Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении норм административного и финансового права'

К вопросу о соотношении норм административного и финансового права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8928
845
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ НОРМА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / LEGAL NORM / ADMINISTRATIVE LAW / FINANCIAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрыкина Наталья Ивановна

Статья посвящена сравнительному анализу норм административного и финансового права на основе сопоставления предмета и метода административного и финансового права и других характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question about the Ratio of Norms of Administrative and Financial Law

Article is devoted to the comparative analysis of norms of the administrative and financial law on the basis of comparison of a subject and a method of the administrative and financial law and other characteristics.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении норм административного и финансового права»

--------- ПРАВО -------------------

К вопросу о соотношении норм административного и финансового права

Н.И. Петрыкина

Статья посвящена сравнительному анализу норм административного и финансового права на основе сопоставления предмета и метода административного и финансового права и других характеристик.

Вопрос о соотношении административно-правовых и финансово-правовых норм вытекает из проблемы соотношения административного и финансового права, их предметов, методов, источников и институтов. В советской правовой науке дискуссия по этому вопросу началась еще в 1960-1970-х гг. и, по сути, продолжается до сих пор, так как до настоящего времени проблема соотношения (разграничения) административного и финансового права не подвергалась всестороннему изучению учеными-пра-воведами и, как следствие этого, не получила серьезного доктринального обоснования.

Были высказаны в основном две основные точки зрения. Первая была предложена Р.О. Хал-финой. Она полагала, что советское финансовое право выделилось из государственного и административного и является подотраслью последнего. Эта точка зрения была поддержана Б.Н. Ивановым, М.И. Пискотиным и другими учеными. Согласно другой концепции, финансовое право изначально является самостоятельной отраслью права, возникшей одновременно с государственным и административным. Эту точку зрения подробно обосновал в 1976 г. В.В. Бесчеревных1.

В дореволюционной российской системе права финансовое право являлось самостоятельным. В Советском же государстве, после коренной перестройки отношений собственности и политической системы, финансовая деятельность стала объектом централизованного государственного управления, а административно-командная систе-

ма определяла соответствующие методы управленческого воздействия. Управление финансами считалось (хоть и с некоторыми особенностями) частью государственного управления, которое, в свою очередь, регулировалось нормами административного права, что и дало основание Р.О. Халфиной для вывода о том, что советское финансовое право не является самостоятельным, а является подотраслью права административного. В то же время даже сторонники этой концепции признавали наличие у финансового права особого, обладающего собственной спецификой, объекта регулирования. Этим объектом являлись (и являются) финансы и(или) финансовая система.

В настоящее время возврат к многоукладной экономике обусловил необходимость развития финансового права в качестве самостоятельной правовой отрасли. Однако по-прежнему вопрос о соотношении административного и финансового права остается открытым, поскольку как в советское время, так и сейчас ученая дискуссия так и не продвинулась дальше обсуждения темы самостоятельности (или несамостоятельности) финансового права.

Актуальность проблеме добавили и недавние изменения в Номенклатуре специальностей научных работников, согласно которым финансовое право было исключено из специальности 12.00.14 (административное право; финансовое право; информационное право) и включено в отдельную специальность 12.00.04 (финансовое право; налоговое право; бюджетное право)2. Тем самым было

Петрыкина Наталья Ивановна - к.ю.н., старший преподаватель кафедры административного и финансового права МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]

подчеркнуто, что финансовое право в целом - отрасль самостоятельная и с административным правом никак не связанная.

Однако, несмотря на это, никто из ученых (по крайней мере, в настоящее время) не отрицает комплексного характера обеих отраслей, который выражается в использовании единого метода правового регулирования, в сходном правовом статусе субъектов правоотношений, а также в наличии смежных институтов (главным образом принуждения и контроля). Вышесказанное обуславливает теснейшую взаимосвязь норм административного и финансового права, сходства и различия которых и являются предметом этой статьи. «В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников»3 - так написано в современном учебнике.

Как известно, нормы права можно классифицировать по множеству различных признаков. Для целей настоящей статьи мы возьмем лишь те из них, которые позволяют наиболее ярко отразить сходства и различия административно-правовых и финансово-правовых норм. Это легче всего сделать с помощью таких признаков, как предмет и метод регулирования, субъект правотворчества, а также назначение норм.

Предмет регулирования

Специфика правовой нормы ярче всего выражается в содержании предмета ее регулирования, то есть круге тех общественных отношений, которые она опосредует. Нормы административного права регулируют общественные отношения:

- в сфере организации и деятельности исполнительной власти (а точнее, органов публичной администрации, включая муниципальные органы и юридические лица публичного права, которым государство делегировало исполнение части своих функций);

- в сфере административной юстиции; институтах государственной службы, а также вну-триаппаратных отношениях в органах судебной и законодательной властей.

Общей содержательной характеристикой всех этих групп отношений является их направленность на реализацию органами исполнительной власти и иными уполномоченными субъектами управленческих функций в области политики, экономики, социально-культурной сферы, обороны и безопасности. Отсюда следует, что нормы административного права, во-первых, являются публичными, а во-вторых, им свойствен управленческий характер.

Предметом финансового права, по мнению большинства ученых, следует считать совокупность общественных отношений, возникающих в сфере образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов

денежных средств в целях реализации различных государственных задач. Однако и это определение, выработанное почти два десятилетия назад, сегодня требует корректировки с учетом произошедших экономических изменений. Например, как разграничить финансовые отношения и денежные, не следует ли частично включать частные финансы в предмет регулирования, оправданно ли использование в правовых дефинициях экономической терминологии («финансы», «денежные отношения») без учета и глубокого анализа различий в понимании этих категорий экономистами и юристами?

Тем не менее, исходя из данного определения, мы можем выявить такие особенности финансово-правовых норм, как их публичность и все тот же управленческий характер, так как понятно, что деятельность государства по «образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств» есть деятельность централизованная, упорядоченная, то есть, по сути, управленческая. Однако здесь же кроется и различие, так как налицо разница в объекте регулирования. В административном праве им выступает не только экономическая, но и социально-культурная и политическая деятельность государства. Более того, объектом регулирования являются не сами экономические отношения, а лишь общественные отношения, возникающие в ходе реализации органами исполнительной власти функций по управлению экономическими процессами, выражающиеся в виде:

- формирования системы органов исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции;

- закрепления прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти;

- осуществления государственного контроля и надзора и т.д.

Объектом регулирования финансового права выступают исключительно финансы или финансовая система, то есть аккумулирование и дальнейшее распределение денежных фондов (финансовых ресурсов), а также частично формирование и функционирование финансовой системы, контроль за ней. То есть финансово-правовые нормы опосредуют более узкий и более специфический круг общественных отношений по сравнению с нормами административно-правовыми.

Метод регулирования

Поскольку и административное, и финансовое право являются публичными, их нормы в основном являются императивными, что связано с властным характером правоотношений, обусловленным наличием в них властного субъекта (например, органа представительной или исполнительной власти, Центрального банка и т.п.). Так, Налоговый кодекс РФ закрепляет обязанность органов, организаций, должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц4. В то же время в обеих отраслях можно найти немало примеров использования диспози-

тивных норм. Например, Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»5 закрепляет право частных лиц обращаться в государственные органы с обращениями и корреспондирующую обязанность этих органов их рассмотреть. Налоговый кодекс РФ6 закрепляет право муниципальных образований на установление местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц).

Вместе с тем ряд ученых отмечают различие в указанных методах. Например, было высказано мнение о принципиальном отличии методов регулирования, используемых финансовым правом на том основании, что «по своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей»7. На наш взгляд, эта содержательная особенность никак не влияет на сущностную природу метода, поэтому ее вряд ли можно признать заслуживающей серьезного внимания. К тому же далеко не все конкретные способы регулирования финансового права касаются установления платежей. Например, Центральный банк обладает обширными полномочиями по осуществлению надзора и наблюдения в национальной платежной системе8.

В то же время можно согласиться с мнением, высказанным Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко и другими о том, что «большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при административно-отраслевом управлении. За каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание. В связи с этим различна и степень императивности норм»9.

Таким образом, во-первых, в административном праве значительная часть императивных норм регулирует отношения субъектов, находящихся в субординационной зависимости друг от друга (например, вышестоящий орган-нижестоящий орган), в то время как в финансовом праве императивные нормы регулируют в основном отношения субъектов, находящихся в зависимости функциональной (налоговые органы-налогоплательщики). Во-вторых, в отличие от императивных норм административного права, содержание императивных норм финансового права в гораздо большей степени обусловлено объективными экономическими процессами, нежели политической волей государства.

Субъекты правотворчества

По субъектам правотворчества нормы административного и финансового права можно разделить прежде всего на нормы, принятые международными организациями, и нормы, принятые Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. По общему правилу, общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы России и имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. Надо сказать, что в области финансового права (и особенно налогового права и валютного регулирования) существует значительный мас-

сив наднационального регулирования. Налоговый кодекс РФ в статье 7 прямо устанавливает приоритет норм международных договоров по сравнению с нормами российского законодательства. Особенно велико число международно-правовых норм, регулирующих вопросы двойного налогообложения. На сегодняшний день Россия является участницей более 80 межгосударственных и межправительственных двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения.

Среди источников административного права тоже можно встретить немало международных договоров и соглашений, причем не только межгосударственных и межправительственных, но и межведомственных. Подобные документы регулируют самый широкий круг вопросов, связанный с реализацией органами исполнительной власти своих полномочий. На их основе осуществляется международное сотрудничество на уровне государств, правительств и ведомств в области миграционной политики, борьбы с преступностью, противодействия коррупции и терроризму, обеспечению военной безопасности, освоения космоса, социального обеспечения, экономического регулирования и многих других вопросов. В качестве примеров можно привести Соглашение Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки об упрощении визовых формальностей для граждан РФ и граждан США, Договор между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении и др.10.

Продолжая классификацию норм по субъектам правотворчества, мы можем разделить их на нормы Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, нормы, принятые представительными и исполнительными органами государственной власти, нормы, принятые организациями и учреждениями, уполномоченными на то органами государственной власти, и нормы правовых актов муниципальных образований.

Нормативную основу как для административного, так и для финансового права составляют нормы Конституции РФ, нормы конституций и уставов субъектов РФ. Прежде всего, конституционные нормы закрепляют разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Так, административное право и процесс отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, а финансовая сфера разделена на области исключительного ведения Российской Федерации, области совместного ведения и ведения субъектов РФ. Финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные банки и др. отнесены к области исключительного ведения РФ. К сфере совместного ведения отнесены общие принципы налогообложения и сборов, а к ведению субъектов РФ - бюджетное регулирование и налогообложение на уровне субъекта и иные вопросы11.

Значительное число административно-правовых и финансово-правовых норм принимаются в форме законов. Надо отметить, что в отличие от финансового права, немалое количество административно-правовых норм принимаются в форме федеральных конституционных законов (ФКЗ «О Правительстве», ФКЗ «О чрезвычайном положении» и т.п.)12. Для правового регулирования любой отрасли большое значение имеет наличие или отсутствие кодификации норм. Это является и показателем уровня развития отрасли, и отражением качества нормативного регулирования, и важной правовой гарантией защиты прав субъектов соответствующих общественных отношений.

Одной из актуальных проблем административного права является как раз недостаточный уровень кодификации. Обширное нормативное регулирование этой отрасли может «похвастаться» наличием одного-единственного кодифицированного источника-Кодекса об административных правонарушениях РФ, в то время как целый комплекс норм, закрепляющих процедуры взаимодействия органов исполнительной власти и частных лиц, а также порядок обжалования последними неправомерных действий и решений властных субъектов долгое время остается не кодифицированным.

В финансовом праве, напротив, существует несколько кодифицированных актов федерального законодательства, которые составляют важнейшую часть финансового права как отрасли законодательства. Это прежде всего Бюджетный и Налоговый кодексы как самостоятельные и чисто финансово-правовые источники. Кроме того, некоторые нормы финансового права содержатся в таких актах, как Гражданский кодекс, Арбитражно-процессуальный кодекс, уже упомянутый КоАП, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Эти акты регулируют отдельные материальные и процессуальные отношения и содержат комплекс охранительных норм (меры обеспечения производства и меры наказания).

Помимо того, административно-правовые и финансово-правовые нормы содержатся в большом количестве федеральных законов, законов субъектов РФ и актах муниципальных образований. В обеих отраслях значителен массив подзаконного регулирования, то есть актов, принятых органами исполнительной власти и иными уполномоченными органами. Указы и распоряжения президента и правительства, положения, инструкции и другие акты министерств, служб и агентств являются важной составной частью источников административно-правовых и финансово-правовых норм. С этим связаны такие их общие особенности как множественность, изменчивость и противоречивость. Стоит отметить, что в административном праве удельный вес норм подзаконного характера намного больше, чем в финансовом праве, что связано с более широким кругом регулируемых отношений.

Множественность источников норм влечет за собой еще одну их особенность: все три элемента нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) редко

бывают сформулированы в виде единого правила. Как правило, санкции норм закрепляются отдельно либо в иной части нормативного акта, либо вообще в другом нормативном акте. Это весьма распространенная правовая практика, которая тем не менее многократно снижает эффективность регулирования, затрудняет правоприменение и создает почву для юридических коллизий.

Ярким примером подобного рода является Бюджетный кодекс, содержащий составы бюджетных правонарушений, санкции по которым «потерялись» в недействующем ныне Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (например, ст. 293 БК «Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств»).

Правом издания административно-правовых и финансово-правовых норм обладают и особые субъекты правотворчества, в доктрине зарубежного права называемые юридическими лицами публичного права. Речь идет об особых государственных организациях и учреждениях, осуществляющих от имени государства общее регулирование отношений во вверенной им области и наделенных для этого нормотворческими полномочиями. Так, Центральный банк РФ, являющийся главным банком страны и наделенный широкими функциями по управлению кредитно-денежной системой, обладает функциями по изданию нормативных актов в форме указаний, положений и инструкций, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» наделена правом нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности13.

Все правовые нормы различаются по действию в пространстве, времени и по кругу лиц. По действию в пространстве нормы административного и финансового права могут быть федерального характера (то есть действующие на территории всей страны), нормы субъектов РФ (действующие на территории данного субъекта), нормы местного самоуправления (действующие на территории муниципального образования) и нормы локального регулирования. Последние в финансовом праве практически не применяются, зато достаточно широко распространены в праве административном. Данные нормы вырабатываются субъектом самостоятельно для регулирования своей внутренней деятельности. Таковы, например, правила внутреннего трудового распорядка в государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В финансовом праве к таким нормам с некоторой оговоркой можно отнести внутренние инструкции кредитных учреждений, регламентирующие организационные вопросы деятельности последнего.

По действию во времени нормы административного и финансового права могут быть постоянными и временными. Общей яркой отличительной особенностью норм административного и финансового права является то, что среди них достаточно много временных, чье действие ограничивается заранее установленным сроком. Например, таковы административно-правовые нормы, регулирующие

правовой статус субъектов в условиях действия экстраординарных режимов (чрезвычайное, военное положение) или нормы законов о бюджете на текущий год и т.д.

По характеру регулирования нормы права могут быть материальными (закрепляющими права, обязанности и ответственность субъектов) и процессуальными (закрепляющими порядок реализации материальных норм). Финансовое и административное право содержат нормы как материального, так и процессуального характера, причем в обеих отраслях процессуальные нормы четко не отделены от материальных и полностью не кодифицированы. Более того, каждая отрасль испытывает потребность в дальнейшем совершенствовании именно процессуальных отношений, разработке и унификации соответствующего законодательства, устранении пробелов в регулировании. Кроме того, процессуальные отношения являются той сферой, где административное и финансовое право взаимодействуют особенно тесно. Это касается, прежде всего, применения механизма административного принуждения и ответственности, который обеспечивает исполнение финансово-правовых норм. Далее мы коснемся этого вопроса подробнее.

По назначению нормы административного и финансового права бывают регулятивными и охранительными. И если регулятивные нормы в обеих отраслях составляют в целом достаточно полный массив законодательства, то дальнейшее совершенствование комплекса охранительных норм необходимо обеим отраслям. В административном праве это должны быть нормы, закрепляющие ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за нарушения, допущенные при реализации ими своих полномочий в отношении частных лиц. В финансовом праве это совершенствование института ответственности.

До настоящего времени проблема применения принуждения и ответственности в финансовом праве рассматривалась учеными достаточно однобоко. Большинство сходятся во мнении, что обеспечение исполнения финансово-правовых норм осуществляется за счет комплекса охранительных норм административного права. Во многом именно этот факт и обусловливал теснейшую взаимосвязь финансового и административного права и давал основания говорить о финансовом праве как подотрасли административного.

Действительно, меры административного принуждения (предупредительные, пресекательные, обеспечительные и меры наказания) активно используются в финансовых правоотношениях. Примерами могут служить проведение налоговых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, приостановление деятельности кредитной организации, наложение административных штрафов и многие другие. За большинство составов налоговых и бюджетных правонарушений предусмотрены административно-правовые санкции, содержащиеся в КоАП. То есть можно в общем говорить о том, что норма финансового права не имеет собственной санкции, а ее исполнение обеспечено санкциями административно-правовыми, уголовными или гражданско-правовыми (начисление пеней в налоговом праве). Другими словами, финансовое право не имеет собственного вида юридической ответственности - финансово-правовой ответственности.

Однако Налоговый и Бюджетный кодексы содержат целый комплекс собственных норм охранительного характера. Например, в Налоговом кодексе есть глава «Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов», а в Бюджетном кодексе есть нормы, посвященные государственному и муниципальному финансовому контролю14. Это означает, что собственный механизм финансово-правового принуждения уже сложился, а значит, нельзя исключать появления в будущем и нового вида юридической ответственности - финансово-правовой.

Таким образом, административно-правовые и финансово-правовые нормы имеют, безусловно, много сходных черт, тесно взаимодействуют между собой, составляя комплексные институты административного и финансового права. Вместе с тем эти нормы имеют и свою собственную специфику, обусловленную особенностями предмета регулирования каждой отрасли.

Petrykina N.I. To the Question about the Ratio of Norms of Administrative and Financial Law.

Summary: Article is devoted to the comparative analysis of norms of the administrative and financial law on the basis of comparison of a subject and a method of the administrative and financial law and other characteristics.

----------- Ключевые слова ------------------------------------- Keywords —

Правовая норма, административное право, Legal norm, administrative law, financial law.

финансовое право.

Примечания

1. См.: Финансовое право. Учебник / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. М.: ООО «ТК Велби, 2003. С. 23-24.

2. Приказ Минобрнауки от 10.01.2012 № 5 .{Эл. ресурс}.11В1_: http://www.consultant.ru

3. См.: Теория государства и права. Учебник / Под. ред. С.С. Алексеева. М.: НОРМА, 2005.

4. См.: Налоговый кодекс РФ 1998 г.{Эл. ресурс}.11В1_: http://www.consultant.ru

5. ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

6. Налоговый кодекс РФ1998 г.{Эл. ресурс}.11В1_: http://www.consultant.ru

7. См.: Финансовое право. Учебник/Под ред. Н.И Химичевой. М.: ЮРИСТ, 1999. С.42.

8. ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», п.4.1 ст. 4.

9. См.: Финансовое право. Учебник / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. М.: ООО «ТК Велби, 2003. С. 23.

10. См.: .{Эл. ресурс}.11В1_: http://www.consultant.ru

11. См.: Конституция РФ 1993 г. Ст.71,72,73. {Эл. pесурс}.URL: http://www.consultant.ru

12. См.: ФКЗ «О Правительстве РФ», ФКЗ «О чрезвычайном положении» {Эл. pесурс}.URL: http://www.consultant.ru

13. См.: ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ФЗ от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» {Эл. pесурс}.URL: http://www.consultant.ru

14. См.: главу 11 Налогового кодекса РФ и раздел IX Бюджетного кодекса РФ {Эл. pесурс}.URL: http://www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.