Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФИНАНСОВОГО НА ПРЕДПРИЯТИИ'

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФИНАНСОВОГО НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайдарова И.Н.

В статье рассматривается вопрос системы стратегического финансового планирования на предприятии. Реализация функций предприятия невозможна без процесса планирования, которое, как и любая экономическая категория, обладает специфическими чертами. Система планирования является сложной иерархической системой, состоящей из ряда взаимосвязанных подсистем. Процесс составления плана начинается с определения конкретных направлений действий каждого звена, постановки конечной цели, прогнозирования ожидаемого результата и делегирования полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хайдарова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE SYSTEM OF STRATEGIC FINANCIAL ENTERPRISES

The article deals with the issue of strategic financial planning at the enterprise. The implementation of the functions of the enterprise is impossible without the planning process, which, like any economic category, has specific features. The planning system is a complex hierarchical system consisting of a number of interconnected subsystems. The process of drawing up a plan begins with the definition of specific lines of action for each link, setting the final goal, predicting the expected result and delegating authority.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФИНАНСОВОГО НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 336

Хайдарова И.Н. магистрант

Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФИНАНСОВОГО

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация: В статье рассматривается вопрос системы стратегического финансового планирования на предприятии. Реализация функций предприятия невозможна без процесса планирования, которое, как и любая экономическая категория, обладает специфическими чертами. Система планирования является сложной иерархической системой, состоящей из ряда взаимосвязанных подсистем. Процесс составления плана начинается с определения конкретных направлений действий каждого звена, постановки конечной цели, прогнозирования ожидаемого результата и делегирования полномочий.

Ключевые слова: стратегическое планирование, финансовое планирование, преактивное планирование, планирование, стратегический план.

Khaidarova I.N. graduate student Togliatti State University Russia, Togliatti

THE QUESTION OF THE SYSTEM OF STRATEGIC FINANCIAL

ENTERPRISES

Abstract: The article deals with the issue of strategic financial planning at the enterprise. The implementation of the functions of the enterprise is impossible without the planning process, which, like any economic category, has specific features. The planning system is a complex hierarchical system consisting of a number of interconnected subsystems. The process of drawing up a plan begins with the definition of specific lines of action for each link, setting the final goal, predicting the expected result and delegating authority.

Keywords: strategic planning, financial planning, pre-active planning, planning, strategic plan.

Научное обоснование целей предприятия, их совершенствование и реализации лежит в основе обоснования необходимости такой категории, как планирование. Данная категория используется в различных направлениях деятельности компании (маркетинг, производственный менеджмент и пр.). Она служит руководством обеспечения направленности действий сотрудников на достижение различных целей, разработанных в процессе планирования

По мнению ряда отечественных исследователей: «сущность

планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынков видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов» [1].

Реализация функций предприятия невозможна без процесса планирования, которое, как и любая экономическая категория, обладает специфическими чертами.

К таким особенностям можно отнести: возможность прогнозирования в разрезе изменения внутренних и внешних компонентов, обоснование распределения ресурсов компании по различным направлениям и их развитие, получение оценки возможностей и угроз компании с учетом ее специфики, а также факторов внутренней и внешней среды, разработка мероприятий для достижения запланированных целей с максимальным положительным эффектом.

Система планирования является сложной иерархической системой, состоящей из ряда взаимосвязанных подсистем. В соответствии с этим «можно выделить элементы подсистемы планирования на предприятии:

- планирование корпоративной цели предприятия;

- стратегическое планирование;

- тактическое планирование» [2].

Основные задачи процесса планирования:

- необходимость уделять внимание направлениям деятельности, являющимися приоритетными для предприятия;

- максимально скорое реагирование на изменения, происходящие во внешнем мире;

- незамедлительное устранение нерациональных действий при возникновении проблем;

- обеспечение отличного взаимодействия между всеми подразделениями предприятия;

- определение ожидаемых рисков и предполагаемых возможностей;

Современные виды планирования социально-экономического развития

разнообразны и осуществляются в соответствии со следующими критериями:

- область охвата различных уровней экономики: макроэкономическое, территориальное, межфирменное, микроэкономическое планирование;

- фактор времени: краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное планирование;

- ориентация плановой деятельности на цели (стратегический и нестратегический характер планирования);

- уровень неопределенности задач, которые решаются в процессе планирования (стохастическое и детерминированное планирование);

- управленческое воздействие (планы могут быть директивными и индикативными, централизованными и индивидуальными, административными и рыночными);

- функциональная принадлежность: производственное, НИОКР, материально-технического обеспечения, сбытовое, маркетинговое, инвестиционное планирование;

- порядок представления информации по организационным особенностям: многовариантное, одновариантное.

- временная ориентация при принятии плановых решений (реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное планирование) [4].

Виды планирования по характеру временной ориентации классифицированы Р.Л. Акоффом.

Оценка опыта прошлых периодов и анализ развития производства лежат в основе реактивного планирования. Данный вид планирования является сложным процессом и осуществляется в несколько этапов. Первым этапом является разработка списка существенных факторов, лежащих в основе будущих изменений. При этом такой список составляет руководитель (менеджер) низшего звена.

«Реактивное планирование сводится к рассмотрению каждой отдельной производственной проблемы и не оценивает систему в целом, что ведет к снижению эффективности деятельности предприятия. Кроме того, оно базируется на ошибочном убеждении, что при избавлении от ненужного, получится необходимый результат» [3].

Инактивное планирование сводится до минимума, это позволяет не менять естественного развития событий. Большой объем работы заключается в сборе и констатации фактов, их первичной обработки. Достоинством данного вида планирования является осторожность, с которой осуществляются действия, это позволяет исключить катастрофические последствия.

Но с другой стороны, данный вид отличается неспособностью работать в постоянно изменяющейся среде, творческий потенциал сотрудников ограничивается. Инактивное планирование подходит для фирм, доходы которых формируются на бюджетной основе, не зависят от рынка.

Следующий вид планирования - преактивное планирование. В его основе лежит осуществление постоянных изменений по всем направлениям деятельности компании. Данный вид планирования осуществляется по принципу «сверху вниз». Оно базируется на всестороннем использовании методов: эксперимент и прогнозирование, однако не учитывает опыт предыдущих периодов. «Оно подразумевает прогноз изменений внешней среды, далее формирование системы целей предприятия и его стратегии как

способа их достижения. Трудность такого планирования заключается в том, что чем более долгосрочный прогноз, тем больше вероятность возникновения ошибки. Поэтому более эффективным считается прогнозирование относительно небольшого отрезка времени.

Интерактивное планирование основывается на поиске способов построения желаемого будущего. Ни одну экономическую или техническую проблему нельзя решить надолго или навсегда, поэтому при ускорении изменений во внешней среде, время действия управленческих решений уменьшается. Оно ориентировано на взаимосвязь между прошлым настоящим и будущим, заключается в увеличении уровня развития предприятия» [4].

Процесс составления плана начинается с определения конкретных направлений действий каждого звена, постановки конечной цели, прогнозирования ожидаемого результата и делегирования полномочий. Все части плана объединяют в единую систему и формируют конечное решение о процессе реализации данного плана.

Большое внимание уделяется стратегии предприятия, так как стратегическое планирование способствует эффективному развитию предприятия, а также объединяет основные направления деятельности предприятия: производственную, финансовую, маркетинговую, проектную.

Период времени стратегического плана на разных предприятиях может быть различным, то, что является краткосрочным для одного предприятия, может быть долгосрочным для другого. Стратегическое планирование должно обеспечивать высокие темпы экономического роста и должно быть направлено на долгосрочное развитие предприятия.

Стратегическое планирование базируется на формировании миссии и целей предприятия. Миссия отражает смысл деятельности предприятия, то, ради чего предприятие существует. Миссия раскрывает отличия данного предприятия от остальных, ему подобных

Стратегический план определяет основные виды деятельности предприятия, дает возможность объединить в одну систему все направления деятельности, определяет перспективное направление развития, обеспечивает лучшее понимание структуры потребностей, процессов планирования, продвижения, сбыта продукции, формирования цен.

Данный план обеспечивает координацию всех подразделений предприятия, позволяет эффективно распределять ограниченные ресурсы, побуждает менеджеров качественнее оценивать сильные и слабые стороны предприятия с точки зрения изменений окружающей среды, конкурентов, а также ограничений и возможностей.

«Финансовая стратегия предполагает «определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения, что оказывает влияние на общую стратегию организации. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта»

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития организации и направлены на максимизацию ее рыночной стоимости.

Компания ставит перед собой цели и задачи в разрезе основных направлений деятельности. К таким направлениям можно отнести следующие: положение компании на рынке, инновационная деятельность, социальная ответственность, уровень стабильности, производительности, система управления, квалификация кадровых единиц, наличие производственных ресурсов.

В процессе стратегического планирования необходимо уделять особое внимание маркетинговой составляющей, так как она лежит в основе разработки новых товаров и услуг, учитывает перемены на рынке, способствует сокращению воздействия конкурентов и дает возможность усилить положение компании на рынке сбыта.

Центральная часть системы стратегического планирования с целевой точки зрения - анализ качества планов, который проводится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление - это определение качества установления плановых показателей финансовой деятельности компании.

Второе направление - это определение эффективности выполнения принятых планов каждым из отделов компании.

В связи с выше обозначенным, в процессе формирования и выполнения планов необходимо проводить оценку не только правильности поставленной цели и стратегии развития компании, но и уровня достижения данной цели.

Таким образом, необходимо отметить, что «стратегическое планирование - это постановка целей, а оперативное планирование - это процесс реализации поставленных целей. Оно основывается на стратегическом планировании и корпоративном управлении и находится в зависимости от выбранной продуктовой концепции.

Использованные источники:

1. Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: Учебное пособие. - М.: Эльга, 2013.

2. Ионова, Ю.Г. Финансовый менеджмент / Ю.Г. Ионова. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 288 с.

3. Арутюнова, Д.В. Сравнительный анализ методов разработки финансовой стратегии организации / Д.В. Арутюнова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 2-1 (29). - С. 1420.

4. Ивашковская, И.В. Корпоративные финансовые решения [Текст]: учебное пособие. - М.: Юнити, 2015 - 42 с.

5. Паламарчук, А.С. Применение моделей прогнозирования банкротства на предприятии [Текст]: учебное пособие. - М.: Вестник, 2014 - 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.