Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ ОТДЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ'

К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ ОТДЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУЖДЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАКАЗАНИЯ / САНКЦИИ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алехина Мария Александровна, Сафронов Вячеслав Владимирович

Представлена попытка рассмотреть правовую природу административных правонарушений, совершаемых в налоговой сфере. Авторами проанализированы составы отдельных административных правонарушений в налоговой сфере; сущность и содержание нарушения налогового законодательства; налоговые санкции и административная ответственность. Были исследованы меры по предотвращению административных правонарушений, совершаемых в налоговой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алехина Мария Александровна, Сафронов Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE COMPOSITION OF INDIVIDUAL ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE TAX SPHERE

An attempt is made to consider the legal nature of administrative offenses committed in the tax sphere. The authors analyzed the composition of individual administrative offenses in the tax sphere; the essence and content of violations of tax legislation; tax sanctions and administrative responsibility. Measures to prevent administrative offenses committed in the tax sphere were investigated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ ОТДЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_142

К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ ОТДЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ TO THE QUESTION OF THE COMPOSITION OF INDIVIDUAL ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE TAX SPHERE

АЛЕХИНА Мария Александровна,

студент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. 660000, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, проспект имени газеты Красноярский Рабочий, 31. E-mail: alehinamaria283@mail.ru;

САФРОНОВ Вячеслав Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правоведения, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. 660000, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, проспект имени газеты Красноярский Рабочий, 31. E-mail: alehinamaria283@mail.ru;

ALYOKHINA Maria Alexandrovna,

student, Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev. 31, Prospekt imeni gazeta Krasnoyarsk Worker, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660000, Russia. E-mail: alehinamaria283@mail.ru;

SAFRONOV Vyacheslav Vladimirovich,

Candidate of law, associate professor, head of the department of jurisprudence Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev. 31, Prospekt imeni gazeta Krasnoyarsk Worker, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660000, Russia. E-mail: alehinamaria283@mail.ru

Краткая аннотация: представлена попытка рассмотреть правовую природу административных правонарушений, совершаемых в налоговой сфере. Авторами проанализированы составы отдельных административных правонарушений в налоговой сфере; сущность и содержание нарушения налогового законодательства; налоговые санкции и административная ответственность. Были исследованы меры по предотвращению административных правонарушений, совершаемых в налоговой сфере.

Abstract: an attempt is made to consider the legal nature of administrative offenses committed in the tax sphere. The authors analyzed the composition of individual administrative offenses in the tax sphere; the essence and content of violations of tax legislation; tax sanctions and administrative responsibility. Measures to prevent administrative offenses committed in the tax sphere were investigated.

Ключевые слова: принуждение, ответственность, правонарушения, законодательство, наказания, санкции, налогоплательщик.

Keywords: coercion, responsibility, offense, legislation, penalties, sanctions, taxpayer.

Для цитирования: Алехина М.А., Сафронов В.В. К вопросу о составе отдельных административных правонарушений в налоговой сфере //Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 142-145. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_142.

For citation: Alyokhina M.A., Safronov V.V. To the question of the composition of individual administrative offenses in the tax sphere // Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 142-145. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_142.

Статья поступила в редакцию: 27.04.2022

Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов установлена ст. 15.3-15.9 и 15.11 КоАП РФ. Все эти статьи помещены в гл. 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг», которая раскрывает административно-правовую характеристику рассматриваемых правонарушений.

Субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 15.3-15.9 и ст. 15.11 КоАП РФ, может выступать должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения, связанного с неисполнением либо ненадлежащим исполнением этим лицом своих служебных обязанностей. Поскольку объективные и субъективные признаки составов этих правонарушений носят ярко выраженный бланкетный характер, нам необходимо обратиться к соответствующим положениям законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ, административно наказуемым деянием признается нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, влекущее наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 500 до 1000 тыс. руб. Если нарушение срока сопровождалось ведением деятель-

ности, размер штрафа увеличивается до 2000-3000 тыс. руб.

В соответствии со ст. 83 НК РФ, для целей проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. При этом постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей является обязательной и осуществляется независимо от наличия у них обстоятельств, с которыми связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Особо следует обратить внимание на положение п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ, предусматривающего ответственность за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженном с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе пли органе государственного внебюджетного фонда. Хотя это положение практически аналогично правилу ст. 117 НК РФ, законодатель в КоАП РФ не использует термин «уклонение», что на практике может предполагать наличие у налогоплательщика только умысла на совершение такого рода деяния, исключая при этом неосторожную форму вины.

Нормы п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ предполагают одновременное применение следующих положений: нарушение лицом срока постановки на учет; ведение таким лицом деятельности. В этой трактовке нормы данного пункта в отличие от норм ст. 117 НК РФ будут успешнее применяться на практике. Однако необходимо отметить, что существенным недостатком норм выше обозначенных статей остается неразрешенный вопрос, связанный с определением понятия «ведение деятельности». В соответствии со ст. 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным кодексом. Однако ни один кодекс не содержит понятие «ведение деятельности». Можно лишь предположить, что при применении данных статей будет использовано понятие «предпринимательская деятельность», заимствованное в гражданском законодательстве. С этим доводом тоже можно поспорить, поскольку ст. 117 НКРФ и ст. 15.3 КоАП РФ к налогоплательщикам относят не только индивидуальных предпринимателей, но и организации. В связи с этим обстоятельством для успешного применения п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ предлагается заменить дефиницию «ведение деятельности» на «ведение предпринимательской и иной экономической деятельности».

Субъективная сторона ст. 15.3 КоАП РФ может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Ст. 15.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ [1], налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели — помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, должны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации по месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов) в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели и сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Необходимо также отметить, что кроме налогоплательщиков, эту обязанность, только в пятидневный срок, должны исполнить банки (п. 1 ст. 8 НКРФ).

По определению, данному в ст. 11 НК РФ, в качестве счетов рассматриваются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Это означает, что за неуведомление налогового органа об открытии или закрытии, например, депозитного счета, руководитель организации, налогоплательщика не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 15.4 КоАП РФ [2].

При этом обязанность распространяется на текущие валютные, транзитные валютные и специальные транзитные валютные счета.

Субъектами данного правонарушения могут выступать как руководитель и иной работник организации-налогоплательщика, так и руководитель, и иной работник банка (иной кредитной организации), в чьи функции входит представление в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета налогоплательщиком. Правонарушение может быть

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 6(210)

совершено как умышленно, так и по неосторожности.

При сопоставлении норм НК РФ и КоАП РФ (ст. 118, п. 2 ст. 132 НК РФ ист. 15.4 КоАП РФ) целесообразно остановиться на рассмотрении ряда вопросов.

Согласно ст. 15.4 КоАП РФ, ответственности подлежат должностные лица. Однако в данной статье не указывается, о каких должностных лицах идет речь - работниках налогоплательщика или банка, можно лишь предположить, ссылаясь на нормы НК РФ, что к ним относятся и те, и другие, хотя сам НК РФ разграничивает ответственность за данное правонарушение, предусматривая отдельно ответственность налогоплательщика (ст. 118 НК РФ) и ответственность банков (п. 2 ст. 132 НК РФ). При этом существенным различием здесь является сумма взыскиваемого штрафа: для налогоплательщиков — 5000 руб. (ст. 118 НК РФ); для банков — 20000 руб. (п. 2 ст. 132 НК РФ). В соответствии же с КоАП РФ, эта сумма является одинаковой для всех должностных лиц, нарушивших данную норму.

В то же время существенным недостатком, выявленным в практике применения нормы п. 2 ст. 132 НК РФ, явилось само основание изменения к банку ответственности. Согласно информационному письму от 17 марта 2003 г. Президиума ВАС РФ № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ» [3], следует разграничивать понятия «неисполнение» и «несвоевременное исполнение».

В самом НК РФ, в частности в ст. 116, 119, 126, 129.1, 133, 135, специально упоминается, что предусмотренная ими ответственность наступает при нарушении срока исполнения соответствующей обязанности. С этой точки зрения следует обратить внимание и на норму ст. 118 НК РФ, поскольку она в известном смысле перекликается с нормой п. 2 ст. 132 НК РФ.

Согласно ст. 118 НК РФ, подлежит взысканию штраф за нарушение налогоплательщиком установленного кодексом срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке [4, с. 183].

Однако обязанность, предусмотренная п. 1 ст. 86 НК РФ, согласно которому банк должен сообщить указанные сведения в пятидневный срок со дня открытия (закрытия) счета, к норме п. 2 ст. 132 НК РФ не применяется.

В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения. Поэтому, учитывая, что в п. 2 ст. 132 НК РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае «несообщения» соответствующих сведений налоговому органу, в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что норма п. 2 ст. 132 НК РФ на практике не может быть реализована [5]. С учетом положений ст. 118 и п. 2 ст. 132 НК РФ, предлагаем изложить ст.15.4 КоАП РФ в следующей редакции.

«Статья 15.4 КоАП РФ. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

1. Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке или иной кредитной организации —

влечет наложение административного штрафа на налогоплательщиков в размере от 5000 до 10 000 руб.; на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб.

2. Нарушение установленного срока представления в налоговый орган сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной, практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет —

влечет наложение административного штрафа на банки в размере от 15 000 до 20 000 руб.; на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.».

В соответствии с пп. 4 п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)», налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Судебная практика признает декларациями и другие документы, в том числе и те, в которых рассчитывается авансовый платеж, подлежащий уплате по итогам налогового периода [6]. Суды относят к декларациям и расчеты, которые деклара-

циями не названы, но имеют все сведения, необходимые для исчисления налога [7].

В случае если налогоплательщик нарушил сроки представления в налоговый орган нескольких деклараций (при этом не имеет значения, являются ли они декларациями по различным видам налогов либо подлежат представлению в различные сроки, но по одному и тому же налогу), он должен нести ответственность за непредставление в срок каждой декларации в отдельности независимо от того, какова продолжительность просрочки представления других деклараций. Представляемый налоговым органам документ должен отвечать требованиям ст. 80 НК РФ, рассматривающей налоговую декларацию как письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Заключение

Итак, в результате системного анализа составов административных и налоговых правонарушений в области налогов и сборов автором сделаны следующие выводы.

1. В связи с тем, что законодательство не раскрывает понятие «ведение деятельности», автором предлагается заменить данную дефиницию на «ведение предпринимательской и иной экономической деятельности».

2. Проводя анализ норм ст. 118 НК РФ, п. 2 ст. 132 НК РФ ист. 15.4 КоАП РФ, автор приходит к выводу, что недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву личности и целесообразности такого распгирения. Таким образом, следует разграничивать понятия «неисполнение» и «несвоевременное исполнение».

Библиография:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : [от 31.07.1998 г. №146-ФЗ с изм. На 09 марта 2010 г.] // СЗ РФ. -1998. - № 31. - Ст. 23.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : [от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ с изм. На 05 апреля 2010 г.] // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 15.4.

3. Вестник ВАС РФ. 2003. №5.

4. Богомолов А.М. Административные правонарушения и ответственность в области финансов, налогов и сборов : комментарий и обзор нормативно-правовых актов по материалам главы 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Налогового Кодекса Российской Федерации. М., 2004. С. 278.

5. Сафронов В.В. Претерпевание неблагоприятных правовых последствий, наступивших в результате совершения налогового правонарушения: монография / В.В. Сафронов ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т - Красноярск, 2016. - 140 с.

6. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа по делу № А44-972/02-С9 [Электронный ресурс] : [от 10 сент. 2002 г.]. URL: http://base.garant.ru/7995423/ (дата обращения: 13.04.2015).

7. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа по делу № А26-6338/01-02-11/262 [Электронный ресурс] : [от 28 мая 2002 г.]. URL: http://base.garant.ru/7999055/ (дата обращения: 13.04.2015).

References:

1. The Tax Code of the Russian Federation (Part One) : [dated 31.07.1998 № 146-FZ with amendments. On March 09, 2010] // SZ RF. - 1998. - No. 31. - Article 23.

2. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation: [dated 30.12.2001, No. 195-FZ with amendments. On April 05, 2010] // SZ RF. - 2002. - № 1 (Part 1). - Article 15.4.

3. Bulletin of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. 2003. №5.

4. Bogomolov A.M. Administrative offenses and liability in the field of finance, taxes and fees : commentary and review of normative legal acts based on the materials of Chapter 15 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation and the Tax Code of the Russian Federation. M., 2004. p. 278.

5. Safronov V.V. Undergoing adverse legal consequences resulting from commission of a tax offense: monograph / V.V. Safronov ; Sib. gos. aerospace. un-t - Krasnoyarsk, 2016. - 140 p.

6. Resolution of the Federal Arbitration Court of the North-Western District in case № A44-972/02-C9 [Electronic resource] : [dated September 10, 2002]. URL: http://base .garant.ru/7995423 / (date of appeal: 13.04.2015).

7. Resolution of the Federal Arbitration Court of the North-Western District in case № A26-6338/01-02-11/262 [Electronic resource] : [dated May 28, 2002]. URL: http://base .garant.ru/7999055 / (accessed: 04/13/2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.