Научная статья на тему 'Методика индикативного планирования в системе управления деятельностью коммерческих организаций'

Методика индикативного планирования в системе управления деятельностью коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЛАН / ПЛАНОВО-ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНАКТИВНЫЙ ПЛАН / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАН / ИНДИКАТОРЫ / СКОЛЬЗЯЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNED MANAGEMENT / PLAN / PLANNED AND INDICATIVE MANAGEMENT / INDICATIVE PLANNING / INACTIVE PLAN / INTERACTIVE PLAN / INDICATORS / SLIDING PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медынская Ирина Вильевна, Макаров Владимир Валерьевич

В статье рассматриваются современные тенденции и предлагаются методические положения планово-индикативного управления коммерческих структур в условиях рыночных отношений. Показана необходимость применения индикативного планирования, которое позволит поддержать стабильность функционирования и развития российских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медынская Ирина Вильевна, Макаров Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF INDICATIVE PLANNING IN THE SYSTEM OF MANAGING THE ACTIVITIES OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS

The article considers modern tendencies of planning and indicative management in the conditions of market relations. The necessity of using indicative planning is shown, which will support the stability of the functioning and development of Russian organizations.

Текст научной работы на тему «Методика индикативного планирования в системе управления деятельностью коммерческих организаций»

Медынская И.В., Макаров В.В.

МЕТОДИКА ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции и предлагаются методические положения планово-индикативного управления коммерческих структур в условиях рыночных отношений. Показана необходимость применения индикативного планирования, которое позволит поддержать стабильность функционирования и развития российских организаций.

Ключевые слова. Плановое управление, план, планово-индикативное управление, индикативное планирование, инактивный план, интерактивный план, индикаторы, скользящее планирование.

Medynskaia I.V., Makarov V.V.

THE METHOD OF INDICATIVE PLANNING IN THE SYSTEM OF MANAGING THE ACTIVITIES OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Abstract. The article considers modern tendencies of planning and indicative management in the conditions of market relations. The necessity of using indicative planning is shown, which will support the stability of the functioning and development of Russian organizations.

Keywords. Planned management, plan, planned and indicative management, indicative planning, inactive plan, interactive plan, indicators, sliding planning.

В современных условиях без организации планового управления деятельностью коммерческих структур невозможно обеспечить эффективное развитие предприятий и экономики в целом. К сожалению, однозначное определение понятие «планирование» в работах российских и зарубежных авторов все еще отсутствует [1]. В то же время, считается, что, во-первых, планирование - это деятельность по разработке и реализации планов, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы на определенный период. Во-вторых, планирование - это повторяющийся процесс координации использования ресурсов фирмы с настоящими и перспективными возможностями в соответствии с условиями внешней и внутренней среды.

Процесс планирования не исчерпывается только разработкой плана, он также должен методически обеспечить поддержание заложенных в плане пропорций и дальнейшую интенсификацию деятельности при его выполнении. Поэтому, планирование - это решение того, что необходимо сделать сего-

ГРНТИ 06.52.35

© Медынская И.В., Макаров В.В., 2018

Ирина Вильевна Медынская - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Владимир Валерьевич Макаров - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. Контактные данные для связи с авторами (Медынская И.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: irinamedyn@mail.ru. Статья поступила в редакцию 15.03.2018.

дня, чтобы результат был завтра. Планово-индикативное управление - одна из базовых межфункциональных платформ, основная подсистема системы управления фирмами и производствами, обеспечивающая взаимодействие участников производственно-хозяйственной деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.

Важнейший принцип планирования - это принцип результативности и эффективности планирования, который означает, что выбор способов и методов достижения целей должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими издержками и затратами ресурсов. Следовательно, в число задач планово-индикативного управления в фирме необходимо включить следующие: определение целей, приоритетов и задач фирмы; выбор путей и способов достижения целей и решения задач; определение возможностей системы; формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач; определение ресурсов для достижения целей и решения задач; определение внутренних и внешних условий, имеющихся ограничений, диспропорций, дисбалансов и др.; координация действий внутренних и внешних участников плановых мероприятий; организация мониторинга и контроля выполнения планов.

Планирование является фундаментальным свойством разумного поведения любой организации, а его основой является план. План - перечень развернутых во времени, взаимосвязанных, сбалансированных плановых, промежуточных и окончательных результирующих показателей и мероприятий деятельности фирмы, предусматривающий ресурсное обеспечение, исполнителей, порядок, последовательность и сроки выполнения [2]. По мнению авторов, план - это документ, содержащий цели, направления, индикаторы.

По временной ориентации планы подразделяются на 4 типа: реактивные (ориентированы на прошлое), инактивные (ориентированы на настоящее), преактивные (ориентированы на будущее) и интерактивные (ориентированы на взаимодействие) (см. табл., где использованы обозначения: «+» - положительное отношение и «-» - отрицательное отношение). Каждый из выделенных типов планов в чистом виде встречается редко и можно говорить лишь о преобладающем типе. Причем ориентация планов одних и тех же организаций может меняться.

Таблица

Основные типы планов

Ориентация Прошлое Настоящее Будущее

Реактивная (возврат к прошлому) + - -

Инактивная - + -

Преактивная - - +

Интерактивная (взаимодействие) - / + - / + - / +

Реактивный план базируется на постоянном анализе использования предшествующего опыта и опирается на сложившиеся традиции, характеризуется отсутствием резких и необдуманных изменений. Оценка существующей ситуации и необходимых в условиях новой внешней среды изменений заменяется оценкой прошлого периода, отысканием и устранением недостатков, имевших ранее место в условиях прежней внешней среды.

Инактивный план ориентирован на настоящее положение фирмы и не предполагает возвращения к прошлому состоянию; не предусматривает он и ориентации на будущий период. Инактивный план ориентирован на выживание и стабильность деятельности настоящего периода, поскольку осведомленность в том, что происходит сейчас, для инактивистов важнее, чем прошлый опыт, руководители этого типа оцениваются не по умению анализировать предшествующие проблемы, а по умению быстро «схватывать» суть происходящего в настоящее время.

Преактивный план ориентирован на предупреждение, прогнозирование вероятных изменений в будущем. Как правило, преактивное планирование осуществляется в фирмах «сверху-вниз». Для пре-активного плана характерен недостаточный анализ текущих проблем и проблем, имевших место в прошлом периоде.

Интерактивный план использует лучшее из ре-, ин-, преактивного планирования. В основе интерактивного типа плана лежит убеждение, что, если не учитывать прошлое, настоящее и будущее, то эффек-

тивное развитие будет затруднено. В формировании интерактивного плана участвуют линейные и функциональные руководители, опытные специалисты через создаваемые на фирме советы и комиссии.

По некоторым оценкам от 20 до 40% непродуктивных затрат организаций связано, в первую очередь, с ошибками в планировании, обусловлено неправильной расстановкой приоритетов. Основные недостатки планирования в фирмах, полученные по результатам анкетирования, следующие:

• наличие практики интуитивно выдвигаемых целевых установок;

• отсутствие формализованных правил определения приоритетов;

• отсутствие необходимой связи между стратегическим и текущим планированием;

• отсутствие необходимого подкрепления выбранной стратегии разработанными планами ее реализации;

• управление текущей деятельностью подчиненных руководителям подразделений не подкрепляется составлением соответствующих планов;

• при постановке целей не производятся стоимостная и численная оценки необходимых подразделениям ресурсов для достижения стоящих перед ними целей;

• как правило, сотрудники не принимают участия в разработке планов подразделений;

• не применяется метод последовательного планирования (стратегическое - тактическое - оперативное);

• нарушение сроков подготовки плановых заданий;

• недостаточное информационное обеспечение управленческого персонала при принятии управленческих решений;

• отсутствие четкой системы контроля за выполнением плановых решений;

• неотработанная технология подготовки плановых решений в отдельных функциональных областях;

• отсутствие отработанных процедур принятия и реализации плановых решений;

• слабая увязка планов различных функциональных служб;

• несовершенство нормативной базы плановых решений;

• плохая оценка долговременных последствий плановых решений;

• отсутствие критериев оценки эффективности вариантов плановых решений;

• недостаточное владение руководителями современными методами планирования;

• отсутствие отработанных процедур принятия и реализации плановых решений;

• недостаточное информационное обеспечение руководителей при принятии плановых решений;

• дисбаланс между плановыми заданиями и обеспеченностью ресурсами;

• несовпадение планов фирмы и ее подразделений;

• отсутствуют данные по финансовому и материальному обеспечению фирмы на долгосрочную перспективу;

• несовершенство нормативной базы плановых решений;

• отсутствие дифференциации форм и методов планирования, учитывающих особенности деятельности фирмы и подразделений;

• неумение определять приоритеты в оперативных и среднесрочных планах;

• низкая оперативность своевременной корректировки планов, связанная с отсутствием адекватной технологии планирования (например, скользящего планирования);

• недостаток и недостоверность информации, используемой в планировании;

• длительность процедуры согласования планов, являющаяся следствием разобщения функциональных подразделений, участвующих в процессе планирования;

• недооценка возможностей, которые может предоставить применение процессно-ориентированного подхода к организации планирования;

• отсутствие или недостаточная эффективность системы мониторинга и внутреннего контроля, обеспечивающих реализацию механизма обратной связи в цикле планирования и др. Огромное значение в плановом управлении имеет порядок шагов, согласно которому осуществляется переход фирмы из одного экономического состояния в другое. Поэтому управление процессом внутрифирменного планирования должно выполняться в соответствии с научно-обосно-

ванной технологией планирования. Технология планирования регламентирует последовательность этапов и операций, документальное, организационное и информационное обеспечение процесса внутрифирменного планирования в заданные сроки, содержание, формы и структуру внутрифирменных планов.

Методы планово-индикативной деятельности представляют собой синтез способов и приемов, обеспечивающих исследование, разработку и обоснование плановых индикаторов, а также содержание, формы и структуры планов. Выделяют балансовый, индексный, нормативный, сценарный и ряд других методов планирования.

Балансовый метод основывается на построении материальных, трудовых и финансовых балансов, позволяющих достичь согласование имеющихся в наличии ресурсов и фактической потребности в них. При использовании индексного метода на основе анализа достигнутых численных значений базовых показателей и индексов, их изменения в плановом периоде определяют плановые значения показателей. Нормативный метод основывается на формировании планов на основе установившихся норм и нормативов.

Сценарий - это гипотетическая последовательность событий, которая показывает, как из существующей или какой-либо заданной ситуации может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта. Сценарный метод планирования основывается на разработке ситуационных сценариев планов при различном сочетании параметров, формирующих объемы деятельности, финансовые, трудовые, материальные и др. потребности.

Индикаторы - это инструменты измерения процессов, происходящих в той или иной социально-экономической системе. Они характеризуют параметры развития объекта, определенные в результате выработки определенной политики, и не носят обязательного для исполнителя характера. Основными качествами индикаторов являются периодичность измерения, систематический характер (измерение по целому ряду параметров, наличие модели измерения). Таким образом, в отличие от показателя, имеющего лишь количественную оценку, индикатор носит векторный, направленный характер, имеет предельные пороговые (min, max) уровни показателей, режимов и т.д., он ориентирован на фиксацию состояния.

Индикативное планирование носит не жесткий, а рекомендательный характер, предполагает применение системы индикаторов-показателей и косвенное регулирование через систему экономических нормативов и льгот. Индикативное планирование - это планирование производственно-хозяйственной деятельности фирмы на основе формирования системы индикаторов и их границ, внутри которых деятельность фирмы не требует значительных вмешательств со стороны руководства [3]. Индикативное управление - это управление, построенное на основе мониторинга, исследования, контроля, учета и организации достижения экономических индикаторов, в пределах которых деятельность предприятия остается стабильной и не требует вмешательств со стороны руководства. Фирма может устойчиво функционировать и развиваться.

Индикативное управление позволяет: отслеживать динамику значений важнейших для фирмы экономических индикаторов в оперативном режиме; оценивать опасность текущих изменений индикаторов и влияние этих изменений на итоговый результат; оценивать складывающуюся ситуацию на фирме и прогнозировать дальнейшее развитие этой ситуации, учитывая тенденцию значений индикаторов; иметь запас времени на принятие управленческого решения в зависимости от складывающейся на фирме ситуации; осуществлять опережающее управление в фирме.

Индикативное планирование позволяет, во-первых, заранее установить границы, за пределами которых фирма будет нести финансовые или материальные потери; во-вторых, на основе различных методов прогнозирования определить возможные варианты развития событий; в-третьих, оценивать перспективы развития фирмы; в-четвертых, сформировать систему индикаторов для планирования и управления экономической деятельностью фирмы. Особое место занимает определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта, т.е. включение регуляторов: индикаторы «тревоги», «экстремального положения», «банкротства» и т.д.

Скользящее планирование - это технология, предполагающая после прохождения определенного периода времени изменение планов на будущее, отделяя границу на величину пройденного пути (рис. 1).

При поквартальном планировании с месячной разбивкой планов, после выполнения плана первого месяца к нему присоединяется план второго, а затем и третьего месяца, причем каждый корректируется. Таким образом, скользящее планирование - это планирование с перекрывающимися временными периодами. В очередной дополняющий план включаются в режиме реального времени ранее не вошедшие в него по тем или иным причинам разработки. Тем самым, открываются широкие возможности для внесения в план коррективов, отражающих изменения в деятельности фирмы.

Циклы планирования 1-й год 2-й год

I кв. II кв. II кв. IV кв. I кв. II кв. II кв. IV кв.

Период 1

Период 2

Период 3

Период 4

Период 5

Рис. 1. Схема скользящего планирования

При ведении скользящего планирования можно использовать различную детализацию для различных сроков. Так, на следующую неделю иметь детальный план по дням, на месяц вперед - по неделям, а еще для двух месяцев вперед составить общий план. В табличной части плана указываются показатели финансового состояния, показатели по поступлениям и выплатам в разрезе источников финансирования, а также плановые показатели по выплатам в разрезе основных направлений выплат (оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда, транспортные, коммуникативные услуги, услуги по содержанию имущества и др.).

Для предприятий и организаций различных видов экономической деятельности целесообразно формировать комплексный план экономического и социального развития, позволяющий детально планировать их деятельность на календарный год по всем направлениям. Комплексный план экономического и социального развития фирмы - это развернутый по времени и сбалансированный по ресурсам план производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива фирмы. Он обеспечивает комплексную увязку частных планов, плановых показателей и обеспечивающих их мероприятий на всех уровнях управления фирмой, направленных на решение поставленных целевых задач при наиболее полном использовании ресурсов. Проведенное авторами исследование позволяет рекомендовать структуру плана экономического и социального развития из 7 блоков (см. рис. 2):

1. Основные показатели плана экономического и социального развития фирмы.

2. План реализации продукции, работ, услуг фирмы.

3. План производства продукции, работ, услуг фирмы.

4. Финансовые планы фирмы.

5. Планы расходования ресурсов фирмы.

6. Частные планы развития деятельности фирмы.

7. Проекты и программы фирмы, обеспечивающие достижение индикативных показателей работы фирмы.

Планы блоков 2-6 состоят из двух частей: показатели частных планов; мероприятия, обеспечивающие выполнение запланированных показателей. В различных фирмах количество разделов комплексного плана экономического и социального развития, а также их назначение и реестр применяемых показателей могут различаться в зависимости от совокупности поставленных перед ними научных, технических, экономических и социальных задач, формы собственности, кооперации и интеграции деятельности и других особенностей. Показатели считаются значительными, если их нераскрытие может повлиять на социально-экономические решения заинтересованных пользователей.

Блок 6-1

План закупок и запасов материально-технических ресурсов_

План подготовки производства_

План совершенствования организации труда

План подготовки и переподготовки кадров_

План совершенствования норм и нормативов

План управления качеством

План ремонтно-строительных работ_

План охраны природы и рационального использования финансовых ресурсов

Блок 1

Основные показатели плана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блок 2

План реализации продукции, работ, услуг

Блок 4 План поступления денежных средств фирмы_

План платежей фирмы_

План движения денежных средств План образования и распределения прибыли фирмы

План налоговых платежей

План движения дебиторской и кредиторской задолженности

План получения и погашения заемных средств_

Плановый баланс активов и пассивов фирмы

Блок 3

План производства продукции, работ, I услуг

Блок 5 План по себестоимости продукции, работ, услуг_

План затрат на оплату труда_

План материальных затрат_

План амортизации нематериальных активов и основных средств_

План общепроизводственных расходов

План управленческих расходов

План коммерческих расходов

План непредвиденных расходов

Блок 6-2

План совершенствования управления

План технического перевооружения_

План научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

План инновационного развития_

План маркетинговой деятельности

План повышения энергоэффективности_

План развития информационных технологий

План социального развития коллектива

Планы внутренних подразделений (центров финансовой ответственности) фирмы_

Проекты и программы фирмы, обеспечивающие достижения поставленных целей

Рис. 2. Структура плана экономического и социального развития организаций

Таким образом, любая деятельность индивидуального или корпоративного характера не может быть проведена эффективно без предварительного планирования. Реализация на практике планово-индикативного управления позволит поддержать стабильность функционирования и развития организаций и в целом экономики России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. СПб.: Изд-во Питер, 2012.

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

3. Романенко А.Н. Совершенствование методов планирования и управления на промышленных предприятиях на основе индикативного подхода. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/economika-хо21а] stva/sovershenstvovanie-metodov-planirovanij а-ьиргау1епу а-па-рготу shlennyh-predprij а^ ah.html (дата обращения 02.03 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.