серийных убийц не изучен до конца. В данной связи необходимо продолжать работу по классификации и изучению мотивов преступлений данного рода, так как только правильное их понимание позволит проводить профилактику. Самое важное - это способность защитить не только свою жизнь, но и окружающих людей. Только таким образом можно добиться того, что число серийных убийц сократится.
Литература и источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // КонсультантПлюс.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // СЗ РФ. 24.12.2001. №52 (ч. I). ст. 4921.
4. Дуглас Д. Я - серийный убийца. Откровения великих маньяков. M.: Алгоритм, 2017. 335 с.
5. Бехтерев ВЖ. Наедине с убийцей. M.: Алгоритм, 2017. 319 с.
6. Сулим С. Безлюдное место. Как ловят маньяков в России. M.: Альпина Паблишер, 2023. 263 с.
7. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. Казань: Юридическое информирование, 2019.
8. Камински M. Серийные убийцы. M.: Бомбора, 2023. 320 с.
9. Рарог А.И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений. Казань: изд-во КГУ, 2021. 341 с.
10. Бернер А.Ф. Учебник уголовного права. СПб.: АСТ, 2018, 532 с.
11. Волков Б.С. Mотивы преступлений. Казань: изд-во КГУ, 2021. 247 с.
12. Федотов С.Н. Психология эмоций и воли. M.: издательство ЫВД России, 2021. 211 с.
References and Sources
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g. s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020 g.) // Konsul'tantPlyus.
2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 28.04.2023) // SZ RF. 17.06.1996. № 25. st. 2954.
3. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 28.04.2023) // SZ RF. 24.12.2001. №52 (ch. I). st. 4921.
4. Duglas D. Ya - serijnyj ubijca. Otkroveniya velikih man'yakov. M.: Algoritm, 2017. 335 s.
5. Bekhterev V.M. Naedine s ubijcej. M.: Algoritm, 2017. 319 s.
6. Sulim S. Bezlyudnoe mesto. Kak lovyat man'yakov v Rossii. M.: Al'pina Pablisher, 2023. 263 s.
7. Gauhman L.D. Kvalifikaciya prestuplenij: zakon, teoriya, praktika. Kazan': Yuridicheskoe informirovanie, 2019.
8. Kaminski M. Serijnye ubijcy. M.: Bombora, 2023. 320 s.
9. Rarog A.I. Nastol'naya kniga sud'i po kvalifikacii prestuplenij. Kazan': izd-vo KGU, 2021. 341 s.
10. Berner A.F. Uchebnik ugolovnogo prava. SPb.: AST, 2018, 532 s.
11. Volkov B.S. Motivy prestuplenij. Kazan': izd-vo KGU, 2021. 247 s.
12. Fedotov S.N. Psihologiya emocij i voli. M.: izdatel'stvo MVD Rossii, 2021. 211 s.
ВАШАГИН ВАДИМ АЛЕКСЕЕВИЧ - студент Института права и экономики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова ([email protected]).
ГНЕУШЕВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА - старший преподаватель кафедры конституционного и международного права,
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова ([email protected]).
VASHAGIN, VADIM A. - student of the Institute of Law and Economics, Banzarov Buryat State University.
GNEUSHEVA, TATIANA B. - Senior Lecturer, Departments of Constitutional and International Law, Banzarov Buryat State
University.
УДК 343.35:328.185 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-109-114
ЯКОВЛЕВ-ЧЕРНЫШЕВ В.А. К ВОПРОСУ О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН КОРРУПЦИИ И
КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
Ключевые слова: коррупция, причины коррупции, коррупционные риски, коррупционное поведение, антикоррупционная политика.
Актуальность исследования определяется необходимостью выявления широкого круга причин, провоцирующих коррупционное поведение, а также рисков, связанных с коррупцией. В научной литературе имеется множество публикаций, посвященных причинам и рискам коррупции. Однако исследований, основанных на системном и комплексном подходах, позволяющих взглянуть на ситуацию максимально широко, встречается достаточно мало. Автор систематизировал и выделил экономические, социальные, политические, правовые, информационные, этические, культурные, воспитательно-идеологические, психологические и географические группы причин, провоцирующих коррупционное поведение. Также проведена систематизация коррупционных рисков, позволившая выделить следующие их группы: политические, экономические и организационно-управленческие, социальные, правовые и морально-нравственные (этические). Полученные научные результаты имеют теоретическое и практическое значение для более эффективного противодействия коррупции.
YAKOVLEV-CHERNYSHEV, V.A. ON THE ISSUE OF SYSTEMATIZING THE MAIN CAUSES OF CORRUPTION AND CORRUPTION RISKS
Key words: corruption, causes of corruption, corruption risks, corrupt behavior, anti-corruption policy.
The relevance of the study is determined by the need to identify a wide range of underlying causes that trigger corrupt behaviour as well as risks associated with corruption. There are numerous publications in the scientific literature on the causes and risks of corruption. However, there are few studies based on a systematic and integrated approach that allow for the widest possible perspective. The author systematized and highlighted the economic, social, political, legal, informational, ethical, cultural, educational and ideological, psychological and
geographical groups of causes that provoke corrupt behavior. Also, the systematization of corruption risks, which allowed to distinguish the following groups: political, economic and organizational-managerial, social, legal and moral (ethical). The scientific results obtained have theoretical and practical importance for more effective anti-corruption.
Борьба с коррупцией является приоритетным направлением в правовом регулировании, осуществляемом любым государством. При этом инструменты антикоррупционной правовой политики могут варьироваться в зависимости от преобладающих причин в обществе и государстве, побуждающих совершать противоправные деяния в этой области. Вместе с тем, хотя исследования, направленные на выявление причин коррупции, и осуществлялись неоднократно, считать их достаточными на сегодняшний день не представляется возможным. В этой связи целью статьи стало выявление и систематизация основных причин, порождающих коррупционное поведение, а также рисков, которые несет коррупция в разнообразных сферах жизнедеятельности общества.
Теоретическую основу исследования образовали научные труды А. А. Уварова, И. А. Дамм, С. М. Иншакова, И. Н. Клюковской, А. Н. Ратькова, Ю. О. Народницкого и ряда других исследователей. Методологической основой исследования явились системный и комплексный подходы, использованы различные методы научного познания, в том числе: анализ, синтез, формально-юридический, герменевтический и ряд других методов в различных сочетаниях.
Проведя анализ научной литературы и нормативных правовых актов, мы можем выделить следующие основные группы причин, способствующих возникновению коррупционного поведения:
1) Экономические. В качестве таковых могут выступать существенные различия в заработной плате служащих в органах публичной власти и работников коммерческих структур, вытекающая из этого неудовлетворенность уровнем заработной платы, желание приобретать определенные товары и услуги, которые «не по карману» в рамках честного выполнения своих профессиональных обязанностей, и др.
2) Социальные. Среди социальных причин можно выделить неуверенность лица в способности обеспечить себе достойную старость, недостаточный уровень заработной платы для получения квалифицированной медицинской помощи, улучшения жилищных условий и т. п.
3) Политические. Могут носить многообразный характер, но к основным относится желание обогатиться, усилить свое влияние в ущерб национальным интересам, вплоть до измены Родине.
4) Правовые. Среди некоторых правовых причин, которые могут порождать коррупцию, можно выделить, к примеру, разрешение проводить ограниченный круг процессуальных действий (ярким примером может служить глава 32.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, часто подвергающаяся критике) или напротив закрепление широкого круга полномочий, которые никак не регламентированы. В доктрине можно найти качественные публикации по данным вопросам, к примеру, статьи А. Н. Ратькова [1]. В целом различного рода дефекты и пробелы можно найти в законодательстве любого государства. Однако некоторые из них могут оказывать существенное влияние, как на правоприменительную практику, так и на увеличение общего уровня коррупции.
5) Информационные. К информационным причинам коррупции относится, к примеру, излишняя закрытость сведений о представителях органов публичной власти. Так, Федеральным законом от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» были, в частности, закреплены положения, касающиеся запрета третьим лицам получать выписки из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), вступившие в силу с 1 марта 2023 года [2]. Отметим, что в Федеральном законе от 13.07.2015 N° 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определен круг лиц и условия, при которых сведения могут быть получены некоторыми третьими лицами (нотариусами, лицами, с которыми имеется владение общей собственностью, и т. п.), указанными в ч. 6 ст. 36.3, ч. 13 ст. 62 и в некоторых иных положениях данного закона [3]. С одной стороны, данные положения можно оценить, безусловно, положительно с точки зрения защиты персональных данных граждан, с другой стороны, на наш взгляд, следовало бы предусмотреть возможность граждан при их заинтересованности соотносить сведения из ЕГРН с задекларированной собственностью, например, какого-либо должностного
лица органа публичной власти. Полагаем, что баланс в данном вопросе должен быть найден, поскольку иначе мы сталкиваемся с коррупционными рисками в виде соблазна того или иного лица скрыть информацию о своей деятельности, что является, по мнению А. А. Уварова, одной из информационных составляющих коррупции [4]. Вместе с тем, исходя из Письма Росреестра от 03.03.2023 № 06-00307/23@ «О направлении ответов на вопросы о получении сведений ЕГРН, содержащих персональные данные» [5], мы можем сделать вывод о том, что сегодня этот вопрос на повестке дня не стоит.
6) Этические. В качестве этических причин, способных провоцировать коррупционное поведение, можно выделить:
- схожий или совпадающий взгляд на мир (например, аналогичная религиозная идентификация; принадлежность к одному этносу, нации, народу; одинаковый взгляд на политическую жизнь страны, выражающуюся в схожих оценках или принадлежности к одной и той же политической партии и т. п.);
- профессиональная солидарность, корпоративная солидарность;
- отдача предпочтения мужчине или женщине в силу, например, какого-то неудачного опыта в личной жизни, который проецируется на всех представителей того же гендера;
- наличие родственных, дружеских связей и др.
7) Культурные. К ним относится, в первую очередь, пропаганда потребительского, личного (эгоистического) мышления среди широких масс населения, осуществляемая разного рода деятелями, позиционирующими себя в качестве творческих людей, и пр.
8) Воспитательно-идеологические [6, с. 17]. Они включают:
- закрепление в семье установок об абсолютном приоритете личного комфорта и потребностей;
- недостаточная работа в образовательных учреждениях с детьми, подростками, влекущая потерю правильных жизненных ориентиров;
- неадекватное восприятие воспитанником процессов, направленных на его развитие как высоконравственной личности;
- затруднительность в подаче необходимой информации ввиду не всегда удачной расстановки акцентов в рамках информационной политики и действий средств массовой информации и третьих лиц, выступающих по своему фактическому функционалу как информационные агентства, и др.
9) Психологические. К причинам подобного рода относятся:
- тревожность индивида, к примеру, за себя, свое близкое окружение и т. п. может зачастую приводить к более «лояльному» отношению к коррупции [7, с. 22];
- игровой мотив, выражающийся в желании «поиграть с законом», получать удовольствие от рисков, связанных с коррупционными проявлениями [8, с. 109];
- равнодушное отношение к последствиям коррупции и людям, страдающим от нее;
- уверенность в том, что от вступления в коррупционные отношения существенного вреда государственным, общественным интересам нанесено не будет, и др.
10) Географические. Географические причины также могут оказывать серьезное влияние на уровень коррупции. К примеру, если при постоянном проживании в определенной местности люди в целях выживания вынуждены сотрудничать друг с другом и традиционно привыкли помогать землякам, то к приезжим может быть предвзятое отношение, в том числе, при оказании каких-либо услуг. В целом можно отметить, что географические причины тесно связаны, прежде всего, с культурными и этическими факторами.
Рассмотренные выше группы причин свидетельствуют о том, что коррупция может формироваться в силу воздействия разнообразных факторов, воздействующих на человека и провоцирующих коррупционное поведение. Также следует учитывать и то обстоятельство, что человек - существо свободное и может принимать решения весьма сомнительного характера даже при удовлетворении, казалось бы, всех основных личностных и духовных потребностей. Поэтому полная победа над коррупцией невозможна ни в одном обществе и государстве. Однако ее минимизация возможна при задействовании широкого спектра мер правового, социального, экономического, культурного, информационного, политического характера.
Не менее важным аспектом исследования коррупции, помимо причин, формирующих коррупционное поведение, является рассмотрение рисков, которые неизбежно влечет за собой коррупция. Проведенный анализ позволяет выделить следующие группы рисков, связанных с данным явлением:
1) политические:
- угроза вербовки лица, располагающего определенными сведениями конфиденциального характера, иностранными спецслужбами. А. В. Манойло отмечает, что «коррупция и индивидуальный коррупционный след... формируют вербовочную уязвимость», что повышает риски склонности к сотрудничеству таких лиц с иностранными государствами и представляет прямую угрозу национальной безопасности России [9, с. 32-33];
- использование элементов, подверженных коррупции, в гибридных войнах третьими государствами в своих интересах, коренным образом посягающих на основы конституционного строя России [10];
- угроза утраты понимания национальных интересов критически важной массой государственных и муниципальных служащих, смешение их с корыстными интересами, что в своих самых крайних проявлениях может вести к глубоким потрясениям и дезорганизации всей системы государственного управления;
- снижение уровня доверия общества к органам публичной власти;
- угроза сращивания государственного аппарата с капиталом;
- угроза или срыв планов, которые могут особенно болезненно отражаться на таких ключевых сферах, как национальная безопасность, оборона, здравоохранение и т. п.;
- недостаточно эффективная система взаимодействия органов публичной власти и общественности, что может проявляться, к примеру, в сокрытии информации, которая может раскрываться, либо в раскрытии информации, которую разглашать нельзя (элементы государственной тайны), и др.
2) экономические и организационно-управленческие:
- необоснованное увеличение расходов на мероприятия, не требующие при адекватной организации таких трат, следствием чего выступает: а) продление сроков на реализацию запланированной задачи или отмена планов в иных областях, которые требовалось выполнить; б) снижение эффективности деятельности органов публичной власти или хозяйствующих субъектов; в) невозможность оптимизации расходов;
- дублирование функций и полномочий органов публичной власти [11, с. 61] на федеральном, региональном или местном уровнях, приводящее к соблазну третьих лиц попытаться найти в одном из этих органов «лазейку» для претворения в жизнь своих корыстных интересов;
- неверно выстроенные механизмы поступления на государственную или муниципальную службу в органы публичной власти (к примеру, оказание недостаточного внимания выпускникам университетов, которые могли бы стать для органа публичной власти источником кадров, имеющих потенциал в профессиональном плане, способных эффективно выполнять задачи и адаптироваться к новым требованиям);
- угроза утраты высококвалифицированных кадров, которые могли бы занимать высокие должности в органах публичной власти и эффективно справляться с поставленными задачами;
- нарушение принципов конкуренции и снижение числа добросовестных контрагентов, желающих сотрудничать с государственными и муниципальными структурами;
- рост теневой экономики и др.
3) социальные:
- отток служащих из органов публичной власти в коммерческие организации, несмотря на предоставление целого ряда социальных льгот, а также преимуществ, ожидаемых в дальнейшем;
- ухудшение криминогенной обстановки;
- увеличение разрыва в доходах между бедными и богатыми слоями населения;
- усиление дифференциации уровня жизни населения в разных субъектах РФ, муниципальных образованиях и др.
4) правовые:
- отсутствие адекватной, предусмотренной законодательством регламентации широкого спектра действий правоприменителя;
- чрезмерное усмотрение со стороны правоприменителя;
- инструментальный подход к правовым нормам и спокойное отношение к их «обходу» посредством, к примеру, дачи взятки должностному лицу и др.
5) морально-нравственные (этические):
- угроза того, что лицо, в силу приязни по каким-то причинам (например, совпадение взглядов на политику, одинаковые культурные предпочтения и т. п.) отдает приоритет другому лицу, нарушая тем самым принципы беспристрастности и объективности;
- привычка или желание отблагодарить лицо за его высокий профессионализм, что провоцирует коррупционные проявления;
- обвинение в коррупции лишь одной из сторон. Например, Л. Н. Ермоленко убежден, что «большая часть субъектов коррупционных отношений не желает признать свои деяния частью проблемы, и переносят всю ответственность на чиновников ...более чем в 30 % случаев именно граждане являются инициаторами передачи незаконного вознаграждения должностным лицам» [12, с. 107];
- стремление отдельных лиц ставить личные интересы выше общественных и государственных интересов в любой ситуации и т. д.
Таким образом, по итогам проведенного исследования сделаны следующие выводы:
- системный и комплексный подходы к исследованию коррупции позволяют получить наиболее полную и систематизированную информацию о ее причинах и связанных с ней рисках, что имеет теоретическое и практическое значение для более эффективного противодействия коррупции;
- проведенный анализ научной литературы и нормативных правовых актов позволил выделить следующие основные группы причин, провоцирующих коррупционное поведение: экономические, социальные, политические, правовые, информационные, этические, культурные, воспитательно-идеологические, психологические и географические;
- по итогам исследования также были выделены следующие основные группы рисков, связанных с коррупцией: политические, экономические и организационно-управленческие, социальные, правовые и морально-нравственные (этические).
Литература и источники
1. Ратьков А.Н. Процессуальные процедуры, провоцирующие коррупционное поведение // Уголовная политика и культура противодействия преступности. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 2018. С. 81-85.
2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 18.07.2022. № 29, (часть III), ст. 5233.
3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // СЗ РФ. 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4344.
4. Уваров А.А. Об этических и информационных предпосылках коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 5. С. 8-12.
5. Письмо Росреестра от 03.03.2023 № 06-00307/23@ «О направлении ответов на вопросы о получении сведений ЕГРН, содержащих персональные данные» // URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-rosreestra-ot-03032023-n-06-0030723-o-napravlenii-otvetov/ (дата обращения 25.01.2024)
6. Хабибулин Т.А. Борьба с коррупцией на уровне субъекта Российской Федерации: криминологический и уголовно-правовой аспекты (по материалам Республики Башкортостан). Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 20 с.
7. Миронова А.А., Татарко А.Н. Психологические причины коррупции: роль тревоги // Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 1. С. 11-34.
8. Ежова О.Н. Психологические причины коррупции и возможности ее профилактики в уголовно-исполнительной системе // Вестник Самарского юридического института. 2017. № 1 (23). С. 107-115.
9. Манойло А.В. Коррупция как механизм формирования вербовочной уязвимости в современных операциях информационной войны // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19. № 4. С. 30-34.
10. Иншаков С.М. Коррупционная война как элемент гибридного противоборства государств // Криминология: вчера, сегодня, завтра 2018. № 1 (48). С. 46-51.
11. Панаетов Н.Н., Уваров А.А. Особенности обеспечения эффективности деятельности органов исполнительной власти // Прометей. Научный альманах. Выпуск 2 (2021 г.) / отв. ред. А. Ю. Яковлева-Чернышева. Сочи-Ростов н/Д, 2022. С. 58-62.
12. Ермоленко Л. Н. Эффективность антикоррупционного просвещения как инструмента противодействия коррупции // Прометей. Научный альманах. Выпуск 1 (2020 г.) / отв. ред. А. Ю. Яковлева-'Чернышева. Сочи-Ростов н/Д, 2021. С. 105-108.
References and Sources
1. Rat'kov A.N. Processual'nye procedury, provociruyushchie korrupcionnoe povedenie // Ugolovnaya politika i kul'tura protivodej stviya prestupnosti. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h t. Rostov-na-Donu, 2018. S. 81-85.
2. Federal'nyj zakon ot 14.07.2022 № 266-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O personal'nyh dannyh», otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshej silu chasti chetyrnadcatoj stat'i 30 Federal'nogo zakona «O bankah i bankovskoj deyatel'nosti» // SZ RF. 18.07.2022. № 29, (chast' III), st. 5233.
3. Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 № 218-FZ «O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti» // SZ RF. 20.07.2015, № 29 (chast' I), st. 4344.
4. Uvarov A.A. Ob eticheskih i informacionnyh predposylkah korrupcii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2022. № 5. S. 8-12.
5. Pis'mo Rosreestra ot 03.03.2023 № 06-00307/23@ «O napravlenii otvetov na voprosy o poluchenii svedenij EGRN, soderzhashchih personal'nye dannye» // URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-rosreestra-ot-03032023-n-06-0030723-o-napravlenii-otvetov/ (data obrashcheniya 25.01.2024)
6. Habibulin T.A. Bor'ba s korrupciej na urovne sub"ekta Rossijskoj Federacii: kriminologicheskij i ugolovno-pravovoj aspekty (po materialam Respubliki Bashkortostan). Avtoref. ... kand. yurid. nauk. M., 2004. 20 s.
7. Mironova A.A., Tatarko A.N. Psihologicheskie prichiny korrupcii: rol' trevogi // Ekonomicheskaya sociologiya. 2021. T. 22. № 1. S. 11-34.
8. Ezhova O.N. Psihologicheskie prichiny korrupcii i vozmozhnosti ee profilaktiki v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2017. № 1 (23). S. 107-115.
9. Manojlo A.V. Korrupciya kak mekhanizm formirovaniya verbovochnoj uyazvimosti v sovremennyh operaciyah informacionnoj vojny // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2023. T. 19. № 4. S. 30-34.
10. Inshakov S.M. Korrupcionnaya vojna kak element gibridnogo protivoborstva gosudarstv // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra 2018. № 1 (48). S. 46-51.
11. Panaetov N.N., Uvarov A.A. Osobennosti obespecheniya effektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti // Prometej. Nauchnyj al'manah. Vypusk 2 (2021 g.) / otv. red. A. Yu. Yakovleva-Chernysheva. Sochi-Rostov n/D, 2022. S. 58-62.
12. Ermolenko L. N. Effektivnost' antikorrupcionnogo prosveshcheniya kak instrumenta protivodejstviya korrupcii // Prometej. Nauchnyj al'manah. Vypusk 1 (2020 g.) / otv. red. A. Yu. Yakovleva-Chernysheva. Sochi-Rostov n/D, 2021. S. 105-108.
ЯКОВЛЕВ-ЧЕРНЫШЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Сочинский филиал.
YAKOVLEV-CHERNYSHEV, V.A. - master's student, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Sochi branch ([email protected]).
УДК 343.2:351.77 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-114-123
ПОРОДЕНКО В.А., ТРАВЕНКО Е.Н., ЛАПТЕВ Д.А. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИО И ВИДЕО-СЪЕМКИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
Ключевые слова: медицинские организации, аудио-, видеосъемка, врач, пациент
Статья посвящена спорным вопросам и проблемам, возникающих при применении законодательства, регулирующего использование аудио и видео-съемку в медицинских организациях. Авторы проанализировали основные нормативные акты в Российском законодательстве и пришли к выводу, что закон четко не определяет ряд понятий в этой сфере, предложили дать четкие определения понятий «публичный характер деятельности врача», «публичный интерес деятельности врача», «общественное место в медицинской организации», «ограничение публичного доступа», а также введение отдельной нормы в Закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» об аудио- и видеосъемке в медицинских организациях.
PORODENKO, V.A., TRAVENKO, E.N., LAPTEV, D.A.
PROBLEMS OF THE APPLICATION OF LAW REGULATING THE USE OF AUDIO AND VIDEO IN MEDICAL
ORGANIZATIONS: POSSIBLE SOLUTIONS
Key words: medical organizations, audio-, video recording, doctor, patient
The article is devoted to controversial issues and problems that arise when applying the legislation regulating the use of audio and video recording in medical organizations. The authors analyzed the main normative acts in the Russian legislation and came to the conclusion that the law does not clearly define a number of concepts in this area, they proposed to give clear definitions of the concepts "public character of the doctor's activity", "public interest of the doctor's activity", "public place in the medical organization". , "restriction of public access", as well as the introduction of a separate norm in Law No. 323-ФЗ "On the basis of health protection of citizens in the Russian Federation" on audio and video recording in medical organizations.
В публичном информационном пространстве имеется большое количество различных мнений о правомерности съёмки работы врача медицинской организации, обусловленных проблемой определения баланса (конкурирующие права) между конституционной свободой получения информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ), сохранением врачебной тайны и персональных данных. Это отмечается в информационных ресурсах «Медвестник» [1], «Российская офтальмология онлайн» [2], «Закон.ру» [3], «Российская офтальмология онлайн» [4] и т. д. Между тем, практика свидетельствует о явной потребности в специальном правовом регулировании и единой трактовке данного вопроса.
На сегодняшний день, согласно Постановлению Правительства РФ от 25 марта 2015 г. №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» [5], а также Постановлению Правительства РФ от 13.01.2017 г. № 8 «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов территорий,