 г. у 20 % наиболее богатого населения концентрировалось 47,2 % денежных доходов. Причем, за последние годы происходило дальнейшее перераспределение доходов в пользу наи-

более богатой части населения. Одна из главных задач в области повышения социальной безопасности заключается в том, чтобы устранить дисбаланс между теми людьми, которые живут очень хорошо и получают огромные доходы, и теми гражданами, которые живут пока очень бедно.

На одном полюсе благополучия находятся Москва, Санкт-Петербург, ряд других крупных городов, а также регионы, специализирующиеся на добыче экспортируемого сырья и его первичной переработке, на другом - большинство субъектов Российской Федерации с ранее развитой обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством.

Так, в мае 2008 г. денежные доходы на душу населения составили: в Москве - 34,8 тыс. руб.; в Московской области - 19,0 тыс. руб.

В то же время в Орловской области - 7,2 тыс. руб., Ивановской области - 8,4 тыс. руб., в Республике Мордовия - 7,2 тыс. руб. Марий Эл -7,7 тыс. руб., Республике Чувашия - 7,7 тыс. руб.

Продолжается деградация сельской местности, как среды обитания, характерной для большинства регионов страны, обуславливаемая, прежде всего, низкими доходами населения. Достаточно сказать, что хотя 2007 г. был достаточно удачным для сельского хозяйства России, средняя заработная плата в сельском хозяйстве составила в I полугодии 2008 г. всего около 7100 руб. Если из этого исключить достаточно благополучные сельские хозяйства Кубани, Татарстана, Московской области, то картина бедности сельского населения будет еще более драматичной [3].

В такой безрадостной ситуации потребительская кооперация первая из всех существующих структур объявила борьбу с бедностью своей стратегической задачей. Создание новых рабочих мест, снижение безработицы; стремление сделать жизнь людей более удобной и комфортной; обеспечение дополнительных источников дохода сельским жителям. Все это и есть предметное воплощение борьбы с бедностью, которая стала стержнем социальной политики и социальной миссии потребительской кооперации.

Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села.

В настоящее время зона деятельности потребительской кооперации Российской Федерации составляет около 16 млн км2, на которой расположено 1605 районов, 22535 сельских администраций, 101077 населенных пунктов, в том числе 77626 сел с числом жителей до 300 человек; 1468 райцен-

тров, из них сельских - 649. Численность населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, составляет 31,5 млн человек, в том числе сельского - 25,2 млн человек, или 80,0 % [5].

Основной зоной деятельности потребительской кооперации является сельская местность. Это важная специфическая особенность функционирования кооперации.

Органы местного самоуправления имеют реальную возможность увеличения налоговых поступлений от организаций потребительской кооперации с гарантией прозрачности учета и отсутствия сокрытия налогооблагаемой базы, используют опыт укрепления демократических принципов в принятии управленческих решений, приобретают союзника в реализации программ социальной защиты населения.

Государство признает кооперацию в решении крупных социальных программ, таких как сокращение безработицы и обеспечение занятости, усиление общественного контроля над рациональным использованием природных ресурсов, ограничение теневой экономики и др.

Как и государство, потребительская кооперация озабочена более эффективной деятельностью в социальной сфере. Всесторонним исполнением своей социальной миссии.

Социальная работа на селе - понятие многогранное. Основные ее направления:

- обеспечение занятости населения путем создания новых рабочих мест, развития народных промыслов, привлечения людей к сезонным работам;

- оказание помощи инвалидам, людям престарелого возраста, многодетным семьям;

- развитие социальной инфраструктуры села;

- культурно-массовая работа на селе;

- борьба с бездуховностью через приобщение людей, особенно молодежи, к духовным принципам православия;

- активизация деятельности кооперативных участков;

- повышение информированности пайщиков и сельских жителей, в том числе через газету «Российская кооперация»;

- работа с молодежью по привлечению ее в ряды кооператоров.

Занятость населения, наличие работы - это главное, от чего зависит материальное положение людей и их духовное состояние. Для обеспечения занятости у потребительской кооперации имеются большие возможности путем создания новых рабочих мест на основе диверсификации своей деятельности [4, с. 136].

В деятельности потребительской кооперации наблюдается как сохранение традиционных форм реализации социальной миссии, так и дополнение к ним новых, более прогрессивных (табл. 1).

Таблица 1

Формы реализации социальной миссии

До 1995 г. После 1995 г.

1 . Закупка сельхозпродукции у населения 1 . Закупка сельхозпродукции у населения.

2. Доставка товаров в отдаленные населенные пункты 2. Доставка товаров в отдаленные населенные пункты.

3. Реализация хлеба ниже себестоимости 3. Реализация хлеба ниже себестоимости.

4. Содержание планово-убыточных магазинов 4. Содержание планово-убыточных магазинов.

5. Кооперативные выплаты.

6. Отпуск товаров в долг.

7. Услуги по доставке товаров.

8. Выделение транспорта.

9. Предоставление помещений и инвентаря для проведения юбилейных и ритуальных мероприятий.

10. Оказание материальной помощи неработающим пайщикам

11. Информирование пайщиков, и населения через кооперативные газеты и журналы.

12. Организация досуга пайщиков и ветеранов потребительской кооперации: чайные столы, открытие в магазинах библиотек.

13. Услуги по сепарированию молока, первичной переработке зерна.

14. Открытие магазинов на дому.

15. Открытие аптечных киосков, вет. уголков, пунктов проката.

16. Оказание благотворительной помощи.

17. Прием заказов на изготовление кондитерских изделий.

18. Продажа товаров в отдаленных населенных пунктах по единым ценам.

19. Оплата обучения пайщиков и их детей.

20. Продажа товаров в магазинах по ценам ниже, чем у конкурентов

21. Создание зон отдыха, открытие детских и спортивных площадок

Необходимость расширения видов деятельности потребительской кооперации подчеркивается во всех программных документах нашей системы, а именно, «Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года», рекомендациях Российских научно-практических конференций, постановлениях Совета и Правления Центросоюза РФ, материалах общих Собраний представителей потребительской кооперации.

Цель Концепции - выработать основные направления развития организаций потребительской кооперации РФ для обеспечения стабильного поступательного развития потребительской кооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социальноэкономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.

Цели и деятельность потребительской кооперации полностью согласуются с курсом социальной политики государства и направлены на борьбу с безработицей, бедностью, бездуховностью, на создание благоприятной сферы жизнедеятельности населения. Они составляют суть социальной деятельности потребительской кооперации.

Борьба с бедностью является комплексной целью, включающей как внутренние, так и внешние ориентиры деятельности. Внутренние ориентиры - это, прежде всего, философия кооператив-

В Концепции сформулирована миссия потребительской кооперации России в современных условиях - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счет удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения [2].

Реализация данной Концепции позволит потребительской кооперации в достаточно короткие сроки повысить эффективность социально-экономической деятельности и занять место, соответствующее ее потенциалу в экономике России и мировом кооперативном сообществе.

Общество в целом выигрывает от преимуществ кооперации в стабилизации и гармонизации социальных отношений, устойчивости экономического развития, формирование высоких общественных целей и идеалов (табл. 2).

Таблица 2

ных организаций, в которой выражены базовые принципы и ценности, а также внутренняя концепция, учитывающая потенциальные возможности, резервы роста и фактор выживания.

В качестве внешних ориентиров выступают: социальная политика государства; социальная ответственность перед партнерами, обществом в целом, обслуживаемым населением; востребованность услуг кооперативных организаций.

Эти ориентиры, во-первых, являются базисом, точкой опоры для дальнейшего определения

Формы проявления преимуществ потребительской кооперации

Категории Формы проявления преимуществ

Для пайщиков - экономические выгоды; - участие в хозяйственной деятельности; - участие в управлении; - повышение качества жизни.

Для государства, в том числе для регионов - стабилизация общественных отношений; - налоговые поступления; - социальная защита населения; - занятость; - развитие инфраструктуры села; - формирование товарных ресурсов.

Для работников - формирование доходов; - стабильная занятость; - возможность самореализации; - приобретение опыта работы и управления.

Для хозяйственных партнеров - надежность и стабильность в хозяйственных операциях; - возможность закупок и сбыта продукции; - инвестиционные возможности; - формирование и развитие спроса; - возможности межотраслевой интеграции.

задач; во-вторых, создают уверенность, что организация преследует непротиворечивые и ясные цели; в-третьих, помогают сосредоточить усилия работников на выбранном направлении и объединяют их действия; в-четвертых, создают понимание и поддержку внешних участников, заинтересованных в ее успехе.

Литература

1. Гутман Г. В. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ: монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

2. Концепция развития потребительской кооперации на период до 2015 г.: М., 2008.

3. Материалы пленарного заседания Общественной палаты Российской Федерации по вопросу «Социальная безопасность - основа социальной политики», 2008.

4. Нравственные основы и социальные задачи потребительской кооперации. М.: Наука и кооперативное образование, МУПК, 2003.

5. Потребительская кооперация / под общ. ред. М. В. Сероштан. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

* * *

TO THE QUESTION ABOUT SOCIAL ESSENCE OF CONSUMER COOPERATIVE SOCIETY

S. V. Vladimirova

Problems of social mission of consumer cooperative society are viewed in the article, also demand of consumer cooperative society's component on various stages of historical development is examined. Display forms of advantages of consumer cooperative society are defined by author.

Key words: social component, consumer cooperative society, consumer market.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.