УДК 340.1
Юридические науки
Хамидуллина Руфина Рустемовна, студент 1 курса юридического факультета Стерлитамакский филиал БашГУ, Россия, г. Стерлитамак
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ЗАКОННОСТИ КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО
РЕЖИМА
Аннотация: в данной статье анализируется определение законности как политического режима, а также её содержание. Рассматриваются требования выполнения данного режима, а также его отличие от иных правовых институтов. Затрагивается опыт Российской Федерации в установлении режима законности.
Ключевые слова: законность, требования, право, режим, политика.
Abstract: this article analyzes the definition of legality as a political regime, as well as its content. The requirements for the implementation of this regime, as well as its difference from other legal institutions, are considered. The experience of the Russian Federation in establishing the rule of law is touched upon.
Keywords: legality, requirements, law, regime, policy.
Дискуссии и содержании законности ведутся в науке давно. Что можно отнести к законности? Государственную волю, творение власти или отражение сознания народа? Способ принуждения выполнения чьей-то воли ли гарантия свободы общества? Эти и иные чрезвычайно важные вопросы поднимаются в теории и практике в плане соотношения права и политики, права и власти.
Решение такого рода вопросов обычно обуславливается политико-правовым режимом, а также господствующей идеологией в области понимания прав человека, свободы, власти права в целом. Как правило, речь идет либо о
диктаторских началах, либо об известных либерально-демократических началах во взаимоотношениях населения с государственной властью.
Обобщая, можно сказать, что законность - это общественно-политический режим, включающий в себя господство закона и права в общественной жизни, а также неукоснительное осуществление правовых норм всеми участниками общественных отношений.
Рассматривая законность в широком социально-политическом смысле, можно выделить её как режим общественно-политической жизни. Законность трактуется именно как своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни преобладают идеи справедливости, гуманизма, точное и неуклонное соблюдение законов, а также гарантия прав граждан выступает как основа жизни общества.
Стоит отметить, что категория «режим» наиболее объективно и полно характеризует содержание законности, показывая, что она является фундаментом нормального функционирования всей общественной системы. Такая правовая атмосфера ограждает личность от произвола власти, а общество от беспорядка, хаоса и насилия.
Не стоит забывать, что законность нельзя отождествлять с похожими правовыми явлениями. Законность не устоявшийся порядок отношений несмотря на то, что это общественно-политический режим жизни. Обозначенный порядок правовых отношений определяется как правопорядок.
Также, ошибочным мнением является то, что законность отождествляют с правомерными действиями деятельности людей. В теории права определено, что законность выражается в системе определённых объективных требований, которые предъявляются всем субъектам общественной жизни, урегулированной правом. Действительно, одна часть определена к гражданам, различным организациям, однако другая - к различным ветвям государственной власти.
Как отмечалось выше, основу законности составляют некоторые требования, неисполнение которых влечет к её краху. Так, основу законности составляет требование неукоснительного соблюдения и исполнения всеми
субъектами права действующих законов. Это требование тесно связано с одним из свойств права - общеобязательностью. Это требование является основным, так как закон жив тогда, когда исполняется всеми и безусловно. Стоит также отметить, что наравне с этим требованием важна всеобщность права, то есть закон должен властвовать над всеми. Именно право, а не политические, идеологические или личные мотивы должны лежать в основе общественного регулирования. Поэтому для режима законности так важна законодательная регламентация общественных отношений [1, с. 17].
К следующему требованию можно отнести верховенство закона. Однако сводить законность к соблюдению только законов, значит ограничивать её содержание. Господство законности есть исполнение всех правовых предписаний.
Требование неукоснительной реализации прав и свобод обращено не к управомоченному субъекту, который может пассивно или активно реализовывать свои права. Нужно помнить, что необходимо не только предоставить право, но и обеспечить его реализацию.
Также, законность должна обеспечивать недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Иначе говоря, законность - антоним произвола, а именно деятельности, которая основывается на субъективных решениях. Должностные лица должны руководствоваться не своим мироощущением и идеалами, а лишь конкретными правовыми предписаниями. Это правило касается не только правоприменительных органов, но и правотворческих, которые должны исключать пробелы в праве, провоцирующие условия для беззакония [3, с. 57].
Проанализировав данные требования, можно отметить, что только при неукоснительном соблюдении всех этих требований, в обществе будет полностью реализован режим законности. Как можно увидеть, в основном, они обращены к властным структурам.
Что касается российского опыта, можно сказать, что в рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и не
демократические методы осуществления власти, что позволяет говорить о двойственности политического режима. Российский политолог Красин Ю.А. акцентирует внимание на том, что политическая система нынешней России представляет собой «странный антиномичный симбиоз демократии и авторитаризма, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны».
Вполне очевидно, что данный режим не может быть описан только с помощью характеристик «авторитаризм» и «демократия». По мнению одного из реформаторов перестроечной волны. Яковлева А.Н., проблема России заключается в том, что она «находится в состоянии давнего противоборства двух основных тенденций либерализма и авторитаризма, определяющих на самом деле будущее России» [4, с. 10].
Особенностью современного развития России является возникновение режима, в котором интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют переходным или гибридным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. Вместе с тем, неразвитость демократических институтов в России неминуемо будет к разочарованию в них и появлению в обществе тяги к «сильной руке» и к надеждам, что авторитарный лидер гарантирует стабильность и порядок [2, с. 120].
Таким образом, стоит отметить тот факт, что своего связь между законностью и политическим режимом, наиболее тесная. Политический режим не может пока обходиться без установленного в обществе того четкого уровня законности, однако, в свою очередь, законность невозможна без четко организованных и сформированных государственных органов.
Библиографический список:
1. Кицыра О. В. Понятие и актуальность законности сегодня // Правовед. 2014. № 4. С. 16-19.
2. Никонов В. Путинизм. Курс лекций. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2015. 168 с.
3. Покровский И.В. Особенности становления законности // Юридические науки. 2017. №3. С. 56-59.
4. Чернова Э.Р. Теория государства и права: Учебное пособие. Стерлитамак: СФ БашГУ 2016. 191 с.
5. Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. 2016. №2. С. 5-15.