Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ МОНОГОРОДОВ СКФО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ МОНОГОРОДОВ СКФО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / Северо-Кавказский федеральный округ / территории с особым экономическим статусом / моногорода / градообразующие предприятия / economy / North Caucasian Federal District / territories with the special economic status / monotowns / the city-forming enterprises

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулманапов Салихбек Габибулаевич, Меджидов Заур Уруджалиевич

В настоящем исследовании рассмотрены и систематизированы проблемы моногородов, в частности Северо-Кавказского федерального округа, функционирование которых полностью зависит от градообразующих предприятий одной отрасли. Представлены некоторые статистические данные по выбранным моногородам, современное их состояние на фоне пандемии коронавирусной инфекции. Представлены решения улучшения деятельности моногородов, пути нивелирования сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF THE SKFD MONOTORES IN CURRENT CONDITIONS

This research examines and systematizes the problems of single-industry towns, in particular the North Caucasian Federal District, the functioning of which is completely dependent on the city-forming enterprises of one industry. Some statistical data on the selected monotowns, their current state against the background of the coronavirus pandemic are presented. The solutions for improving the performance of single-industry towns, ways of leveling from the current situation are presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ МОНОГОРОДОВ СКФО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 332.146 ББК 65.2

DOI 10.24412/2412-2025-2021-1-3-9

Абдулманапов Салихбек Габибулаевич - доктор экономических наук, профессор, директор НИИ Управления, экономики, политики, социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Меджидов Заур Уруджалиевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и информационной безопасности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Abdulmanapov Salikhbek Gabibulaevich - Doctor of Economics, Professor, Director of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

Medzhidov Zaur Urudzhalievich - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Information Technologies and Information Security, Dagestan State University of National Economy

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ МОНОГОРОДОВ СКФО В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

TO THE QUESTION ABOUT THE SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF THE SKFD MONOTORES IN CURRENT CONDITIONS

В настоящем исследовании рассмотрены и систематизированы проблемы моногородов, в частности Северо-Кавказского федерального округа, функционирование которых полностью зависит от градообразующих предприятий одной отрасли. Представлены некоторые статистические данные по выбранным моногородам, современное их состояние на фоне пандемии коронавирусной инфекции. Представлены решения улучшения деятельности моногородов, пути нивелирования сложившейся ситуации.

Ключевые слова: экономика, Северо-Кавказский федеральный округ, территории с особым экономическим статусом, моногорода, градообразующие предприятия.

This research examines and systematizes the problems of single-industry towns, in particular the North Caucasian Federal District, the functioning of which is completely dependent on the city-forming enterprises of one industry. Some statistical data on the selected monotowns, their current state against the background of the coronavirus pandemic are presented. The solutions for improving the performance of single-industry towns, ways of leveling from the current situation are presented.

Keywords: economy, North Caucasian Federal District, territories with the special economic status, monotowns, the city-forming enterprises.

В современных условиях проблемы социально-экономического развития монопрофильных городов (моногородов) имеют весьма актуальную значимость. Так, глобальный экономический кризис, возникший в 20082009 годах, привел к застою работы многих градообразующих комплек-

сов, что отразилось на социально-экономическом положении населения. В этой связи стала очевидной необходимость диверсификации моногородов, разработка системы мер, направленных на их поддержку и развитие.

В настоящее время монопрофильные города расположены в 61 из 85 регионов России. Всего в перечень моногородов включены 332 поселка городского типа и 467 городов с общей численностью около 25 млн чел. Основная часть моногородов расположена на территориях Поволжского федерального округа (79 городов) и Сибирского федерального округа (66 городов).

Большинство монопрофильных городов нашей страны сосредоточены при крупных организациях лесной и деревообрабатывающей промышленности (20 % от их общего числа), машиностроения (17 %), пищевой промышленности (14 %), топливной промышленности (11 %) [1].

Рассмотрим современное состояние моногородов на примере одного из федеральных округов, который остро нуждается в поддержке и особом внимании со стороны федерального центра - Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) - с его депрессивным характером экономики регионов. На территории СКФО к моногородам относятся г. Каспийск и г. Дагестанские Огни (оба - республика Дагестан), пгт. Медногорский (Караче-во-Черкесская республика), г. Невинномысск (Ставропольский край). Ниже представлены некоторые характеризующие их социально-экономические показатели (см. табл. 1).

Таблица 1

Некоторые социально-экономические показатели моногородов СКФО [3]

Числен- Числен- Уро- Среднесписочная

Моногород (градооб- ность по- ность тру- вень численность ра-

разующее предприя- стоянного доспособ- безра- ботников градооб-

тие) населения, ного насе- боти- разующей органи-

чел. ления, чел. цы, % зации, чел.

г. Каспийск

(ОАО Завод «Дагди- 119 238 72 862 0,33 1 956

зель»)

г. Дагестанские Огни (ООО Дагестан- 29 555 15 921 6,04 588

СтеклоТара)

пгт. Медногорский (ЗАО Урупский горно-обогатительный 5 331 3 212 0,44 800

комбинат)

г. Невинномысск

(ОАО «Невинномыс- 117 676 64 739 0,80 3 345

ский Азот»)

Согласно данным из таблицы 1 мы видим, что наибольший уровень безработицы у моногорода Дагестанские Огни, при этом наибольшая зависимость трудоспособного населения моногорода от деятельности градообразующего предприятия у пгт. Медногорский (24,91 %), что объясняется относительно небольшим населением муниципального образования.

Анализ структуры основных параметров бюджетов моногородов СКФО показывает, что за последние годы доходы их зачастую сформированы за счет межбюджетных трансфертов. Например, в 2019 г. этот показатель составил в среднем 84,3 %, что свидетельствует о чрезмерной зави-

симости моногородов от бюджетов разных уровней. Помимо прочего, следует отметить и ряд других проблем:

- социального характера: пониженный уровень образования населения и недостаточная профессиональная подготовка, недостаточное финансирование основных социальных статей, низкий темп создания новых рабочих мест, высокий отток квалифицированного рабочего персонала;

- экономического характера: существенное внешнее влияние на социально-экономическое развитие моногородов и неспособность местных предприятий своими силами компенсировать риски внешней среды, устаревшие технологии, высокий износ основных фондов градообразующих предприятий.

Вышеизложенные проблемы усугубляются выявлением и распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), что осложняет социально-экономическое положение многих регионов Российской Федерации и моногородов (в том числе на Северном Кавказе).

В условиях пандемии коронавируса некоторым градообразующим предприятиям в моногородах СКФО пришлось перепрофилироваться на выпуск продукции, необходимой для борьбы с коронавирусом - средств индивидуальной защиты, дезинфицирующие жидкости, комплектующий материал, предназначенный для подключения оборудования в медицинских учреждениях, перепрофилированных для лечения больных с СОУГО-19. Это способствовало противостоянию пандемии, обеспечению загруженности градообразующих предприятий, не позволило допустить массовых сокращений сотрудников.

К примеру, завод «Дагдизель» (моногород Каспийск), выпускающий продукцию оборонного назначения, в том числе торпеды для военно-морского флота РФ, смог в короткие сроки освоить производство кислородных вентилей, необходимых при подводе кислорода к медицинскому оборудованию. Так же завод «Дагдизель» занимается изготовлением кислородных баллонов для аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Другая компания - «Биомедтех» - осуществляет выпуск медицинских бахил и защитных масок. В планах компании обеспечить объём производства продукции до 2 млн бахил и 1,5 млн масок в месяц [4].

В Дагестанских Огнях также началось производство средств индивидуальной защиты, но в меньших масштабах. Продолжает осуществлять деятельность градообразующее предприятие моногорода ООО «Дагестан-СтеклоТара», занимающееся выпуском стеклотары для пищевых и консервных организаций, по настоящее время предприятие работает в штатном режиме, обеспечивая занятость более 700 сотрудников. Тем не менее, часть выпускаемой продукции передаётся на склад и есть вероятность, что при наступлении второй волны пандемии склады предприятия переполнятся, может приостановиться производство, высвобождение работников.

Градообразующее предприятие моногорода Медногорский - ЗАО «Урупский ГОК» - так же не планирует пока сокращать сотрудников, на котором трудятся около 840 работников. Предприятие работает в повседневном режиме, за время периода ограничений простоев не испытало, осуществляет поддержку в приобретении средств индивидуальной защиты для местного медицинского учреждения [5].

Предприятия «Арнест» и «Азот» (моногород Невинномысск) занялись производством и реализацией масок, халатов, дезинфицирующих

средств. Еще одна компания — ООО «Велес» - резидент территории опережающего развития (далее - ТОР) «Невинномысск», наладила серийное производство защитных масок и халатов, нивелируя потребность города в средствах индивидуальной защиты.

Пандемия коронавируса внесла коррективы и в планы резидентов территорий опережающего развития. Так, на территории ТОР «Дагестанские Огни» в реестре Минэкономразвития РФ зарегистрированы 5 резидентов, один из которых - ООО «Югресурс», с проектом по производству бетона, несмотря на то, что успел запуститься, некоторый период работал в ограниченном режиме, что отразилось на снижении количества заказов. У других резидентов проекты на этапе строительства, сроки реализации их частично перенесены.

Немного лучше ситуация у резидентов ТОР «Каспийск». По сведениям Минэкономразвития Республики Дагестан, до конца текущего года планируется к завершению первый этап проекта ООО «Каспийский завод стекловолокна» по обеспечению переноса мощностей по производству стекловолокна из г. Махачкала на инвестиционную площадку «Уйташ» в г. Каспийск. Это позволит создать порядка 1,5 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест. Недавно открылся завод по производству полиэтилена (инициатор проекта - ООО «Дагполимер»), на территории которого планируется создать около 300 рабочих мест. По-прежнему реализуется проект по техническому перевооружению АО «Завод им. Гаджиева», занимающийся выпуском, в том числе, продукции для судостроения и насосного оборудования для различных отраслей.

Помимо прочего, Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан направлено в Фонд развития моногородов 18 предварительных заявок от инициаторов инвестпроектов для получения займов по созданию новых рабочих мест и поддержки занятости населения: 6 от г. Дагестанские Огни и 12 от г. Каспийск.

Стоит отметить, что пандемия коронавируса в наибольшей степени ухудшила позиции предприятий малого бизнеса, на которых задействована существенная часть населения в моногородах СКФО. Из-за коронавируса пришлось приостановить свою деятельность порядка 25 тысячам субъектов МСП [2], хотя каждый четвертый к середине июня начал восстанавливать экономическую деятельность и этот показатель растет по мере снятия ограничительных мер.

Одно из направлений решения проблем моногородов авторами видится в совершенствовании законодательной базы, регулирующей деятельность таких населенных пунктов. В частности, в разработке механизма оценки реализации государственной программы по развитию моногородов в регионах. Госпрограмма «Комплексное развитие моногородов», автором которой выступило Минэкономразвития РФ и рассчитанная на период 2016-2025 гг., не смогла оправдать свои ожидания и не позволила выполнить ключевую цель программы - нивелировать зависимость монопрофильных муниципальных образований от работы градообразующих предприятий. В этой связи госпрограмму было решено досрочно прекратить.

По данным Счетной палаты РФ, деятельность Фонда развития моногородов оценивается как не эффективная. В частности, аудиторы считают, что Фонд при реализации государственной программы «Комплекс-

ное развитие моногородов» зачастую оказывал финансовую поддержку монопрофильным муниципальным образованиям с относительно дифференцированной экономикой, в то время как депрессивные моногорода оставались «в стороне». За два года работы госпрограммы на субсидии потрачено 18 миллиардов рублей, но количество трудоспособного населения здесь сократилось на 350 тысяч человек [6].

По нашему мнению, следует особое внимание уделить оценке результативности управления экономикой монопрофильного муниципального образования, эффективности использования бюджетных средств, имеющихся ресурсов, оценке результатов управления населением. Отметим, что в настоящее время такой блок показателей оценки качества управления недостаточно разработан.

Так как результативность - системообразующая категория, то необходимо выделить результативность социально-экономического развития моногорода и результативность управления экономикой моногорода. В авторском механизме показателем, определяющим результативность социального развития монопрофильного муниципального образования, рассматривается «уровень регистрируемой безработицы в монопрофильном муниципальном образовании», а показателем, отражающим экономическое развитие моногорода - доля градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг. Для оценки социально-экономического состояния моногорода следует рассмотреть показатель «среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства от совокупности численности экономически активного населения» (см. рисунок 1). Здесь так же предлагаем учитывать количество индивидуальных предпринимателей [2].

Рациональным выглядит предложение Президента РФ распространить меры поддержки системообразующим организациям на градообразующие предприятия монопрофильных муниципальных образований. В случае принятия положительного решения правительством РФ отечественные предприятиями смогут воспользоваться всеми мерами поддержки, изначально ориентированными на поддержку системообразующих предприятий. Это может дать толчок для градообразующих предприятий, поспособствует восстановлению и наращиванию экономики моногородов после пандемии.

Актуальным является вопрос о совершенствовании законодательной базы по предоставлению налоговых льгот по страховым взносам для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (в том числе на территориях монопрофильных муниципальных образований). В соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-Ф3, для резидентов ТОР действует особый режим уплаты страховых взносов, процентная ставка которых составляет 7,6 % на первые три года. В России есть ТОРы, которые получили этот статус как раз три года назад, в этом случае предприниматели этой льготы лишаются, а новые резиденты туда идти не хотят. Все это вкупе отражается на развитии ТОРов и их резидентов, моногородов и градообразующих предприятий, в результате инвестиционная привлекательность таких территорий падает. В нашей стране первыми статус ТОР получили моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением и сейчас

там льготный период по страховым взносам уже закончился. В этой связи авторам видится возможность продления срока действия льгот по страховым взносам для резидентов ТОР на больший срок. Так же одной из мер поддержки моногородов могло бы быть приравнивание условий функционирования ТОР в моногородах к режиму работы ТОР Дальнего Востока.

Рисунок 1. Механизм оценки результатов реализации государственных программ в моногородах

В заключении следует отметить, что количество моногородов требует корректировки, некоторые из них уже стали экономически устойчивыми. Многие градообразующие предприятия (в том числе и на Северном Кавказе) нуждаются в финансовом оздоровлении и совершенствовании реализации государственных программ, в отношении некоторых организаций есть необходимость провести процедуры банкротства, сменить собственника в целях повышения ответственности за бизнес. На других предприятиях, находящихся на стадии необратимых процессов, не стоит проводить реабилитационные процедуры, имеет смысл ликвидировать их.

Несмотря на то, что в нашей стране моногородам оказывается широкий спектр мер поддержки различными федеральными ведомствами и институтами развития (Минэкономразвития, Минпромторг, Минсельхоз, Моногорода.рф, Фонд развития промышленности, Фонд развития моногородов, АО «Корпорация МСП», «ВЭБ.РФ»), считаем, что необходимо усилить работу по ряду других направлений. В частности, необходимо обеспечить адаптацию экономики монопрофильных муниципальных образований к процессам глобализации и усиления конкуренции, обеспечить условия для экономического роста на основе внедрения инновационных технологий. Поддержка цифрового рынка труда даст возможность людям с профессиями, не покидая своего (экономически) депрессивного региона, включиться в рынок труда. Это новый метод борьбы с безработицей, который должен сработать в условиях форсированного развития цифрового сектора и распространения пандемии коронавируса.

Список литературы:

1. Аналитический доклад Экспертного института «Монопрофильные города и градообразующие предприятия»: сайт. URL: http:// www.unioninvest.ru/city_mong.html.

2. Фонд развития моногородов: сайт. URL: http://моногорода.рф.

3. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/.

4. Satybaldina E.V. Specific character of life of modern Urals monotown // Middle east journal of scientific research. - 2013. - Т.17. - № 7. - С. 982-985.

5. Rogachev, A.F. Two-level economic and mathematical model of monotown development on the basis of cognitive maps // Contributions to Economics. -2017. - № 9. - С. 339-345.

6. Отчет Счетной палаты РФ о деятельности Фонда развития моногородов: сайт. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/control/36711/ .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.