Научная статья на тему 'Категория гендера как объект изучения лингвистики'

Категория гендера как объект изучения лингвистики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2451
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прудникова Евгения Сергеевна

Статья раскрывает историю и содержания гендера как социокультурного конструкта, затрагивая вопрос о соотношении понятий пола и гендера. Касаясь теоретико-методологических положений рассмотрения феномена гендера, автор делает вывод о ключевых гендерных характеристиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER CATEGORY AS AN OBJECT OF LINGUISTIC RESEARCH

The article reveals the history and meaning of gender as a socio-cultural construction; it touches the problem of correlation between the notions of -sex‖ and -gender‖. Discussing theoretico-methodological assumptions of gender studies the author distinguishes key gender characteristics.

Текст научной работы на тему «Категория гендера как объект изучения лингвистики»

УДК 8Г373.4

E. С. Прудникова

КАТЕГОРИЯ ГЕНДЕРА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ

Статья раскрывает историю и содержания гендера как социокультурного конструкта, затрагивая вопрос о соотношении понятий пола и гендера. Касаясь теоретико-методологических положений рассмотрения феномена гендера, автор делает вывод о ключевых гендерных характеристиках.

Ключевые слова: гендер, гендерная лингвистика, гендерные отношения

Ye. S. Prudnikova

GENDER CATEGORY AS AN OBJECT OF LINGUISTIC RESEARCH

The article reveals the history and meaning of gender as a socio-cultural construction; it touches the problem of correlation between the notions of “sex” and “gender”. Discussing theoretico-methodological assumptions of gender studies the author distinguishes key gender characteristics.

Key words: gender, gender linguistics, gender relations

Категория gender была введена в понятийный аппарат науки в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии. Вскоре она была позаимствована и лингвистикой, оказавшись плодотворной для прагматики и антропоориентированного описания языка в целом. Гендерный фактор, учитывающий природный пол человека и его социальные «последствия», является одной из существенных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни определенным образом влияет на осознание идентичности, а также на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума.

Таким образом, термин гендер первоначально использовался для описания социальных, культурных, психологических аспектов «женского» в сравнении с «мужским», то есть «при выделении всего, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как женщин и мужчин» [10, с. 16]. В этот период развития лингвогендерологии речь шла преимущественно о женских исследованиях (women s studies).

В 80-е гг. XX в. появилось более уравновешенное понимание гендера как проблемы не только экспликации женской истории, жен-

ской психологии и т. п., но и как проблемы всестороннего исследования женственности и мужественности и связанных с ними социальных и культурных ожиданий. В 90-е гг. XX в. возникло направление, исследующее только мужественность, пришло осознание того, что маскулинность имеет разные проявления в любом обществе; главное из этих направлений получило название доминирующей мужественности (hegemonic masculinity) [1, с. 115].

В современных формулировках понятия гендера дифференцировано отношение между понятиями гендер и пол. Социально и культурно значимые различия в поведении, обычаях и социализации в целом мужчин и женщин достаточно давно спорадически фиксировались в научном описании, особенно в антропологии и этнографии. Однако идея о разграничении понятий биологического пола и пола социального (гендер) возникла лишь в период постмодернизма [9, с. 138].

В работах М. Розальдо, Л. Ламфере, Р. Унгер, А. Рич, Г. Рабин понятие гендер трактовалось как «набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности» [10, с. 147].

ПРУДНИКОВА Е. С.

Категория гендера как объект изучения лингвистики

О. В. Рябов объясняет отношение понятий пол и гендер как целое и часть:

«Пол состоит из биологического пола и социокультурного пола, в котором, в свою очередь, должны быть различаемы социальная и культурносимволическая составляющая. При этом „пол" и „гендер" соотносятся между собой не как род и вид, а как целое и часть» [11, с. 11].

В другой трактовке более широким понятием является гендер, объединяющий биологический и социальный пол:

«Гендер — своего рода междисциплинарная интрига, в основе которой сплетаются множество наук о человеке, о его не только биологической, но и социально и культурно обусловленной специфике, интриги как совокупности обстоятельств, событий и действий, в центре которых находится человек, личность» [13, с. 9].

В современной отечественной филологии сформировалось определение гендера как конвенционального идеологического конструкта, в котором аккумулированы представления о том, что значит быть мужчиной и женщиной в данной культуре [8, с. 15]. Социальная природа гендера отличает его от пола, который представляет собой биологическую категоризацию, основанную главным образом на способности к воспроизводству. Начало разграничению этих понятий было положено известным тезисом Симоны де Бовуар о том, что женщинами не рождаются, а становятся: индивид формируется как тип личности, который в его/ее обществе и культуре определяется как «мужчина» или «женщина», в процессе социализации [3, с. 84].

В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а «конструируются» обществом (doing gender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями [4, с. 32]. Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации. Они особым образом выражают ее системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами.

В конце XX века появилось определение гендера как важной когнитивной категории, используемой при восприятии человека человеком:

«...в лингвистике понятие „гендер" соотносится с конструируемыми в языке и закрепленными в сознании его носителей образами, качествами и характеристиками поведения, а также с совокупностью атрибутов, которые приписываются мужчинам и женщинам в определенном социокультурном сообществе» [6, с. 8].

Основные теоретико-методологические положения гендерного концепта основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах; социальные институты и организации; а также самоидентификация личности. Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение личности, в том числе и речевое, и на процессы ее языковой социализации [1, с. 273].

В словаре гендерных терминов гендер определен как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола» [12, с. 21].

Итак, современное языкознание в большинстве своем трактует понятие гендера как структурно-членимый и разноаспектный лингвистический объект. А.В.Кирилина, И.А.Гусейнова, М. В. Томская, М. Д. Городникова, С. А. Коновалова, Е.С. Гриценко, Г.Г. Слыш-кин, И.И.Халеева, О. А. Васькова, И. В. Зыкова, М.С. Колесникова и другие представители и последователи Московской лингвистической школы гендерологии определяют гендер как социокультурный конструкт, связанный с приписыванием индивиду определенных качеств и норм поведения на основе его биологического пола. Являясь продуктом развития общества и культуры, гендер обладает динамичностью и конвенциональностью; язык и ком-

ВЕСТНИК КРАУНЦ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 1 (23) 2014 ISSN 1816-8280

Филология

муникация репрезентируют (манифестируют) гендер [7]. Будучи конструктом, гендер, подобно мозаике, складывается из набора черт и поведенческих стереотипов, характеризую-

Библиографич

1. Антология гендерной теории / сост., комент.

Е.Гаповой, А. Усмановой. — Минск: Пропилеи, 2000. — 383 с.

2. Белая Н. В. Гендер как фактор социальных отно-

шений в английской, американской и русской лингвокультурах: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. — М., 2009— 18с.

3. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1-2. — М.; СПб.,

1997.

4. Воронина О. А. Введение в гендерные исследо-

вания // Валдай-97: материалы первой Рос. школы по женским и гендерным исследованиям. — М., 1997. — С. 29-34.

5. Гриценко Е. С. Язык как средство конструиро-

вания гендера: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. — Тамбов, 2005. — 48 с.

6. Картушина Е. А. Гендерные аспекты фразео-

логии в массовой коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. — Ижевск, 2003. — 43 с.

7. Кирилина А. В. Гендерные аспекты языка и ком-

муникации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19, —М., 2000, —40с.

щих концепты мужественности и женственности в определенной культуре, национальный язык, в свою очередь, является средством конструирования гендера [2, 5].

ский список

8. Кирилина А. В. О применении понятия «гендер»

в русскоязычном лингвистическом описании // Филол. науки. — 2000. — №3. — С. 18-27.

9. Кирова А. Г. Развитие гендерных исследований

в лингвистике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. — 2009. — №8 (86). — С. 138-140.

10. ПушкареваН.Л. Гендерные исследования: рож-

дение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999. — 385 с.

11. Рябов О. В. «Матушка-Русь»: опыт гендерного

анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. — М.: Ладомир, 2001. — 202 с.

12. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Де-

нисовой; Регион, обществ, орг. «Восток-Запад: женские инновационные проекты». — М.: Информация XXIвек, 2002. —256с.

13. ХалееваИ.И. Гендер как интрига познания //

Гендер как интрига познания: сб. ст. / сост. А. В. Кирилина. — М., 2000. — 192 с. — С. 9-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.