Психологические и педагогические науки
Аленин К.И.
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления факультета управления Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета (г.Москва)
ДзамукашвилиШ. Арефьева Н.С.
аспирантка психологического факультета ЯрГУ им. Демидова, г. Ярославль
К вопросу о системно-аналитической подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления
Аленин К.И.
Целью настоящей статьи является обоснование содержания специального курса «Системный анализ в государственном и муниципальном управлении» и методики его преподавания с точки зрения опыта и перспектив работы кафедры государственного и муниципального управления Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.
Ключевые слова: методология системных исследований; принцип системности; системный подход; системный анализ; системный анализ в управлении; государственное и муниципальное управление; системно-аналитическая подготовка специалистов; Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); общекультурные компетенции; профессиональные компетенции; системно-аналитические методики в государственном и муниципальном управлении.
Должен ли специалист в области государственного и муниципального управления быть подготовлен как системный аналитик? Если мы положительно отвечаем на этот вопрос, то весьма актуальное значение приобретает ответ еще на один вопрос: каким должно быть содержание системно-аналитической подготовки этой категории специалистов?
Первый вопрос можно считать риторическим. Ответ на него, безусловно, позитивный: специалисты в области государственного и муниципального управления должны иметь основательную системно-аналитическую подготовку. Этот вывод базируется на общепринятом в философской и управленческой науке положении о том, что системный анализ — представляет собой универсальное методологическое средство решения управленческих проблем. Системная методология весьма эффективно применяется как в управленческой науке, так и в управленческой практике.
Более того, исследователи истории управленческой мысли связывают формирование современной управленческой науки с применением системной методологии [1, 2]. Так, Б.Г Литвак, анализируя процесс развития управленческой мысли, выделяет два наиболее значимых этапа: «1900 год — применение Ф.У Тейлором системного подхода в разработке научного менеджмента и 1949 год — разработка Н. Винером системного анализа в теории информации» [3, с.15-17].
В истории отечественной управленческой науки применение системной методологии связывают с именем А.А. Богданова (1905- 1924гг.), который разработал «Всеобщую организационную науку — Тектологию». Первым же примером практического применения системных методик иногда называют план ГоЭл Ро.
Широкая разработка и применение системно-аналитических методологических средств в управленческой науке и практике осуществлялись во второй половине ХХ века. Именно в этот период создаются крупные исследовательские центры, внесшие существенный вклад в государственное управление. Наиболее крупные из них: Корпорация РЭНД (1948 г. США), Международный институт прикладного системного анализа (1972 г. Австрия), Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (1976 г. Москва). В 2002 году этот институт преобразован в Институт системного анализа Российской Академии наук.
В это период, — как резюмировал В.Г Афанасьев, — «... системный подход претерпел заметные изменения, обога-
тился новейшими достижениями науки и практики. Разработана и усовершенствована технология применения системного подхода в исследовании различных областей действительности, в управлении разнообразными объектами социального порядка. Получил большое развитие логико-математический аппарат системных исследований и системного управления. Расширился диапазон применения системного подхода в познании и управлении. Системный подход в его современном виде, как никакой другой, позволяет органически соединить анализ и синтез, качественное и количественное в исследовании социальных процессов, что открывает широкую дорогу для применения эвристических и логико-математических методов, а также современных электронно-вычислительных средств [4, с. 4-5]».
Даже такой краткий экскурс в историю проблемы демонстрирует актуальность изучения проблем применения системной методологии как в современной теории и практике управления в целом, так и в государственном и муниципальном управлении в особенности. Все это в значительной степени объясняет и то большое внимание, которое уделяется системно-анали-тической тематике в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление», утвержденном в феврале 2011 года.
Анализ ФГОС ВПО позволяет отметить целый ряд требований к подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления, которые можно назвать требованиями к их системно-аналитической подготовке. На их реализацию и должно быть направлено содержание специального курса «Системный анализ в государственном и муниципальном управлении».
Прежде всего, это ряд компетенций, которые должны быть выработаны у студентов в процессе изучения указанного специального курса. Их можно назвать системноаналитическими. В их число входит, по меньшей мере, две общекультурных (ОК) и семь профессиональных компетенций (ПК).
Общекультурные компетенции системно-аналитической направленности можно объединить в две группы. Выпускники в результате обучения должны обладать, во-первых, «.умением анализировать и оценивать социальнозначимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4)...»;
Во-вторых, «способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15)»;
Как видно, аналитическая составляющая компетенций сочетается с важнейшей управленческой составляющей — участием будущих специалистов в разработке и реализации управленческих решений. Хорошо известно, что в государственном управлении разработка адекватных управленческих решений предполагает глубокий и всесторонний (системный) анализ реальных экономических, политических и других социальных проблем.
Более детально системно-аналитическая проблематика отражена в профессиональных компетенциях (ПК) будущего специалиста. В результате изучения курса выпускник должен обладать:
• «умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3)»;
• «умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12)»;
• «умением обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владением средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17)»;
• «умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);
• «умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти...(ПК-25)»;
• «способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной связи» в профессиональной деятельности (ПК-34)»;
• «способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44)». Представленный перечень компетенций свидетельствует о серьезности задач системно-аналитической подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления. Вместе с этим, ФГОС ориентирует на то, что «.бакалавр по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
• организационно-управленческая;
• информационно-методическая;
• коммуникативная;
• проектная;
• вспомогательно-технологическая (исполнительская)». Анализ содержания задач, которые предстоит решать
специалистам на каждом из этих направлений, показывает, что системно-аналитическая составляющая представлена в них неравномерно. Только организационно-управленческая, информационно-методическая и проектная деятельность предполагает серьезную системно-аналитическую подготовку.
Все это дает возможность дидактического и организационного маневрирования как для вуза (кафедр и факультетов), так и для студентов. Тем более, что ФГОС ориентирует на то, что «. конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном (подчеркнуто мной. А.К.) готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей».
Приведенные положения ФГОС дают возможность кафедрам сочетать общеметодологическую системно-аналитическую подготовку с углубленной специализацией различных категорий будущих управленцев. Поэтому программа специального курса «Системный анализ в государ-
ственном и муниципальном управлении» подразделяется на два раздела: общеметодологический и прикладной.
Первый раздел, освещает общие принципы системного подхода в теории и практике управления. Он изучается всеми студентами. Второй — состоит из спецсеминаров, ориентированных на изучения системно-аналитических методик, используемых в указанных видах деятельности специалистов государственного и муниципального управления. Эти семинары предполагают углубленное изучение проблем, их студенты посещают по выбору, руководствуясь при этом предстоящей профориентацией.
Руководствуясь вышеизложенным, содержание специального курса «Системный анализ в государственном и муниципальном управлении» должно быть направлено на решение следующих задач:
• определение статуса и содержания принципа системности, системного (комплексного) подхода и системного анализа в структуре современной научной методологии;
• ознакомление с основными результатами и направлениями исследований ведущих отечественных и зарубежных системно-аналитических центров: Корпорации РЭНД (США); Международного института прикладного системного анализа (Австрия); Института системного анализа РАН (Москва) и других.
• овладение студентами категориальным аппаратом системного анализа.
• изучение возможностей системно-аналитических методик информационного обеспечения разработки и выполнения решений в сфере государственного и муниципального управления.
• приобретения будущим специалистам знаниями, навыками и умениями (компетенциями) коллегиальных форм управленческой деятельности при разработке, реализации и оценке эффективности управленческих решений.
В изучении курса используются все современные формы и методы учебной деятельности: лекции, самостоятельная работа студентов, практические занятия, семинары, подготовка эссе (рефератов), тестирование, зачеты.
В качестве основных тем предлагаются следующие:
Раздел 1
1. Системный анализ как методологическое средство исследования и управления социальными процессами;
2. Категориальный аппарат системного анализа;
3. Общая методика системного анализа в управлении;
4. Основные направления деятельности международных и отечественных системно-аналитических центров: Корпорации РЭНД (США), Международного института прикладного системного анализа (Австрия) и Института системного анализа РАН (Москва).
Раздел 2
5. Методологический арсенал системно-аналитических исследований, используемых в государственном управлении политическими, экономическими и социальными процессами;
6. Коллегиальные формы системно-аналитической деятельности: ситуационный анализ; экспертная оценка;
7. Проблема реализации результатов системно-аналитических разработок в государственном и муниципальном управлении.
Большое значение для успешного изучения этого специального курса имеет отбор научной и учебной литературы.
Библиографический анализ показывает, что научная и учебная литература общеметодологического направления системных исследований проблем управления, рассматриваемых в первом разделе, представлена весьма широко. Активному внедрению системной методологии в управление социальными процессами способствовали, прежде всего, труды философско-методологического уровня, вышедшие в последней четверти ХХ века. Это работы Кузьмина В.П. [5], Афанасьева В.Г. [6, 7], Аверьянова А.Н. [8] и других.
Существенный вклад в разработку этого направление внесли труды сотрудников ВНИИСИ: Гвишиани Д.М., Емельянова С.В., Попкова Ю.С., Бла-уберга И.В., Садовского В.Н. и Юдина Э.Г. Обобщенный обзор этих работ представлен в юбилейном сборнике, посвященном 30-летию этого отечественного системно-аналитического центра [9]. Вклад Блауберга И.В., Никанорова С.П., Садовского В.Н., Тарасенко Ф.П., Юдина Э.Г. и др. состоит не только в самостоятельных исследованиях методологии системных исследований [10, 11], а еще в переводе и популяризации в нашей стране работ зарубежных системных аналитиков [12, 13, 14, 15, 16, 17].
На этой основе системный анализ как методологическое средство стал все шире преподаваться в отечественной высшей школе сначала для подготовки технических специалистов, инженеров, математиков, а с 80-х годов прошлого века и управленцев-гуманитариев, экономистов, социологов. Одно из первых учебных пособий было издано в 1989 году профессорами Томского государственного университета Перегудовым Ф.И. и Тарасенко Ф.П. Это пособие выдержало несколько изданий [18, 19]. Последнее издание в большей степени подходит для нашего специального курса [20], так как оно разработано для специалистов в области управления социальными процессами.
За последнее время вышел целый ряд учебных пособий, освещающих проблему системного анализа в управлении (менеджменте) [21, с. 368; 22, с. 304; 23, 24]. Все они ориентированы на подготовку определенных категорий специалистов. Прежде всего, специалистов в области информационных технологий, специалистов инженерно-технического профиля, бизнеса. К сожалению, учебного пособия для специалистов государственного и муниципального управления пока нет. Поэтому в процессе семинаров студентам придется самостоятельно обращаться к пособиям, в которых затрагиваются вопросы политического, экономического, организационного и других направлений управленческой деятельности, относящиеся к государственному управлению [25, 26, 27, 28, 29, 30], а также к специальным научным трудам Института системного анализа РАН [31, 9, 32] и других центров. Значительную помощь окажут и периодические издания по тематике государственного и муниципального управления [33].
В заключении можно сделать три вывода.
Первый вывод. Только широкое использование научной и учебной литературы позволит студентам изучить все многообразие методологических средств системного анализа в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению государственное и муниципальное управление.
Второй вывод. Не менее важным условием реализации в образовательном процессе ИЭУП РГГУ системно-аналитической подготовки специалистов государственного
и муниципального управления является организация меж-кафедрального и междисциплинарного взаимодействия кафедры государственного и муниципального управления с другими кафедрами факультета управления и кафедрами философии, политологии, экономики, социологии РГГУ.
Третий вывод. Проведенный анализ проблемы осуществления системно-аналитической подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления диктует настоятельную необходимость подготовки в ближайшее время учебного пособия «Системный анализ в государственном и муниципальном управлении».
Список использованных источников
1. Бобрышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли: учеб. пособие. М.: АН СССР, 1987.
2. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: Учебник. - М.: Проспект, 2008.
3. Литвак Б.Г Управленческие решения: учебник. - М. - Московская финансово-промышленная академия, 2012. - с.15-17.
4. Афанасьев В.Г Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981, с. 4 - 5.
5. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. - М. - Наука 1980.
6. Афанасьев В.Г Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980.
7. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981.
8. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М. Политиздат, 1985.
9. 30 лет Институту системного анализа Российской академии наук: История создания и развития Института системного анализа. 1976-200бгг. - М.: КомКнига, 2006.
10. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Проблемы методологии системного анализа. - М.: Наука, 1970.
11. Блауберг И.В., Юдин Э.Г Становление и сущность системного подхода. - м.: Наука, 1973.
12. Акофф Р.Л. Акофф о менеджменте. СПб.: ПИТЕР. 2002.
13. Берталанфи Л. Общая теория систем. - М.: 1969.
14. Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: ИЛ, 1968.
15. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. - М.: Радио и связь, 1990.
16. Коллинз Г., Блэй Дж. Структурные методы разработки систем: от стратегического планирования до тестирования. -М.: Радио и связь, 1986.
17. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. - М.: 1969.
18. Перегудов Ф.П., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. - Высш. шк.,1989.
19. Перегудов Ф.П., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. 3-е издание испр. и доп. - Томск: НТЛ, 2001.
20. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010.
21. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.
22. Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.-304 с.
23. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие / под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009.
24. Тимченко Т.В. Системный анализ в управлении: Учебное пособие. - М.: 2008.
25. Анголенко Н.И. Системное руководство организацией: учебник. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
26. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика. 2009.
27. Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: Учебник. - М.: РГГУ, 2008.
28. Каталевский Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 2011.
29. Козлов В.Н. Системный анализ, оптимизация и принятие решений: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2011.
30. Литвак Б.Г Экспертные технологии в управлении. - М.: Дело, 2004.
31. Теория и практика системных преобразований: Экономика, управление, социология / Под ред. А.Н. Швецова. Труды Института системного анализа РАН. Т. 43. - М.: ЛЕНАНД,
2009.
32. Наука и искусство системной практики: Труды международного «круглого стола»: ПАБА, Лаксенбург, Австрия, 6-8 ноября 1986 г. -М.: НИИ ПВШ, 1989.
33. Вопросы государственного и муниципального управления.
- 2009, № 2; Проблемы регионального и муниципального управления. Сборник докладов Международной научной конференции. Москва. Апрель 2011. - М.: рГгУ, 2011.