Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОМ МЕТОДЕ БОРЬБЫ С ШУМОМ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ'

К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОМ МЕТОДЕ БОРЬБЫ С ШУМОМ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is pointed out that the systems approach ensuring socioeconomic, technical and town planning measures directed at the development of noise protection is necessary when solving complex problems of noise control in a large modern city.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОМ МЕТОДЕ БОРЬБЫ С ШУМОМ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ»

Литература

1. Авцын А. П. Введение в географическую патологию.— М„ 1972.

2. Аскерханов Р. П., Мартыненко Н. Г. Мочекаменная болезнь в Дагестане. — Махачкала, 1979.

3. Бабин М. А., Васюнин В. В., Огаренко Н. Б. и др. // Биологическая роль микроэлементов и их применение в сельском хозяйстзе и медицине. — Ивано-Франковск, 1978.— С. 5.

4. Бутлиашеили Н. С. // Вопросы клинической и экспериментальной урологии. — Тбилиси, 1970. — Т. 7.— С. 5—14.

5. Дубровина 3. В., Сарапульцев И. А.. Фадеев А. П. // Гиг. и сан, — 1967. — № 4. — С. 43—46.

6. Мальншиов Ю. А. // Актуальные проблемы современной клинической хирургии. — Чебоксары, 1975. — Вып. 1, —С. 120—124.

7. Прядко В. Е. Мочекаменная болезнь в Амурской области: Автореф. дне.... канд. мед. наук. — Благовещенск, 1964.

8. Пытель А. Я.. Шубладзе И. В.// Урология. — 1966.— № 5. — С. 24—23.

9. Сусликов В. Л. Этнология и гигиеническая профилактика эндемического уролитиаза в условиях кремниевых биогеохимических провинций: Автореф. дне.... д-ра мед. наук. — Чебоксары, 1980.

10. Тарасов Н. И. Эпидемиология и патогенез уролитиаза в Аридной зоне: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — М., 1978.

11. Тотрова 3. А. // Конференция хирургов Северного Кавказа, 8-я. Материалы. — Орджоникидзе, 1971.— С. 275-276.

12. Тыналиев М. Т. //Сов. здравоохр. Киргизии.— 1968.— № 1, —С. 19—23.

13. Тыналиев М. Т. // У рол. и нефрол. — 1983. — № 3.— С. 26-31.

14. Цинцадзе В. С. О значении экзогенных факторов в возникновении мочекаменной болезни: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — Тбилиси, 1979.

15. Шимкус Э. М., Тащиев 10. С. // Вопросы урологии.— Киев, 1964.— Вып. 1, —С. 119—124.

Поступила 09.06.88

Summary. Detailed observational data on urolithiasis incidence at the territory of the Amur Region are presented. 4 foci with a high level of disease incidence have been detected. The content of calcium, magnesium, and strontium has been determined in drinking water and correlation of urolithic disease rates with rations Ca/Sr and Mg/Sr were established. Certain dependence of the disease rates on the above ratios shows that their elevation corresponds to the reduction of urolithiasis rates, and vice versa. Application of the given technique in the urolithiasis endemic areas with the established level of disease incidence provides analogous results. It is assumed that in a number of cases unfavourable distribution of some chemical elements in drinking water, i. e., Ca/Sr and Mg/Sr, has affected the high level of urolithiasis incidence.

УДК 614.78:[613.644 ] -084.4

Н. М. Паранько, А. Н. Троценко, Е. П. Самойлюк

К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОМ МЕТОДЕ БОРЬБЫ С ШУМОМ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ

Днепропетровский медицинский институт

В современном индустриальном городе имеются многочисленные и разнообразные источники шума, главным из которых является транспорт. На основных магистралях города шум формируется всеми видами транспорта: легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами и трамваями. При этом уровни шума транспортных магистралей составляют свыше 80 % всех внешних шумов [5, 10].

Установлено, что на магистралях общегородского и районного значения, образующих основную сеть транспортных коммуникаций города и связывающих центр его с жилыми и промышленными районами, эквивалентные уровни шума достигают 70—84 дБа [2, 4]. При этом транспортный шум на примагистральной территории стойко держится в течение 15—18 ч в сутки, поскольку движение затихает лишь на короткий срок с 2 до 5 ч.

Для определения реакции населения крупного промышленного города на шум транспортных потоков широко применяют социологические исследования по специально разработанным анкетам.

Анализ жалоб населения в зависимости от пола, возраста, рода занятий дает ценную информацию, позволяющую выявить наиболее ранимые контингенты [1, 11].

Установлено, что преобладающее большинство опрошенных лиц, проживающих в домах, прилегающих к магистралям с интенсивным движением транспорта, предъявляют жалобы на раздражающее действие шума. При этом треть опрошенных лиц оценивают шум как беспокоящий, половина — как сильно беспокоящий. Более половины обследованных отмечают постоянный характер доносящегося шума и ощущают его как интенсивный. Выявлено, что транспортный шум большее раздражающее влияние оказывает в летний период года. На шум, создаваемый транспортом, больше всего жалуются женщины. Наибольшее количество жалоб на шум высказывают лица старше 50 лет. Опрошенные в возрасте от 31 года до 50 лет, т. е. работоспособная группа населения, предъявляют жалобы на шум тоже достаточно часто [1,9, 12].

Исследования последних лет показали, что воздействие транспортного шума на организм зависит не только от его интенсивности и продолжительности, но 'И от состояния центральной нервной системы: со стороны лиц со слабой нервной системой поступило наибольшее количество жалоб — 47,8%, с сильной нервной системой — значительно меньше (11,4 %) [3, 7].

Таким образом, транспортный шум в условиях современного промышленного города является одним из серьезных факторов внешней среды, ухудшающих акустический фон, нарушающих нормальные условия жизни населения, неблагоприятно влияющих на самочувствие и здоровье человека.

В связи с этим большое значение приобретает выполнение государственных программ по борьбе с шумом в городах.

К решению столь сложной многоаспектной проблемы, какой является борьба с городским шумом, необходим системный подход [6, 8].

Материальная сущность акустической среды современного города, ее взаимодействие с человеком позволяют определить эту среду как систему, представленную целым комплексом конкретных и типичных элементов. С одной стороны, это подсистема источников звука, а с другой — подсистема объектов (людей, зданий, территорий), нуждающихся в шумозащите и находящихся в сложном взаимодействии с первой подсистемой. Такое множество элементов, находящихся в сложных отношениях и связях друг с другом, образует определенную целостность — большую систему.

В последние годы при математическом моделировании больших систем получил распространение системный подход, который отличается от классического индуктивного метода. Поскольку невозможно полностью смоделирвать реально функционирующую систему-оригинал (С), создается система-модуль (М), соответствующая поставленной проблеме борьбы с шумом в городах.

Процесс синтеза модели М на базе системного подхода условно представлен на рисунке. На основе исходных данных (ИД), которые известны из анализа системы С, тех ограничений, которые накладываются на систему сверху, либо исходя из возможностей ее реализации, и на основе цели (Ц) функционирования формируются исходные требования (ИТ) к модели системы. На базе этих требований формируются некоторые подсистемы (П), их элементы (Э) и осуществляется выбор (В) составляющих системы, для чего используются специальные критерии выбора (КБ).

Элементы системы шумозащиты составляют определенную иерархию и располагаются в ней, под-

Процесс синтеза модели М на базе системного подхода к решению проблемы шумозащиты городов. Обозначения в тексте.

чиняясь определенным закономерностям и правилам. В общем случае мы имеем дело с 5-уров-невой иерархической системой: регион, город, жилой район, микрорайон, жилой дом (общественное здание). Исследование элементов структуры акустической среды на всех уровнях позволит ^ определить или уточнить существущие закономерности ухудшения или улучшения конкретных свойств системы, определить связи и динамику их развития.

В зависимости от детализации функций каждого уровня управления имеется возможность реализации как автоматического режима функционирования системы моделей, так и диалога человек — ЭВМ.

Модели каждого уровня управления строятся однотипно как совокупность взаимодействующих между собой подсистем, которые одновременно связаны с ниже- и вышестоящими уровнями. Каждая подсистема представляется на структурной схеме, с одной стороны, как звено в системе ф управления, а с другой — как система, выбирающая цель и средства реализации. Для каждой подсистемы устанавливаются цели, ресурсы, наборы управляющих воздействий, внешних факторов, алгоритмов функционирования.

Требования адекватности реальной системы С и модели М предполагают построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы, что подтверждает существование принципа множественности описания каждой системы. И здесь сохраняется иерархичность, верхние уровни системы (регион, город) менее структурированы, содержат больше неопределенностей и менее доступны формализации. На нижних уровнях системы наблюдается более подробное раскрытие структурных элементов. ^

Математическое моделирование на каждом * уровне идентично, так как потребности в тишине и формы их удовлетворения инвариантны на всех уровнях. При этом прослеживаются прочные внутренние (внутри уровня) и внешние (между уровнями) связи, динамика их развития. Это дает возможность утверждать, что бороться с шумом необходимо на всех уровнях системы. На верхних уровнях необходимо закладывать научно обоснованные направления (стратегию) борьбы с шумом, что значительно облегчит эту работу на более низких уровнях. Системный подход будет способствовать принятию решений с меньшими экономическими затратами, обеспечит построение долговременных, научно обоснованных прогнозов, гарантирующих предсказание наиболее существенных изменений в шумовом режиме населенных мест и их структурных единиц на различных этапах реализации, а также разработку гене- щ рального плана.

Системный подход предусматривает создание оптимальной генеральной схемы шумозащиты города. В этом его большое прикладное значение.

При разработке генеральной схемы шумозащиты города задачи регулирования шумового режима тесно связаны с вопросами управления. Оба процесса легче осуществить на отраслевом уровне, не выходя за рамки задач отрасли. С учетом многоаспектное™ рассматриваемой проблемы ее решение приобретает все же межотраслевой характер.

Например, окончательное решение указанной проблемы только градостроительными средствами может оказаться малоэффективным без соответствующих конструктивных и технических мер, разрабатываемых в другой области. Сама система проектирования населенных мест, находящаяся в введении Госгражданстроя СССР, может осуществить свою миссию по шумозащите только с помощью специалистов, подготовка которых ведется другими ведомствами.

Исполнительная система, обеспечивающая реализацию шумозащитных мероприятий, имеет широкую ведомственную структуру. Сюда можно отнести следующие подсистемы: законодательство, планирование, контроль, здравоохранение, научно-исследовательские работы, проектирование, строительство, финансирование, информацию и др.

Исполнительной системе присущ ряд специфических особенностей:

— иерархический характер и ведомственный принцип построения;

— охват существа проблемы по всем направлениям (снижение уровня шума в источнике возникновения, на пути распространения и в объекте защиты);

— взаимосвязь элементов системы, часто не поддающихся четкому размежеванию (в силу реально существующего взаимного проникновения элементов одной подсистемы в другую и полного дублирования отдельных элементов разных подсистем);

— четко выраженные узловые задачи, которые повторяются в каждой подсистеме и нуждаются во взаимной межведомственной координации и управлении посредством специального надведомст-венного органа.

Таким надведомственным органом мог бы стать Совет Министров СССР или советы Министров союзных республик, Государственный Комитет СССР по науке и технике. Для координации научно-методической работы в области шумозащиты городов необходимо создание всесоюзного акустического центра.

В настоящее время уже не вызывает сомнения тот факт, что борьба с шумом в больших городах может дать эффект лишь при условии системного подхода к этой проблеме. Такой подход должен включать в себя, во-первых, всестороннее изучение источников городского шума, их систематизацию и классификацию; во-вторых, разработку научных рекомендаций и научно-технических средств борьбы с шумом; в-третьих, созда-

ние организационной структуры, обеспечивающей практическую реализацию разработанных мероприятий, направленных на борьбу с шумом.

В целях обеспечения благоприятного акустического режима на селитебной территории крупного промышленного города необходимо осуществлять комплекс шумозащитных мероприятий. В этом отношении институты и организации по проектированию городов, архитектурно-планировочные управления и отделы вутреиних дел исполкомов, государственная автоинспекция, координируя свою работу, могли бы сделать многое.

Роль координатора должны выполнять постоянно действующие комиссии по борьбе с городским шумом. По имеющимся сведениям, такие городские комиссии по борьбе с шумом стали упраздняться, чего в интересах населения не следовало делать.

Деятельность городских комиссий по борьбе с шумом должна осуществляться под руководством постоянной республиканской межведомственной комиссии по борьбе с шумом или акустического центра соответствующего уровня (республиканского, всесоюзного).

Представляется актуальным, чтобы такие организации по борьбе с городским шумом координировали научно-исследовательские работы, конструкторские и проектные разработки в области градостроительной акустики, финансировали научные и практические мероприятия, направленные на претворение в жизнь системы общегосударственных мер по борьбе с шумом.

Литература

1. Карагадина И. Л., Осипов Г. Л., Шишкин И. А.// Борьба с шумом в городах. — М., 1972. — С. 3—12.

2. Карагадина И. Л. // Борьба с шумом и вибрацией в городах. — М„ 1979. — С. 40—50.

3. Олешкевич Л. А., Сидоренко Ж■ Г., Олексенко А. П., Гордыня Н. П. // Гигиена окружающей среды. — Киев, 1984, —С. 161 — 162.

4. Паранько Н. М., Троценко А. Н„ Евтушенко В. В. и др.//Там же.— С. 162—164.

5. Поспелов П. И. //Борьба с шумом на автомобильных дорогах. —М„ 1981, —С. 3—12.

6. Самойлюк Е. П. // Борьба с шумом и вибрацией в городах. — Днепропетровск, 1982. — С. 89—94.

7. Сидоренко Ж- Г., Олешкевич Л. А. //Там же. — С. 25— 27.

8. Тартаковский Б. Д. //Там же.—С. 83—88.

9. Троценко А. Н., Евтушенко В. В., Горобец Ю. И. // Там же.— С. 32—34.

10. Факторович А. А., Постников Г. И. //Защита городов от транспортного шума. — Киев, 1982. — С. 3—6.

11. Шандала М. Г. //Борьба с шумом и вибрацией в городах.— Днепропетровск, 1982. — С. 8—11.

12. Эппель С. И. //Там же. — С. 19—21.

Поступила 06.07.88

S u in m a r y. It is pointed out that the systems approach ensuring socioeconomic, technical and town planning measures directed at the development of noise protection is necessary when solving complex problems of noise control in a large modern city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.