Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении понятий пол и гендер'

К вопросу о соотношении понятий пол и гендер Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2565
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SEX / GENDER / GENDER STUDIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Московская Н. Л., Куницына Е. В.

В статье описывается основной подход к определению новой для современной лингвистики категории гендера через корреляцию с понятием пол; а также предпринята попытка выделения основных дифференцирующих признаков категорий гендера и пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении понятий пол и гендер»

Московская Н.Л., Куницына Е.В.

Доцент педагогических наук, кафедра лингвистики и лингводидактики; соискатель, кафедра лингвистики и лингводидактики, Ставропольский государственный университет

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ПОЛ И ГЕНДЕР

Аннотация

В статье описывается основной подход к определению новой для современной лингвистики категории гендера через корреляцию с понятием пол; а также предпринята попытка выделения основных дифференцирующих признаков категорий гендера и пола.

Ключевые слова: пол, гендер, гендерные исследования. Keywords: sex, gender, gender studies.

Экспансионизм и антропоцентризм - вот две глобальные взаимообусловленные тенденции, которые все более отчетливо прослеживаются в современном теоретическом языкознании. Первая тенденция выражается в формировании комплексного междисциплинарного подхода к лингвистическим исследованиям. Вторую можно охарактеризовать как установку на всестороннее изучение проблемы «человек в языке», как акцент на том, что «за каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка»[2,27].

Человек одновременно является средоточием социальных законов, продуктом исторического развития этноса, результатом взаимодействия физических условий и биологических факторов с психическими механизмами, а также создателем и пользователем знаковых систем, в том числе системой вербальных и невербальных средств коммуникации. Следовательно, целесообразно считать гендер одним из ключевых компонентов структуры языковой личности, который определяется как «элемент современной научной модели человека, отражающей социокультурные аспекты пола, фиксируемые языком» [3,12].

Введение гендера как категории анализа в исследовательский аппарат лингвистики открыло перспективы для осмысления различных аспектов языка в ином ракурсе. В Западной Европе и США фундаментальное изучение гендерного фактора в языке активно ведется уже более двух десятилетий. Несмотря на достаточно длительное существование, категория гендера и сегодня остается весьма дискуссионной. Очень часто определить понятие гендер пытаются через его корреляцию с термином пол, что позволяет наиболее полно раскрыть сущность самой категории.

Данный подход наблюдаем в работах многих исследователей (Леонтьева, 1998; Пушкарев, 1998; Воронина, 2001; Шведова, 2000; Лорбер, 1999; Зиммерман, Уэст,1999; Скотт, 2001 и др.).

Несомненно, первоначальным было понятие пол, а половая принадлежность индивида казалась монолитной и однозначной. Однако уже античные ученые задумывались о соотношении грамматического рода и биологического пола. Долгое время (включая средневековье) бытовали взгляды, что грамматический род (genus) возник как отражение в языке природной данности - существование особей мужского и женского пола (самцов и самок). При этом именам мужского рода приписывались свойства силы, энергии, мощи, активности, а существительным женского - пассивности, слабости, мечтательности и греховности. Однако в 17 веке были открыты языки, в которых категории рода либо вообще не существовало, либо мужское и женское существовали как два обособленных варианта. Поэтому в настоящее время род имен существительных рассматривается как чисто лингвистическая категория, как класс слов,

характеризующийся определенными падежными окончаниями и особенностями согласования [4,19].

Только в ХХ веке выяснилось, что пол - сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза). Человек не рождается мужчиной или женщиной, а становится, причем в этом процессе важную роль играют социальные и культурные факторы. Тем более не сводятся к биологии различия в социальном поведении мужчин и женщин. С вовлечением женщин в общественно-производственную деятельность и образование привычное «половое разделение труда» перестало выглядеть универсальным. Это повлекло за собой изменения и в языке науки.

С целью преодоления биологического редукционизма, ученые ввели понятие «гендер». Новое понятие «гендер» обозначало совокупность социальных и культурных норм, которое общество приписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [1,12]. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.

Как в обыденной речи, так и в научном дискурсе, отличное от прежнего использование слова несёт новые нюансы в его понимании или кардинально новое понимание того или иного явления. С введением нового слова меняется ракурс рассмотрения вещей и явлений, по-иному ставятся акценты, меняются идеологемы и т.п.

В общем смысле, принято считать, что пол - это биологические и анатомические различия между мужчинами и женщинами, а «гендер» обозначает культурные, психологические, социальные и прочие различия, закрепленные традициями и часто зависящие от биологических причин. В подтверждение этому приведем слова К. Миллер и К. Свифт: «рискуя слишком упростить объяснение, можно сказать, что пол - это биологические данные, а гендер - социальное приобретение» [8,51].

«Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии "пола", то имеется в виду их биологическое различие. Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социокультурных дефиниций (определений) понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения» [7,305].

Примечательны попытки провести разграничение между понятиями, опираясь на проблему взаимоотношения части и целого. «Пол состоит из биологического пола и социокультурного пола, в котором, в свою очередь, должны быть различаемы социальная и культурно-символическая составляющая. При этом «пол» и «гендер» соотносится между собой не как род и вид, а как целое и часть» [5]. Халеева И.И., напротив, считает более широким понятием гендер, объединяющий биологический и социальный пол: «Гендер — своего рода междисциплинарная интрига, в основе которой сплетаются множество наук о человеке, о его не только биологической, но и социально и культурно обусловленной специфике, интриге как совокупности обстоятельств, событий и действий, в центре которых находится человек, личность» [6,9].

В аспекте рассматриваемой проблемы интересно мнение, высказанное Дж. Вуд, которая четко разграничивает понятия «естественный пол» и «гендер». Вуд определяет пол как совокупность биологических признаков, определенных набором хромосом и гормонами. Гендер же - это различные значения, импликации, модели, которые общество предписывает естественному полу [9].

По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру, как свет к цвету. Пол и свет - естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет - исторические, культурно-обусловленные категории, с помощью которых люди произвольно группируют определенные свойства,

придавая им символическое значение. Хотя физиология восприятия света у людей более или менее одинакова, одни культуры терминологически различают только два или три, а другие - несколько десятков и даже сотен цветов.

В совокупности различия между полом и гендером можно представить в виде следующей таблицы №1:

Таблица 1

Пол (биологический) Гендер (социальный пол)

Естественный Социально сконструированный

Функционально-семантическая категория: отражает информацию о биологическом поле участников денотативной ситуации, лежащей в основе семантики высказывания. Категория коммуникативно-прагматического типа: отражает социокультурную основу межполовых различий в речи [Кирилина].

Мужской и женский Маскулинный и феминный

Врожденный Приобретенный

Проявляется в различии гениталий и репродуктивных функций. Мужчины и женщины внутри рода Homo sapiens идентичны независимо от социального уклада, культуры, традиций конкретного общества Проявляется в определенных качествах мужчин и женщин, в поведении, социальных ролях и обязанностях. Мужчины и женщины различаются внутри пола в зависимости от расы, этноса, возраста, социального класса, религии, сексуальной ориентации, родительских функций и др.

Неизменный, постоянный Изменчивый

Пол и гендер находятся на разных полюсах в жизни человека. Пол является стартовой позицией, с ним человек рождается, он очевиден с момента рождения, его не выбирают. Пол детерминирован биологическими факторами, гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией. Гендер конструкция иного полюса. Это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Мужчины и женщины являются культурными продуктами своих обществ.

Мы приходим к выводу, что появление понятия гендера ни исторически, ни логически не случайно, а разграничение на первый взгляд синонимичных терминов пол и гендер является на данном этапе развития гендерных исследований чрезвычайно важным.

Литература

1. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. - Мн.: Пропилеи, 2000. - 384 с.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 261 с.

3. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты - М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 1999. - 180с.

4. Пушкарев Л.Н. Гендерный анализ и его применение к изучению истории культуры // Отечественная история. - 1999. - №1. - С. 19-29.

5. Рябов О. В. "Матушка-Русь": Опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. - М.: Ладомир, 2001. -202 с.

6. Халеева И.И. Гендер как интрига познания // Гендер как интрига познания. Сборник статей. - М., 2000.- С. 9-18.

7. Hornsby J. The Oxford Companion of Philosophy. N.Y., 1995. P. 305

8. Miller C., Swift K. Words and Women. Garden City, N.Y.: Anchor Press, 1977.

9. Wood J. W. Gendered Lives. Communication, Gender, and Culture. Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.