УДК 8Г373.4
E. С. Прудникова
КАТЕГОРИЯ ГЕНДЕРА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ
Статья раскрывает историю и содержания гендера как социокультурного конструкта, затрагивая вопрос о соотношении понятий пола и гендера. Касаясь теоретико-методологических положений рассмотрения феномена гендера, автор делает вывод о ключевых гендерных характеристиках.
Ключевые слова: гендер, гендерная лингвистика, гендерные отношения
Ye. S. Prudnikova
GENDER CATEGORY AS AN OBJECT OF LINGUISTIC RESEARCH
The article reveals the history and meaning of gender as a socio-cultural construction; it touches the problem of correlation between the notions of “sex” and “gender”. Discussing theoretico-methodological assumptions of gender studies the author distinguishes key gender characteristics.
Key words: gender, gender linguistics, gender relations
Категория gender была введена в понятийный аппарат науки в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии. Вскоре она была позаимствована и лингвистикой, оказавшись плодотворной для прагматики и антропоориентированного описания языка в целом. Гендерный фактор, учитывающий природный пол человека и его социальные «последствия», является одной из существенных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни определенным образом влияет на осознание идентичности, а также на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума.
Таким образом, термин гендер первоначально использовался для описания социальных, культурных, психологических аспектов «женского» в сравнении с «мужским», то есть «при выделении всего, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как женщин и мужчин» [10, с. 16]. В этот период развития лингвогендерологии речь шла преимущественно о женских исследованиях (women s studies).
В 80-е гг. XX в. появилось более уравновешенное понимание гендера как проблемы не только экспликации женской истории, жен-
ской психологии и т. п., но и как проблемы всестороннего исследования женственности и мужественности и связанных с ними социальных и культурных ожиданий. В 90-е гг. XX в. возникло направление, исследующее только мужественность, пришло осознание того, что маскулинность имеет разные проявления в любом обществе; главное из этих направлений получило название доминирующей мужественности (hegemonic masculinity) [1, с. 115].
В современных формулировках понятия гендера дифференцировано отношение между понятиями гендер и пол. Социально и культурно значимые различия в поведении, обычаях и социализации в целом мужчин и женщин достаточно давно спорадически фиксировались в научном описании, особенно в антропологии и этнографии. Однако идея о разграничении понятий биологического пола и пола социального (гендер) возникла лишь в период постмодернизма [9, с. 138].
В работах М. Розальдо, Л. Ламфере, Р. Унгер, А. Рич, Г. Рабин понятие гендер трактовалось как «набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности» [10, с. 147].
ПРУДНИКОВА Е. С.
Категория гендера как объект изучения лингвистики
О. В. Рябов объясняет отношение понятий пол и гендер как целое и часть:
«Пол состоит из биологического пола и социокультурного пола, в котором, в свою очередь, должны быть различаемы социальная и культурносимволическая составляющая. При этом „пол" и „гендер" соотносятся между собой не как род и вид, а как целое и часть» [11, с. 11].
В другой трактовке более широким понятием является гендер, объединяющий биологический и социальный пол:
«Гендер — своего рода междисциплинарная интрига, в основе которой сплетаются множество наук о человеке, о его не только биологической, но и социально и культурно обусловленной специфике, интриги как совокупности обстоятельств, событий и действий, в центре которых находится человек, личность» [13, с. 9].
В современной отечественной филологии сформировалось определение гендера как конвенционального идеологического конструкта, в котором аккумулированы представления о том, что значит быть мужчиной и женщиной в данной культуре [8, с. 15]. Социальная природа гендера отличает его от пола, который представляет собой биологическую категоризацию, основанную главным образом на способности к воспроизводству. Начало разграничению этих понятий было положено известным тезисом Симоны де Бовуар о том, что женщинами не рождаются, а становятся: индивид формируется как тип личности, который в его/ее обществе и культуре определяется как «мужчина» или «женщина», в процессе социализации [3, с. 84].
В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а «конструируются» обществом (doing gender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями [4, с. 32]. Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации. Они особым образом выражают ее системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами.
В конце XX века появилось определение гендера как важной когнитивной категории, используемой при восприятии человека человеком:
«...в лингвистике понятие „гендер" соотносится с конструируемыми в языке и закрепленными в сознании его носителей образами, качествами и характеристиками поведения, а также с совокупностью атрибутов, которые приписываются мужчинам и женщинам в определенном социокультурном сообществе» [6, с. 8].
Основные теоретико-методологические положения гендерного концепта основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах; социальные институты и организации; а также самоидентификация личности. Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение личности, в том числе и речевое, и на процессы ее языковой социализации [1, с. 273].
В словаре гендерных терминов гендер определен как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола» [12, с. 21].
Итак, современное языкознание в большинстве своем трактует понятие гендера как структурно-членимый и разноаспектный лингвистический объект. А.В.Кирилина, И.А.Гусейнова, М. В. Томская, М. Д. Городникова, С. А. Коновалова, Е.С. Гриценко, Г.Г. Слыш-кин, И.И.Халеева, О. А. Васькова, И. В. Зыкова, М.С. Колесникова и другие представители и последователи Московской лингвистической школы гендерологии определяют гендер как социокультурный конструкт, связанный с приписыванием индивиду определенных качеств и норм поведения на основе его биологического пола. Являясь продуктом развития общества и культуры, гендер обладает динамичностью и конвенциональностью; язык и ком-
ВЕСТНИК КРАУНЦ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 1 (23) 2014 ISSN 1816-8280
Филология
муникация репрезентируют (манифестируют) гендер [7]. Будучи конструктом, гендер, подобно мозаике, складывается из набора черт и поведенческих стереотипов, характеризую-
Библиографич
1. Антология гендерной теории / сост., комент.
Е.Гаповой, А. Усмановой. — Минск: Пропилеи, 2000. — 383 с.
2. Белая Н. В. Гендер как фактор социальных отно-
шений в английской, американской и русской лингвокультурах: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. — М., 2009— 18с.
3. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1-2. — М.; СПб.,
1997.
4. Воронина О. А. Введение в гендерные исследо-
вания // Валдай-97: материалы первой Рос. школы по женским и гендерным исследованиям. — М., 1997. — С. 29-34.
5. Гриценко Е. С. Язык как средство конструиро-
вания гендера: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. — Тамбов, 2005. — 48 с.
6. Картушина Е. А. Гендерные аспекты фразео-
логии в массовой коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. — Ижевск, 2003. — 43 с.
7. Кирилина А. В. Гендерные аспекты языка и ком-
муникации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19, —М., 2000, —40с.
щих концепты мужественности и женственности в определенной культуре, национальный язык, в свою очередь, является средством конструирования гендера [2, 5].
ский список
8. Кирилина А. В. О применении понятия «гендер»
в русскоязычном лингвистическом описании // Филол. науки. — 2000. — №3. — С. 18-27.
9. Кирова А. Г. Развитие гендерных исследований
в лингвистике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. — 2009. — №8 (86). — С. 138-140.
10. ПушкареваН.Л. Гендерные исследования: рож-
дение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999. — 385 с.
11. Рябов О. В. «Матушка-Русь»: опыт гендерного
анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. — М.: Ладомир, 2001. — 202 с.
12. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Де-
нисовой; Регион, обществ, орг. «Восток-Запад: женские инновационные проекты». — М.: Информация XXIвек, 2002. —256с.
13. ХалееваИ.И. Гендер как интрига познания //
Гендер как интрига познания: сб. ст. / сост. А. В. Кирилина. — М., 2000. — 192 с. — С. 9-18.