DOI 10.24412/cl-37234-2024-1-213-221
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАВА И МОРАЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ АРМЯНСКОГО ОБЩЕСТВА
Р.С. Арустамян
Арцахский государственный университет tatevik-777@list. ru
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена вопросам соотношении права и морали в армянском обществе. Вопрос о соотношении права и морали с древних времен и по сей день представляет собой одну из наиболее важных научных проблем, так как право и мораль являются важнейшими социальными регуляторами общественных отношений. Мораль, как и право, никогда и нигде не бывает вечной и неизменной, поэтому автор рассматривает особенности взаимодействия права и морали на современном этапе развития армянского общества. В настоящее время наблюдаем процессы влияния универсалиции (глобализации) на развитие духовных национальных ценностей. Поэтому задача нашего государства состоит в возможности сбалансировать мораль и право целесообразно, где национальные ценности совпадали бы с общечеловеческими ценностями.
Ключевые слова: право, мораль, общечеловеческие ценности, нравственно-правовое воспитание, армянское общество.
Рассматривая взаимодействие права и морали следует отметить, что они всегда представляли собой одну из наиболее важных научных проблем. Она остается злободневной и в наше время, так как право и мораль являются важнейшими социальными регуляторами общественных отношений. Более того, право и мораль занимают особое место в формировании духовного мира личности и ее сознания. Мораль и право поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан юридической и нравственной культуры, правосознания и правового воспитания. Поэтому вопрос о соотношение право и морали с древних времен и по сей день остается в центре внимания. Право начинает вторгаться во все жизненно важные сферы общественного регулирования общества, а мораль пронизывает практически все существующие отношения между людьми. Поэтому эти два социальных регулятора составляют основу современного армянского общества. И наша задача заключается не только в усилении взаимодействия правовых и моральных факторов, но и в ликвидации противоречий между этими двумя явлениями. Подчерки-
вая важность взаимодействия права и морали, необходимо также отметить о важной роли этих двух компонентов общества в становлении государственной власти. Отметим, что мораль является одной из форм общественного сознания. В ней отражаются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном и вредном для общества поведении. Мораль, так же как и право, никогда и нигде не бывает вечной и неизменной. Она возникает вместе с обществом, вместе с ним изменяется и развивается.
Общечеловеческие ценности и элементы морали закрепляются с помощью права. Мораль и право выдвигают одинаковые критерии для оценки поведения: справедливость, уважение естественных прав человека, гражданские и политические свободы. Нравственность опирается на метод убеждения. Также отметим, что нормы права отличаются от норм морали большей конкретностью. Более того сфера распространения и применения норм права гораздо уже, чем сфера норм морали.
Данная тема раскрывается в каждую эпоху по-своему, так как занимает важное место в системе общественного мировоззрения. Изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления прежних представлений о соотношении морали и права, которое бы отражало объективность происходящих процессов внутри общества.
Темпы изменения экономических, политических, духовных сфер в армянском обществе требуют нового анализа механизмов морально-правового взаимодействия. От эффективного взаимодействия этих регуляторов общественного поведения в значительной мере зависист состояние законности и правопорядка в стране, уровень правосознания и морального общества.
Право и мораль, дополняющие друг друга, представляются средством социального нормативного регулирования, поэтому право и мораль - неделимые понятия. Они функционируют в единстве с учетом своих различий, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.
Право и мораль объективно необходимы друг другу, и их взаимодействие выражается в нескольких аспектах, во-первых, во влиянии морали на формирование право, во-вторых, во влиянии права на формирование нравственных норм, в-третьих, в охране правом норм морали, в четвертых, в использовании нравственных норм при применении права.
О вопросе соотношения права и морали Гегель писал: «Мораль требует, чтобы прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступает в действие нравственные определения»1.
1 См.: Гегель Г. Работы разных лет. Т.2. М., 1973. С.102
Представления о нравственности начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Ученые древности считали, что наиболее справедлива та форма общежития людей, при которой закон и нормы нравственности общеобязательны как для граждан, так и для самого госу-дарства2.
Как справедливо заметил академик М.Н. Марченко: что теперь является правом, то некогда было лишь нравственностью, и всякая нравственность имеет тенденцию стать правом. И не удивительно, что такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», берутся под защиту правом, которое карает определенными санкциями за их нарушение3.
Необходимо отметить, что все, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все, что регулируется моралью, регулируется правом. В отличие от права, оперирующего такими терминами и критериями оценки поведения людей, как например, «правомерно», «неправомерно», в нормах морали отражаются совсем другие оценки и критерия поведения людей: «добро и зло», «честь и бесчестие»4.
Кант и Гегель исключали какое-либо принуждение в области морали. По мнению Канта - мораль автономна и существует независимо от внешних влияний. Согласно Гегелю - мораль результат внутреннего убеждения человека5.
Право и нравственность совпадают в своем содержании. Нормы нравственности запрещают посягать на жизнь человека, присваивать чужие вещи, не исполнять обещанного. То же самое повторяют нормы права, запрещая убийство, кражу. В результате одно и то же действие, нарушая одновременно и норму нравственности, и норму права, приводит в движение обе санкции. Итак, чтобы право могло поддерживать нравственность, необходимо, чтобы нравственность определяла государственный строй, потому что право есть продукт государства.
Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает особым, государственным регулятором. Однако процесс пра-вообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из «народа», то есть из обычаев, традиций, но в итоге нормы права «преподносятся» обществу все же от имени государства как его официального представителя.
Хочется особо отметить тот факт, что государство практически не принимает
2 См.: Апиян Н.А. Правосознание, правовое воспитание, правовая культура. Ер., 2001. С. 97.
3 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник, М., 2005, С. 457.
4 См.: Кант И. Основоположение к метафизике нравов. М., 1912. СС.18-19.
5 См.: Гегель. Сочиинения. т. VIII Философия права. С.91, С.92.
участия в формировании морали, не означает, что оно не оказывает никакого влияния на становление морали. Оно воздействует через право, политику, идеологию, средства массовой информации, однако, прямо нравственные нормы не устанавливает, как справедливо отмечает Г.Гегель: «Моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства»6.
Следует заметить, что нормы права допускают большую способность к видоизменению, нежели нормы нравственности, как метко заметил академик В.С. Нерсисянц, общественные взгляды изменяются гораздо медленнее, чем взгляды небольшого числа лиц, в руках которых сосредоточивается государственная власть. Общественное мнение (а не настроение) по вопросам общежития отличается большою устойчивостью, поэтому требования нравственности отмечается чертою постоянства'.
Право и мораль плодотворно обязаны «сотрудничать» во всех сферах, начиная с судебной сферы, в частности, в отправлении правосудия и деятельности органов правопорядка и юстиции.
Правосудие, по мнению выдающегося русского юриста Д.Ф. Кони, не может быть отрешено от справедливости. Заслуживает особого внимания его суждения о значении этики и нравственных норм в поведении судей. Современный процесс ставит судью лицом к лицу с живым человеком, пишет ученый, гласность и уст-ность внесли в судебное производство начало непосредственного восприятия материала для суждения. Однако возник новый элемент судебной деятельности -поведение судьи по отношению к людям, с которыми он призван иметь дело. Это поведение не есть простая совокупность поступков, следующих один за другим в порядке времени. Это есть систематический и последовательный ряд деяний, связанных между собой одним и тем же побуждением и одной и той же целью. Таким образом, складывается ряд этических правил образовывающих необходимую нравственную сторону в деятельности судьи и его ближних помощников. Поэтому следует изучать не только судебную технику и судебную практику, но и судебную этику как учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли судебной деятельности8.
Связь права и морали особенно ярко проявляется в процессе правотворчества. Правотворчество является объективно-субъективным процессом: характер
6 См. Гегель Г. Работы разных лет. Т.2, М., 1973. С. 37.
7 См. Нерсисянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. НОРМА ИНФА, М., 1999. С. 212.
8 См. Кони А.Ф. Избранные произведения. Госиздат юридической литературы. М., 1956. С. 38.
принимаемых правовых норм зависит не только от правовых и моральных ценностей общества, но и от индивидуальных представлений о праве и нравственности субъекта правотворчества. Нравственно-правовые нормы, предъявляя высокие требования к личным качествам сотрудника, должны быть нацелены на предотвращение коррупции, взяточничества, неуважительного отношения к гражданам и других негативных явлений. Смысл своей профессиональной деятельности сотрудник органов внутренних дел может определить только при понимании нравственных отношений и процессов, происходящих в современном обществе. От того, в какой мере нормы права выражают потребность и интересы народа, насколько эффективно они воздействуют на поведение людей, зависит во многом решение задач, стоящих перед нашим обществом. Любое общество в решении возникающих социальных проблем должно учитывать моральные принципы, так как мораль регулирует и совершенствует общественные отношения, и, тем самым, выступает опорой в решении современных общественных конфликтов. В последние годы моральный уровень в нашем обществе снизился, нет общеобязательной и общепризнанной морали, служащей основанием морального действия. В этой ситуации нравственные основы деятельности работников правоохранительных органов, судей, прокуроров, адвокатов приобретают особую значимость, так как именно они стоят на страже закона. Поэтому право и мораль, как социальные институты, призваны поддерживать ценность личности в государстве.
Один из факторов снижения морального уровня наших граждан является коррупция.
Уместно подчеркнуть, что коррупция не только снижает дееспособность государства, но, самое главное, коррупция подрывает доверие граждан к власти. Более того, коррупция представляет собой серьезную угрозу для правового государства, прав человека, справедливости, в том числе и социальной. Она мешает экономическому развитию, ставит под угрозу стабильность демократических институтов и нравственных устоев общества. Поэтому первоочередная задача государства - реформирование государственной службы и, как один из элементов этого реформирования, это - формирование корпуса высокоморальных, ответственных, профессионально подготовленных государственных деятелей и служащих. Злоупотребление правом имеет в большинстве случаев характер нарушения норм нравственности. Оно происходит при реализации субъектом своих прав в виде использования правовых предписа-
ний. Субъект действует аморально, если не соотносит свое поведение с общечеловеческими ценностями9.
Из вышеизложенного можно понять, что проблемы, связанные с деформацией нравственного сознания людей, отрицании моральных принципов приводит к самым различным, но всегда негативным последствиям, отрицательно влияет на жизнедеятельность общественных и государственных структур, профессиональных коллективов и каждого члена общества. Поэтому судьба взаимодействия права и морали в армянском обществе зависит от базовых нравственных ценностей членов нашего общества.
Непростые процессы, происходящие в армянском обществе, все больше и больше становятся предметом активных идеологических дискуссий. И регулирование с помощью права общественных отношений в области спорных с точки зрения морали, явлений и процессов может привести не только к дискуссиям в обществе, но и нередко к конфликтам. Речь идет о таких неоспоримых ценностях морали нашего общества, как достоинство и интересы нации, демократия, ответственность, добро, справедливость.
Очень печально отметить, что период, в котором находится наше общество, характеризуется разнообразием моральных взглядов, кризисом ценностей, отсутствием четкой государственной идеологии в данной области. Проблема взаимодействия морали и права на сегодняшний день заключается в отсутствии морально-правовой системы действия в решении любых проблем и противоречий. Особенно хочется отметить, что мораль в современном обществе не рассматривается как действенный регулятор.
Следует отметить, что после 44-дневной Карабахской войны в нашем обществе взаимодействие морали и права стало более сложным и многоплановым. Не придавая морали общезначимый характер, можно прийти к негативным последствиям, так как в обществе существует игнорирование правовых норм в случае их противоречия личным моральным нормам. Поэтому мораль особо важна для нашего общества в условиях нигилистического отношения к праву, прежним ценностям и идеалам. Наблюдаем нарушение преемственности поколений и слабую правовую активность граждан. Следует признать, что в современном обществе частный интерес, прибыль, деньги все больше обретают приоритетное значение и общепризнанные нравственные ценности отходят на второй план. То есть материальные ценности стали приоритетнее ду-
9 См. Юридическая энциклопедия под ред. Профессора Цагикяна С.Ш., Ер., 2017, С. 530.
ховных ценностей. Наблюдается кризис системы ценностей и ослабление моральных устоев общества. Поэтому и судьба взаимодействия права и морали в нашем обществе зависит от базовых нравственных ценностей членов нашего общества. Более того, право в последнее время потеряло свою ценность как регулятор общественных отношений, уступая место политике, а мораль как составляющая часть права стала их тенью.
Из вышеизложенного следует, что роль морали и права в жизни людей всегда была велика, а морально-правовые проблемы вызывали интерес, поэтому изменения в общественных отношениях (как внутри государства, так и в международных отношениях) требуют переосмысления прежних представлений о соотношении морали и права, которое бы отражало объективность происходящих процессов внутри государства. Поэтому право, в целом, должно соответствовать моральным взглядам общества. Как справедливо отмечает академик В.С. Нерсесянц, тесная связь правовых и моральных норм наиболее убедительно проявляется в том, что мораль выступает в качестве ценностного критерия права10. Однако в некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.
Современное армянское общество нуждается в справедливой правовой системе, где мораль определялось бы как ценностный критерий права, и большое внимание уделялось бы анализу действующегося законодательства и его оценке с точки зрения нравственности.
Применение такого механизма позволило бы обнаружить сущностные основания проблемы взаимодействия морали и права и их роли в целостном развитии современного общества, а также повышению их роли в морально-правовом воспитании человека. Следует отметить, что нравственно-правовое воспитание должно начинаться в дошкольном возрасте. Особая роль в этом процессе принадлежит дошкольным учреждениям, школам и вузам.
О единстве правового и нравственного воспитания писал еще Л.И. Петра-жицкий, указывая, что родители и воспитатели «должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии, им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права».11
В наших условиях идеальную правовую систему создать очень сложно, но возможно создать достойные законы, основанные на моральных нормах. В этом
10 См. Нерсесян В.С. Проблемы общей теории права и государства. М.: НОРМА ИНФА, 1999. С. 11.
11 См. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1910. Т. 2. С. 149.
и заключается одна из основных задач нашего общества. Более того, для стабильного развития общества недостаточно провозгласить и конституционно закрепить права и свободы человека, нужно создавать условия для формирования высокого уровня правовой культуры. Поэтому мораль, влияя на правосознание, способствует укреплению порядка в обществе, то есть взаимодействуя с правом, мораль улучшает качественные характеристики социального порядка. Например, такие моральные ценности, как патриотизм, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство, честность, милосердие занимают в сознании человека весомое место и корректируют правовое поведение.
На развитие духовных национальных ценностей негативно влияет так же процесс глобализации. Глобализация вносит изменения в стереотипы общественного, в том числе правового сознания, обуславливая необходимость модернизации национальных правовых систем, появления новых отраслей и институтов права и законодательства. Однако влияние глобализации на развитие национального права государств можно рассматривать двояко или в двух аспектах: с одной стороны, государства заимствуют друг у друга опыт, а с другой
- в процессе модернизации национального законодательства большой след оставляют моральные нормы права других стран, что приводит к «разногласию и восприятию» норм права и нормы морали в данном обществе. Поэтому возрождение и развитие духовных традиций армянского народа должно основываться на нравственных и правовых нормах, присущих нашей культуре. Судьба взаимодействия права и морали в нашем обществе также зависит от базовых нравственных ценностей членов нашего общества.
В результате достижений научно-технического прогресса новых явлений
- телевидение, Интернет, компьютерные технологии и др., использование которых изменили привычные правила поведения в обществе, привели к тому, что право и мораль не всегда могут дать своей оценки в виде запрета или дозволения одних и тех же новых явлений. Поэтому современная мораль входит в противоречие с вековыми устоявшимися представлениями о семье, браке. Наблюдаются современные проблемы правового обрамления новых форм квазисемейных образований. Речь идет о свободных союзах двух (или нескольких) совместно проживающих людей и о гомосексуальных парах, претендующих на статус семьи.
Поэтому задача нашего государства состоит в возможности сбалансировать мораль и право, но наладить их таким образом, чтобы это было целесообразно. Чтобы воспитывать наших граждан в духе уважения к праву, справедливым и законным интересам личности, законам, общества и государства. Право должно опираться на духовные ценности армянской нации и идеалам
справедливости.
Более того, необходим такой подход, который бы рассматривал право и мораль не только как явление, выражающее интересы социальных групп, но и как явление, где национальные ценности совпадали бы с общечеловеческими.
Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что моральные ценности в праве играют разностороннюю роль: 1) они выступают показателем качества права и правоприменения; 2) на основе моральных норм совершенстуются существующие нормы права и вырабатываются новые; 3) современное международное право также базируется на таких ценностях, которые имеют моральную основу - свобода, равенство, гуманизм, справедливость, честь, достоинство. Эти ценности посредством правотворчества закрепляются в нормативно-правовых актах и в правосознании людей и становятся правовыми ценностями; 4) право имеет настоящую ценность лишь тогда, когда закрепляет нравственные принципы и идеи, свойственные данному обществу; 5) право способствует утверждению справедливости, а также выполняет функцию охраны норм морали, закрепляя их юридическими санкциями; 6) право и мораль должны взаимодействовать, основываясь на общих ценностях.
TO THE QUESTION OF RELATIONSHIP OF LAW AND MORALITY ON THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE ARMENIAN SOCIETY
R. Arustamyan
Artsakh State University tatevik-777@list. ru
ABSTRACT
This article is devoted to the issues of the relationship between law and morality in the Armenian society. The question of the relationship between law and morality from ancient times to this day is one of the most important scientific problems, since law and morality are the most important social regulators of social relations. Morality, like law, is never and nowhere eternal and unchanging, therefore the author considers the features of the interaction of law and morality at the present stage of development of the Armenian society.
At present, we are witnessing the processes of influence of universalization (globalization) on the development of spiritual national values. Therefore, the task of our state is to be able to balance morality and law appropriately, where national values would coincide with universal human values. Keywords: law, morality, universal values, moral and legal education, Armenian society.