Научная статья на тему 'К вопросу о составе шаманской коллекции Национального музея Республики Тыва'

К вопросу о составе шаманской коллекции Национального музея Республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о составе шаманской коллекции Национального музея Республики Тыва»

практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения С.И. Вайнштейна, г. Кызыл, 5-8 сентября 2006 г. - Кызыл, 2006. - С. 238-243.

12. Дыртык-оол М.О. К вопросу о научном изучении коллекции подушек в Национальном музее Республике Тыва // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения С.И. Вайнштейна, г. Кызыл, 5-8 сентября 2006 г. -Кызыл, 2006. - С. 249-252.

13. Дыртык-оол М.О. Курительные принадлежности как историко-этнографический источник // Тезисы Конгресса национальных систем образования «Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии». Кызыл, 14-18 июля 2004 г. - Кызыл: Центр развития национальной школы Мин-ва общего и профессионального образования Республики Тыва, 2004. - С. 7679.

14. Spellbound by the shaman. Shamanism in the Tuva / Etnographic Museum City of Antwerp. 1997. 168 p.

15. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства: конец XIX -нач. XX в. / АН СССР Сиб. отд-ние, ин-т ист., филологии. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. - 164 с.

16. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. - М.: Изд-во Трансперсон. ин-та, 1999. - 235 с.; Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. Дополненное переиздание. - М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2009. - 328 с.

17. Тойбухаа А.М. О двух шаманских коллекциях в фондах Национального музея Республики Тыва // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения С.И. Вайнштейна, г. Кызыл, 5-8 сентября 2006 г. - Кызыл, 2006. - С. 234-238.

18. Сумба Р.П. Шаманские тексты на тибетском языке в фондах Национального музея им. Алдан Маадыр Республики Тува // Библиотеки в жизни общества, развитии науки и образования (Материалы международной научно-практической конференции 22-23 сентября 2004 г.) / Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Тыва. - Кызыл, 2004. - С. 55-58.

19. Сазыкин А.Г. Собрание монгольских рукописей и ксилографов из фондов Тувинского республиканского краеведческого музея им. 60 Богатырей // Тюркские и монгольские письменные памятники. - М., 1992. - С.45.

20. Ооржак А.А. Коллекция буддийских изображений в Национальном музее Республики Тыва // Культура Тувы: прошлое и настоящее. Сборник материалов научно-практических конференций (г. Кызыл, 3 марта, 31 марта 2004 г.) Вып. 1. / Кызылское училище искусств им. А.Б. Чыргал-оола. - Кемерово, 2006. - С. 39-42.

21. Опей-оол У.П. Об одной буддийской танке из фондов Национального музея Республики Тыва // Музей в XXI веке: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Кызыл, 21 -24 сентября 2005 г. Часть 2. - Кызыл, 2005. - С. 128-136.

22. Опей-оол У.П. Коллекция буддийских танок в фондах Национального музея Республики Тыва // Суриковские чтения - 2005 / Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова. - Красноярск, 2006. - С. 56-60.

23. Опей-оол У.П. Буддийские традиции Тувы и буддийский фонд Национального музея РТ // Мартьяновские краеведческие чтения (2005-2006 гг.): Сборник докладов и сообщений. Вып. IV. / Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова. - Минусинск, 2007. - С. 171-173.

Допай Анай-Хаак Михайловна,

старший научный сотрудник отдела фондов Национального музея Республики Тыва.

К вопросу о составе шаманской коллекции Национального музея Республики Тыва

Многие ученые-тувиноведы наряду с известным шамановедом Тувы, главным исследователем этого феноменального явления духовной культуры тувинцев, одного из основных собирателей шаманского фольклора и музейных предметов по этой тематике М.Б. Кенин-Лопсана, утверждают о том, что шаманизм является исконным верованием тувинского народа, так же как и у остальных народов Саяно-Алтайского нагорья.

Шаманизм - один из интереснейших аспектов традиционной культуры тувинцев, который нашел яркое отражение в многочисленных обрядах и обычаях, мировоззрении и этике народа, уникальной системе культовых атрибутов. Недаром, известный российский ученый С.И. Вайнштейн писал: «Тува - это страна шаманистов и потому уникальная коллекция самых разных и самых древних атрибутов тувинского шаманизма в полной мере сохранилась именно в фондах Национального музея РТ, которые были показаны в странах Европы - Австрии, Швейцарии, Германии, Бельгии, Италии, а также в Америке».

Шаман является посредником между миром людей и миром духов, защищающим интересы людей. Основная форма культовой деятельности шамана - камлание. В прошлом, да и сегодня, к помощи шаманов тувинцы прибегали по самым разнообразным поводам, но чаще всего в случае болезни. В своих ритуалах, действиях, поступках шаман, несомненно, использовал опыт народной медицины, а также народные знания и поверья.

В фонды Национального музея Республики Тыва первые шаманские атрибуты поступили в 1951 г. в результате первой научной экспедиции Тувинского музея в Тоджу. Экспедиция была инициирована, организована и проведена молодым музейным сотрудником С.И. Вайнштейном, который в 1950-м году по собственному желанию приехал работать в далекую и загадочную Туву после успешного завершения учебы в МГУ. Первыми предметами шаманской коллекции были: бубен (КП № 1139), жезл (КП № 1140), одежда шамана (КП № 1141), оберег «Меличей» в виде зооморфного существа, сшитого из ткани (КП № 1483).

Сегодня шаманская коллекция Национального музея РТ насчитывает более 200 предметов. Кроме одежды (халаты, головные уборы, обувь) и основных культовых атрибутов тувинских шаманов (бубны, колотушки, жезлы) в коллекции Национального музея РТ большой интерес представляют так называемые ээрены - духи-помощники и покровители шаманов, а также семейные обереги (более 50 -ти ед.).

Ээрены - это вместилища добрых духов, которые защищали и содействовали шаману во время его камлания (путешествия в мир духов), ээрены в виде семейных оберегов защищали простых людей от злых духов. Считалось, что ээрены различались как характером своих функций, так и силой. Некоторых из ээренов могли иметь только шаманы, остальных - как шаманы, так и простые люди [2, с. 241].

С.И. Вайнштейн подразделял ээрены по их внешнему виду на антропоморфные (вместилища духов умерших предков, в том числе, духов-предков шамана) и зооморфные (духи некоторых диких и домашних животных, птиц и рыб) [2, с. 241]. Но кроме этих двух основных групп ээренов существовали и другие ээрены, которые можно выделить в 3-ю группу. К ним мы бы отнесли: Ыдык-ок (священная стрела), Кузунгу (бронзовое зеркало), Оскус ээрен (Сирота), Ай-хуннуг ала челбииш

(Полосатый веер с солнцем и луной), Ай-демдээ ээрен (Знак полнолуния) и некоторые другие.

Одним из самых интересных из группы антропоморфных ээренов (всего 17 ед.) в музейной коллекции являются два хам ээрена, являющихся вместилищем духа предка шамана. Антропоморфные, схематически выполненные, фигурки сшиты из ткани. Обе фигурки в правой руке держат бубен, в левой - колотушку. У одной фигурки бусинками схематично показаны глаза и рот. У второй лицо не показано, но зато в голову вставлено маленькое птичье перо, символизирующее головной убор шамана, который всегда обрамляется сверху птичьими перьями.

К антропоморфным ээренам относится один из самых популярных семейных оберегов - эмегелчин ээрен (эвегелчин - по М.Б. Кенин-Лопсану [3]). Обычно такой семейный охранитель представлял собой прямоугольный кусок ткани, на который в ряд нашивались маленькие, схематически выполненные куколки, «одетые» в национальные халаты. К каждой из них снизу прикреплялись несколько лент чалама. Эмегелчин ээрены - главные защитники душ детей, поэтому они имелись практически в каждой тувинской семье.

Среди антропоморфных ээренов можно выделить несколько схематически вырезанных фигурок (из дерева и металлических пластин), которые ложились на оваа (культовое возвышение, сложенное обычно из камней или веток деревьев на перевалах или у источников) с целью испрашивания у духов местности благосклонности к членам семьи или конкретному человеку.

Следующие ээрены можно отнести к зооморфным, т.к. сделаны они либо по подобию реальных животных, птиц, рыб, либо изготовлены с использованием их шкурок или других частей тела (лапки, когти и др.).

Адыг ээрен (дух Медведь) - один из самых могущественных духов-помощников шаманов. По аналогии с живым медведем его наделяли тонким слухом и огромной силой. Этот ээрен обычно висел в юрте, охраняя ее от злых духов. Он изготавливался из какой-либо части тела убитого медведя. В музее имеется 3 разных вида Адыг ээрена, изготовленные из лапы, когтя и носа медведя.

Чылан-ээрен (змея или змей) - сильный личный ээрен шамана. Обычно изготавливался из куска войлока, свернутого в трубочку и обшитого сверху тканью. Голова чылан-ээрена имела раскрытую пасть с красным языком, глаза обозначались бусинками. Для усиления чылан-ээрена связывали в пучок несколько таких змей.

Кроме них в музейной коллекции есть другие зооморфные ээрены: Меличей (схематически выполненная зооморфная фигурка с 4-мя ногами), Ховуган (вышитое на ткани изображением мотылька), Кускун (деревянная фигурка ворона, окрашенная в черный цвет), Морзук (с использованием лапы барсука с когтями), Моос (сшитая из ткани и набитая войлоком фигурка рыбы) и некоторые другие.

Самую многочисленную группу ээренов в музейной коллекции составляют священные стрелы ыдык ок (23 ед.), которые использовались шаманами для поражения злых духов во время камлания. Также они использовались в качестве семейных охранителей для души ребенка. После обряда стрижки волос, проводившийся по достижении ребенком 3-х лет, его обрезанные волосы заворачивались в белую овечью шерсть в виде шарика. Этот шарик оборачивался кадаком (длинный отрез узкой шелковой ткани в виде шарфа, широко используемый в буддийской практике), с помощью которого он привязывался к священной стреле. Таким образом, стрела защищала душу ребенка от злых духов.

Одним из самых могущественных шаманских ээренов небесного происхождения считался кузунгу ээрен (10 ед.), представляющий из себя древнее бронзовое зеркало,

которое чаще всего находили на местах древних захоронений. Шаманы верили, что этот ээрен посылался на землю с небес. Такой атрибут мог иметь только сильный шаман, с его помощью он общался с духами неба во время камлания. С кузунгу можно было камлать и без бубна, а также с помощью него можно было гадать и лечить.

Необходимо отметить, что некоторые из ээренов в музейной коллекции - это новоделы, изготовленные в 1990-2000-х годах неошаманами, которые появились в Туве в постсоветское время, когда началось активное возрождение традиционной культуры тувинского народа. Также надо отметить, что каждый ээрен индивидуален, при его изготовлении не было строгих шаблонов и правил, в каждый из них, можно сказать, вложена частичка души мастера, кто бы он ни был - шаман или простой человек.

При написании данной статьи автор опирался на научные труды известного ученого-шамановеда, этнографа, доктора исторических наук М.Б. Кенин-Лопсана и научные паспорта, составленные ветераном музея Л.М. Салчак.

Таким образом, можно сделать вывод, что культ ээренов, являющийся важной составной частью шаманского мировоззрения, достаточно полно представлен в шаманской коллекции Национального музея РТ, которая требует дальнейшего глубокого изучения и философского осмысления.

Литература:

1. Вайнштейн С.И. Тувинское шаманство. - М., 1964.

2. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. - М., 1991.

3. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманизма. -Новосибирск, 1987.

4. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. - М., 2009.

Донгак Валерия Чаш-ооловна,

хранитель отдела фондов Национального музея Республики Тыва.

Естественнонаучные коллекции Национального музея Республики Тыва: состав и современное состояние

Коллекции естественнонаучного характера Национального музея РТ начали формироваться со времени его основания в 1929 г. Самыми первыми экспонатами отдела природы музея стали случайные палеоантологические находки: рога, черепа и их фрагменты, зубы крупных вымерших доисторических животных, обнаруженные на территории Тоджи. Они были в выставлены в первой экспозиции музея, которая открылась для посетителей в августе 1930 г.

Во второй половине 1929 г. с целью установления связи с советскими музеями и научными учреждениями, а также пополнения фонда нового Тувинского музея музейными предметами, В.П. Ермолаев был командирован в Москву и Ленинград почти на полгода. Он проделал огромную организаторскую работу: посещал музеи, беседовал с учеными, рассказывал о Туве, об организуемом музее. Ему удалось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.