Научная статья на тему 'Системный анализ в государственном управлении как учебная дисциплина'

Системный анализ в государственном управлении как учебная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1843
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / METHODOLOGY OF SYSTEM RESEARCHES / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ / SISTEMNOST PRINCIPLE / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / SYSTEM ANALYSIS / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ / THE SYSTEM ANALYSIS IN PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аленин Константин Иванович

Целью статьи является обоснование содержания учебной дисциплины «Системный анализ в государственном управлении» и методики ее преподавания с точки зрения опыта и перспектив работы кафедры государственного и муниципального управления факультета управления Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system analysis in public administration as the subject matter

The purpose of present article is the substantiation of the maintenance of a subject matter “the System analysis in the government” and techniques of its teaching from the point of view of experience and prospects of work of the Department of State and Municipal Management of the Management Faculty of the Institute for Economics, Management and Law of the RSUH.

Текст научной работы на тему «Системный анализ в государственном управлении как учебная дисциплина»

К.И. Аленин

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Целью статьи является обоснование содержания учебной дисциплины «Системный анализ в государственном управлении» и методики ее преподавания с точки зрения опыта и перспектив работы кафедры государственного и муниципального управления факультета управления Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.

Ключевые слова: методология системных исследований, принцип системности, системный подход, системный анализ, системный анализ в государственном управлении.

Должны ли специалисты в области управления (менеджмента), в том числе и специалисты в области государственного и муниципального управления быть подготовлены как системные аналитики? Если мы положительно отвечаем на этот вопрос, то весьма актуальное значение приобретает ответ еще на один вопрос: каким должно быть содержание системно-аналитической подготовки этих категорий специалистов?

Первый вопрос можно считать риторическим. Ответ на него, безусловно, позитивный: специалисты во всех областях управления должны иметь основательную системно-аналитическую подготовку. Этот вывод базируется на общепринятом в философской и управленческой науке положении о том, что системный анализ представляет собой универсальное методологическое средство решения управленческих проблем. Системная методология весьма эффективно применяется как в управленческой науке, так и в управленческой практике.

© Аленин К.И., 2013

Более того, исследователи истории управленческой мысли связывают формирование современной управленческой науки с применением системной методологии1. Так, Б.Г. Литвак, анализируя процесс развития управленческой мысли, выделяет два наиболее значимых этапа: «1900 год - применение Ф.У. Тейлором системного подхода в разработке научного менеджмента и 1949 год - разработка Н. Винером системного анализа в теории информации»2.

В истории отечественной управленческой науки применение системной методологии связывают с именем А.А. Богданова (1905-1924 гг.), который, опираясь на системный подход, разработал «Всеобщую организационную науку - Тектологию». Первым примером практического применения системных методик планирования в нашей стране часто называют план ГОЭЛРО.

Широкая разработка и применение системно-аналитических методологических средств в управленческой науке и практике осуществлялись во второй половине ХХ в. Именно в этот период создаются крупные исследовательские центры, внесшие существенный вклад в государственное управление. Наиболее крупные из них: Корпорация РЭНД (1948 г., США), Международный институт прикладного системного анализа (1972 г., Австрия), Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (1976 г., Москва). В 1999 г. этот институт преобразован в Институт системного анализа Российской академии наук.

В этот период, - как резюмировал В.Г. Афанасьев, - «...системный подход претерпел заметные изменения, обогатился новейшими достижениями науки и практики. Разработана и усовершенствована технология применения системного подхода в исследовании различных областей действительности, в управлении разнообразными объектами социального порядка. Получил большое развитие логико-математический аппарат системных иссле дований и системного управления. Расширился диапазон применения системного подхода в познании и управлении. Системный подход в его современном виде, как никакой другой, позволяет органически соединить анализ и синтез, качественное и количественное в исследовании социальных процессов, что открывает широкую дорогу для применения эвристических и логико-математических методов, а также современных электронно-вычислительных средств»3.

Даже такой краткий экскурс в историю демонстрирует актуальность изучения проблем применения системной методологии как в современной теории и практике управления в целом, так и в государственном и муниципальном управлении в особенности.

Следует добавить, что многие крупные системно-аналитические проекты государственного уровня и в нашей стране, и за рубежом в широкой научной литературе представлены мало в силу своей закрытости. О системно-управленческом аспекте этих разработок становится известно спустя значительное время. В силу этого многие интересные вопросы использования системного анализа в государственном управлении остаются малоисследованными и почти не внедренными в учебный процесс.

Анализ научной и учебной литературы по проблеме «Системный анализ в управлении», изданной с 2000 г., позволяет утверждать, что такой аспект этой проблемы как «Системный анализ в государственном управлении» исследован мало. Он лишь затрагивается исследователями, но целостно и самостоятельно не рассматривается.

Дело в том, что специальной дисциплины, которая бы решала задачи системно-аналитической подготовки будущих управленческих кадров, до недавнего времени в учебном процессе не было. Это не означает, что эта проблема не изучалась вообще. Хорошо известно, что теория и практика управления носит системный, комплексный (междисциплинарный) характер, поэтому о системной методологии речь шла в рамках каждой из учебных дисциплин управленческого цикла, но с различных точек зрения, без акцента на его методологическом арсенале. Анализ же современных философских, политологических и социологических программ, изучаемых студентами факультета управления нашего института, показывает, что проблемы методологии системных исследований в них представлены недостаточно.

Сложилась такая ситуация, что в силу важности использования системного подхода в теории и практике управления, в абсолютном большинстве выпускных квалификационных работ авторы пишут, что методологическую основу их исследования составляет «системный метод», «системный подход», или «системный анализ...». Однако, в содержании работы этот метод или подход очень редко находит какое-либо применение или подтверждение. Этот факт говорит о весьма низкой системно-аналитической подготовке многих выпускников. Этот вывод подтверждают и результаты государственных экзаменов.

Современный этап совершенствования всех направлений государственного управления, о котором говорит Президент Российской Федерации В.В. Путин, предъявляет к подготовке управленческих кадров все более возрастающие требования. Среди них важное место занимает необходимость овладение самыми современными управленческими технологиями и методами

принятия решений. «Для качественного решения сложных задач государственного управления, - отметил В.В. Путин, - необходим адекватный по уровню квалификации и опыту работы состав государственных служащих»4.

Все это в значительной степени объясняет то большое внимание, которое уделяется системно-аналитической тематике в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление», утвержденном в феврале 2011 г.

Анализ ФГОС ВПО позволяет отметить целый ряд требований к подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления, которые можно назвать требованиями к их системно-аналитической подготовке. На их реализацию и должно быть направлено содержание учебной дисциплины «Системный анализ в государственном управлении».

Прежде всего, это ряд компетенций, которые должны быть выработаны у студентов в процессе изучения указанной дисциплины. Их можно назвать системно-аналитическими. К ним относятся, по меньшей мере, две общекультурных (ОК) и семь профессиональных компетенций (ПК).

Общекультурные компетенции системно-аналитической направленности можно объединить в две группы. Выпускники в результате обучения согласно ФГОС ВПО должны обладать:

- во-первых, «...умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4)...»;

- во-вторых, «способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15)».

Как видно, аналитическая составляющая компетенций сочетается с важнейшей управленческой составляющей - участием будущих специалистов в разработке и реализации управленческих решений. Хорошо известно, что в государственном управлении разработка адекватных управленческих решений предполагает глубокий и всесторонний (системный) анализ реальных экономических, организационных, правовых, финансовых, кадровых и других социальных проблем.

Более детально системно-аналитическая проблематика отражена в профессиональных компетенциях (ПК) будущего специалис-

та. В результате изучения курса, отмечается в ФГОС, выпускник должен обладать:

- «умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3)»;

- «умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры

(ПК-12)»;

- «умением обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владением средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17)»;

- «умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);

- «умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти...(ПК-25)»;

- «способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34)»;

- «способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44)».

Представленный перечень компетенций свидетельствует о серьезности задач системно-аналитической подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления. Вместе с этим, ФГОС ориентирует на то, что «.бакалавр по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая;

- информационно-методическая;

- коммуникативная;

- проектная;

- вспомогательно-технологическая (исполнительская).

Анализ содержания задач, которые предстоит решать специалистам на каждом из этих направлений, показывает, что системно-аналитическая составляющая представлена в них неравномерно. Только организационно-управленческая, информационно-методическая и проектная деятельность предполагают серьезную системно-аналитическую подготовку.

Все это дает возможность дидактического и организационного маневрирования как для вуза (кафедр и факультетов), так и для студентов. Тем более, что ФГОС ориентирует на то, что «.конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном (подчеркнуто мной. - А. К.) готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей».

Приведенные положения ФГОС дают возможность следующим образом определить предмет, цель и задачи учебной дисциплины «Системный анализ в государственном управлении».

Предмет дисциплины - рассмотрение инструментария системных исследований в качестве методологического средства государственного управления.

Цель дисциплины - изучение возможностей системно-аналитических методик информационного обеспечения разработки, принятия и исполнения решений в сфере государственного управления.

Задачи дисциплины:

- определить статус и содержание принципа системности, системного (комплексного) подхода и системного анализа в структуре современной научной методологии;

- помочь студентам уяснить методологические основы формирования системы государственного управления в Российской Федерации;

- рассмотреть параметрическую модель системы управления С. Оптнера (США) и ее значение для оптимизации процесса государственного управления;

- изучить возможности основных системно-аналитических методик: структурно-логического моделирования, стратегического управления, программно-целевого планирования, управления изменениями; управление инновационным процессом;

- дать краткую характеристику основных направлений исследований ведущих отечественных и зарубежных системно-аналитических центров.

- дать возможность будущим управленцам приобрести навыки коллегиальных форм управленческой деятельности: эксперт-

ной оценки, краудсорсинга и ситуационного анализа при принятии управленческих решений.

Для эффективного решения этих задач необходимо сочетать общеметодологическую системно-аналитическую подготовку с углубленной специализацией различных категорий будущих управленцев. Поэтому программа учебной дисциплины «Системный анализ в государственном управлении» подразделяется на два раздела: общеметодологический и прикладной.

Первый раздел освещает общие принципы системного подхода в теории и практике управления. Он изучается всеми студентами. Второй - состоит из семинаров, ориентированных на изучение системно-аналитических методик, используемых в различных видах деятельности специалистов государственного и муниципального управления. Эти семинары предполагают углубленное изучение проблем, их студенты посещают по выбору, руководствуясь при этом предстоящей профориентацией.

В изучении курса используются все современные формы и методы учебной деятельности: лекции, самостоятельная работа студентов, практические занятия, семинары, подготовка эссе (рефератов), тестирование, зачеты.

В качестве основных тем Программы учебной дисциплины «Системный анализ в государственном управлении» предлагаются следующие.

Тема 1. Системный анализ как методологическое средство исследования и управления социальными процессами.

Тема 2. Категориальный аппарат системного анализа.

Тема 3. Общая методика системного анализа.

Тема 4. Системно-аналитические методики, используемые в государственном управлении.

Тема 5. Проблема реализации результатов системно-аналитических исследований в управленческой деятельности государственных органов.

Большое значение для успешного изучения этого специального курса имеет отбор научной и учебной литературы.

Библиографический анализ показывает, что научная и учебная литература общеметодологического направления системных исследований проблем управления, рассматриваемых в первом разделе, представлена весьма широко. Активному внедрению системной методологии в управление социальными процессами способствовали, прежде всего, труды философско-методологического уровня, вышедшие в последней четверти ХХ века. Это работы В.П. Кузьмина5, В.Г. Афанасьева6, А.Н. Аверьянова7 и других.

Существенный вклад в разработку этого направление внесли труды сотрудников ВНИИСИ (ИСА РАН): Д.М. Гвишиани, С.В. Емельянова, Ю.С Попкова, И.В. Блауберга, В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. Обобщенный обзор этих работ представлен в юбилейном сборнике, посвященном 30-летию этого отечественного системно-аналитического центра8. Вклад И.В. Блауберга, С.П. Ни-канорова, В.Н. Садовского, Ф.П. Тарасенко, Э.Г. Юдина и других состоит не только в самостоятельных исследованиях методологии системных исследований9, а еще в переводе и популяризации в нашей стране работ зарубежных системных аналитиков10.

На этой основе системный анализ как методологическое средство стал все шире преподаваться в отечественной высшей школе сначала для подготовки технических специалистов, инженеров, математиков, а с 80-х годов ХХ в. и управленцев-гуманитариев, экономистов, социологов. Одно из первых учебных пособий было издано в 1989 г. профессорами Томского государственного университета Ф.И. Перегудовым и Ф.П. Тарасенко Это пособие выдержало несколько изданий11. Последнее издание в большей степени подходит для нашего специального курса12, так как оно разработано для специалистов в области управления социальными процессами.

За последнее время вышел целый ряд учебных пособий, освещающих проблему системного анализа в управлении (менеджменте)13. Все они ориентированы на подготовку определенных категорий специалистов, прежде всего, специалистов в области информационных технологий, специалистов инженерно-технического профиля, бизнеса. К сожалению, учебного пособия для специалистов государственного и муниципального управления, как уже отмечалось, пока нет. Поэтому в процессе семинаров студентам придется самостоятельно обращаться к пособиям, в которых затрагиваются вопросы политического, экономического, организационного и других направлений управленческой деятельности, относящихся к государственному управлению14, а также к специальным научным трудам Института системного анализа РАН15 и других центров. Значительную помощь окажут и периодические издания по тематике государственного и муниципального управления16.

В заключение можно сделать три вывода.

Первый. Только широкое использование научной и учебной литературы позволит студентам изучить все многообразие методологических средств системного анализа в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению Государственное и муниципальное управление.

Второй. Не менее важным условием реализации в образовательном процессе ИЭУП РГГУ системно-аналитической подготовки специалистов государственного и муниципального управления является организация межкафедрального и междисциплинарного взаимодействия кафедры государственного и муниципального управления с другими кафедрами факультета управления и кафедрами философии, политологии, социологии.

Третий. Проведенный анализ проблемы осуществления системно-аналитической подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления диктует настоятельную необходимость подготовки в ближайшее время учебного пособия «Системный анализ в государственном управлении».

Примечания

Бобрышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли: Учеб. пособие. М.: АН СССР, 1987. 525 с.

Литвак Б.Г. Управленческие решения. М., Московская финансово-промышленная академия, 2012. С. 15-17.

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. С. 4-5.

Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 2012. 6 февраля. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Наука, 1980. 525 с.

Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 480 с.; Он же. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М. Политиздат, 1985. 380 с.

30 лет Институту системного анализа Российской академии наук: История создания и развития Института системного анализа. 1976-2006 гг. М.: КомКнига, 2006. 472 с.

Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Проблемы методологии системного анализа. М.: Наука, 1970. 456 с.; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 380 с.

Акофф Р.Л. Акофф о менеджменте. СПб.: Питер, 2002. 434 с.; Берталанфи Л. Общая теория систем. М.: 1969. 518 с.; Винер Н. Кибернетика и общество. М.: ИЛ, 1968. 184 с.; Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. М.: Радио и связь, 1990. 534 с.; Коллинз Г., Блэй Дж. Структурные методы разработки систем: от стратегического планирования до тестирования. М.: Радио и связь, 1986. 480 с.; Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: 1969. 216 с.

3

4

5

6

7

8

9

10

Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк.,1989. 367 с.; Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. 3-е изд., испр. и доп. Томск: НТЛ, 2001. 375 с. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2010. 224 с.

Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. 368 с.; Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 304 с.; Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. 848 с. Анголенко Н.И. Системное руководство организацией: Учебник. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 342 с.; Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. 508 с.; Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: Учебник. М.: РГГУ, 2008. 307 с.; Каталевский Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского университета, 2011. 304 с.; Козлов В.Н. Системный анализ, оптимизация и принятие решений: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2011. 289 с.; Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении. М.: Дело, 2004. 164 с.

Теория и практика системных преобразований: Экономика, управление, социология / Под ред. А.Н. Швецова. Труды Института системного анализа РАН. Т. 43. М.: ЛЕНАНД, 2009. 160 с.; 30 лет Институту системного анализа Российской академии наук: История создания и развития Института системного анализа. 1976-2006 гг. М.: КомКнига, 2006. 472 с.; Наука и искусство системной практики: Труды международного «круглого стола»: IIASA, Лаксенбург, Австрия, 6-8 ноября 1986 г. М.: НИИ ПВШ, 1989. 273 с. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. 215 с.; Проблемы регионального и муниципального управления. Сб. докладов Международ. науч. конф. Москва, апрель 2011. М.: РГГУ, 2011. 282 с.; Проблемы регионального и муниципального управления. Сб. докладов XIV Международ. науч. конф. Москва, апрель 2012 г. М.: РГГУ, 2012. 448 с.

11

12

13

14

15

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.