Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СИНКРЕТИЗМЕ НОРМ АДАТА, ШАРИАТА И ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ.: НА ПРИМЕРЕ КУМЫКСКОГО НАРОДА'

К ВОПРОСУ О СИНКРЕТИЗМЕ НОРМ АДАТА, ШАРИАТА И ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ.: НА ПРИМЕРЕ КУМЫКСКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КУМЫКИ / АДАТ / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / ШАРИАТ / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КРОВНАЯ МЕСТЬ / ИШКИЛЬ / ПОЛИЮРИДИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаджиева Апав Исламутдиновна, Омарова Гульнара Ахбердиевна, Сергеева Елена Вячеславовна

На основе архивного материала, исторических источников, специальной литературы раскрывается тема корреляции адата, шариата и российских законов на примере кумыкского народа. Авторы рассматривают сложный процесс конвергенции адатного (обычного) права и мусульманского права у кумыков. Показано, что в XIX в. адаты и шариат вступили в активное взаимодействие с законодательством Российской империи. При этом особенно существенной корректировке подверглись адаты, которые касались калыма, кровной мести, прав женщин и др. Просуществовав до 1917 года, правовая система полиюридизма, по мнению авторов, доказала свою жизнеспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF SYNCRETISM OF THE NORMS OF ADAT, SHARIA AND THE LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX-EARLY XX CENTURIES: ON THE EXAMPLE OF THE KUMYK PEOPLE

On the basis of archival material, historical sources, special literature, the topic of correlation of Adat, Sharia and Russian laws is revealed on the example of the Kumyk people. In the late Middle Ages and early Modern times, a complex and contradictory process of convergence of adat (customary) law and Sharia took place in the Kumyk society. In the XIX century, the laws of the Russian Empire came into active interaction with them. After the introduction of the military-people's government system, the Russian administration began to fight against such acts as blood feud and ishkil, as well as the removal of women from inheriting real estate. The system of polyuridism lasted until 1917, proving its own flexibility and life

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СИНКРЕТИЗМЕ НОРМ АДАТА, ШАРИАТА И ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ.: НА ПРИМЕРЕ КУМЫКСКОГО НАРОДА»

и поселенные переписи и обследования различных типов хозяйств. Несостоятельность административной статистики вынуждала многие комитеты заниматься совершенствованием форм и методов сбора и обработки статистических материалов. Все эти меры способствовали частичному улучшению статистики в регионе.

Литература и источники

1. Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана (численность, размещение, состав, 1870-1914 гг.). - Алма-Ата, 1981. - 111 с.

2. Журнал заседаний Семипалатинского статистического комитета за 1893. - Семипалатинск, 1894. - 18 с.

3. Журнал заседаний Уральского ОСК 20 апреля 1896 г. - Уральск, 1897. - 17 с.

4. Журнал заседаний Уральского ОСК ноябрь 1913 г. - Уральск, 1913. - 24 с.

5. Кимасов А.М. Деятельность Семипалатинского статистического комитета по статистике народонаселения области // Исторические науки (Алма-Ата). - 1974. - С. 99-106.

6. Материалы по переселенческому хозяйству в Степном крае, собранные и разработанные экспедицией по обследованию степных областей. Т. 3. Атбасарский уезд Акмолинской области. - СПб., 1907. - 395 с.

7. Обзор Акмолинской области 1895. - Омск, 1896. - 295 с.

8. Обзор Семипалатинской области 1896. - Семипалатинск, 1897. - 312 с.

9. Протоколы заседаний Акмолинского статистического комитета за 1887. - Омск, 1888. - 21 с.

10. Протоколы заседаний Семипалатинского статистического комитета за 1889. - Семипалатинск, 1889. - 8 с.

11. Протоколы заседаний Семиреченского статистического комитета за 1891. - Семиреченск, 1891. - 6 с.

12. Республиканское государственное учреждение «Центральный государственный архив» Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф. 393. Оп. 1.

13. ЦГА РК. Ф. 460. Оп. 1.

14. ЦГА РК. Ф. 828. Оп. 1.

15. Скопа В.А. История статистических учреждений Западной Сибири и Степного края в XIX - начале XX века: монография. - Барнаул, 2015. - 412 с.

16. Скопа В.А. Создание областных статистических комитетов в Степном генерал-губернаторстве и их деятельность в последней трети XIX - начале XX века: имперские проекты и практики. - Барнаул, 2020. - 201 с.

17. Российский государственный исторический архив. (РГИА). Ф. 1290. Оп. 1.

References and Sources

1. Alekseenko N.V. Naselenie dorevolyucionnogo Kazahstana (chislennost', razmeshchenie, sostav, 1870-1914 gg.). - Alma-Ata, 1981. - 111 s.

2. Zhurnal zasedanij Semipalatinskogo statisticheskogo komiteta za 1893. - Semipalatinsk, 1894. - 18 s.

3. Zhurnal zasedanij Ural'skogo OSK 20 aprelya 1896 g. - Ural'sk, 1897. - 17 s.

4. Zhurnal zasedanij Ural'skogo OSK noyabr' 1913 g. - Ural'sk, 1913. - 24 s.

5. Kimasov A.M. Deyatel'nost' Semipalatinskogo statisticheskogo komiteta po statistike narodonaseleniya oblasti // Istoricheskie nauki (Alma-Ata). -1974. - S. 99-106.

6. Materialy po pereselencheskomu hozyajstvu v Stepnom krae, sobrannye i razrabotannye ekspediciej po obsledovaniyu stepnyh oblastej. T. 3. Atbasarskij uezd Akmolinskoj oblasti. - SPb., 1907. - 395 s.

7. Obzor Akmolinskoj oblasti 1895. - Omsk, 1896. - 295 s.

8. Obzor Semipalatinskoj oblasti 1896. - Semipalatinsk, 1897. - 312 s.

9. Protokoly zasedanij Akmolinskogo statisticheskogo komiteta za 1887. - Omsk, 1888. - 21 s.

10. Protokoly zasedanij Semipalatinskogo statisticheskogo komiteta za 1889. - Semipalatinsk, 1889. - 8 s.

11. Protokoly zasedanij Semirechenskogo statisticheskogo komiteta za 1891. - Semirechensk, 1891. - 6 s.

12. Respublikanskoe gosudarstvennoe uchrezhdenie «Central'nyj gosudarstvennyj arhiv» Respubliki Kazahstan (CGA RK). F. 393. Op. 1.

13. CGA RK. F. 460. Op. 1.

14. CGA RK. F. 828. Op. 1.

15. Skopa V.A. Istoriya statisticheskih uchrezhdenij Zapadnoj Sibiri i Stepnogo kraya v XIX - nachale XX veka: monografiya. - Barnaul, 2015. - 412 s.

16. Skopa V.A. Sozdanie oblastnyh statisticheskih komitetov v Stepnom general-gubernatorstve i ih deyatel'nost' v poslednej treti XIX - nachale XX veka: imperskie proekty i praktiki. - Barnaul, 2020. - 201 s.

17. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv. (RGIA). F. 1290. Op. 1.

СКОПА ВИТАЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания, заведующий кафедрой философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет (sverhtitan@rambler.ru).

SKOPA, VITALY A. - Doctor of History, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Head of the Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University (sverhtitan@rambler.ru).

УДК 94(47).082/083:902.7 Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-2-57-61

ГАДЖИЕВА А.И., ОМАРОВА Г.А., СЕРГЕЕВА Е.В. К ВОПРОСУ О СИНКРЕТИЗМЕ НОРМ АДАТА, ШАРИАТА И ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ.: НА

ПРИМЕРЕ КУМЫКСКОГО НАРОДА

Ключевые слова: традиционное общество, кумыки, адат, обычное право, шариат, российское законодательство, кровная месть, ишкиль, полиюридизм.

На основе архивного материала, исторических источников, специальной литературы раскрывается тема корреляции адата, шариата и российских законов на примере кумыкского народа. Авторы рассматривают сложный процесс конвергенции адатного (обычного) права и мусульманского права у кумыков. Показано, что в XIX в. адаты и шариат вступили в активное

взаимодействие с законодательством Российской империи. При этом особенно существенной корректировке подверглись адаты, которые касались калыма, кровной мести, прав женщин и др. Просуществовав до 1917 года, правовая система полиюридизма, по мнению авторов, доказала свою жизнеспособность.

GADZHIEVA, A.I., OMAROVA, G.A., SERGEEVA, E.V.

ON THE QUESTION OF SYNCRETISM OF THE NORMS OF ADAT, SHARIA AND THE LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX-EARLY XX CENTURIES: ON THE EXAMPLE OF THE KUMYK

PEOPLE

Keywords: Kumyks, adat, customary law, Sharia, Russian legislation, blood feud, ishkil, polyuridism.

On the basis of archival material, historical sources, special literature, the topic of correlation of Adat, Sharia and Russian laws is revealed on the example of the Kumyk people. In the late Middle Ages and early Modern times, a complex and contradictory process of convergence of adat (customary) law and Sharia took place in the Kumyk society. In the XIX century, the laws of the Russian Empire came into active interaction with them. After the introduction of the military-people's government system, the Russian administration began to fight against such acts as blood feud and ishkil, as well as the removal of women from inheriting real estate. The system of polyuridism lasted until 1917, proving its own flexibility and life

К началу XIX века в повседневной жизни кумыки руководствовались нормами адата и законами шариата. В частности, в вопросах семьи и семейного быта (бракосочетание, разводы, разделы имущества, вопросы опеки) господствовали нормы шариата, в вопросах кровной мести, основной массы судебных тяжб доминировали нормы обычного права (адата).

Активное утверждение шариатских норм в рассматриваемом регионе началось еще в XVII веке. По мнению Ш.М. Исаева, именно к этому периоду относятся первые письменные сведения о проникновение шариатских норм в обычные правы народы Дагестана [12, с. 12]. К примеру, по сведениям Д.-М. Шихалиева, у кумыков селения Эрпели хранилась книга «Исмаил-Куран», которая содержала разного рода постановления карачинского сословия [21, с. 45-46]. Автор отмечал, что в Эрпели разрешали судебные споры даже представители из Северной Кумыкии. По замечанию академика X. М. Френ, книга «Исмаил-Куран» представляла собой не что иное, как перевод Корана с арабского языка на кумыкский и содержала комментарии Исмаила ибн Яхья ал-Музани, который был известен как специалист по мусульманскому праву еще в XV веке [10, c. 94].

В целом, местная судебная система основывалась на трех разных законодательных установлениях - адатов, основанных на постановления карачинского сословия и норм шариата. Очевидно, что такой синтез законодательных норм в середине XIX в. обществом воспринимался как норма. После окончания Кавказской войны существующая правовая система соотносится с законодательством Российского государства.

Что касается корреляции норма адатов и шариата, то они тесно взаимодействовали в повседневной жизни кумыков. Особенно это было характерно для вопросов, которые касались земельных отношений, в частности, правил наследования земли. По мнению правоведа М. Ковалевского, практика наследования впервые обработанной земли возделывателем, была характерна многим народам, не только дагестанским [15, с. 227.]. Автор ссылался на сведения Г. Гольдциера, который описывал такую практику у туземного населения Аравии, откуда она и проникла в юридические трактаты отдельных мусульманских школ [15, с. 227.]. О наличии данного адата у кумыков свидетельствуют материалы архивных источников [7, л. 10]. Очевидно, что вместе с принятием ислама в Дагестан проникали и обычаи арабов, которые имели много схожего с дагестанскими адатами. В частности, у дагестанских народов в семейной собственности находились пахотные и покосные участки [14, с. 96]. И когда приходилось решать вопросы наследования этих участков, кумыки прибегали к нормам шариата.

Заметим, что наследование недвижимого имущества по адатному праву происходило только по мужской линии. Это касалось и княжеских даров. Так, например, согласно одному из архивных документов, у кумыков бытовал обычай, по которому княжеский дар наследовали только потомки по мужской линии [8, л. 19].

В конце XIX в. жители с. Доргели приняли постановление об отмене адатных норм при наследовании и замене их наследованием по законам шариата. Объясняя причины своего недовольств ранее существовавшей практикой, доргелинцы заявили, что она относилась к нормам адата, а не шариата и была инициирована беками, чтобы брать подати с мужского населения [6, л. 1]. На наш взгляд, такое решение могло быть принято и под влиянием российского

законодательства, под влиянием наблюдения за примерами такого наследования среди русского населения со стороны подражавшей ему кумыкской аристократии и нарождавшейся буржуазии.

Нередко по шариатским нормам решали спорные земельные вопросы наследники чанка, когда не было завещания. Известно, что по адатам наследник чанка в случае отсутствии завещания не мог получить наследство. Так, например, в шариатский суд кадию Абузару Башлинскому обратились две конкурирующие ветки чанка - потомки князя Урусхана, когда не смогли решить вопрос наследование по нормам адата [8, л. 302].

Крайне любопытна коллизия наказаний по адату и шариату за вероотступничество. В отличие от адата, где вероотступника лишали жизни, а его имущество изымали, по нормам шариата ему предоставлялась возможность для покаяния [3, с. 123].

С образованием в 1860 году Дагестанской области было подготовлено Положение «Об управлении Дагестанской областью», в котором А.И. Барятинским были сформулированы цели данной реформы. В частности, судебная система должна была соответствовать обычаям и нормам мусульманского права, дабы дать возможность народу постепенно перейти под юрисдикцию Российской империи [17, л. 17].

В свою очередь, российские власти старались пресечь «вредные» адаты, которые вступали в противоречие с законами империи. В частности, оказались под запретом кровная месть и ишкиль, выкуп - алым для прекращения кровной мести, основанные на нормах адатного права. Ишкиль, по определению М.А. Агларова, - это захват имущества «для понуждения ответчика к удовлетворению имущественных претензий или исполнению другого рода обязательств» [1, с. 159].

Руководствуясь российскими законами, убийца отбывал в ссылку. Так, например, 11 мая 1861 года жителем с. Какашура Мехтулинского ханства Ильясом Туакар-оглы был убит односельчанин. Несмотря на то, что прошел обряд примирения по нормам адатного права, родственниками убитого Абакаром Мама-оглы и Хаджи-Акаем был убит Ильяс Туакар-оглы. По российским законам Абакар Мама-оглы был выслан в ссылку в Оренбургскую губернию на 6 лет, а его брат Хаджи-Акай - на 4 года [9, л. 25]. Руководствуясь адатными нормами, их родственники потребовали от семьи убитого Ильяс Туакар-оглы вернуть им алым, поскольку их сородичи понесли уже наказание.

Впрочем, традиции оставались весьма сильными. Даже после возвращения кровника из ссылки, конфликт нередко не считался разрешённым. Стороны прибегали к институту «маслахат» - примирения с участием наибов и старшин. Что касается русских властей, то они лояльно смотрели на все эти медиаторские инициативы и сами подталкивали стороны к применению их [18, с. 290.]

Заметим, адатное судопроизводство просуществовало вплоть до революции 1917 года и не было искоренено из жизни людей. Вместе с тем, нормами шариата регулировались семейная и религиозно-обрядовая сферы. Что касается преступлений против государства, разбоя и хищения казенного имущества, они разбирались военными судами [20, с. 240].

Как видим, была узаконена система полиюридизма. При этом власти боролись лишь с самыми неприемлемыми для них проявлениями норм адатов и шариата. В частности, немало усилий русские власти прилагали для борьбы с таким адатом как «ишкиль» - «барымта». В работе Г.М.-Р. Оразаева имеются интересные материалы, касающиеся переписки кумыкских князей по вопросам ишкиля [19, с. 374-375]. Поскольку для российской судебной системы адат ишкиль являлся самым обыкновенным воровством, то и наказание предполагалось соответствующее - по российским законам. В данной связи, к примеру, на сельском суде в Темир-Хан-Шуринском округе было озвучено, что в адате ишкиль есть много такого, что не может понравиться русским, и необходимо выкинуть или исправить некоторые из адатов [4, с. 94].

В свою очередь, духовенство также считало ишкиль несовместимым с нормами шариата и старалась искоренить его в обществе. Тем не менее, несмотря на все запреты имамов и кадиев, постановления судов, ишкиль оставался самым распространённым преступлением в Дагестане. Так, например, в кумыкских обществах в указанный период обычным явлением был угон лошадей и скота [5, л. 8].

В 60-70-е гг. XIX в. было озвучено много инициатив по замене «вредных» адатов на новые, которые бы соотносились с российским законодательством [16, с. 11]. Но, как известно, только

при Советской власти удалось искоренить кровную месть и ишкиль, как и другие адаты. Вместе с тем, российские власти старались ограничить применение норм шариата, поскольку не желали усиления духовенства [20, с. 241].

Таким образом, подводя итоги, следует признать, что на кумыкских территориях, как и в Дагестане в целом, в исследуемый период имел место правовой плюрализм - сосуществовали адат, шариат и Российские законы. Несмотря на все противоречия, смешанная система судопроизводства просуществовала более полувека, вплоть до 1917 г. что доказывает её гибкость и жизнеспособность.

Литература и источники

1. АгларовМ.А. Сельская община в Нагорном Дагестане. - М.: Наука, 1988. - 237 с.

2. Адаты жителей Кумыкской плоскости // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1872. - Вып. VI. - 48 с.

3. Адаты ханств под российских протекторатом: Кодексы Тарковского шамхальства и Мехтулинского ханства// Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V - начала XX в. Т. II. В царской и советской России. - М., 2009. - 244 с.

4. Бобровников В.О. Обычай, шариат и рэкет в письмах об ишкиле из Дагестана XVII-XIX вв.// История и современность. -

2010. - №1 (11). - С. 78-98

5. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 2. Оп. 4. Д. 13.

6. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 5. Д. 14.

7. ЦГА РД. Ф. 105. Оп. 1. Д. 14.

8. ЦГА РД. Ф. 147. Оп. 4. Д. 41 а.

9. ЦГАРД. Ф. 16. Оп. 2. Д. 97.

10. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение: о значении арабских материалов для изучения истории Кавказа// Труды второй российской ассоциации арабистов. 19-23 октября 1937. М.: Издание Академии наук СССР, 1941.

11. Гусейнов Ю.М. Некоторые аспекты адата и шариата в земельных и наследственных правоотношениях у кумыков в XIX в. // Вопросы истории. - 2020. - № 2. - С. 263-266.

12. Идрисов Ю.М. Сословие карачи-беков на Северо-Восточном Кавказе: происхождение и функции// Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 1-2.

13. Исаев Ш.М. Общее понятие и виды источников обычного права Дагестана// Северокавказский юридический вестник. -

2011. - № 3. - С. 12-16.

14. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). - М., 1988. - 544 с.

15. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. - М., 1890. - Т. 1. - 644 с.

16. Мария и Виктор Котляровы. Предисловие// Кавказ: Адаты горских народов. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. - Вып. IV. - 654 с.

17. Научный архив Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 326-а.

18. Халифаева А.К., Джалилов Ш.Н.К. 150-летию судебной реформы 1864 года: из истории судебной власти дореволюционного Дагестан// Судебная власть и уголовный процесс. - 2014. - №. 3. - С. 285-291.

19. Оразаев, Г. М.-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в. (Опыт историко-филологического исследования документов фонда «Кизлярский комендант»). - Махачкала. 2002. - 482 с.

20. Очерки истории Дагестана / Под ред. Косвен М.О. Т. I. - Махачкала, 1957. - 393 с.

21. Шихалиев Д.М. Рассказ кумыка о кумыках. - Махачкала, 1993. - 140 с.

References and Sources

1. Aglarov M.A. Sel'skaya obshchina v Nagornom Dagestane. - M.: Nauka, 1988. - 237 s.

2. Adaty zhitelej Kumykskoj ploskosti // Sbornik svedenij o kavkazskih gorcah. - Tiflis, 1872. - Vyp. VI. - 48 s.

3. Adaty hanstv pod rossijskih protektoratom: Kodeksy Tarkovskogo shamhal'stva i Mekhtulinskogo hanstva// Obychaj i zakon v pis'mennyh pamyatnikah Dagestana V - nachala XX v. T. II. V carskoj i sovetskoj Rossii. - M., 2009. - 244 s.

4. Bobrovnikov V.O. Obychaj, shariat i reket v pis'mah ob ishkile iz Dagestana XVII-XIX vv.// Istoriya i sovremennost'. - 2010. - №1 (11). - S. 78-98

5. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Dagestan (CGA RD). F. 2. Op. 4. D. 13.

6. CGA RD. F. 2. Op. 5. D. 14.

7. CGA RD. F. 105. Op. 1. D. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. CGA RD. F. 147. Op. 4. D. 41 a.

9. CGARD. F. 16. Op. 2. D. 97.

10. Genko A.N. Arabskij yazyk i kavkazovedenie: o znachenii arabskih materialov dlya izucheniya istorii Kavkaza// Trudy vtoroj rossijskoj associacii arabistov. 19-23 oktyabrya 1937. M.: Izdanie Akademii nauk SSSR, 1941.

11. Gusejnov Yu.M. Nekotorye aspekty adata i shariata v zemel'nyh i nasledstvennyh pravootnosheniyah u kumykov v XIX v. // Voprosy istorii. - 2020. - № 2. - S. 263-266.

12. Idrisov Yu.M. Soslovie karachi-bekov na Severo-Vostochnom Kavkaze: proiskhozhdenie i funkcii// Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2016. - T. 8. - № 1-2.

13. Isaev Sh.M. Obshchee ponyatie i vidy istochnikov obychnogo prava Dagestana// Severokavkazskij yuridicheskij vestnik. - 2011. - № 3. - S. 12-16.

14. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza (konec XVIII v. - 1917 g.). - M., 1988. - 544 s.

15. Kovalevskij M.M. Zakon i obychaj na Kavkaze. - M., 1890. - T. 1. - 644 s.

16. Mariya i Viktor Kotlyarovy. Predislovie// Kavkaz: Adaty gorskih narodov. - Nal'chik: Izdatel'stvo M. i V. Kotlyarovyh, 2010. - Vyp. IV. - 654 s.

17. Nauchnyj arhiv Instituta istorii, arheologii i etnografii DFIC RAN. F. 1. Op. 1. D. 326-a.

18. Halifaeva A.K., Dzhalilov Sh.N.K. 150-letiyu sudebnoj reformy 1864 goda: iz istorii sudebnoj vlasti dorevolyucionnogo Dagestan// Sudebnaya vlast' i ugolovnyj process. - 2014. - №. 3. - S. 285-291.

19. Orazaev, G. M.-R. Pamyatniki tyurkoyazychnoj delovoj perepiski v Dagestane XVIII v. (Opyt istoriko-filologicheskogo issledovaniya dokumentov fonda «Kizlyarskij komendant»). - Mahachkala. 2002. - 482 s.

20. Ocherki istorii Dagestana / Pod red. Kosven M.O. T. I. - Mahachkala, 1957. - 393 s.

21. Shihaliev D.M. Rasskaz kumyka o kumykah. - Mahachkala, 1993. - 140 s.

ГАДЖИЕВА АПАВ ИСЛАМУТДИНОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства (г. Махачкала) (apav.gadzhieva@mail.ru).

ОМАРОВА ГУЛЬНАРА АХБЕРДИЕВНА - старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства (г. Махачкала) (o.g.a.71@mail.ru).

СЕРГЕЕВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства (г. Махачкала) (dryuke@yandex.ru).

GADZHIEVA, APAV I. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Humanities of Dagestan State University of National Economy, (Makhachkala) (apav.gadzhieva@mail.ru).

OMAROVA, GULNARA A. - Senior Lecturer at the Department of Humanities? Dagestan State University of National Economy (Makhachkala) (o.g.a.71@mail.ru).

SERGEEVA, ELENA V. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Humanities, Dagestan State University of National Economy, (Makhachkala) (dryuke@yandex.ru).

УДК 94(47).083:321.72«1906» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-61-65

ХОЛЯЕВ С.В.

КАДЕТЫ В I ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ - УПУЩЕННЫЙ ШАНС НА

ПОЛУЧЕНИЕ ВЛАСТИ

Ключевые слова: конституционные демократы, октябристы, П.Н. Милюков, Николай II, П.А. Столыпин, Д. Ф. Трепов, Д.Н. Шипов.

В статье рассмотрены причины, не позволившие кадетам в 1906 году сформировать правительство. Главной из них автор считает непонимание необходимости компромисса с императорской властью. По его мнению, победа кадетов в кризисной ситуации 1906-1907 годов была не только возможна - она была неизбежна при некоторой уступчивости партии. Однако партия придерживалась принципа: или все, или ничего! Вместо компромисса между бюрократией и революцией кадеты разжигали в обществе революционные настроения и, в конечном счете, пали жертвой собственного радикализма. В итоге, власть установила контакт не с либеральным большинством, с кадетами, а с узким слоем правых либералов - октябристами, которые, в итоге, заняли то место, которое прежде отводилось в планах имперских властей кадетам.

KHOLYAEV, S.V.

CADETS IN THE I STATE DUMA - A MISSED CHANCE TO GAIN POWER

Key words: constitutional Democrats, Octobrists, P.N. Milyukov, Nicholas II, P.A. Stolypin, D.F. Trepov, D.N. Shipov.

The article considers the reasons that did not allow the Cadets to form a government in 1906. The author considers the main of them to be a lack of understanding of the need for a compromise with the imperial power. In his opinion, the victory of the Cadets in the crisis situation of 1906-1907 was not only possible, it was inevitable given the party's certain compliance. However, the party adhered to the principle: either all or nothing! Instead of a compromise between the bureaucracy and the revolution, the Cadets fomented revolutionary sentiments in society and, in the end, fell victim to their own radicalism. As a result, the authorities established contact not with the liberal majority, with the Cadets, but with a narrow layer of right-wing liberals - the Octobrists, who, as a result, took the place that was previously assigned to the Cadets in the plans of the imperial authorities.

Конституционно-демократическая партия (известная также как партия народной свободы) занимала центральное, ключевое место в партийном спектре дореволюционной России. От умения этой партии верно оценивать ситуацию в стране во многом зависело то, сумеет ли Россия сделать шаг вперед в политическом развитии, выйти на путь демократии, причем совершить данный переход ценой минимальных издержек - мирным путем. Именно кадетская партия имела объективную возможность заключить союз (мир) подавляющего большинства либерального (образованного) общества, интеллигенции с властью, престолом. На наш взгляд, лишь подобный союз власти и интеллигенции был способен реально улучшить положение рабочих и крестьян, составлявших основную часть народа, а, значит, избежать дальнейших кровавых потрясений, через которые пришлось пройти России в 1917 году.

Чего же хотели кадеты, начав в 1906 году конфликт с самодержавием? Прежде всего, они стремились утвердить в России такой порядок, при котором власть (в первую очередь, монарх) была бы ограничена законом и больше не могла произвольно его нарушать. Для этого, по их мнению, требовалось принятие конституции. Кадеты стремились к тому, чтобы конституция не была дарована народу царем, а принималась независимо от него - народными депутатами, то есть людьми, избираемыми всем народом путем так называемой четыреххвостки - всеобщего избирательного права при равном, прямом и тайном голосовании. Принять конституцию призвано было Учредительное собрание, и ведущим элементом основного закона им виделся вопрос о взаимоотношениях парламента с правительством. Правительство, по замыслу кадетов, должно было перейти под полный контроль парламента, выбираться исключительно из депутатской среды (парламентского большинства), с полным подчинением Государственной думе. При таком подходе монархия сохранялась, но царь (монарх) терял многие из имевшихся у него полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.