Научная статья на тему 'Краткое описание модели компетенций будущего специалиста государственного и муниципального управления'

Краткое описание модели компетенций будущего специалиста государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель компетенций / государственное и муниципальное управление

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задорожняк Ольга Александровна

В статье кратко описывается модель компетенций будущего специалиста государственного и муниципального управления, актуальность применения и значимость модели в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задорожняк Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткое описание модели компетенций будущего специалиста государственного и муниципального управления»

Краткое описание модели компетенций будущего специалиста государственного и

муниципального управления Задорожняк О. А.

Задорожняк Ольга Александровна / Zadorozhnjak Olga Aleksandrovna - магистрант, кафедра социальных технологий,

Институт управления,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в статье кратко описывается модель компетенций будущего специалиста государственного и муниципального управления, актуальность применения и значимость модели в современном обществе. Ключевые слова: модель компетенций, государственное и муниципальное управление.

В современном Российском обществе одну из наиболее значимых ролей играет государственное и муниципальное управление. Именно от него зависит эффективность управления на центральном, федеральном, региональном и местном уровнях.

Для эффективного государственного и муниципального управления, в первую очередь, необходима качественная и комплексная подготовка будущих специалистов в высших учебных заведениях.

Эталоном, по которому возможна оценка подготовки специалистов, может послужить модель компетенций будущего специалиста государственного и муниципального управления. При ее построении основой служат требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [3].

Система образования по прописанным требованиям ФГОС бакалавра государственного и муниципального управления включает в себя требования, обязательные при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерации (высшими учебными заведениями, вузами)», имеющими государственную аккредитацию [4].

Компетентностная модель выпускника в общем виде представляет собой совокупность компонентов, необходимых для эффективного функционирования модели на практике.

1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза (бакалавриата/магистратуры) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление», которая, в свою очередь, включает в себя:

- Область профессиональной деятельности выпускника - профессиональная деятельность бакалавров включает в себя различную профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы, а также в различных общественно-политических, некоммерческих организациях и др.

- Объекты профессиональной деятельности выпускника. Сюда входят федеральные государственные органы, органы власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации; институты гражданского общества; общественные организации; некоммерческие организации; международные организации и международные органы управления; научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.

- Виды профессиональной деятельности выпускника. Здесь можно отметить организационно -управленческую; информационно-методическую; коммуникативную; проектную. Виды профессиональной деятельности определяются научно-преподавательским составом, объединением работодателей, а также обучающимися в высшем учебном заведении.

- Задачи профессиональной деятельности выпускника - организационно-управленческая деятельность; разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации; сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля; создание и ведение баз данных по различным показателям работы организаций; оценка эффективности проектов; информационно-аналитическая деятельность; оценка эффективности управленческих решений.

2. Перечень общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.

Общекультурные компетенции включают в себя компетенции, ориентированные на социально значимые ценности. Например, стремление работать на благо общества, способность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества и др.

Профессиональные компетенции выпускника государственного и муниципального управления представляют собой различные способности учащегося к профессиональной деятельности. Здесь можно отметить способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков; способность выбирать и применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения; способность принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности; умением оценивать соотношение планируемого результата и

затрачиваемых ресурсов; способность применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы; способность свободно ориентироваться в правовой системе России; умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры; способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач и др. [3].

Таким образом, модель компетенций будущего специалиста государственного и муниципального управления представляет собой эффективный механизм, призванный обучить студентов, для дальнейшего применения компетентного управления на различных государственных и муниципальных уровнях.

Литература

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. C. 37-38.

2. Пиявский С. А. Реализация компетентностной парадигмы в вузе // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. С. 54.

3. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1938.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты (в редакции от 1.03 2012) [Электронный

ресурс] // Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/924.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.