№ 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от 15 февраля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 18, ст. 1589; 2016. № 7, ст. 896; ст. 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 898; 2014. № 30, ч. I, ст. 4204.
5 См. ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900; 2016. № 27, ч. II, ст. 4238.
6 См., например: Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург, 1995. С. 20; Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 95; Таможенное право: учебник / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 1998. С. 83-87.
7 См., например: Князева О.А. Административно-правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 18.
8 См.: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 23 июня 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 48, ст. 6252; 2016. № 26, ч. I, ст. 3857.
9 Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 4.
10 Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2002. С. 107.
11 См.: Липатова Н.Г. Управление деятельностью таможенных органов и принципы его реализации // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 1. С. 10.
12 Общее административное право: учебник: в 2 ч. / под ред. Ю.Н. Старилова. 2-е изд., пересм. и доп. Воронеж, 2016. Ч. 1 (автор параграфа — Ю.Н. Старилов). С. 392.
13 См.: Антропова М.А. Сущность и юридическое содержание принципа гласности (открытости) в организации и деятельности таможенных органов Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного ун-та. Сер.: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 2. С. 249.
14 См.: Матвиенко Г.В. Правовые основы таможенного процесса / под ред. С.В. Запольского. М., 2011. С. 109.
15 См.: Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50, ст. 6615.
16 См.: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2014 г. по делу № А56-8547/2013. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2013 г. по делу № А56-45271/2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2013 г. по делу № А56-53770/2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
В.В. Попов, Н.М. Конин
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВ ПО ДЕЛАМ О НАЛОГОВЫХ
И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В статье рассматриваются особенности реализации двух видов производства в сфере налогообложения: по делам о налоговых правонарушениях и по делам об административных правонарушениях. Выделяются основные различия их осуществления.
Ключевые слова: сфера налогообложения, правонарушения, производство по делам о налоговых правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях, отличительные признаки.
© Попов Василий Валерьевич, 2016
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Конин Николай Михайлович, 2016
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и муниципального 174 права (Саратовская государственная юридическая академия)
V.V. Popov, N.M. Konin
ON PECULIARITIES OF APPLICATION OF THE LEGISLATION ON TAXES AND FEES, AND ADMINISTRATIVE LAW IN THE EXERCISE OF PROCEEDINGS CONCERNING TAX AND ADMINISTRATIVE OFFENSES
The article discusses the features of the implementation of the two types of production in the field of taxation: in cases of tax offenses and cases of administrative offenses. They point out the main differences in their implementation.
Keywords: taxation, the offense of tax offenses proceedings in cases, proceedings on administrative offenses, features.
Одной из разновидностей отношений, регулируемых российским законодательством о налогах и сборах, выступают отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения1 (ст. 2 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ)).
Согласно п. 15 ст. 101 и п. 13 ст. 101.4 НК РФ при выявлении налоговыми органами нарушений законодательства о налогах и сборах, за которые применяется административная ответственность, уполномоченные лица налоговых органов составляют протоколы об административных правонарушениях. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов осуществляется в соответствии с положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В частности, административная ответственность должностных лиц за подобные правонарушения предусматривается е ст. 15.3-15.9 и 15.11 КоАП РФ2. 1
s
Тем самым в рамках выявления правонарушений в сфере налогообложения а
реализуются два вида производства: по делу о налоговом правонарушении и по о
делу об административном правонарушении3. К
На основании ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об 0
административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 4-15 ст. 14.5 а
«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии уста- В
новленной информации либо неприменение в установленных федеральными за- 0
конами случаях контрольно-кассовой техники», ч. 5 ст. 14.13 «Неправомерные ю
р
действия при банкротстве», ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной |
наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение тре- К бований об использовании специальных банковских счетов», ч. 1-3 ст. 15.27 а
«Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации |
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию тер- || роризма» (в пределах своих полномочий), ст. 19.7.6 «Незаконный отказ в доступе №
должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений нало- 1 гоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка». При
этом полномочиями осуществлять производство по делу об административном 1
(Л
правонарушении наделены лишь руководитель ФНС России и его заместители, руководители (их заместители) территориальных органов ФНС России в субъектах РФ, в городах и районах.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени- 175
ях» указал: «Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3-15.9, 15.11 КоАП РФ...4» (п. 23). К числу рассматриваемых статей отнесены: ст. 15.3 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе», ст. 15.4 «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации», ст. 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации», ст. 15.6 «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», ст. 15.7 «Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику», ст. 15.8 «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)», ст. 15.9 «Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента», ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности». Причем дела об административных правонарушениях, касающихся этих статей, подлежат рассмотрению судьями.
Таким образом, наблюдается разный состав субъектов, обладающих правом на осуществление производства по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения. В продолжение следует резюмировать, что дела относительно административных правонарушений в сфере налогообложения рассматривают судьи, а не должностные лица налоговых органов. В то же время дела о налоговых правонарушениях рассматривают исключительно руководители (заместители) налоговых органов, проводивших мероприятия налогового контроля. В процессе такого производства ведется протокол.
Что касается производства по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения, осуществляемого судьями, то они при подготовке к рассмотрению подобных дел изучают протоколы об административных правонарушениях, уже составленные уполномоченными должностными лицами налоговых органов (ст. 29.1 КоАП РФ). Приказом ФНС России от 2 августа 2005 г. № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»5 определен круг указанных субъектов, начиная с должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по контролю, и заканчивая руководителями (заместителями) инспекций, управлений по субъектам РФ, межрегиональных инспекций и ФНС России. И на основании ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней с момента составления.
Исходя из положений пп. 1 и 2 ст. 101, п. 7 ст. 101.4 НК РФ материалы о налоговых правонарушениях рассматриваются в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя, которые извещаются о времени и месте заранее. Однако неявка извещенного надлежащим образом лица не исключает возможность рассмотреть материалы в его отсутствие.
Частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ тоже определено, что дело об административном правонарушении в сфере налогов и сборов подлежит рассмотрению с участием лица, относительно которого производство ведется, но может быть рассмотрено в отсутствие лица при его надлежащем извещении, если не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела или ходатайство оставлено без удовлетворения. Доказательства о надлежащем извещении должны приобщаться к материалам административного дела. То есть в КоАП РФ при рассмотрении дела без участия
лица акцент сделан на отсутствие ходатайства или его неудовлетворение, чего нет в НК РФ при регламентации производства по делу о налоговом правонарушении.
По истечении месяца, отводимого на рассмотрение материалов налогового контроля для лиц, в отношении которых осуществляется производство по делу о налоговом правонарушении, в течение 10 дней руководитель (заместитель) налогового органа исследует материалы, отражающие факты налоговых правонарушений, и материалы, представленные предполагаемыми правонарушителями (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 101.4 НК РФ). Срок может быть продлен на месяц, если это касается рассмотрения материалов налоговой проверки.
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15 дней со дня получения судьей или должностным лицом налогового органа протокола об административном правонарушении и иных материалов. При наличии ходатайства либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок может продлеваться не более чем на месяц.
Изложенное указывает на разные максимальные сроки осуществления производств при наличии одинаковых сроков их возможного продления.
В ходе рассмотрения материалов налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста (п. 7 ст. 101.4 НК РФ).
Статья 29.4 КоАП РФ расширяет перечень обозначенных субъектов, включая дополнительно понятых и переводчиков. При рассмотрении материалов налогового контроля руководитель (заместитель) налогового органа устанавливает: допускало ли лицо нарушения законодательства о налогах и сборах; присутствует ли в выявленных нарушениях состав налоговых правонарушений; имеются ли основания для привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения; имеются ли обстоятельства, исключающие вину, или смягчающие и отягчающие ответственность (п. 5 ст. 101 и п. 7 ст. 101.4 НК РФ)6.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются: характер совершенного административного правонарушения; личность лица; имущественное положение; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; юридическому лицу: характер правонарушения; имущественное и финансовое положение; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. При наличии смягчающих или отягчающих обстоятельств они указываются в постановлении о назначении административного наказания7.
Соответственно, круг учитываемых критериев при назначении административных наказаний несколько шире.
Сообразуясь с п. 7 ст. 101 и п. 8 ст. 101.4 НК РФ, по результатам рассмотрения материалов налогового контроля руководитель (заместитель) налогового органа выносит одно из следующих решений: 1) о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. По итогам дела об административном правонарушении в сфере налогов и сборов судьей выносится постановление о назначении административного наказания или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.9 КоАП РФ)8.
Однако в отличие от КоАП РФ пп. 10 и 12 ст. 101.4 НК РФ закрепляют следующее правило: на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение ему налоговым органом, выявившим нарушение, направляется требование об уплате налога (сбора), пеней и штрафа. В противном случае несоблюдение этого и иных существенных условий (к примеру, необеспечение возможности лиц, подвергшихся налоговому контролю, участвовать в рассмотрении материалов), установленных НК РФ, может стать основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает, что постановление о назначении административного наказания нельзя вынести по истечении трех месяцев со дня административного правонарушения, хотя ранее предусматривался срок давности — один год9. В свою очередь ст. 113 НК РФ закрепляет норму, согласно которой лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности, если со дня совершения налогового правонарушения и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности прошло 3 года (исчисление срока давности со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, применяется в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» НК РФ).
Резюмируя изложенное, можно сказать, что производство по делу о налоговом правонарушении и производство по делу об административном правонарушении в сфере налогов и сборов имеют значительные содержательные различия, касающиеся отдельных аспектов их осуществления.
1 См.: Тришина Е.Г., Попов В.В. Уклонение от уплаты налогов как элемент правовой жизни общества (теоретико-правоприменительные аспекты) // Налоги. 2016. № 2. С. 37-41.
2 См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник Высшекго Арбитражного Суда РФ. 2003. № 3.
3 См.: Попов В.В., Соколов А.Ю. Административный порядок разрешения налоговых споров // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 1 (90). С. 58-62.
4 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 12.
5 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 35. 28 авг.
6 См.: Попов В.В. К вопросу о презумпции невиновности налогообязанных субъектов и их обязанности по уплате налогов и сборов // Налоги. 2011. № 6. С. 14-16.
7 См.: Письмо УФНС России по г. Москве от 26 января 2011 г. № 08-15/007041. Документ опубликован не был. На основании документа подготовлены материалы. См.: Московский налоговый курьер. 2011. № 7-8.
8 См.: Соколов А.Ю., Попов В.В. Мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и признаки // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 6. С. 72-79.
9 См. п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6.