Научная статья на тему 'РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО УРОЛИТИАЗА'

РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО УРОЛИТИАЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Ю.П. Пивоваров, А.В. Конашинский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Detailed observational data on urolithiasis incidence at the territory of the Amur Region are presented. 4 foci with a high level of disease incidence have been detected. The content of calcium, magnesium, and strontium has been determined in drinking water and correlation of urolithic disease rates with rations Ca/Sr and Mg/Sr were established. Certain dependence of the disease rates on the above ratios shows that their elevation corresponds to the reduction of urolithiasis rates, and vice versa. Application of the given technique in the urolithiasis endemic areas with the established level of disease incidence provides analogous results. It is assumed that in a. number of cases unfavourable distribution of some chemical elements in drinking water, i.e., Ca/Sr and Mg/Sr, has affected the high level of urolithiasis incidence.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО УРОЛИТИАЗА»

лях из-за возможности образования токсичного тумана с повышенной концентрацией пестицидов, адсорбированных на водяных каплях. Естественно, что в таких условиях должна сработать соответствующая система оповещения о недопу-€ стимости продолжения работ.

Литература

1. Гончару к Е. И., Филатова И. И., Липатова И. Э. // Гиг. и сан,—1987, —№ 6. —С. 15—18.

2. Гончарук Е. И., Липатова Т. Э., Филатова И. Н. // Там же. — 1988. — № 1. — С. 25—27.

3. Кухлинг X. Справочник по физике: Пер. с нем. — М., 1982.

Поступила 14.07.88

УДК 616.62-003.7-02:613.311-07

10. П. Пивоваров, А. В. Конашинский

Г РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

В ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ЭНДЕМИЧЕСКОГО УРОЛИТИАЗА

Ь II ММИ им. Н. И. Пирогова

Мочекаменная болезнь широко распространена на территории Советского Союза. Случаи ф возникновения данной патологии регистрируют-ся практически повсеместно. В то же время имеется большое число сообщений о неравномерности ее распространения, наличии эндемических очагов поражения данным заболеванием [1]. На территории Амурской области выявлен ряд эндемических заболеваний и в том числе мочекаменная болезнь [7, 8]. Детальный анализ распространения этой патологии в данном регионе показал, что в одном районе уролитиаз регистрируется относительно педко — от 13,47 до 22,68 случая на 10 000 жителей. В то же время в Амурской области обнаружены очаги'с высоким уровнем заболевания — от 69,27 до 191,57 случая на 10 000 населения.

Одной из наиболее длительно существующих и всесторонне изучаемых теорий возникновения эндемического уролитиаза является установле-ние связи его возникновения с макро- и микроэлементным составом питьевой воды. Наличие такой связи имеет теоретическое и экспериментальное подтверждение. Так, большое внимание уделяется основной характеристике питьевой воды — увеличению содержания в ней солей кальция и магния, т. е. ее повышенной жесткости как одному из факторов, способствующих широкому распространению мочекаменной болезни на определенных территориях [2, 4]. В то же время имеются сообщения об отсутствии зависимости между уровнем поражаемости населения уролитиазом и жесткостью питьевой воды [6, 13]. А ряд авторов выявили обратную зависимость: уменьшение числа случаев мочекаменной болезни с увеличением жесткости воды и высокий уровень поражаемости населения на территориях с более мягкой водой [11, 15]. В ряде регионов нашей страны установлена за-* висимость распространения мочекаменной болезни от содержания в питьевой воде стронция: лри его увеличении поражаемость населения уролитиазом выше [10, 12].

Анализ работ, в которых рассматривается обусловленность распространения уролитиаза химическим составом питьевой воды, показывает, что их авторы стремятся выявить связь между распространением этой патологии и абсолютным значением содержания макро- и микроэлементов в воде.

По мнению М. А. Бабина и соавт. [3], необходимо изучать синергизм и антагонизм различных химических элементов в парных сочетаниях. Ученые считают, что исследование элементов-биотиков в таком аспекте позволит наиболее полно оценить их биологическую роль. Установлено, например, что при избыточном поступлении в организм стронция увеличивается выведение кальция, а при недостатке кальция стронций способен замещать его, что нарушает обмен веществ [5].

Поскольку данных о влиянии парных соотношений химических элементов, содержащихся в питьевой воде, на распространение мочекаменной болезни в доступной нам литературе не оказалось, мы решили провести такие исследования, избрав территорию Амурской области.

Химический состав питьевой воды изучали в зоне с относительно низким и в очагах с высоким уровнем распространенности мочекаменной болезни. Методом атомной абсорбции определяли содержание в питьевой воде кальция, магния и стронция. Было изучено 115 проб воды и проведено 328 определений. Указанные химические элементы относятся к одной группе — щелочноземельных металлов; кроме того, установлена их связь в обменных процессах организма. Для выявления зависимости между уровнем распространенности мочекаменной болезни и соотношениями химических элементов в питьевой воде, а также их абсолютным содержанием на изучаемых территориях был применен один из методов математической статистики — выявление связи между показателями распространенности уролитиаза и концентрацией химических элементов в питьевой воде путем вычисления

парных коэффициентов корреляции и оценки их значимости. При рассмотрении связи между абсолютным содержанием кальция, магния и стронция в питьевой воде и распространенностью мочекаменной болезни статистически достоверной закономерности выявить не удалось. При определении же зависимости распространенности уролитиаза от величины соотношений Са/Бг и М^/Эг получены коэффициенты корреляции, равные соответственно —0,797 и —0,679, значимость которых подтверждена вычислением фактической величины критерия I Стьюденга и сравнением его с критическими табличными значениями для данной степени свободы и 95 % вероятности (вычисление указанных соотношений элементов, а также определение парных коэффициентов корреляции проводили в вычислительном центре Амурского комплексного НИИ Дальневосточного отделения АН СССР с использованием ЭВМ модели М-40/30). Полученные коэффициенты корреляции имели отрицательное значение, т. е. указывали на обратную зависимость: уменьшение величин соотношений Са/Эг и Л^/Бг соответствует повышению распространенности уролитиаза.

Применение корреляционного анализа зависимости изучавшихся величин позволило установить, что на территории с низким уровнем распространенности уролитиаза соотношения Са/Бг и Д^/Бг равны 242,0 и 92,4, а в очагах с высоким уровнем заболеваемости соответственно от 53,4 до 84,8 и от 19,4 до 30,4. Такие существенные различия в соотношениях изучавшихся элементов установлены для всех четырех зарегистрированных на территории Амурской области очагов с высоким уровнем распространенности мочекаменной болезни.

Для проверки справедливости сделанных нами выводов мы решили провести аналогичные исследования на других территориях с эндемическим характером распространения уролитиаза. При изучении распространенности мочекаменной болезни в Чувашской АССР В. Л. Сусликов [9] получил следующие данные о содержании кальция, магния и стронция на территории с эндемическим распространением этого заболевания (59,8 случая на 10 000 жителей): среднее содержание кальция — 168,6 мг/л, магния — 45,6 мг/л, стронция — 2,3 мг/л. В контрольной зоне, где мочекаменная болезнь встречается спорадически, среднее содержание кальция, магния и стронция составляло соответственно 151,4, 39,3 и 0,21 мг/л. Отмечена выраженная зависимость распространения уролитиаза от содержания в воде стронция. Содержание же кальция и магния как в зоне эндемического распространения мочекаменной болезни, так и на контрольной территории практически не различалось и связь между содержанием этих элементов в питьевой воде и распространенностью уролитиа-

за не прослеживалась. При определении нами соотношений элементов оказалось, что в зоне эндемического распространения мочекаменной болезни величина соотношения Ca/Sr равна 73,3, Mg/Sr — 19,8. Данные величины сходны с зарегистрированными нами в очагах повышенного распространения заболевания на территории * Амурской области. Возможно, что именно это является одним из факторов, определяющих широкое распространение мочекаменной болезни на указанной территории. В зонах с низким уровнем распространения мочекаменной болезни в Чувашской АССР величина соотношения , Ca/Sr составляет 720,9, Mg/Sr — 187,1. Эти величины выше установленных для территорий Амурской области с относительно низким уровнем заболеваемости. Возможно, по этой причине J мочекаменная болезнь носит здесь спорадический характер.

В Грузинской ССР мочекаменная болезнь имеет широкое распространение. По данным ли- € тературы [14], заболеваемость в восточной части республики значительно выше, чем в западных районах. Определено, что среднее содержание кальция, магния и стронция в питьевой воде в очагах с высокой распространенностью уролитиаза равно соответственно 43,24, 6,17 и 0,64 мг/л, в районах с меньшей распространенностью заболевания — соответственно 38,0, 6,17 и 0,31 мг/л. Иными словами, зависимость между распространенностью мочекаменной болезни и содержанием указанных элементов в питьевой воде не установлена [14]. Однако при регистрации соотношений этих элементов и уровня -распространенности заболевания выявлено, что в восточной Грузии показатели Ca/Sr и Mg/Sr равны соответственно 67,6 и 9,64, а в западных районах — 121,7 и 19,8. Возможно, более высо- ^ кая частота уролитиаза в восточных районах республики по сравнению с западными обусловлена различием соотношений изученных элементов, содержащихся в питьевой воде. 1

Исходя из результатов анализа роли величин соотношений в питьевой воде кальция, магния и стронция в распространении мочекаменной болезни, проведенного в Амурской области, и аналогичных результатов, полученных при обработке примененным нами методом материалов изучения распространенности уролитиаза в Чувашской АССР и Грузинской ССР, можно предположить, что одним из факторов, оказывающих влияние на возникновение очагов повышенного распространения мочекаменной болезни, являются низкие значения соотношений Ca/Sr и Mg/Sr.

Метод определения соотношений в питьевой ф воде вышеуказанных химических элементов можно рекомендовать для прогнозирования распространенности мочекаменной болезни.

Литература

1. Авцын А. П. Введение в географическую патологию.— М„ 1972.

2. Аскерханов Р. П., Мартыненко Н. Г. Мочекаменная болезнь в Дагестане. — Махачкала, 1979.

3. Бабин М. А., Васюнин В. В., Огаренко Н. Б. и др. // Биологическая роль микроэлементов и их применение в сельском хозяйстзе и медицине. — Ивано-Франковск, 1978.— С. 5.

4. Бутлиашеили Н. С. // Вопросы клинической и экспериментальной урологии. — Тбилиси, 1970. — Т. 7.— С. 5—14.

5. Дубровина 3. В., Сарапульцев И. А.. Фадеев А. П. // Гиг. и сан, — 1967. — № 4. — С. 43—46.

6. Мальншиов Ю. А. // Актуальные проблемы современной клинической хирургии. — Чебоксары, 1975. — Вып. 1, —С. 120—124.

7. Прядко В. Е. Мочекаменная болезнь в Амурской области: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — Благовещенск, 1964.

8. Пытель А. Я.. Шубладзе И. В.// Урология. — 1966.— № 5. — С. 24—23.

9. Сусликов В. Л. Этнология и гигиеническая профилактика эндемического уролитиаза в условиях кремниевых биогеохимических провинций: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — Чебоксары, 1980.

10. Тарасов Н. И. Эпидемиология и патогенез уролитиаза в Аридной зоне: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — М., 1978.

11. Тотрова 3. А. // Конференция хирургов Северного Кавказа, 8-я. Материалы. — Орджоникидзе, 1971.— С. 275-276.

12. Тыналиев М. Т. //Сов. здравоохр. Киргизии.— 1968.— № 1, —С. 19—23.

13. Тыналиев М. Т. // У рол. и нефрол. — 1983. — № 3.— С. 26-31.

14. Цинцадзе В. С. О значении экзогенных факторов в возникновении мочекаменной болезни: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — Тбилиси, 1979.

15. Шимкус Э. М., Тащиев 10. С. // Вопросы урологии.— Киев, 1964.— Вып. 1, —С. 119—124.

Поступила 09.06.88

Summary. Detailed observational data on urolithiasis incidence at the territory of the Amur Region are presented. 4 foci with a high level of disease incidence have been detected. The content of calcium, magnesium, and strontium has been determined in drinking water and correlation of urolithic disease rates with rations Ca/Sr and Mg/Sr were established. Certain dependence of the disease rates on the above ratios shows that their elevation corresponds to the reduction of urolithiasis rates, and vice versa. Application of the given technique in the urolithiasis endemic areas with the established level of disease incidence provides analogous results. It is assumed that in a number of cases unfavourable distribution of some chemical elements in drinking water, i. e., Ca/Sr and Mg/Sr, has affected the high level of urolithiasis incidence.

УДК 614.78:[613.644]-084.4

Н. М. Паранько, А. Н. Троценко, Е. П. Самойлюк

К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОМ МЕТОДЕ БОРЬБЫ С ШУМОМ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ

Днепропетровский медицинский институт

В современном индустриальном городе имеются многочисленные и разнообразные источники шума, главным из которых является транспорт. На основных магистралях города шум формируется всеми видами транспорта: легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами и трамваями. При этом уровни шума транспортных магистралей составляют свыше 80 % всех внешних шумов [5, 10].

Установлено, что на магистралях общегородского и районного значения, образующих основную сеть транспортных коммуникаций города и связывающих центр его с жилыми и промышленными районами, эквивалентные уровни шума достигают 70—84 дБа [2, 4]. При этом транспортный шум на примагистральной территории стойко держится в течение 15—18 ч в сутки, поскольку движение затихает лишь на короткий срок с 2 до 5 ч.

Для определения реакции населения крупного промышленного города на шум транспортных потоков широко применяют социологические исследования по специально разработанным анкетам.

Анализ жалоб населения в зависимости от пола, возраста, рода занятий дает ценную информацию, позволяющую выявить наиболее ранимые контингенты [1, 11].

Установлено, что преобладающее большинство опрошенных лиц, проживающих в домах, прилегающих к магистралям с интенсивным движением транспорта, предъявляют жалобы на раздражающее действие шума. При этом треть опрошенных лиц оценивают шум как беспокоящий, половина — как сильно беспокоящий. Более половины обследованных отмечают постоянный характер доносящегося шума и ощущают его как интенсивный. Выявлено, что транспортный шум большее раздражающее влияние оказывает в летний период года. На шум, создаваемый транспортом, больше всего жалуются женщины. Наибольшее количество жалоб на шум высказывают лица старше 50 лет. Опрошенные в возрасте от 31 года до 50 лет, т. е. работоспособная группа населения, предъявляют жалобы на шум тоже достаточно часто [1,9, 12].

Исследования последних лет показали, что воздействие транспортного шума на организм зависит не только от его интенсивности и продолжительности, но 'И от состояния центральной нервной системы: со стороны лиц со слабой нервной системой поступило наибольшее количество жалоб — 47,8%, с сильной нервной системой — значительно меньше (11,4 %) [3, 7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.