Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СИНТЕЗЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИИ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА»'

К ВОПРОСУ О СИНТЕЗЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИИ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный танец / профессиональное обучение / наследие и репертуар / техники современного танца / мастерство хореографа / авторская хореография / хореографический почерк / contemporary dance / professional training / heritage and repertoire / modern dance techniques / choreographer’s skill / individual choreography / choreographic style

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Н. Вернигора, О.А. Воробьёва

Статья посвящена исследованию преподавания различных дисциплин и направлений хореографии в рамках обучения педагогов современного танца. В статье проводится анализ научной литературы, в которой затрагиваются вопросы индивидуального хореографического почерка студента и выпускника. Статья раскрывает принципы взаимодействия различных дисциплин и педагогические методы работы со студентами отдельных курсов в педагогике современного танца. Обусловлено влияние междисциплинарности на формирование авторского художественного стиля хореографа. Обозначены проблемы поиска авторского стиля. Поставлены вопросы повышения качества образовательного процесса на примере взаимодействия двух дисциплин. Помимо этого, в статье представлены некоторые педагогические разработки по методике преподавания дисциплин «Наследие и репертуар современного танца» и «Мастерство хореографа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE SYNTHESIS AND MUTUAL INFLUENCE OF VARIOUS DISCIPLINES OF THE SPECIALIZATION “PEDAGOGY OF MODERN DANCE”

The article is dedicated to the study of teaching of various disciplines and directions of choreography in the framework of the training of modern dance teachers. The article analyzes research, which touches upon issues of an individual choreographic style of the student and graduate. The article reveals principles of interaction between various disciplines and pedagogical methods of working with students of individual courses in the pedagogy of modern dance. The influence of interdisciplinarity on the formation of an individual artistic style of a choreographer is determined. Problems in the search for one’s individual style are indicated. Questions of improving the quality of the educational process are raised on the example of interaction of two disciplines. In addition, the article presents some pedagogical developments in the methodology of teaching the disciplines of the heritage and repertoire of modern dance, and the skill of the choreographer.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СИНТЕЗЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИИ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА»»

УДК 378.14

Vernigora O.N., senior lecturer, Department of Choreography, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: vernigora_olga@mail.ru

Vorobyova O.A., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: oxyfreshness@mail.ru

TO THE QUESTION OF THE SYNTHESIS AND MUTUAL INFLUENCE OF VARIOUS DISCIPLINES OF THE SPECIALIZATION "PEDAGOGY OF MODERN DANCE". The article is dedicated to the study of teaching of various disciplines and directions of choreography in the framework of the training of modern dance teachers. The article analyzes research, which touches upon issues of an individual choreographic style of the student and graduate. The article reveals principles of interaction between various disciplines and pedagogical methods of working with students of individual courses in the pedagogy of modern dance. The influence of interdisciplinarity on the formation of an individual artistic style of a choreographer is determined. Problems in the search for one's individual style are indicated. Questions of improving the quality of the educational process are raised on the example of interaction of two disciplines. In addition, the article presents some pedagogical developments in the methodology of teaching the disciplines of the heritage and repertoire of modern dance, and the skill of the choreographer.

Key words: contemporary dance, professional training, heritage and repertoire, modern dance techniques, choreographer's skill, individual choreography, choreographic style

О.Н. Вернигора, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», г. Барнаул, Е-mail: vernigora_olga@mail.ru

О.А. Воробьёва, ст. преп., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры», г. Барнаул, Е-mail: oxyfreshness@mail.ru

К ВОПРОСУ О СИНТЕЗЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИИ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА»

Статья посвящена исследованию преподавания различных дисциплин и направлений хореографии в рамках обучения педагогов современного танца. В статье проводится анализ научной литературы, в которой затрагиваются вопросы индивидуального хореографического почерка студента и выпускника. Статья раскрывает принципы взаимодействия различных дисциплин и педагогические методы работы со студентами отдельных курсов в педагогике современного танца. Обусловлено влияние междисциплинарности на формирование авторского художественного стиля хореографа. Обозначены проблемы поиска авторского стиля. Поставлены вопросы повышения качества образовательного процесса на примере взаимодействия двух дисциплин. Помимо этого, в статье представлены некоторые педагогические разработки по методике преподавания дисциплин «Наследие и репертуар современного танца» и «Мастерство хореографа».

Ключевые слова: современный танец, профессиональное обучение, наследие и репертуар, техники современного танца, мастерство хореографа, авторская хореография, хореографический почерк

Современный танец, зародившийся в конце XIX века, был наполнен междисциплинарными проектами и творческими экспериментами. Междисциплинар-ность позволила современному танцу интегрировать различные направления в художественную практику Так, например, «эксперименты Л. Фуллер - на пересечении хореографического искусства и научных исследований оптики и света - являются предпосылкой к развитию танцевального медиа-перформанса в XX веке» [1, с. 19]. А эксперименты на стыке мультимедийных технологий и хореографического искусства позволили создать фестиваль «Девять вечеров» (1966), который стал историческим событием в сценических и исполнительских искусствах. «Эксперименты «Девяти вечеров» представляют собой новый виток в развитии междисциплинарных художественных практик. Каждый перформанс встроен в систему технологий, которые способствовали структурированию необычного сценического пространства» [2, с. 66]. Исторический контекст становления и развития современного танца наполнен междисциплинарными пересечениями не только с художественными практиками искусства (театром, музыкой, живописью), но и с электронными технологиями, математикой, философией. Если в 1960-х годах данная тенденция была связана с поиском новых художественных форм, то спустя более полувека междисциплинарный подход становится основой многих видов искусства. Поэтому данный феномен - пересечение различных дисциплин в единой художественной практике - становится ключевым в педагогике современного танца. Исследование междисциплинарности (в качестве педагогической стратегии) позволит сфокусироваться на развитии индивидуальных качеств студента вуза, будет способствовать оптимизации процесса обучения в российских вузах по направлению подготовки «Педагогика современного танца». Таким образом, актуальность исследования основана на необходимости систематизации и анализе различных предметов и их составляющих в образовательном процессе подготовки педагога современного танца.

Целью статьи является анализ междисциплинарных взаимовлияний двух дисциплин - «Наследие и репертуар современного танца» и «Мастерство хореографа», которые сосуществуют в процессе профессионального обучения педагога современного танца в высшей школе. Поскольку современный танец только набирает популярность среди хореографических практик, одной из задач является выработка алгоритма развития индивидуального художественного подчерка хореографа (студента). В статье последовательно раскрываются авторские подходы и методики преподавания вышеупомянутых дисциплин. Также важной задачей является выявление смежных областей в двух различных дисциплинах: «Наследие и репертуар современного танца» и «Мастерство хореографа». Помимо этого, для достижения поставленной цели необходимо определить последовательность дисциплин в учебном плане и уточнить содержание дисциплин в контексте их пересечения.

Научная новизна представлена в виде раскрытия методик преподавания дисциплин «Наследие и репертуар современного танца» и «Мастерство хореографа». В ходе анализа исследуются различные упражнения междисциплинарного характера, в которых каждый студент может определить собственный художественный фокус. Ввиду недостаточной изученности феномена современного

танца в отечественной педагогике хореографического искусства данные материалы будут полезны педагогам, исследователям, студентам.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении взгляда на педагогику современного танца, построенной преимущественно на западных методиках, обосновывается уточнением специфики современного танца в отечественной культуре, искусстве и образовании. С практической точки зрения результаты исследования будут полезны при составлении учебного плана по направлению «Педагогика современного танца», а также уточнении и корректировки учебных программ различных дисциплин в ходе учебного процесса.

В качестве методологической основы взяты теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных исследователей в данной области: И.Е. Сироткиной, Г.В. Бурцевой, К.Б. Дёминой, Л.В. Перлиной. Современный танец в своем становлении и развитии опирается на дискурс постмодернистской философии, что также послужило важной методологической базой в данном исследовании.

Педагогика современного танца требует особого подхода, отличного от традиционного хореографического искусства. Данный подход, по мнению авторов, основан на принципе междисциплинарной коллаборации.

Образовательный процесс в рамках направления «Хореографическое искусство» профиля «Педагогика современного танца» в Алтайском государственном институте культуры направлен на формирование профессиональных педагогических навыков и компетенций выпускника. Как справедливо заметили в своей статье Т.В. Сабанцева и Л. Я. Николаева, «сегодняшний вуз, осуществляющий подготовку по направлению «Хореографическое искусство», прежде всего, должен ориентировать свою образовательную программу на педагогический и балетмейстерский вид деятельности» [3, с. 133]. Это связано с тем, что профессиональная деятельность выпускника связана с работой в хореографическом коллективе. Будущие педагоги современного танца должны владеть следующими компетенциями: способностью осуществлять творческую деятельность в сфере искусства, уметь непрерывно развивать собственный исполнительский подход к хореографии разных направлений современного танца, выступать в роли постановщика при создании хореографического репертуара творческого коллектива, уметь ориентироваться одновременно в разных направлениях сценического искусства - музыке, сценографии, драматическом театре, изобразительном искусстве.

Все дисциплины профессионального блока направлены на формирование этих важных компетенций. Естественно, действует междисциплинарное влияние разных направлений танца на формирование исполнительского мастерства студента, а также на его способность мыслить образно и сочинять собственные хореографические произведения от танцевальных комбинаций в структуре урока современного танца до полноценных сценических работ.

Рассматривая дисциплины «Наследие и репертуар современного танца» и «Мастерство хореографа», важно отметить, что процесс изучения данных предметов имеет некоторые противоречия. Основной целью предмета «Наследие и репертуар современного танца» является изучение лучших произведений (или

их фрагментов) отечественных и зарубежных балетмейстеров в области современных видов танца. При этом следует формировать у студентов на протяжении всего курса бережное отношение к значительным образцам танцевального репертуара. В системе обучения АГИК данная дисциплина реализуется в течение семи семестров. За этот период студенты могут проследить основные тенденции развития современного танца от истоков до сегодняшнего дня. Дисциплина многозадачная. Она предполагает знание биографии хореографов, их творчества, просмотр спектаклей и балетов, рецензии на просмотренные спектакли, копирование просмотренного материала, варьирование и сочинение собственных композиций, основанных на предложенном материале. В ней пересекаются история зарождения, теория и практика движения, эпохи и парадигмы развития искусства, изменения, мода, современные течения. Педагогами используются инновационные методы обучения. «Главное отличие инновационных методов от традиционных заключается в модернизации проведения занятий, применении современных технологий в преподавании хореографических дисциплин. Преподаватели используют на занятиях современную цифровую видеотехнику, посредством которой демонстрируются фрагменты выступлений ведущих государственных ансамблей народного танца России и мира, происходит знакомство с результатами творческо-педагогической деятельности ведущих хореографов российских и зарубежных творческих коллективов» [4, с. 243].

Характерным признаком дисциплины является её разнообразие. Каждый семестр предлагается новый авторитетный взгляд на современное искусство через творчество определенного хореографа, а итогом становится формирование у студента визуального багажа знаний, хореографического кругозора, вкуса, авторского поиска, уникальности. Большой потенциал содержится в возможности копирования пластической и философской мысли великих хореографов и интерпретации этого материала посредством собственных наблюдений и поисков, итогом которых становится создание собственных интерпретаций в стилистике изучаемого хореографа. Можно сказать, что обучающиеся «примеряют» на себя хореографию мастера, переносят себя в сценический спектакль, становятся его частью и погружаются в особую авторскую технику каждого хореографа, которая становится понятной, удобной, узнаваемой и вариативной.

За период обучения студентами изучаются следующие хореографы: Элвин Эйли, Хосе Лимон, Триша Браун, Марта Грехэм, Мерс Каннингем, Вим Вандекей-бус, Иржи Киллиан, Матс Эк, Анжелин Прельжокаж, Кристал Пайт, Охад Нахарин, Пина Бауш. Из вариативной части программы: Рут сент Дени и Тед Шоун, Саша Вальц, Уильям Форсайт, Боб Фосс, Сиди Ларби Шеркауи, Ноа Вертхайм, Александр Экман. Российские хореографы: Татьяна Баганова, Ольга Пона, Сергей Смирнов, Александр Гурвич, Александр Андрияшкин и др.

Основной целью дисциплины «Мастерство хореографа» является обобщение знаний профильных дисциплин, приведение их в целостную систему знаний, взглядов и профессиональных навыков, что дает возможность овладеть современной методологией создания хореографических произведений искусства в современном танце. Помимо этого, в современной педагогике этой дисциплины выделяют такие компетенции, как «представление хореографической композиции на сцене для зрителей, анализ созданного произведения, с учетом эмоциональной культуры исполнителей» [5, с. 53]. Данная дисциплина реализуется в течение всего периода обучения. Обучающиеся осваивают основополагающие принципы построения хореографической постановки. Основой поиска индивидуальности, а также формирования пластического языка танца, по мнению автора - преподавателя дисциплины, является изучение способов формирования телесного воплощения образа через статичную позу. На практических уроках студенты имеют возможность не только создавать позы в различных эмоциональных или качественных проявлениях, но и наблюдать за результатом сокурсников, предлагая свое видение, меняя ракурсы, объемы, пластические характеристики. Такая тактика позволяет трансформировать обывательское видение в профессиональное - творческое/образное. В начале обучения у студентов отсутствует критический анализ увиденного пластического действия или находится в стадии «нравится - не нравится», это взгляд участника любительского коллектива. В процессе обучения формируются способности анализировать, качества, с помощью которых можно делать творческий разбор того или иного знака тела (жеста, движения). Как следствие, у обучающихся включается процесс осмысления, индивидуального взгляда на действия исполнителя, появляется мотивация к собственной интерпретации.

Во время показов и обсуждений увиденного студенты высказывают абсолютно противоположные суждения относительно пластической семантики. Также были случаи, когда определенный исполнитель наталкивал студентов на улучшение увиденного, изменение объема позы, ракурса, уровня. Результатом становилась интерпретированная поза, совершенно отличная от исходного авторского варианта. В ходе дальнейшего обсуждения могут появляться новые варианты, вплоть до возврата к позе, предложенной автором. Так начинает формироваться более осмысленный индивидуальный взгляд будущего постановщика. Далее изучается рисунок, варьирование движений, полифонические приемы. В процессе обучения преподаватель использует различные источники вдохновения для постановок: картины, скульптуры, художественную, философскую, фантастическую и классическую литературу, графику, народный фолк, игры, пословицы, поговорки и т. п. Различными средствами и технологиями осуществляется непрерывный поиск своего индивидуального пластического и хореографического почерка или

стиля. Найти его сложно. Зачастую в период обучения выявляется только намек на индивидуальность, которая имеет свое развитие и становление в практической деятельности после окончания вуза.

На первый взгляд, противоречий в целях двух дисциплин нет. Но практическая работа преподавателя, ведущего дисциплину «Мастерство хореографа», помогает отметить следующее:

А. Процесс интерпретации на дисциплине «Наследие и репертуар современного танца» требует знаний основ варьирования, технология которого изучается в третьем семестре. Такое несоответствие можно отнести к недоработкам учебного плана. Его теоретически можно изменить, преобразовав в соответствии с программой по дисциплине «Мастерство хореографа». Но существует огромное количество технических проблем, связанных с логической организацией всех остальных дисциплин в структуре вуза. Таким образом, возможность изучать наследие и репертуар современного танца с первого курса имеет свои достоинства и недостатки, входящие в противоречие с дисциплиной «Мастерство хореографа» и решаемые самостоятельно педагогом, преподающим «Наследие и репертуар современного танца» в рамках компетенций своей дисциплины.

Б. Изучение наследия великих хореографов оказывает огромное влияние на сочинение лексики в индивидуальных композициях студентов. Восторгаясь постановками хореографов с мировой известностью, а также их биографиями, студенты, сами не замечая того, начинают сочинять свои номера, стилистически отсылающие нас к тому или иному хореографу. Таким образом, поиск своего индивидуального почерка «отодвигается» либо считается несущественным по сравнению с профессионалами. В плену эмоций студенты считают свои постановки идеальными, не замечая использования в них чужого, пусть и профессионального стиля, почерка, образа мысли. В этом смысле переубедить студента искать собственный, почерк, стиль - приоритетная задача педагога. Ю.А. Кив-шенко считает: «Основу структуры стиля составляет креативный компонент. В отличие от манеры и стиля, индивидуальный почерк хореографа представляет собой сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, профессиональных способностей, образуя, таким образом, уникальную целостную структуру качества личности, способной к созданию нового, неповторимого произведения хореографического искусства» [6, с. 114].

Исходя из сказанного выше, отметим, что две дисциплины, направленные на формирование профессиональных компетенций у студента, вступают в негласное противоречие. Как показывает практика, студенты к концу обучения начинают более осмысленно рассматривать свою творческую деятельность, осознавая различные формы влияния на качество индивидуальных постановок. Таким образом, возникает вопрос устранения противоречий между двумя специальными дисциплинами для получения более эффективного результата в поиске своей индивидуальности и повышения качества обучения в целом.

Поиск средств раскрытия авторского почерка в постановке танца выявил необходимость, используя наследие великих хореографов, помочь студенту как можно раньше осознать важность своей уникальности. Каждый хореограф-постановщик, особенно в современном танце, индивидуален и неповторим в своем творчестве. Осознание того, в чем заключается творческая индивидуальность студента, ее выявление, поддержка и в итоге представление в виде законченного по форме хореографического произведения - приоритетная задача не только педагога, но и самого обучающегося.

Опираясь на практическую деятельность, авторы выявили средства и инновационные формы общения со студентами, которые успешно помогают формировать авторское мнение и мышление. Помимо освоения технологий по композиции и постановке танца, занятия из аудиторий частично переносятся на посещение конкурсов и фестивалей любительского хореографического искусства различного уровня. Детальное обсуждение и анализ увиденного позволяют сформировать не только большой «зрительный» опыт, но и провести параллели с собственными индивидуальными работами, их качеством и возможностями воплощения, уровнем авторства и новаторства идей.

Фантазирование - одно из авторских средств развития индивидуального мышления студента. После просмотренного произведения профессионального постановщика в театре, обсуждения темы и идеи произведения студенты получают задание: данную тему и идею представить по-своему, не ограничивая себя, вообразить себя хореографом, имеющим безграничные средства для воплощения своей постановки. Такое задание заставляет студентов понять, какие вообще средства имеются, а это, в свою очередь, заставляет смотреть другие спектакли, обращая внимание не только на хореографию, но и на средства, используемые для постановки в профессиональных театрах. Отсутствие ограничений позволяет фантазировать, придумывать различные неправдоподобные средства, сочинять, представлять. Предполагается одно ограничение - отсутствие аналогий с другими.

В результате исследования были представлены авторские техники и упражнения, позволяющие трансформировать творческое мышление обучающегося, интегрировать способы профессионального видения пластической семантики. Педагогические методики находятся в постоянной разработке, дополняются новыми упражнениями и приемами. Все представленные методики и упражнения нацелены на развитие индивидуальных творческих качеств обучающихся.

Междисциплинарный подход в организации образовательного процесса позволил выявить закономерности, противоречия и взаимовлияние двух дисциплин - «Наследие и репертуар современного танца» и «Мастерство хореографа». Изучение спектаклей хореографов современного танца, с одной стороны, вдохновляет студентов на собственные постановки, с другой - мешают раскрыть свой индивидуальный почерк. Но при грамотном авторском подходе педагога по дисциплине «Мастерство хореографа», включающего упражнения, развивающие воображение и «фантазирование», данные противоречия сглаживаются. Освоение технических фрагментов спектаклей, изучаемых на уроках «Наследие и репертуар современного танца», способствуют более осознанному восприятию обучающимися композиционных аспектов хореографии, которые изучаются в процессе освоения дисциплины «Мастерство хореографа». Безусловно, только время покажет, насколько эффективным было то или иное средство поиска своей

индивидуальности, разработанное преподавателем. Однако уже сейчас можно констатировать тот факт, что междисциплинарность является ключевым принципом, объединяющим различные дисциплины в процессе профессиональной подготовки педагога и балетмейстера современного танца. Следовательно, главной задачей преподавателей дисциплин современного танца в вузе является поиск и практическая апробация новых методов преподавания, позволяющих повысить качество учебного процесса в целом.

Проведенное исследование демонстрирует необходимость оптимизации учебного процесса по профилю подготовки «Педагогика современного танца», а также важность междисциплинарного аспекта в различных дисциплинах. Помимо этого, данная статья может стать приглашением для расширенного исследования отечественной педагогики современного танца в формате диссертации или монографии.

Библиографический список

1. Грибов С.С. Танец Лои Фуллер как прототип генеративных арт-практик в хореографии. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022; № 3 (80): 18-33.

2. Грибов С.С. Перформансы «Девять вечеров» в истории современного танца. Объектно-ориентированная хореография «Solo» Деборы Хэй. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021; № 2 (73): 53-69.

3. Сабанцева Т.В., Николаева Л.Я. Оовершенствование творческо-сочинительских умений и навыков постановочной работы студентов-хореографов. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022; № 2 (106): 132-142.

4. Палилей А.В., Бердник М.С., Султан РГ. Инновационные и традиционные методы обучения в освоении образцов хореографического наследия народно-сценического танца будущими специалистами. ВестникКемГУКИ. 2020; № 51: 238-245.

5. Палилей А.В., Буратынская С.В. Формирование индивидуального почерка балетмейстера, педагога-хореографа в вузе культуры. Вестник КемГУКИ. 2018; № 45: 53-61.

6. Кившенко Ю.А. Формирование индивидуального почерка у будущего педагога-хореографа. Вестник Самарского государственного университета. 2009; № 5 (71): 112-117.

Referenses

1. Gribov S.S. Tanec Loi Fuller kak prototip generativnyh art-praktik v horeografii. VestnikAkademiiRusskogo baleta im. A.Ya. Vaganovoj. 2022; № 3 (80): 18-33.

2. Gribov S.S. Performansy «Devyat' vecherov» v istorii sovremennogo tanca. Ob'ektno-orientirovannaya horeografiya «Solo» Debory H'ej. Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoj. 2021; № 2 (73): 53-69.

3. Sabanceva T.V., Nikolaeva L.Ya. Covershenstvovanie tvorchesko-sochinitel'skih umenij i navykov postanovochnoj raboty studentov-horeografov. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. 2022; № 2 (106): 132-142.

4. Palilej A.V., Berdnik M.S., Sultan R.G. Innovacionnye i tradicionnye metody obucheniya v osvoenii obrazcov horeograficheskogo naslediya narodno-scenicheskogo tanca buduschimi specialistami. Vestnik KemGUKI. 2020; № 51: 238-245.

5. Palilej A.V., Buratynskaya S.V. Formirovanie individual'nogo pocherka baletmejstera, pedagoga-horeografa v vuze kul'tury. Vestnik KemGUKI. 2018; № 45: 53-61.

6. Kivshenko Yu.A. Formirovanie individual'nogo pocherka u buduschego pedagoga-horeografa. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 5 (71): 112-117.

Статья поступила в редакцию 21.08.23

УДК 372.881.1

Zubkov A.D., senior teacher, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: zubkov_nstu@mail.ru

LINGUISTIC AND METHODICAL POTENTIAL OF COURSERA ONLINE PLATFORM FOR STUDENTS' PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE DEVELOPMENT. The paper explores the potential of the Coursera MOOC platform for developing professional foreign language competencies in university economics students. As globalization increases the demand for multilingual graduates, traditional classroom instruction often falls short in providing the applied linguistics skills needed for modern careers. Coursera offers a scalable online alternative for building reading, writing, listening, and basic speaking abilities through massive community support, immersion in native speaker content, and flexible self-paced participation. However, overdependence on automated assessment and limitations in conversational practice remain constraints. Through strategic integration guided by learners' needs, Coursera can be a valuable supplement for fostering career-ready language proficiency. The paper examines specific features and implementation strategies for unlocking Coursera's advantages while navigating its restrictions. Further research is needed, but the platform holds promise for strengthening the real-world language capacities of the next generation of economists.

Key words: Coursera, MOOC, foreign language learning, economics students, higher education, online learning, language competencies

АД. Зубков, ст. преп., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, E-mail: zubkov_nstu@mail.ru

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ COURSERA ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается потенциал платформы Coursera для развития профессиональной иноязычной компетенции у студентов-экономистов. Поскольку глобализация повышает спрос на выпускников, владеющих несколькими языками, традиционное обучение в аудитории часто не позволяет получить прикладные лингвистические навыки, необходимые для карьеры. Coursera предлагает онлайн-альтернативу для развития навыков чтения, письма, аудирования и базовой разговорной речи благодаря массовой поддержке учебного сообщества, погружению в контент носителей языка и гибкой системе самостоятельного обучения. Однако зависимость от автоматической оценки и ограничения в разговорной практике остаются сдерживающими факторами. Благодаря стратегической интеграции с учетом потребностей обучающихся Coursera может стать ценным дополнением для развития языковых навыков, необходимых для профессиональной деятельности будущих экономистов. В статье рассматриваются особенности внедрения, позволяющие раскрыть преимущества Coursera и при этом избежать ограничений. Исследование делает акцент на необходимости дальнейших исследований, но при этом указывается, что платформа способна укрепить языковые способности нового поколения экономистов.

Ключевые слова: Coursera, МООК, изучение иностранных языков, студенты-экономисты, высшее образование, онлайн-обучение, языковые компетенции

With the globalization of business and finance, proficiency in foreign languages, especially English, has become an imperative skill for university students majoring in economics. The ability to read, write, and communicate effectively in a second language provides critical advantages for today's graduates entering the workforce [1; 2]. However, traditional foreign language curricula at universities often struggle to provide

students with sufficient practical linguistics competencies needed for their careers. Massive open online courses (MOOCs) have emerged over the past decade as a potentially disruptive innovation in higher education [3; 4]. In particular, the Coursera platform offers a range of open courses in a variety of foreign languages, providing economics students a supplemental channel for building language proficiency. This article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.