свою резиденцию достаточно далеко, чтобы не мешать местным жителям, и достаточно близко, чтобы следить за порядком в городе и в случае опасности защищать его.
Итак, предложенный нами маршрут предоставляет возможность населению нашей страны расширить свои знания отечественной истории, и может быть познавателен и полезен.
Список литературы
1. Нелидова, Е. Русь в ее столицах: Старая Ладога, Новгород, Киев / Е. Нелидова. -СПб., 2003.
УДК 336.225.6
АНАЛИЗ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРАВАМИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ПЛАТЕЖАМИ ЗА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
М. Г. Тиндова
Рассмотрены вопросы прав собственности на природные ресурсы, проведен анализ опыта зарубежных стран относительно распределения прав собственности на участки недр, а также изучены возможные варианты пользования природными ресурсами. Также представлена взаимосвязь способа взаимодействия государства-собственника и пользователя природными ресурсами и видов платежей, которые взимаются с этого пользователя.
Questions of the property rights to natural resources are considered in the work. Analysis of the experience of foreign countries on the allocation of property rights on subsoil plots held here, as well as analysis ofpossible variants of use of natural resources. The relationship between the way of interaction of the state-the owner and the user of natural resources with the types of payments, which pays the user, is presented in the work.
Обеспеченность природными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития любой страны. Структура природных ресурсов, величина их запасов, качество, степень изученности и направление хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал.
На территории России сосредоточены значительные и весьма разнообразные природные ресурсы [1].
Земельный фонд России составляет 1709,8 млн га, т.е. 12,5 % мировой территории, и 420 млн га континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55 % черноземных почв мира, 50 % запасов пресной воды и 60 % запасов древесины хвойных пород.
Россия занимает ведущее место в мире по объему разведанных запасов минерального сырья. Доля России по мировым запасам нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля - 11 %, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18 %, свинца - 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира.
Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Будущее России всецело зависит от эффективного использования этого природно-ресурсного потенциала. Именно поэтому для перехода к устойчивому экономическому развитию необходимы меры по бережному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов.
Тогда ресурсные платежи будут экономически значимыми, получат существенный удельный вес в общей структуре налогов. Виды этих ресурсных платежей и их размеры всецело зависят от форм собственности на природные ресурсы.
Рассматривая опыт зарубежных стран [2], можно отметить, что относительно распределения прав собственности на участки недр зарубежные страны могут быть разделены на три группы:
1) в первой группе стран существует право только государственной собственности на недра (Аргентина, Бразилия, Мексика, Перу, Чили и др.);
2) во второй - право государственной собственности на недра распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, допускается частная собственность на участки недр и месторождения полезных ископаемых, но на всех земельных участках право давать разрешение на разведку и эксплуатацию недр принадлежит государственным органам (Франция, Германия, Япония и др.);
3) в третьей группе стран (Англия, отдельные штаты США, Канада) при наличии частной собственности на земельный участок допускается и право собственности на полезные ископаемые, расположенные под этим участком, т.е. допускается признание отдельно прав на земельный участок и участок недр под ним.
Таким образом, можно отметить, что в целом в большинстве стран доминирующее положение занимает право государственной собственности на недра. Другими словами, собственник земельного участка не обладает абсолютным правом на минеральные ресурсы на земельном участке и не вправе самостоятельно ими распоряжаться.
Например, в Канаде в большинстве провинций приняты законодательные акты об отделении собственности на земельный участок от собственности на полезные ископаемые. При отчуждении земельных участков правительства провинций остаются собственниками недр.
В США, где федеральные земли с наиболее важными и значимыми по удельному весу полезными ископаемыми составляют одну треть территории страны (740 млн акров), недропользование практически регулируется и контролируется федеральными властями.
Политика США в области недропользования в последние десятилетия направлена на создание резервов собственных разведанных полезных ископаемых, с этой целью выкупаются огромные площади земель, содержащих минеральное сырье, запрещено предоставление для недропользования сельскохозяйственных земель, налажены учет этих земель, их регистрация, оценка использования природных ресурсов.
Анализ правовой литературы различных стран Америки и Европы показывает, что регулирующее влияние государства, его публичная функция в области природопользования постоянно усиливаются [2]. На практике это позволяет основную часть природных ресурсов удерживать в руках государ-
ства, изымать их из частной собственности в случае государственных и общественных нужд и получать доход в казну государства от эксплуатации природных ресурсов.
Природные ресурсы - основная составляющая поступления средств в бюджеты многих стран в результате постепенного перехода на рентные принципы налогообложения.
Характерно, что в странах, богатых природными ресурсами, находят все большее и большее проявление идеи конституционного закрепления природных ресурсов и ренты от их использования за обществом. Развиваются концепции национального дивиденда и рентной системы налогообложения. Формируются общественные фонды будущих поколений на основе отчислений от рентных доходов, посредством этих фондов осуществляется равный доступ каждого гражданина страны к рентному доходу.
Многолетняя практика разных стран выработала разнообразные формы природопользования. Если в земельных отношениях превалируют титулы собственности, пользования, аренда, то в горных отношениях - договорные формы недропользования, к которым относятся концессии, лицензии, контракты, совместные предприятия и др.
Основной формой горных отношений во многих странах являются концессии. По концессионному договору государство предоставляет концессионеру права собственности на природные ресурсы, сохраняя за собой право контроля за деятельностью концессионной компании. Концессия предоставляется за плату, к которой относятся следующие платежи:
- ежегодная плата за каждую единицу площади концессионной территории;
- плата за каждую единицу извлеченного полезного ископаемого;
- роялти муниципальным образованиям (по месту расположения участка недр) за ежегодную добычу сырья по установленным ставкам;
- общие для всех недропользователей налоги и подати, включая налог на корпоративную прибыль.
Государства с недостаточными экономическими и техническими возможностями для самостоятельной добычи полезных ископаемых часто заключают с контрактантами соглашения о разделе продукции без предоставления прав собственности на недра. Здесь расчет производится не посредством платежей и налогов, а извлеченными полезными ископаемыми.
Соглашение о предоставлении услуг с риском обычно заключается на проведение поисково-разведочных работ.
Арендные (лизинговые) отношения основываются на проведении конкурса или аукциона.
Плата за природные ресурсы как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем занимает центральное место в экономическом механизме природопользования.
Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов либо особых целевых платежей [2]:
а) налог на собственность (собственника), обычно представленную в виде месторождения полезного ископаемого, и горное имущество в стоимостном выражении, определяемом в ценах, установленных в соответствии с законодательством или рыночными ценами (ad valorem tax);
б) налог на единицу добытого полезного ископаемого (production tax);
в) подоходный налог (income tax), уплачиваемый в тех случаях, когда недропользователь получает прибыль и оказывает влияние на стоимость добываемого полезного ископаемого.
Например, во Франции система налогообложения разведочной и добычной деятельности включает три налога (налог на прибыль, налог на минеральные ресурсы, представляющий собой прогрессивный налог на годовой оборот компании, взимаемый центральным правительством, налог на добычную деятельность в пользу местных органов власти). Ставки и база налогообложения, включая и местный налог, устанавливаются ежегодно парламентом. По отзывам специалистов, французская система налогообложения в области недропользования считается самой эффективной в мире.
Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают как арендную плату за землю, так и аренду участка недр.
Платежом, зависящим от объемов извлекаемых предприятием полезных ископаемых (или их стоимости), является роялти. Роялти выплачивается независимо от прибыльности компаний с самого начала производства, поэтому легко контролируется. Величина роялти в большинстве стран мира находится в пределах от 12,5 до 20 % стоимости добытой нефти.
В РФ основным законом, регулирующим все отношения при пользовании недрами, является Закон РФ «О недрах». Согласно этому закону все пользователи недр обременены следующими платежами [3]:
- сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
- платежи за пользование недрами;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- акцизы.
Землепользование в России в соответствии с Законом «О плате за землю» является платным. Формами платы выступают земельный налог, арендная плата, цена на землю при ее покупке.
Система платежей за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ включает лесные подати, арендную плату.
Система платежей за водные ресурсы определена в Водном кодексе РФ и включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
В качестве заключения можно отметить, что эффективное регулирование природопользования может осуществляться при одновременном применении двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории.
С помощью первого вида платежей регулируется интенсивность использования природных ресурсов и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования.
Список литературы
1. Лойко, П. Ф. К проблеме оценки природных ресурсов и земли как составляющих национального богатства страны / П. Ф. Лойко // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2002. - № 2-3. - С. 11-12.
2. Клюкин, Б. Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки / Б. Д. Клюкин. - М. : Городец-издат, 2000. - 443 с.
3. О недрах : федер. закон РФ № 2395-1 : [принят 21 февр. 1992 г.]. - URL: http://www.consultant.ru/popular/nedr/