Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ СИЛ СТОРОН СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ И ЛЮФТВАФФЕ К НАЧАЛУ БИТВЫ ЗА КАВКАЗ'

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ СИЛ СТОРОН СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ И ЛЮФТВАФФЕ К НАЧАЛУ БИТВЫ ЗА КАВКАЗ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
соотношение сил / авиация / битва за Кавказ / Великая Отечественная война / balance of power / aviation / the battle for the Caucasus / the Great Patriotic War

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карташев Андрей Владимирович

Статья посвящена обоснованию реального соотношения сил сторон советской авиации и люфтваффе накануне битвы за Кавказ. Приводится количество боевых самолетов различной принадлежности: 4-й и 5-й воздушных армий, Авиации дальнего действия, истребительной авиации ПВО, ВВС Черноморского флота. С учетом этого делается вывод о примерно равном соотношении сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE RELATION OF FORCES OF THE PARTIES OF THE SOVIET AVIATION AND THE LUFTWAFFE BY THE BEGINNING OF THE BATTLE FOR THE CAUCASUS

In the article, the author draws attention to the erroneous representation of the ratio of combat aircraft of the Red Army aviation and the German Luftwaff e to the beginning of the battle for the Caucasus in 1942–1943, which takes place in Internet sources as a result of an incorrect study of military historical literature. The author provides evidence that the calculations should take into account not only the aviation of the Southern Front, which opposed the German Army Group "A", but also the strength of the 5th Air Army of the North Caucasian Front, the Air Force of the Black Sea Fleet, long-range aviation, air defense aviation, military educational institutions and reserve aviation regiments that were armed with combat aircraft. On the contrary, the enemy gave infl ated data. As a result of the study, the author concludes that the balance of forces of the parties is approximately equal in terms of the number of combat aircraft on July 25, 1942.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ СИЛ СТОРОН СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ И ЛЮФТВАФФЕ К НАЧАЛУ БИТВЫ ЗА КАВКАЗ»

Научная статья УДК 93/94

DOI 10.18522/2072-0181-2023-115-44-50

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ СИЛ СТОРОН СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ И ЛЮФТВАФФЕ К НАЧАЛУ БИТВЫ ЗА КАВКАЗ

А. В. Карташев

TO THE QUESTION OF THE RELATION OF FORCES OF THE PARTIES OF THE SOVIET AVIATION AND THE LUFTWAFFE BY THE BEGINNING OF THE BATTLE FOR

THE CAUCASUS

A.V. Kartashev

В наши дни российскому обществу как никогда необходима правда о Великой Отечественной войне, она требуется как аргумент в спорах с теми, кто принижает роль СССР в победе над фашистской Германией, так и в качестве подтверждения опыта, который необходим для использования в войнах современности. Только правдивый показ событий прошлой войны может быть интересен молодежи, на которую направлен поток мероприятий военно-патриотического воспитания. Битва за Кавказ победоносно завершилась 80 лет назад, однако в вопросах ее освещения остается немало спорных моментов. Одним из них является показ соотношения сил сторон авиационных группировок Красной Армии и люфтваффе к моменту начала Битвы за Кавказ. Нам уже приходилось касаться истории боевого применения советской авиации в сражениях на Кавказе, и вопрос необъективности показа соотношения сил сторон по боевым самолетам поднимался [1, с. 74-75], но до конца обоснован не был. Этот вопрос требует проработки так как неправильная оценка сил противника и своих возможностей ведет к принятию необоснованных решений в боевой обстановке. Неверно переданная историческая информация в лучшем случае вызывает лишние вопросы и недоверие со стороны общества, в худшем - может привести к поражению

Карташев Андрей Владимирович - доктор исторических наук, доцент, начальник центра изучения истории медицины с музейным комплексом Ставропольского государственного медицинского университета, 355017, г Ставрополь, ул. Мира, 310, e-mail: andreyy_kartashev@rambler. ru, т. 8(8652)35-30-72.

на поле боя, если опыт прошлой войны берется за основу в наши дни.

Исходя из этого, цель данной работы - выявить объективную картину реального соотношения сил авиации у сторон к началу Битвы за Кавказ. Достижение данной цели предусматривает детальный анализ количественного состава самолетного парка у противостоящих сторон, поэтапное рассмотрение состава сил различного рода авиационных формирований на театре военных действий с применением общенаучных подходов, сочетающихся со специальными методами исторического исследования, в частности, с историко-системным и историко-типологиче-ским. В качестве материалов исследования используются труды военных историков, архивные источники из электронных баз данных Министерства обороны Российской Федерации «Память народа», «Подвиг народа». В исследовании применен количественный анализ фактического материала.

Одним из ранних исторических трудов, посвященных истории Великой Отечественной войны, где детально освещалась Битва за Кавказ, стало шеститомное издание «История Великой Отечественной войны Советского Союза 19411945 гг.» (1960-1965 годов издания). Сравнение сил авиации перед началом Битвы за Кавказ в нем было показано так: «Для захвата Кавказа предназначались <...> более 1 тыс. самолетов

Andrey Kartashev - Stavropol State Medical University, 310 Mira Street, Stavropol, 355017, e-mail: andreyy_ kartashev@rambler.ru, t. +7(8652)35-30-72.

4-го воздушного флота. Противник превосходил войска Южного фронта <.. .> по авиации - почти в 8 раз». На следующей странице пояснялось, что в составе 4-й воздушной армии Южного фронта насчитывалось 126 боевых самолетов. Ниже сообщалось, что войска Северо-Кавказского фронта имели в своем составе 5-ю воздушную армию [2]. Значит, были и другие силы авиации, которые могли противостоять 4-му флоту люфтваффе.

Маршал А.А. Гречко в «Битве за Кавказ» писал, что противник против войск Южного фронта сосредоточил до 1 тыс. самолетов, а в 4-й воздушной армии насчитывалось всего 130 самолетов [3, с. 50]. Показатель превосходства

Обратим внимание, что приведенное соотношение сил касается всего 4-го воздушного флота люфтваффе и 4-й воздушной армии Южного фронта (исключительно только ее). Однако о Южном фронте упоминания нет. Складывается впечатление, что учету подлежали все силы авиации РККА и ВМФ на Кавказском направлении. Однако это не так. Но так как другого соотношения никто нигде не привел, в общественное сознание прочно вошло - 1:7,7 (или 1: 8).

Приведенная выше таблица в наши дни широко тиражируется в методических материалах преподавателей по теме Битвы за Кавказ, а соотношение сил 1:7,7 стало практически хрестоматийным, что не может не вызывать сожаления ученых историков. Так, например, учитель истории и естествознания опубликовала учебно-методические материалы по теме «Битва за Кавказ», в которых привела данную таблицу и предусмотрела задание ученикам: «Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы» [5]. Вывод, к которому может прийти школьник, анализируя данные из строки «боевые самолеты», несложно представить: ситуация катастрофическая.

Исследователь Битвы за Кавказ С.В. Януш в одной из своих работ показал еще более мрачную картину: «. защитники Кавказа уступали

люфтваффе здесь очевиден - 7,7 раза, но автор его не привел. Оно бы ввело читателя в заблуждение, так как ниже маршал писал и о составе сил 5-й воздушной армии, и численности ВВС Черноморского флота. Но и тут А.А. Гречко не дал иного соотношения.

Описывая состояние войск Южного фронта на 25 июля 1942 г., авторы пятого тома «Истории Второй мировой войны 1939-1945» отмечали: «Войска фронта поддерживала 4-я воздушная армия под командованием генерала К.А. Вершинина, имевшая 130 самолетов». Далее сообщалось, что против Южного фронта противник сосредоточил до одной тысячи боевых самолетов 4-го воздушного флота [4].

врагу почти в семь раз по живой силе, в 10 раз по самолетам и с огромным разрывом по танкам и орудиям» [6, с. 91].

Как видно, ситуация по соотношению сил авиации воюющих сторон в начале Битвы за Кавказ требует прояснения.

Первое, на что надо еще раз обратить внимание, - в тексте пятого тома «Истории Второй мировой войны 1939-1945» речь идет о войсках Южного фронта, и сопоставляются силы 4-й воздушной армии с 4-м воздушным флотом люфтваффе (чего, кстати не видно в таблице на карте). Конечно, удар на линии фронта принимал отходивший с Дона Южный фронт. Для наземных войск такой показатель, как соотношение сил на линии боевого соприкосновения, бесспорно важный и объективно отражающий положение дел. Но в отношении авиации - это далеко не так. Самолеты противника могут действовать на значительную глубину, уничтожая объекты тыла наших войск. В свою очередь, наша авиация, базирующаяся в глубине обороны, борется с такими целями. Даже легкий ночной бомбардировщик У-2, имеющий дальность полета 350-400 км, обладает тактическим радиусом в 150 км, не говоря уже о дальних бомбардировщиках. Битва за Кавказ развернулась на территории Дона, Кубани, Ставрополья, авто-

Таблица

Соотношение сил и средств сторон к началу битвы за Кавказ. 25 июля 1942 г.

Силы и средства Советские Немецко-фашистские Соотношение

войска войска

Люди 112 000 167 000 1:1,5

Орудия и минометы 2160 4540 1:2,1

Танки 121* 1130 1:9,3

Боевые самолеты 130 1000 1:7,7

* В том числе 104 танка, прибывшие в конце июля

номных республик Северного Кавказа. Здесь базировались многочисленные авиационные части и подразделения различной принадлежности, а также учебные заведения ВВС, которые участвовали в Битве за Кавказ.

Справедливости ради, стоит заметить, что авторы пятого тома «Истории Второй мировой войны 1939-1945» ниже привели численный состав 5-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота, но пересчета данного показателя сделано не было.

О некорректности сопоставления авиационных сил (1:7,7) говорит информация следующего содержания: «В период боев за переправы через Дон и отхода наших войск в предгорья Кавказа авиация 4-й и 5-й воздушных армий произвела более 9700 боевых самолетовылетов, сбросила на войска противника около 740 тонн бомб, более 7200 реактивных снарядов, израсходовала до 147 тыс. пушечных снарядов и свыше 1939 тыс. патронов» [3, с. 82].

К этому можно добавить информацию из «Отчета о боевой работе 4 воздушной армии за второй год Отечественной войны»: «С 19.7.42 г. в интересах войск Южного фронта начала действовать 5 Воздушная Армия <...> 21.7. силой 8 танков, 40 автомашин, 80 минометов (противник - авт.) переправился на южный берег р. Дон в районе Титов (15 км ю.-в. Николаевская) <...> На уничтожение этой переправы и перебазировавшейся на южный берег группы противника была брошена 238 САД (смешанная авиационная дивизия - авт.) 5 ВА» [7, л. 15].

Правда, отдаленное базирование авиасоединений (в 5-й ВА аэродромы находились на удалении более 100 км от районов боевых действий), наличие большого количества устаревших типов самолетов, частые перебои в снабжении горючим значительно снижали боевые возможности советской авиации. Несмотря на это, летчики успешно наносили удары по врагу. В условиях исключительно сильного противодействия истребителей противника и его зенитной артиллерии в период боев на Дону авиация 4-й и 5-й ВА только с 20 по 28 июля совершила 2431 самолетовылет. За это время наши летчики разрушили 14 вражеских переправ и 2 парома через Дон, уничтожили около 100 танков, до 800 автомашин, 19 бензоцистерн, 28 артиллерийских орудий. В период боев за переправы через Дон и отхода наших войск в предгорья Кавказа авиация 4-й и 5-й воздушных армий произвела более 9700 боевых вылетов, сбросила на войска противника около 740 т бомб, израсходовала более

7200 реактивных снарядов, до 147 тыс. пушечных снарядов и около 1 млн патронов [8].

Как видно, еще до начала Битвы за Кавказ на одном театре военных действий вместе с 4-й воздушной армией Южного фронта действовала авиация 5-й воздушной армии, обеспечивавшая войска Северо-Кавказского фронта, и не учитывать ее силы к началу битвы нельзя. Маршал Советского Союза А.А. Гречко писал о том, что к середине августа эта армия понесла серьезные потери, вместо 135 самолетов осталось 102 [3, с. 84]. Следовательно, можно сложить силы 4-й и 5-й воздушных армий: 130 плюс 135, итого 265. Превосходство противника в самолетах сокращается до 3,77. Но это далеко еще не всё.

В небе Северного Кавказа свои боевые задачи выполняла Авиация дальнего действия, не входившая в состав 4-й и 5-й воздушных армий. Она была представлена 50-й авиационной дивизией дальнего действия (АДДД), подчинявшейся командующему Авиацией дальнего действия. В ее составе имелось два полка: 81-й авиационный полк дальнего действия и 21-й дальний бомбардировочный авиационный полк. На вооружении полков находились самолеты ДБ-3 и СБ [9]. Согласно штату 030/255-А, в бомбардировочных полках полагалось иметь 22 самолета [10]. В расчетах за оба полка, с определенной долей допустимости, будем использовать количество 30 самолетов, т.е., менее половины штатного состава.

В дни захвата Ростова-на-Дону с аэродрома Батайск в район Грозного перебазировалась 105-я истребительная авиационная дивизия (ИАД) ПВО. Как и другие подобные соединения, она не входила в состав ни одной из воздушных армий, но боевые задачи по защите наземных объектов и уничтожению воздушного противника выполняла. Три истребительных авиационных полка (ИАП) дивизии (182-й, 234-й и 266-й) имели в своем составе на 1 августа 18, 5 и 26 боевых самолетов, соответственно, - всего 49. 6 августа в небе над Георгиевском командир эскадрильи 234-го ИАП капитан В.М. Усков сбил два бомбардировщика Ю-88: один - бортовым оружием, второй - тараном, за что первым среди летчиков в Битве за Кавказ удостоился звания Ге -роя Советского Союза [11]. Вместе 50-я АДДД, 105-я ИАД и обе армии имели 344 самолета. С учетом этого превосходство противника сокращается до 2,9 раза.

В противовоздушной обороне Закавказья участвовал 8-й истребительный авиационный корпус (ИАК) ПВО. В июле 1942 г. в его составе находились и производили боевые вылеты 82-й,

266-й, 267-й, 480-й, 481-й ИАП. Кроме подразделений этих полков, в воздух по тревоге для отражения налета воздушного противника поднимались экипажи 25-го запасного авиационного полка и Евлахской авиационной школы. До начала битвы налеты на Закавказье осуществлялись чаще с западного, южного и восточного направлений. Это были немецкие бомбардировщики Хе-111 [12]. Согласно штату 015/174 от 10.09.1941 г., в истребительном авиационном полку полагалось иметь 2 эскадрильи с 20 боевыми самолетами и 2 связных самолета в звене управления [10]. Таким образом, пять полков 8-го ИАК ПВО могли иметь в своем составе до 100 боевых самолетов. Всего получается 444 самолета, перевес противника соответственно менее чем в 2,3 раза.

Кроме авиационных частей ПВО, на территории Закавказья располагалась сеть летных военно-учебных заведений, оснащенных боевыми самолетами. В г. Евлахе Азербайджанской ССР находилась Батайская военная авиационная школа пилотов (отсюда временное наименование - Евлахская). В период с мая по октябрь 1942 г. она совершила 271 боевой вылет на перехват, поиск вражеских самолетов и патрулирование. За школой был закреплен район отражения налетов авиации противника на участках Далляр, Тасмано, Нуха, Ханлык, Джеват, ст. Городие. Летом 1942 г. школа сформировала на своей базе два истребительных авиационных полка по 20 самолетов каждый (один на ЛаГГ-3, другой на И-16), оба полка участвовали в обороне Кавказа. К началу войны школа включала в свой состав восемь эскадрилий и имела более трехсот самолетов [13]. Разумеется, часть самолетов была учебно-тренировочными. Вероятно, запас авиационного вооружения в школах был не настолько велик, чтобы обеспечить боевые вылеты всех самолетов одновременно. Поэтому в расчетах примем количество боевых самолетов, которое могла выставить такая школа, равное 20 (один строевой полк).

В состав ВВС Закавказского фронта входили Кировабадская военная авиационная школа пилотов, которая готовила летные кадры для бомбардировочной авиации на самолетах СБ, Р-5 и У-2. На территории Грузинской ССР действовали Тбилисская (она же Руставская) военная авиационная школа пилотов (20-я ВАШП), с ноября 1941 г. она готовила летчиков на истребителях И-16, Як-7, МиГ-3, ЛаГГ-3, и Цнорис-Цхальская ВАШП - также для подготовки пилотов истребительной авиации. В городах Телави

и Тбилиси находились 21-я и 26-я военные авиационные школы первоначального обучения [14].

Если условно принять боевой потенциал всех указанных шести летных школ равным 120 машинам, то с учетом этого отставание в соотношении сил сторон сокращается менее чем до 1,8 раза (1000 к 564).

На территории Закавказских республик дислоцировалась 4-я запасная авиационная бригада со штабом в Тбилиси, предназначенная для перегонки из Ирана в СССР боевых самолетов, поступавших от союзников по ленд-лизу, и переучиванию на них летчиков строевых частей ВВС Красной Армии. Перегонку авиатехники осуществлял 11-й запасной авиационный полк, располагавшийся в г. Кировабаде Азербайджанской ССР. В двух его эскадрильях осуществлялось переучивание летного состава на бомбардировщики, в третьей - на истребители [15]. В составе бригады находился и уже упомянутый 25-й запасной истребительный авиационный полк, экипажи которого с аэродрома Аджикабул в Азербайджане поднимались на уничтожение воздушного противника еще до начала битвы за Кавказ. 26-й запасной авиационный полк на аэродроме Сандар (г. Марнеули, Грузинская ССР) готовил маршевые полки на советских истребителях ЛаГГ-3, Як-7 и перегонял новые самолеты с авиационного завода в г. Тбилиси непосредственно в боевые части. Ряд летчиков полка имел боевой опыт. Об этом, в частности, свидетельствуют наградные документы командира полка подполковника П.И. Лагутина, который принял командование полком в июле 1942 года [16]. Таким образом, рассчитывая общий боевой потенциал советской авиации перед началом битвы за Кавказ, необходимо брать в расчет хотя бы часть сил 4-й запасной авиационной бригады, которая ограничено могла выполнять боевые задачи. Примем этот потенциал равным 50 процентам общего состава обычных трех полков - всего 30 самолетов. Получается: 1000 к 594, то есть, отставание сокращается до 1,68.

Помимо этого, еще до начала битвы за Кавказ стоял вопрос об участии в его обороне ВВС Черноморского флота, о чем писал в своих мемуарах К.А. Вершинин. 23 июля его вызвал командующий войсками Южного фронта генерал-лейтенант Р. Я. Малиновский и ознакомил с директивой Ставки. Кроме 5-й воздушной армии, в интересах фронта при обороне Дона должны были действовать и части ВВС Черноморского флота, которым предстояло дозаправляться на аэродроме подскока в районе Краснодара [17].

Согласно данным, приведенным А. А. Гречко, в строю ВВС Черноморского флота находилось 216 самолетов [3, с. 64]. С учетом возможностей авиации Черноморского флота соотношение сил сторон по авиации составляло 1000 : 810, т.е. ВВС уступали люфтваффе в 1,2 раза.

Подтверждением участия ВВС Черноморского флота в битве за Кавказ в первые ее дни является следующая информация: «В ночь с 23 на 24.7 по переправам у Николаевская и Конс-тантиновская действовали ВВС ЧФ на сухопутных и морских самолетах, произвели с/вылетов по Николаевка 6 ДБ-3 и 7 СБ, по Константинов-ская 4 СБ и 22 МБР-2» [7, л. 17].

В период боев на Дону в конце июля 1942 г. принимала участие Закавказская особая авиационная группа ГВФ. До начала битвы за Кавказ управление группы находилось в Тбилиси, два авиаотряда базировались в аэропорту Новоа-лексеевка, третий - в Баку. Несмотря на то, что летчики ГВФ летали на транспортных самолетах У-2, ПС-9, ПС-41, Ли-2, выполняемые ими вылеты назывались боевыми. Об этом, в частности, свидетельствует наградной лист младшего лейтенанта Е.В. Белашева, который в период боев на Дону выполнял ответственные задания командования фронта по разведке движущихся колонн противника и связи между своими частями, за что 1 августа 1942 г. командованием авиагруппы был представлен к Ордену Красного Знамени [18]. Летчики ГВФ имели боевой опыт: участвовали в Иранском походе, обороне Крыма. В битве за Кавказ они обеспечивали перебазирование боевых частей на новые аэродромы, перевозили личный состав, боеприпасы и снаряжение. Экипажи летали зачастую без сопровождения истребителей, чем подвергали себя опасности. Согласно справочнику Генерального штаба ВС СССР, с 28 января по 3 сентября 1942 г. существовала еще и Северо-Кавказская особая авиагруппа ГВФ, которая затем вошла в состав Закавказской авиагруппы.

Еще об одном боевом эпизоде нельзя не упомянуть, говоря о боевых вылетах экипажей ГВФ. 12 августа командир эскадрильи капитан

B.А. Седляревич, выполняя задание по разведке в районе станицы Хадыженской, установил угрозу окружения командного пункта (КП) командующего Северо-Кавказским фронтом

C.М. Буденного. Для выхода из окружения оставалась лишь одна не перерезанная противником дорога. Седляревич произвел посадку вблизи КП, доложил лично Буденному обстановку, по-

сле чего КП фронта быстро сменил место дислокации [7, л. 29].

В боевом составе ВВС Закавказского фронта к началу битвы за Кавказ можно найти и другие авиационные части, например, 149-ю разведывательную авиационную эскадрилью и 154-ю отдельную эскадрилью связи. Но не будем их самолетный парк включать в боевой потенциал ВВС Красной Армии на Кавказе к 25 июля 1942 г., так же, как и самолеты Закавказской особой группы ГВФ, хотя с их учетом можно считать силы сторон абсолютно равными. Глобально разница видна и без вспомогательной авиации: преимущество в 7,7 или в 1,2 раза - это существенно.

Что касается боевого состава 4-го воздушного флота люфтваффе, численность которого была названа в 1000 самолетов, то и здесь велика доля условности. Силы этого авиационного объединения противника в конце июля - начале августа уже были разделены между двумя направлениями: Сталинградским и Северо-Кавказским. На Кавказский театр военных действий был нацелен 4-й авиационный корпус. Исследователи полагают, что это около 500 машин. В то же время историки совершенно справедливо обращают внимание на возможность противника маневрировать авиационными силами между этими направлениями. Поэтому назвать точное количество самолетов противника, сосредоточенных на Кавказском направлении, не представляется возможным. Сравнивая состав советской и немецкой авиации на Кавказском направлении, И.В. Киселев говорит об их примерно равной численности [19].

Приведенные нами расчеты, пусть и приблизительные, свидетельствуют о том, что при соотношении 500:810, вообще можно говорить о преимуществе советской авиации. Но с учетом того, что ее авиационные полки различной подчиненности базировались на обширной территории Северного Кавказа и Закавказья и не могли быть применены одномоментно для отражения наступления противника на Дону, также остановимся на том, что по общему соотношению самолетов силы у противостоящих сторон были примерно равными.

Делая такой вывод, не следует забывать, что боевой потенциал сторон рассчитывается не только из количества, но и из реальных боевых возможностей каждого типа боевого летательного аппарата, и, к примеру, многие типы советских истребителей в начале войны уступали немецким. Зная боевой потенциал одного истре-

бителя, можно рассчитать суммарный потенциал всех истребителей той и другой стороны, сравнение полученных результатов даст более адекватную картину. Правда, только в случае сравнения «советские истребители - немецкие истребители». Но в общее количество включены самолеты разного назначения, включая истребители, бомбардировщики и штурмовики. Характеризуя возможности бомбардировщика и истребителя, их практически нельзя сравнивать между собой, а у противника в боевом строю преобладали как раз бомбардировщики. Таким образом, соотношение сил противоборствующих сторон по количеству самолетов дает лишь приблизительное представление о возможностях советских ВВС по выполнению боевых задач к началу битвы за Кавказ.

Еще один момент, на который бы хотелось обратить внимание. В расчетах боевого потенциала не учитываются субъективные факторы, например, умение командиров и штабов управлять авиационными частями и подразделениями, организовывать обеспечение и взаимодействие. О том, как реализовывался боевой потенциал в конкретных условиях обстановки, говорят следующие факты. 26 июля 1942 г. пять истребителей И-16 и девять ЛаГГ-3 вели воздушный бой в районе Ростова-на-Дону с двадцатью двумя Ме-109. В тот же день четыре И-16 и десять ЛаГГ-3 сражались с тридцатью Ме-109 в районе Батай-ска. Зачастую ввести в бой больше сил не представлялось возможным, так как истребители противника блокировали советские аэродромы в момент взлета и посадки самолетов [7, л. 23].

Тем не менее, проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы.

Во-первых, как видно, ощутимого преимущества в авиации противник не имел. Более того, можно говорить о паритете сил в воздухе обеих группировок.

Во-вторых, именно при таком соотношении сил сторон советская авиация в начальный период Битвы за Кавказ, работая по переправам через Дон, смогла совместно с наземными войсками в течение пяти дней сдерживать наступление немецкой группы армий «А». При соотношении сил 1000:130 это сделать было бы невозможно.

В-третьих, полученная картина реального положения на фронте делает неправомерным утверждение о том, что в советской авиации к началу Битвы за Кавказ дело обстояло очень плохо, и это стало одной из причин отступления наших войск с Дона. Проведенный анализ по-

зволяет говорить о том, что уже летом 1942 г. у советских ВВС были предпосылки к завоеванию господства в воздухе, которое произошло в небе Кубани в 1943 г.

В целом получение адекватных знаний дает возможность разобраться в истинных причинах происходивших событий. Возвращаясь к данным, приведенным в таблице, можно с уверенностью утверждать, что по количеству личного состава всех родов войск и самолетного парка Красная Армия могла успешно держать оборону Кавказа. Что стало причинами последовавшего отхода с рубежа Дона? С этим вопросом уже проще разбираться, когда проблема авиации из этих причин практически исключена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карташев А.В. Советская авиация в битве за Кавказ // Значение и роль Советского Союза в победе над нацистской Германией и ее союзниками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Новый взгляд и осмысление: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. (г. Ставрополь, 07 апреля 2022 г.) Ставропольский государственный аграрный университет: в 2 ч. Ч. 1. Ставрополь: Изд-во «Агрус», 2022. С. 73-80.

2. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.: в 6 т. Т. 2. М.: Воени-здат, 1961. С. 455-456.

3. ГречкоА.А. Битва за Кавказ. М. : Воениздат, 1967. 424 с.

4. История Второй Мировой войны 1939-1945 гг.: в 12 т. Т. 5. М. : Воениздат, 1975. С. 200-202.

5. Открытый урок. Первое сентября. URL: https:// urok.1sept.ru/articles/520422?ysclid=lkjo8nou oc388356423 (дата обращения 25.08.2023).

6. Януш С.В., Селюнин В.А. Операции Красной Армии на Северном Кавказе (1942-1943) // Научная мысль Кавказа. 2010. № 1. С. 90-99.

7. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее ЦАМО РФ). Ф. 319. Оп. 0004798. Д. 0053.

8. Пшеняник Г.А. Крах плана «Эдельвейс». Советская авиация в битве за Кавказ. 1942-1943. М.: Центрполиграф, 2013. С. 63-64.

9. Карташев А.В. Бои на Ставрополье: жаркий август сорок второго. Ставрополь: Изд-во СтГМУ 2021. С. 141-142.

10. Боевая структура авиационных полков в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. URL: http://ava.org.ru/front/shtat.htm (дата обращения 25.08.2023).

11. ЦАМО РФ. Ф. 20156. Оп. 1. Д. 3. Л. 69, 70.

12. ЦАМО РФ. Ф. 20536. Оп. 1. Д. 18. Л. 5-9.

13. Честь и Родине - превыше всего! К 70-летию образования Краснодарского высшего военно-

го авиационного училища летчиков (военного института) имени Героя Советского Союза А.К. Серова / Под общ. ред. В. И. Лашко. Краснодар : «Холидэй», 2008. С. 10-15.

14. ЦАМО РФ. Ф. 209. Оп. 1089. Д. 32. Л. 34.

15. Карташев А.В. Американские «бостоны» в небе Северного Кавказа в 1942-1943 гг. // Великая Отечественная война в истории и памяти народов Юга России: события, участники, символы: материалы III Всероссийской научной конференции. (г. Ростов-на-Дону, 30 июня - 01 июля 2022 г.). Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук. Ро-стов-н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2022. С. 162-172.

16. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 823. Л. 118.

17. Вершинин К.А. Четвертая воздушная. М. : Воени-здат, 1975. С. 155-156.

18. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 616. Л. 611.

19. Киселев И.В. Армия и флот в битве за Кавказ. Совместные операции на Черноморском побережье 1942-1943 гг. М.: Центрполиграф, 2022. С. 24-25.

REFERENCES

1. Kartashev A.V. Znacheniye i rol' Sovetskogo Soyuza v pobede nad natsistskoy Germaniyey i yeye soyuzni-kami v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 gg. Novyy vzglyad i osmysleniye : Sbornik statey po ma-terialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii . Stavropol, 2022, pp. 73-80.

2. Istoriya Velikoy Otechestvennoy voyny Sovetskogo Soyuza 1941-1945 gg. [History of the Great Patriotic War of the Soviet Union 1941-1945]. In 6 vol. Vol. 2. Moscow, Voyenizdat, 1961. P. 455-456.

3. Grechko А.А. Bitva za Kavkaz [Battle for the Caucasus]. Moscow, Voyenizdat, 1967. 424 p.

4. Istoriya Vtoroy Mirovoy voyny 1939-1945 gg. [History of World War II 1939-1945]. In 12 vol. Vol. 5. Moscow, Voyenizdat, 1975. 512 p.

5. Otkrytyy urok. Pervoye sentyabrya. [Public lesson. First of September]. Available at: https://urok.1sept. ru/articles/520422?ysclid=lkjo8nouoc388356423.

6. Yanush S.V., Selyunin V.A Nauchnaya mysl'Kavka-za . 2010. No. 1. P. 91.

7. TsAMO RF (Tsentralnyy arkhivMinisterstva oborony Rossiyskoy Federatsii [CAMD RF (Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation)], f. 319, inv. 0004798, case 0053.

8. Pshenyanik G.A. Krakh plana «Edel'veys». Sovets-kaya aviatsiya v bitve za Kavkaz, 1942-1943 [The

collapse of the Edelweiss plan. Soviet aviation in the battle for the Caucasus, 1942-1943]. Moscow, Tsen-trpoligraf, 2013. 379 p.

9. Kartashev A.V. Boi na Stavropolie: zharkiy avgust sorok vtorogo [Fighting in the Stavropol Region: hot August Forty-Two]. Stavropol, Publishing house of Stavropol State Medical University, 2021. 260 p.

10. Boyevaya struktura aviatsionnykh polkov v period Velikoy Otechestvennoy voyny 1941-1945 gg. [The combat structure of aviation regiments during the Great Patriotic War of 1941-1945]. Available at: http://ava.org.ru/front/shtat.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. TsAMO RF [CAMD RF], f. 20156, inv. 1, case 3.

12. TsAMO RF [CAMD RF], f. 20536, inv. 1, case 18.

13. Chest' i Rodina - prevyshe vsego! K 70-letiyu ob-razovaniya Krasnodarskogo vysshego voyennogo aviatsionnogo uchilishcha letchikov (voyennogo instituta) imeni Geroya Sovetskogo Soyuza A.K. Se-rova / pod obshch. red. V.I. Lashko [Honor and Motherland - above all! To the 70th anniversary of the formation of the Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots (Military Institute) named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov / ed. by VI. Lashko]. Krasnodar, «Holiday», 2008. 172 p.

14. TsAMO RF [CAMD RF], f. 209, inv. 1089, case 32.

15. Kartashev A.V Velikaya Otechestvennaya voyna v istorii i pamyati narodov Yuga Rossii: sobytiya, uchastniki, simvoly: materialy III Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii . Rostov-on-Don: Publishing House of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, pp. 162-172.

16. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33, inv. 686044, case 823.

17. Vershinin K.A. Chetvertaya vozdushnaya [Fourth air]. Moscow, Voenizdat, 1975. 348 p.

18. TsAMO RF [CAMD RF], f. 33, inv. 682524, case 616.

19. Kiselev I. V Armiya i flot v bitve za Kavkaz. Sovmest-nyye operatsii na Chernomorskom poberezhie 1942-1943 gg. [Army and navy in the battle for the Caucasus. Joint Operations on the Black Sea Coast 1942-1943]. Moscow, Tsentrpoligraf, 2022. 191 p.

Статья поступила в редакцию 29.07.2023;

одобрена после рецензирования 28.08.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 29.07.2023;

approved after reviewing 28.08.2023; accepted for

publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.