Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И НОРМАТИВНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «РУКОПАШНЫЙ БОЙ»'

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И НОРМАТИВНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «РУКОПАШНЫЙ БОЙ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНЫЙ БОЙ / СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / НАСТАВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / СПОРТ / ЕДИНОБОРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефременко Максим Андреевич, Ефременко Дарья Олеговна

Рассматривается вопрос соотношения содержания понятия «рукопашный бой», применяемого в научной и нормативно-правовой среде. Основное внимание уделено основным источникам, регламентирующим технику рукопашного боя, как основу служебно-прикладной подготовки сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефременко Максим Андреевич, Ефременко Дарья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE CONTENT AND NORMATIVE CONSOLIDATION OF THE CONCEPT OF «HAND-TO-HAND COMBAT»

The article deals with the issue of correlation between the content of the concept of «hand-to-hand combat», used in the scientific and regulatory environment. The main attention is paid to the main sources regulating the technique of hand-to-hand combat, as the basis for service-applied training of law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И НОРМАТИВНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «РУКОПАШНЫЙ БОЙ»»

Научная статья

УДК 37:796/799; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-123-126 NIION: 2018-0077-3/22-187 MOSURED: 77/27-024-2022-03-386

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

К вопросу о содержании и нормативном закреплении понятия

«рукопашный бой»

Максим Андреевич Ефременко1, Дарья Олеговна Ефременко2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 maximkaefremenko@yandex.ru

2 darja.o.re-va@rambler.ru

Аннотация. Рассматривается вопрос соотношения содержания понятия «рукопашный бой», применяемого в научной и нормативно-правовой среде. Основное внимание уделено основным источникам, регламентирующим технику рукопашного боя, как основу служебно-прикладной подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: рукопашный бой, служебно-прикладная подготовка, наставление, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, спорт, единоборства

Для цитирования: Ефременко М. А., Ефременко Д. О. К вопросу о содержании и нормативном закреплении понятия «рукопашный бой» // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 123-126. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2022-3-123-126.

Original article

To the question of the content and normative consolidation of the concept of «hand-to-hand combat»

Maxim A. Efremenko1, Daria O. Efremenko2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

1 maximkaefremenko@yandex.ru

2 darja.o.re-va@rambler.ru

Abstract. The article deals with the issue of correlation between the content of the concept of «hand-to-hand combat», used in the scientific and regulatory environment. The main attention is paid to the main sources regulating the technique of hand-to-hand combat, as the basis for service-applied training of law enforcement officers.

Keywords: hand-to-hand combat, service-applied training, instruction, physical training, fighting techniques, sports, martial arts

For citation: Efremenko M. A., Efremenko D. O. On the issue of the content and normative consolidation of the concept of «hand-to-hand combat» // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):123-126. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2022-3-123-126.

Актуальной и важной задачей функционирования правоохранительной системы и вооруженных сил государства является специальная подготовка сотрудников силовых ведомств и военнослужащих, которая выступает критерием оценки функционирования всей системы государственных органов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Рукопашный бой исторически воспринимался как основа в подготовке техники ведения боя без специальных средств и оружия, основываясь на физической силе.

Широкое понимание рукопашного боя сводится к противостоянию соперников с применением приемов различных единоборств либо с применением различного вида оружия. Стоит отметить, что на сегодняшний день «рукопашный бой» нельзя сводить только к виду поединка. Рукопашный бой представляет собой понятие сложное и многозначное, что объясняется количеством сфер общественной жизни, где он активно применяется. Во-первых, в спортивной среде. С 1985 года основываясь на положениях

© Ефременко М. А., Ефременко Д. О., 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

№ 3 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Единой Всесоюзной спортивной классификации 1985-1988 годов рукопашный бой считается самостоятельным видом спорта, развивающимся и функционирующим сегодня в рамках Всероссийской и Международной федерации рукопашного боя. Во-вторых, в правоохранительной сфере, как способ задержания лиц, обеспечения безопасности граждан, т. е. значением термина рукопашный бой выступает направление в служебно-прикладной подготовке сотрудников правоохранительных органов. В-третьих, в военной среде, как способ уничтожения живой силы противника путем открытого поединка. В-четвертых, рукопашный бой рассматривается как вид самообороны (самозащиты) граждан, изучающийся в коммерческих спортивных, военно-патриотических и других организациях. Проблематика соотношения содержания бытового и специального (научного) понимания термина связана с тем, что ни один нормативный правовой акт в Российской Федерации не содержит данного понятия.

В научной среде, по мнению С. М. Ашкинази, В. А. Торопова и др. рукопашный бой принято считать самостоятельным видом единоборств, который основывается на наличии:

- ударной техники;

- бросковой техники;

- болевых и удушающих приемах;

- навыков комплексного применения всего арсенала средств в условиях реальной схватки или на спортивных состязаниях;

- методики обучения и тренировки;

- методики психологической подготовки;

- методики формирования волевых и моральных качеств.

Очевидно, что на современном этапе своего развития рукопашный бой имеет два основных направления - прикладное и спортивное. Прикладное направление связано с освоением техник применения боевых приемов борьбы рукопашного боя сотрудниками правоохранительных органов. В зависимости от поставленных задач, содержание и методика применения приемов может быть различной, но основной целью их применения всегда выступает задержание лица, ограничение свободы его передвижения, пресечение угрозы в отношении граждан. Соответственно подготовка построена на развитии соответствующих навыков без причинения физического вреда задерживаемому.

Спортивное направление представляет собой систему подготовки и участия спортсменов данного вида спорта в соревнованиях различного уровня с присвоением спортивных разрядов (званий). В спортивной подготовке запрещаются опасные травмирующие приемы и удары, применяется защитная экипировка, вводится система оценки действий спортсменов и устанавливаются регламенты поединков и турниров.

Правовой основой, регламентирующий порядок осуществления спортивной деятельности по руко-

124 РЕйДОООЮДЬ

пашному бою выступают Устав Общероссийской физ-культурно-спортивной общественной организации «Всероссийской федерации рукопашного боя», Приказ Минспорта Российской Федерации от 11 января 2022 г. № 6 «Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации (виды спорта, не включенные в программы Игр Олимпиады, Олимпийских зимних игр, а также не являющиеся военно-прикладными или служебно-прикладными видами спорта)», иные международные нормативные документы, федеральные и локальные акты субъектов Российской Федерации. Исходя из положений, действующей нормативной базы, рукопашный бой нельзя считать слу-жебно-прикладным видом спорта, не смотря на его широкое распространение в сфере подготовки сотрудников правоохранительных органов.

При этом, прикладной характер рукопашного боя имеет исторические корни. По мнению С. А. Астахова, рукопашный бой появился как прикладное единоборство в семидесятых годах ХХ века [1]. Авторами стиля стали специалисты Комитета Государственной Безопасности СССР, проанализировавшие опыт, накопленный за тысячелетия развития разнообразных единоборств и наложившие его на последние достижения физиологии, биологии и медицины. Сотрудникам Комитета Государственной Безопасности приходилось сталкиваться с лицами, владеющими приемами каратэ, ушу, кикбоксинга, тхэквондо, а также угрозой со стороны международного терроризма, имеющего обученные «боевые» кадры. Специалистам была разработана боевая система, способная эффективно противостоять всем известным видам единоборств. Оперативный состав и бойцы советских спецподразделений должны были получить преимущество в рукопашной схватке с любым противником. В КГБ СССР сумели не просто выбрать наиболее действенные приемы защиты и нападения, но и, пользуясь достижениями спортивных наук, медицины и физиологии, перевести их на новый, более высокий уровень. Новые знания в области психологии позволили дополнить физическую и техническую подготовку умением концентрации и расслабления.

В результате рукопашный бой стал считаться совершенным прикладным стилем, вобравшим в себя техники «восточных» и «западных» школ, национальные традиции российского общества. При этом оформление в указанный период рукопашного боя в самостоятельный вид спорта, а также отдельное направление служебно-прикладной подготовки сотрудников КГБ и МВД, не способствовало нормативному закреплению данного понятия.

Важно отметить, что вопрос широкого применения термина «рукопашный бой» связан с этапом становления советского государства и права. Именно после прихода к власти большевиков стал вопрос новой кадровой и профессиональной подготовки сотрудников милиции и армии. Нормативные источники, содержащие аспекты профессиональной подготов-

БаЕМОЕБ

ки, указывали на применение термина рукопашного боя. С начала 30-х годов ХХ века рукопашный бой включен в программу подготовки войск НКВД СССР. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, задержаний, войсковых операций сотрудниками внутренних дел широко применялись эффективные приемы рукопашного боя, разработанные отечественными специалистами.

Нормативная основой выступало «Наставление по подготовке к рукопашному бою РККА» 1938 года. В разделе «Основные положения» не раскрывается значение самого понятия «рукопашный бой», но отмечается, что «...подготовка к рукопашному бою является одним из важнейших разделов боевой подготовки. обучению и тренировке в рукопашном бою подлежат все бойцы, командный и начальствующий состав РККА» [2].

В период Великой Отечественной войны широкое распространение получило «Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной армии» 1941 года [3]. В более поздних актах Министерства обороны Союза ССР также можно было найти употребление термина «рукопашный бой», например, в «Наставлении по физической подготовке вооруженных сил Союза ССР».

Таким образом, положения нормативный источников советского периода (первая половина ХХ века) содержали термин «рукопашный бой», но само содержание понятия законодатель не определял.

Анализируя правовую основу подготовки сотрудников правоохранительной системы России (МВД, ФСИН, Росгвардии, ФСБ), важно учесть, что ни один нормативный источник не употребляет понятия «рукопашный бой». Например, положения Приказа МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» в разделе седьмом используют термин «боевые приемы борьбы». Содержание понятия не раскрывается, но указано целевое назначение «.занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков применения боевых приемов борьбы и обеспечения личной безопасности сотрудников, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости. Обучение боевым приемам борьбы осуществляется в три этапа: создание начального представления о его двигательном составе; разучивание рационального способа его выполнения; совершенствование применения в ситуациях оперативно-служебной деятельности» [4].

Аналогичный раздел, посвященный боевым приемам борьбы, содержится в Приказе Минюста от 12 ноября 2001 г. № 301 «Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» [5].

Таким образом, несмотря на укоренившуюся в обществе, да и в самой правоохранительной среде точки зрения о том, что сотрудники владеют техникой рукопашного боя, стоит учитывать, что на законодатель-

ном уровне, подготовка связано с техникой выполнения боевых приемов борьбы.

Это можно объяснить тем, что в научной литературе отсутствует единый подход к содержанию данного понятия. Положения нормативных документов советского периода и современного законодательства России свидетельствует о схожести целей применения «рукопашного боя» и «боевых приемов борьбы» в рамках физической подготовки сотрудников. При этом, использование термина «боевые приемы борьбы», порождает ряд трудностей в изучении техники самих приемов, так как на них построено любое единоборство, но технико-тактические действия, ударная и борцовская техника различны в зависимости от направления единоборств. Для оценки эффективности применения (в рамках занятий - выполнения) необходимо соотнесение с техникой конкретного вида спорта.

Таким образом, отсутствие законодательно закрепленного термина «рукопашный бой», а также единого научного подхода к содержанию данного понятия, вызывает ряд трудностей, как в правоприменительной деятельности, так и на уровне понимания значения и смысла рассматриваемого понятия.

Библиографический список

1. Ершов А. Взрывная сила // Самозащита без оружия. М., 2015. № 4. С. 16-22.

2. Наставление по подготовке к рукопашному бою РККА. (НПРБ-38) Нар. ком. обороны СССР. М. : Воениз-дат, 1938. 232 с.

3. Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной Армии. М. : Книга по Требованию, 2012. 126 с.

4. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ Минюста от 12 ноября 2001 г. № 3 01 «Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» // СПС «КонсультантПлюс».

Bibliographic list

1. A. Ershov. Explosive power // Self-defense without weapons: M., 2015. No. 4. РР. 16-22.

2. Instructions for preparing for hand-to-hand combat of the Red Army. (NPRB-38) Nar. com. defense of the USSR. Moscow : Military Publishing House, 1938. 232 p.

3. Guide to preparing for hand-to-hand combat of the Red Army. M. : Book on Demand, 2012. 126 p.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 1, 2017 No. 450 «On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

5. Order of the Ministry of Justice dated November 12, 2001 No. 301 «On approval of the manual on the physical training of employees of the penitentiary system of the Ministry of Justice of Russia» // SPS «ConsultantPlus».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

125

№ 3 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Информация об авторах

М. А. Ефременко - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта;

Д. О. Ефременко - преподаватель кафедры истории государства и права, кандидат юридических наук.

Information about the authors

M. A. Efremenko - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Honored Master of Sports;

D. O. Efremenko - Lecturer, Department of History of State and Law, candidate of legal sciences.

Вклад авторов: все авторы внесли равноценный вклад в создание публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors have made an equivalent contribution to the creation of the publication. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.06.2022; одобрена после рецензирования 28.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 01.06.2022; approved after reviewing 28.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.

Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДА-НА, 2020. 295 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин "Ан-дрогогика", "Педагогика", "Психология" и "Педагогическая психология".

Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессионалфьных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь" и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).

М№№

АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И IKHADfKÎnW BtHCTÉMË BUCLlïrûO&PAWBJWHfl РОССЛ1

СанэАпэ*

126

PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.