Научная статья на тему 'К вопросу о составе доходов бюджета от государственной собственности'

К вопросу о составе доходов бюджета от государственной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о составе доходов бюджета от государственной собственности»

Доходы бюджета

к ВОПРОСУ О СОСТАВЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Е.Н. НИКОНОВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов Казанского государственного финансово-экономического института

Осуществление государством своих функций, связанных с необходимостью обеспечивать нормальное существование как страны в целом, так и отдельных граждан, невозможно без наличия соответствующих финансовых ресурсов, сконцентрированных в бюджете. Часть этих ресурсов формируют доходы от использования и продажи государственной собственности.

К сожалению, действующая классификация доходов бюджетов РФ не позволяет выделить доходы от государственной собственности из общей совокупности бюджетных доходов и, следовательно, определить реально их общий объем. Дело в том, что доходы бюджета от государственной собственности носят разнообразный характер и не исчерпываются теми видами поступлений, которые включены в подгруппу «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности», предусмотренную действующей бюджетной классификацией РФ. В то же время и финансовая наука до сих пор четко не определила состав доходов бюджета, источником которых выступает государственная собственность. Именно поэтому в рамках данной статьи предпринята попытка систематизировать и дополнить знания в этой области.

Раскрывая содержание доходов бюджета от государственной собственности, следует, по мнению автора, начать с группировки объектов государственной собственности, учитывающей одновременно их физические свойства, экономические характеристики и правовой режим. Именно данные признаки объектов оказывают существенное влияние на возможность извлечения доходов.

На основе изучения вопросов финансово-правового регулирования отношений, складывающихся по поводу государственной собственности,

представляется возможным предложить следующую классификацию объектов государственной собственности, которыми государство имеет возможность не только фактически обладать, но и получать доход:

1) денежные средства;

2) природные ресурсы, в том числе:

• земельные участки;

• недра;

• водные объекты;

• леса;

3) основные фонды, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, передаточные устройства, машины, оборудование, приборы, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, прочие основные фонды;

4) унитарные предприятия как имущественные комплексы;

5) акции (доли) в хозяйственных обществах;

6) нематериальные активы;

7) государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;

8) прочие объекты государственной собственности.

Государственная собственность может находить свое воплощение в денежных средствах, это средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также государственных внебюджетных фондов. Временно свободные средства бюджетов и внебюджетных фондов могут быть размещены в банках и кредитных организациях в целях получения дохода в виде процентов. Кроме того, бюджетные средства на возвратной и платной основе могут быть предоставлены другим бюджетам, юридическим лицам или иностранным государствам.

В настоящее время в Российской Федерации государственная собственность на природные ресурсы является преобладающей как на отдельные их виды, так и в целом на все природные ресурсы. Действующее законодательство запрещает совершение сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение участков недр, водных объектов и участков лесного фонда, приводящее к переходу в негосударственные формы собственности. Следовательно, государство как собственник имеет возможность получения доходов лишь от использования этих видов природных ресурсов в отличие от земельных участков, находящихся в государственной собственности, для которых установлена возможность продажи.

Для более детального рассмотрения вопроса о доходах от использования природных ресурсов необходимо раскрыть сущность рентного дохода, присвоение которого и выступает экономической формой реализации права собственности на природные ресурсы. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что в рамках экономической теории доходы рассматриваются как порождение соответствующих факторов производства: земли, капитала и труда. Каждый из этих факторов производства имеет своего собственника, которому изначально принадлежит и созданный доход. Земля является самым древним производственным фактором. Отметим, что к понятию «земля» в данном случае относятся все природные ресурсы: земли, месторождения полезных ископаемых, леса, водные ресурсы. По причине своей ограниченности природные ресурсы приобретают экономическую ценность, выраженную потенциальной или реальной возможностью получения дополнительного дохода при их эксплуатации, прямо не связанного с трудовой или предпринимательской деятельностью, а обусловленного естественными (природными) свойствами ресурсов. Этот доход называется рентой, а так как речь идет о природных ресурсах, принято говорить о природной ренте.

Раскрывая сущность природной ренты как категории рыночной экономики, И. Буздалов определяет ее как «входящий в стоимость, соответственно в цену товара, дополнительный доход, создаваемый благодаря использованию земли и других ограниченных природных ресурсов, обеспечивающих повышение производительности общественного труда за счет естественных факторов производства, и принадлежащий собственнику этих ресурсов» ^

1 Буздалов И. Природная рента как категория рыночной экономики// Экономист. — 2004. — № 3. — С. 29.

В зависимости от видов используемых природных ресурсов (земля, полезные ископаемые, лес, вода) природная рента подразделяется на земельную, горную, лесную, водную.

Исходной формой природной ренты является земельная рента, которая возникает вследствие того, что земельный собственник передает свое право пользования землей предпринимателю или другому арендатору. При этом собственник земельного участка, принимая во внимание, что предприниматель (арендатор) получает среднюю (нормальную) прибыль, считает, что добавочная прибыль (сверхприбыль) может быть присвоена им без нарушения основ производства. Соответственно она образует доход земельного собственника, т. е. земельную ренту. Земельная рента выступает в форме абсолютной и дифференциальной ренты.

Абсолютная земельная рента — плата собственнику за разрешение применять капитал к земле. Она уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от их качества, продуктивности, местоположения и т. п. Величина абсолютной земельной ренты представляет избыток рыночной стоимости товаров (благ), порождаемых землей, над ценой производства, определяемой издержками производства в худших природных условиях с добавлением средней прибыли на авансированный капитал. Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования земель более высокого качества (затраты на обработку которых ниже, чем затраты на обработку худших земель) и удобнее расположенных по отношению к рынкам сбыта, а также благодаря дающим большой эффект добавочным вложениям в землю. Соответственно различают дифференциальную ренту I и дифференциальную ренту II. Причиной возникновения дифференциальной ренты I являются различия в плодородии участков земель и их местоположении по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок земли, обеспечивающими получение добавочной прибыли. Следовательно, дифференциальная рента I, определяемая естественными качествами земли, должна присваиваться земельным собственником; дифференциальная рента II, обусловленная предпринимательской деятельностью инвестора-пользователя, должна им же и присваиваться как вознаграждение за примененный капитал.

Рассмотренные положения теории земельной ренты распространяются на все виды природных

ресурсов, т. е. формирование горной ренты, лесной ренты и водной ренты происходит по той же схеме, что и формирование земельной ренты.

В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов изымаются, как правило, через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. Но при этом могут использоваться и неналоговые методы изъятия рентных доходов, например, договоры о разделе продукции. На основе анализа зарубежного опыта А. Голуб, А. Маркандия и Е. Струкова выделяют следующие наиболее важные виды платежей за природные ресурсы, предназначенные для изъятия природной ренты:

• арендная плата (или земельная рента), налог на доступ к природному ресурсу, налог на добычу и разведку и т. п. — это плата за право пользования природными ресурсами. Она рассчитывается на единицу арендованной территории;

• роялти — это платеж государству за право использовать истощаемый природный ресурс. Он рассчитывается исходя из валовой выручки производителя. В данном случае необходима оценка природного ресурса;

• бонусы — в сфере природопользования под ними подразумевается единовременно уплачиваемая сумма при конкурсном распределении прав на эксплуатацию природных объектов. Величина бонуса прямо пропорциональна степени привлекательности природных ресурсов2.

В экономике России природоэксплуатирую-щий сектор занимает одно из центральных мест. При этом, как уже было отмечено, экономически значимая часть природных ресурсов остается в собственности государства, поэтому важно обеспечить условия для получения им соответствующего рентного дохода от их эксплуатации. Рассмотрим действующую в настоящее время в Российской Федерации систему платежей за пользование природными ресурсами.

Природоресурсное законодательство РФ устанавливает для каждого вида природных ресурсов свои формы платности. По отдельным видам природных ресурсов порядок взимания платы регламентируется правовыми нормами специальных законодательных актов.

Платность использования земли является основополагающим принципом хозяйствования в условиях рыночной экономики. Формами платы за

2 Голуб А, Маркандия А., Струкова Е. Проблемы изъятия рентных доходов // Вопросы экономики. — 1998. — № 6. — С. 152.

использование земли в соответствии с Земельным кодексом РФ являются земельный налог и арендная плата. Именно через них происходит изъятие дохода, который способен генерировать земельный участок в силу своего местоположения, природных свойств и имеющихся улучшений, не обусловленных хозяйственной деятельностью пользователя, т. е. земельной ренты. При этом важно отметить, что в случае с землей, с ее многообразием форм собственности не обязательно, что именно собственник земли признается субъектом присвоения рентного дохода. Так, государство через земельный налог изымает рентный доход от использования не только государственных, но и частных земель. Объясняется это тем, что частный собственник, обладая правами владения, пользования и распоряжения земельным участком, должен быть ограничен в присвоении земельной ренты, так как рента не является результатом его вклада в стоимость созданного продукта, а представляет собой доход от использования земли. Земельный участок, находящийся в частной собственности, является результатом природных качеств земли и вклада предшествующих поколений. Поэтому, как представляется, изъятие государством рентного дохода вполне отвечает принципу равных возможностей как основе социальной справедливости. В большей мере это относится к современным российским условиям, когда система частной собственности на землю только формируется, а механизм перехода земли из государственной собственности в частную не позволяет новому собственнику возместить государству рыночную стоимость земельного участка.

Учитывая, что плательщиками земельного налога являются как частные собственники, так и пользователи государственных и муниципальных земель (за исключением арендаторов), к доходам от использования государственной собственности следует относить средства земельного налога, поступающие от пользователей государственных земель, и доходы от сдачи в аренду государственных земель в форме арендной платы.

Другой разновидностью природной ренты является горная рента. Она образуется в горнодобывающей промышленности и обусловливается горно-геологическими и социально-экономическими факторами размещения и добычи полезных ископаемых. Горная рента в той мере, в какой она обусловлена природными факторами, и не является «заслугой» недропользователей, должна изыматься в пользу государства — единственного собственника недр.

Рассмотрим существующую систему платежей при пользовании недрами, установленную Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». В соответствии со ст. 39 данного документа при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

• разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы);

• регулярные платежи за пользование недрами (ренталс);

• плата за геологическую информацию о недрах;

• сбор за участие в конкурсе (аукционе);

• сбор за выдачу лицензий.

Указанные платежи не относятся к налогам и сборам, поскольку введены не Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами, а законодательством о недропользовании. Рассматривая данные платежи с точки зрения возможности их отнесения к доходам от использования государственной собственности, можно прийти к следующим выводам. К доходам от государственной собственности, в данном случае недр, следует относить только разовые и регулярные платежи за пользование недрами, т. е. бонусы и ренталс. Плата за геологическую информацию представляет собой доход государства от использования информационных ресурсов, которые согласно предложенной ранее классификации являются самостоятельным элементом в структуре государственной собственности.

Что касается сбора за участие в конкурсе (аукционе), то он является одним из условий регистрации заявки. Его сумма определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. Сумма сбора за выдачу лицензии определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии. Суммы указанных сборов подлежат зачислению на счета федерального органа управления государственным фондом недр либо его территориальных органов и используются для покрытия расходов этих органов, а также органов государственной власти субъектов РФ, регулирующих процесс пользования недрами. Исходя из сказанного, сборы за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензий не могут рассматриваться в качестве доходов от государственной собственности.

В рамках проводимой в России налоговой реформы с 1 января 2002 г. был введен налог на добычу полезных ископаемых. Он построен по аналогии с таким методом изъятия ренты, как ро-

ялти. Налоговая база по данному налогу согласно ст. 338 гл. 26 Налогового кодекса РФ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, что позволяет рассматривать поступления по данному налогу в качестве доходов от государственной собственности.

Как и в зарубежной практике, в Российской Федерации используются договоры о разделе продукции. Так, Федеральным законом от 31.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» установлено, что произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. При этом законом предусмотрены два способа раздела продукции. Первый способ заключается в разделе между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период. Второй способ предусматривает прямой раздел между государством и инвестором произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 %. Таким образом, при любом способе раздела часть произведенной продукции поступает в собственность государства. Следовательно, средства от реализации государственной доли произведенной продукции, зачисляемые в бюджет, представляют собой доходы бюджета от государственной собственности.

Экономическое содержание права государственной собственности на другой вид природных ресурсов — леса — реализуется в виде платежей за пользование лесным фондом, направленных на изъятие лесной ренты. В соответствии со ст. 103 Лесного кодекса РФ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда и представляют собой плату за пользование лесными ресурсами: древесину, отпускаемую на корню, живицу, второстепенные лесные материалы, побочное лесопользование, пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и

спортивных целей. При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату, размер которой определяется договором аренды участка лесного фонда. Представленные виды платежей следует, по мнению автора, относить к доходам от использования государственной собственности.

Следует отметить, что в состав доходов от использования лесного фонда входит также плата за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда. Перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда — это формы распоряжения государством своей собственностью. Следовательно, поступающая при этом плата должна рассматриваться как доходы от государственной собственности.

Водные объекты, также как недра и леса, правовая наука связывает с государственной собственностью. В соответствии со ст. 122 Водного кодекса РФ пользование водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, является платным. Изъятие у водопользователей части экономического эффекта, получаемого ими в результате пользования водными объектами, — водной ренты, осуществляется в форме водного налога, поступления от которого в бюджет следует относить к доходам от использования государственной собственности. Кроме того, необходимо обратить внимание на следующий момент: среди прав на водные объекты лиц, не являющихся их собственниками, Водный кодекс РФ называет право аренды. Однако федеральный закон об аренде водных объектов, на который при этом делается ссылка, до сих пор не принят. В случае его принятия у государства появилась бы возможность получения доходов от аренды водных объектов, находящихся в государственной собственности.

Подводя итог всему изложенному, необходимо подчеркнуть, что определение рентной составляющей в результатах экономической деятельности субъектов хозяйствования и изъятие природной ренты в доход государства, являющегося крупнейшим собственником природных ресурсов, представляют сложную практическую задачу. Проведенный анализ свидетельствует о том, что действующий экономический механизм до сих пор не опирается на четкую научную концепцию рентных отношений. В российском законодательстве отсутствуют нормы и апробированные методики, позволяющие выявить природную ренту в чистом виде, отсутствует само понятие «природная рента». Существующие платежи за пользование природными ресурсами, по мнению автора, лишь

формально представляют собой рентные платежи. По определению, предложенному Д. Львовым, В. Гребенниковым и Е. Устюжаниной, это «квазирентные» платежи3. В результате, как отмечают специалисты, значительная часть природной ренты присваивается природопользователями, а не государством4. Таким образом, развитие социально-экономических отношений по поводу присваивающей деятельности всех экономических агентов объективно обусловливает необходимость анализа теоретических и целенаправленного решения прикладных вопросов природной ренты.

Другой важнейшей составляющей государственной собственности являются основные фонды, к которым относят здания, сооружения, машины, оборудование, передаточные устройства, транспортные средства и пр. Именно основные фонды принято считать главным компонентом государственного имущества.

В теории факторов производства перечисленные элементы основных фондов объединены общим понятием «капитал». Согласно этой же теории доход, который способен приносить капитал-собственность в результате его использования, производительного применения, выступает в форме процента. Обязательным условием получения дохода от собственности на капитал, или капитальные активы (так как речь идет о натуральной стороне капитала) является вложение этих активов в различные сферы хозяйствования.

Существуют различные формы хозяйственного использования основных фондов, обеспечивающие собственнику получение дохода. Так, основные фонды, находящиеся в собственности государства, могут быть закреплены на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, переданы в аренду, доверительное управление, внесены в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ. Исходя из этого вытекает, что доходы в форме процента на вложенный капитал, выступающие в данном случае как доходы от использования государственной собственности, могут иметь различные виды. Именно на этом вопросе представляется необходимым остановиться более подробно.

3 Львов Д., Гребенников В., Устюжанина Е. Концепция национального имущества // Вопросы экономики. — 2001. — № 7. - С. 152.

4 Оценки недополученных государством рентных доходов варьируют от одного до десятков миллиардов долларов. Такие расхождения в оценке бюджетных потерь являются, по мнению автора, следствием неоднозначного понимания природы возникновения ренты.

Передавая отдельные объекты основных фондов унитарным предприятиям, государство не утрачивает на них право собственности. Более того, государству принадлежит на праве собственности все имущество унитарного предприятия, а не только здания, сооружения, машины, оборудование. Унитарное предприятие как имущественный комплекс представляет собой единый объект государственной собственности. Именно этим и объясняется выделение имущественных комплексов государственных унитарных предприятий в предложенной классификации в самостоятельную группу. Напомним, что в соответствии со ст. 132 Гражданского кодекса РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, другие исключительные права.

Компенсацией за использование государственным унитарным предприятием имущества, являющегося государственной собственностью, служит выплачиваемая в соответствующий бюджет часть чистой прибыли такого предприятия. В то же время государственные унитарные предприятия являются плательщиками налогов, имеющих в качестве объекта налогообложения имущество (по действующему законодательству это налог на имущество организаций, транспортный налог). По мнению автора, в обоих случаях соответствующие поступления в бюджет следует рассматривать в качестве доходов от использования государственной собственности.

Что касается прочих налогов, уплачиваемых предприятиями рассматриваемой организационно-правовой формы, то поступления по ним следует определять как доходы от государственного сектора, что, по мнению автора, не тождественно понятию доходов от государственной собственности. Доходы от государственной собственности, представленной в данном случае имущественны-

ми комплексами унитарных предприятий, составляют часть доходов от государственного сектора экономики. Дело в том, что согласно теории факторов производства доход любого предприятия, в том числе унитарного, — результат всех факторов производства, т. е. труда, имущества, природных ресурсов, предпринимательской деятельности. Из этого следует, что нельзя все налоги, уплачиваемые унитарными предприятиями, относить к доходам бюджета, источником которых выступает государственная собственность (имущество). Связь между рассматриваемыми понятиями наглядно отображена на рисунке.

Другой формой участия государства в хозяйствующих субъектах является долевое участие в акционерных обществах. Необходимо обратить внимание на то, что акционерное общество, имеющее статус юридического лица, независимо от того, кто является учредителем и участниками, обладает правом собственности на имущество, переданное ему любыми участниками в форме вкладов и других взносов. Государственная собственность, вносимая в форме вклада в уставный капитал акционерного общества, отчуждается последнему в собственность. Это в равной мере относится как к частичному (долевому) вкладу, так и к 100 %-ному. Даже когда акционерное общество учреждается (или создается путем преобразования государственного

Частный сектор экономики

Государственный сектор экономики (унитарные предприятия)

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

Доходы от государственного сектора

Соотношение понятий «доходы бюджета от использования государственной собственности» и «доходы бюджета от государственного сектора»

унитарного предприятия) со 100 %-ным вкладом государственной собственности в уставный капитал, то и она перестает быть федеральной собственностью или собственностью субъекта Федерации. Последние не обладают правом собственности на имущество, переданное акционерному обществу в форме вклада в уставный капитал. Акционерное общество как собственник полностью владеет, пользуется и распоряжается имуществом. Поэтому оно не может называться государственным предприятием, а имущество - государственной собственностью. Государство получает право собственности лишь на определенный пакет акций. Таким образом, объектом государственной собственности выступает не имущество акционерного общества, а принадлежащие государству акции (доли) в хозяйственных обществах, что и нашло отражение в предложенной ранее классификации объектов государственной собственности.

При акционерной форме использования имущества средством экономической реализации государственной собственности выступает доход, выплачиваемый в бюджет в виде дивидендов. Дивиденды! на государственный пакет акций представляют собой еще один вид доходов от использования государственной собственности.

Напомним, что принадлежность имущества государству вовсе не означает, что предпринимательская деятельность на его базе является прерогативой государства или его представителей. В случае если государство не имеет возможность самостоятельно использовать принадлежащие ему объекты основных фондов в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и т. п. и получать от этого соответствующий доход, но при этом не считает целесообразным расставаться с собственностью, необходимость эффективного использования имущества порождает арендную плату как один из видов дохода от использования государственной собственности.

Кроме того, чтобы эффективно и с выгодой для себя использовать свое имущество, государство может передать его в доверительное управление. Такая возможность существует как в отношении указанных объектов основных фондов, так и государственных пакетов акций. Средства, получаемые от передачи государственного имущества в доверительное управление, также представляют собой доходы от использования государственной собственности.

Рассматривая такие объекты государственной собственности, как основные фонды, имущес-

твенные комплексы унитарных предприятий, государственные пакеты акций с точки зрения возможности приносить доход государству как собственнику, нельзя оставить без внимания тот факт, что достаточно распространенным способом реализации государством своих прав собственности в отношении данной группы объектов является их продажа. Преимуществом данного способа распоряжения собственностью является сравнительно быстрое получение относительно крупной суммы денежных средств единовременно. В то же время его существенным недостатком выступает потеря возможных доходов от использования собственности в будущем.

В предложенной классификации объектов государственной собственности в качестве самостоятельного элемента выделены нематериальные активы. К нематериальным объектам государственной собственности относятся объекты интеллектуальной собственности и информационные ресурсы.

К объектам интеллектуальной собственности (ОИС) в свою очередь относятся материализовавшиеся либо нашедшие объективную форму выражения результаты интеллектуальных усилий (достижений). Интеллектуальная собственность, принадлежащая государству, представляет собой, как правило, объекты промышленной собственности, образованные с использованием государственных средств. Следует заметить, что, по оценкам экспертов, около 90 % существующих в России ОИС полностью или частично образовано за счет бюджетных средств5. Вместе с тем государство не во всех случаях является субъектом права на интеллектуальную собственность. В соответствии с нормами, содержащимися в Патентном законе РФ, права на объекты промышленной собственности, образованные с использованием государственных средств, в том числе при выполнении работ для федеральных государственных нужд и нужд субъектов Федерации по государственным контрактам, а также при выполнении работ по договорам, принадлежат исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право имеют Российская Федерация или ее субъект, от имени которых выступает государственный заказчик.

Что касается имущественных отношений, связанных с интеллектуальной собственностью,

5 Дежина И., Леонов И. Экономико-правовые основы обеспечения коммерциализации интеллектуальной собственности в России // Вопросы экономики. — 2003. — № 10. — С. 66.

то необходимо отметить их отличие от отношений, связанных с правами на объекты материального мира. Так, объектами собственности являются не сами ОИС, а права на них. Именно права на ОИС выступают в качестве специфического товара, который, как и всякий товар, может быть введен в хозяйственный оборот.

Формой передачи прав на использование интеллектуальной (промышленной) собственности является лицензионный договор. Согласно п. 1 ст. 13 Патентного закона РФ лицензионный договор представляет собой соглашение, по которому патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные законом.

В практике лицензионных соглашений используются различные формы платежей. Это могут быть паушальные платежи, платежи роялти и комбинированные. Паушальная форма предполагает один или несколько платежей, определяемых перед заключением сделки и не зависящих от фактических результатов использования ОИС.

Платежи роялти выплачиваются периодически по мере реализации проекта в зависимости от фактических результатов использования ОИС. Они рассчитываются как процент от определенного экономического показателя, именуемого базой исчисления роялти. В качестве базы исчисления роялти могут выступать прибыль, выручка, себестоимость и другие экономические показатели использования ОИС. Может применяться также и ставка роялти, изменяющаяся в зависимости от объема продаж.

Комбинированные формы представляют собой сочетание платежей роялти и паушальных. Считается, что паушальные платежи более предпочтительны для лицензиара, так как он сразу получает свое вознаграждение. Роялти же более желательны для лицензиата, так как его обязательства по лицензионным платежам возникают только после получения дохода от использования ОИС. Наиболее распространенной формой лицензионных платежей являются платежи роялти. С их помощью осуществляется порядка 80 % сделок6.

6 Евдокименко А. Определение ставки роялти при продаже ОИС // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2001. — № 2. — С. 16.

Платежи по лицензионным договорам, заключаемым в установленном порядке с физическими и юридическими лицами при вовлечении результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат государству, в экономический и гражданско-правовой оборот, поступают в бюджет, что позволяет рассматривать их в качестве доходов бюджета от использования государственной собственности.

Другой составляющей нематериальных объектов собственности являются информационные ресурсы, под которыми в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» понимаются «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и других информационных системах)». Российская Федерация и субъекты РФ являются собственниками тех информационных ресурсов, которые созданы, приобретены, накоплены за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или же получены иными способами, установленными законом.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, которая отнесена к категории ограниченного доступа. Закрытость государственной информации становится предметом и условием для коммерческой или иной выборочной формы ее передачи. Статья 6 указанного закона гласит, что «информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Таким образом, речь идет о возможности коммерческой формы использования (передачи) информационных ресурсов. Обобщение всего изложенного позволяет сделать следующий вывод: плата за информацию, собственником которой является государство, подлежащая зачислению в бюджет, должна рассматриваться в составе доходов бюджета от использования государственной собственности.

В качестве еще одного самостоятельного элемента состава государственного имущества выделены государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней. В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» федеральной собственностью являются ценности, зачисленные в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, который предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-

культурных и иных потребностей Российской Федерации. По согласованию с Правительством РФ в собственности субъектов РФ могут создаваться Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, используемые в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ.

Средства, полученные от реализации ценностей, подлежащие обязательному учету в доходной части соответствующего бюджета, следует, по мнению автора, также рассматривать как доходы от государственной собственности.

В группу «прочие объекты государственной собственности» может быть включено имущество, не вошедшее ни в одну из предыдущих групп. Так, например, в Российской Федерации формируется государственный материальный резерв, представляющий особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенных для использования в соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном резерве». Запасы государственного резерва независимо от места их размещения являются федеральной собственностью. Закон предусматривает возможность реализации материальных ценностей госу-

дарственного резерва определенному получателю либо реализацию на рынке, а также возможность заимствования ценностей, за которое устанавливается соответствующая плата. Средства, полученные от реализации материальных ценностей государственного резерва и других операций с ним, в том числе их заимствования, представляют собой доходы от государственной (в данном случае федеральной) собственности, отражаемые в доходной части федерального бюджета.

К прочим объектам государственной собственности может быть отнесено и конфискованное, бесхозное имущество, перешедшее в государственную собственность. Средства от реализации такого имущества, поступающие в бюджет, следует, по мнению автора, также относить к доходам от государственной собственности.

Обобщая результаты проведенного анализа, можно отметить, что потенциально каждый из рассмотренных объектов государственной собственности может приносить доход, участвуя тем самым в формировании бюджетных средств. Для практической же реализации этой возможности государство должно активно проявлять себя как субъект собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.