лендаря наделялся приметами, украшался узорочьем складных погудок-побасенок, - например, 17 марта - Герасим-грачевник. Ждали прилет грачей: «Грач на горе, так и весна на дворе», «грач зиму расклевал», - приговаривали поморы, зная, что прилет грачей - важная веха весны. Тесная связь народного календаря с сезонами года, климатическими и фенологическими явлениями, хозяйственными занятиями обеспечивала четкий ритм жизни и занятий населения [12].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Семенова М. Мы - славяне! СПб., 1997.
2. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII вв. М.: Изд-во МГУ, 1990.
3. Лазарев В.В. Историко-природные территории как предварительная стадия проектного изучения системы историко-культурных и природных заповедных территории // Материалы межрегион. совещания «Проблемы создания системы охраняемых природных и природно-исторических территории и объектов Европейского Севера России». Архангельск, 1996. С. 20.
4. Коротяев В.И. Проблема взаимоотношения человека с природой в советском менталитете 19201930 годов // II международная школа-семинар «Экологические проблемы Европейского Севера»: Тезисы докладов. Архангельск, 1992. С. 204-206.
5. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. 544 с.
6. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера. М., 1997.
7. Головнев А.В. Модель в культурологи // Модель в культурологи Сибири и Севера. Екатеринбург, 1992. С. 151.
8. Потураев Н.В. Экологические аспекты природопользования // Экологические проблемы европейского Севера: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1996. С. 372-376.
9. Молчанов В.А. Человек и природа в традиционном правосознании народов Северной России: Монография. Архангельск: Изд-во ПТУ, 1998. 216 с.
10. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - XX вв. Этнографические очерки. М.:
Наука, 1983. С. 224-225.
11. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс, 1995. 480 с.
12. Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. М.: Современник, 1992.
Н.А. Алексеев К ВОПРОСУ О РУССКОЙ ИДЕЕ
Русская идея переживает сегодня второе рождение, становится духовной реальностью нашего времени. Одни считают её философией будущего, другие относятся к ней отрицательно, считают, что русская идея - это «идеология русского империализма». Это выражение взято из книги А. Янова «Русская идея и 2000 год», вышедшей в свет в США1. По мнению автора книги, «русская идея» - программа русской экспансии, по которой церковь и власть действуют заодно. Так думают не только эмигранты «третьей волны». Некоторые наши отечественные публицисты придерживаются аналогичных взглядов.
В статье «Русская идея на историческом перекрёстке» В. Хорос пишет: «Русская идея -в значительной степени государственная имперская идея»2.
Фонд Горбачёва провёл специальную конференцию на тему «Русская идея и новая российская государственность». Выступавшие говорили на разные темы, но меньше всего о русской идее. Приводим характерные заявления. О.Р. Лацис: «Мы не знаем, что такое русская идея», О.В. Драгунский: «Когда говорят о русской идее, у меня по коже пробегает лёгкий мороз. Потому что на самом деле это просто идея российской империи, не более того и не менее»3.
Из-за рубежа к нам также приходят призывы забыть о русской идее, отказаться от неё отречься как от устаревшей затеи, вносящей лишь рознь между народами. В марте 1993 года состоялась международная конференция по русской философии. Американский славист Д.П. Скэнлан
1 Янов А. Русская идея и 2000 год. Нью-Йорк, 1988. С. 321.
2 Хорос В. Русская идея на историческом перекрестке // Свободная мысль. 1992. № 6. С. 36.
3 Новый мир. 1993. № 1. С. 186.
рекомендовал нам избавиться от «невроза уникальности», которой мы якобы страдаем. Для этого, по его мнению, русскую идею пора сдать в архив, «она ставит только преграды между Россией и цивилизованным миром»4. Известный польский (а ныне американский) специалист по русской политической истории XIX века Андрей Валицкий солидаризировался с ним: «Нет необходимости замыкаться в рамках какой-то русской идеи»5.
Изучение творчества идеологов русской идеи убедительно показывает, что у них не было мысли об исключительности русской цивилизации или имперской идеологии. Главные носители русской идеи Достоевский, Соловьёв, Федоров, Розанов, Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский, Карсавин, Ильин, Вышеславцев, Флоренский, Лосев. Изложим кратко взгляды некоторых из них на русскую идею.
Понятие «русская идея» появилась у Достоевского в 1861 году. Он писал: «Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях»6. К этой мысли Достоевский возвращался неоднократно.
В 1888 году Соловьёв выступил с лекцией в Париже с призывом к объединению христианских конфессий. Лекция была опубликована под названием «Русская идея». Соловьёв писал, что русская идея... «не имеет в себе ничего партикуляристического, что она представляет собой лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания
„7
нам не нужно действовать против других наций, ни с ними и для них» .
Перу Н.А. Бердяева также принадлежит книга под названием «Русская идея», смысл которой - «братство народов, искание всеобщего спасения». Есть у него ещё более краткая формула русской идеи: «все ответственные за всех»8. Верить надо, видимо, создателям и носителям русской идеи, а не её тенденциозным интерпретаторам.
Русская культура, по мнению И.А. Ильина, - дитя исторических катастроф. Войны, далеко не всегда успешные, обрушивались на Россию беспрестанно. Москву жгли татары, поляки, французы. Но Россия, как феникс, возникла из собственного пепла и снова возрождалась. Русская идея всеобщего спасения родилась из катастрофического прошлого страны.
История народа тесно связана с его географическим положением. Некоторые государства объявили, что они существуют без пространства. В России было наоборот: пространство без народа. Огромные площади степей и лесов, морей и гор требовали освоения. По справедливому замечанию А. Гулыги, в России действовал своеобразный пространственный императив «за далью даль». Ширь русской земли, считал Н. Федоров, рождала характеры предприимчивые, предназначенные для географического и космического подвига. «Новое небо и новая земля» не могли испугать русского человека, они влекли его к себе.
Россия - конгломерат народов, федерация разноплеменных культур и конфессий. Почему Россия могла стать семьёй народов? Не последнюю роль сыграло географическое расположение страны, ставшей своеобразным мостом между Европой и Азией. Идейное течение «евразийство», появившееся в русских эмигрантских кругах после революции, возникло не случайно. Для евразийцев Россия - это Запад и Восток одновременно, «синтез двух с преобладанием последней»9. Европейская цивилизованность и азиатская самобытность - вот наше предназначение. Русским присущи открытость другим культурам, терпимость, стремление понять и принять инакомыслящего и инаковерующего, ужиться с ним. Симбиоз двух культурных регионов, постоянный диалог между ними в пределах одной страны определил лицо нашей культуры. Отсюда характерная черта русского человека, подмеченная Достоевским, - «всемирная отзывчивость». Он пишет: «Русская
4 Вопросы философии. 1994. № 1. С. 66, 72.
5 Там же.
6 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 37.
7 Соловьёв B.C. Сочинения: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 246.
8 Бердяев Н. Русская идея. Париж, 1971. С. 96, 202.
9 Хорос В. Русская идея на историческом перекрестке // Свободная мысль. 1992. N° 6. С. 36.
душа... гений русского, может быть, наиболее способны из всех народов вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия»10. А вот мнение о России Н.А. Бердяева: «Русский народ не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира; всегда в русской душе боролись два начала - восточное и западное»11.
Важнейшая проблема русской философии - судьба родины. Должна ли Россия идти дорогой западной цивилизации или искать собственный путь? Вопрос разделил русскую интеллигенцию на две партии - западников и славянофилов. Н.А.Бердяев сказал о них: «И те и другие любили Россию, славянофилы как мать, западники как дитя». Мать оберегают, дитя воспитывают. Славянофильские идеи - любовь к России как к матери. Русская идея возникла из стремления преодолеть односторонность позиций западников и славянофилов.
Православие - важнейший источник русской идеи, особенно идеи соборности. Собор - это церковь. В храм Божий приходят все вместе, следуют общему ритуалу, но каждый остаётся самим собой, возносит к Всевышнему свою молитву, держит ответ перед ним за свои поступки, ожидая воздаяния. Идеал соборности - важнейшая особенность русской идеи. «Соборность, - пишет Н. Струве, - краеугольное понятие нашего времени, живущего под знаком двух полярно противоположных систем: абсолютного индивидуализма и абсолютного коллективизма»12.
Соборность - это слияние, единство индивидуального и социального, это общее, которое, согласно гегелевской диалектике, включает в себя богатство особенного и единичного. Надо отметить, что понятие «соборность» некоторые авторы трактуют как свидетельство неразвитости принципа личности в русской философии. Так, живущий в Англии И. Голомшток утверждает: «Соборность - типично русское понятие, но я продолжаю считать, национальные особенности здесь ни при чём. Каждый народ проходит стадию коллективного сознания. Потом это рассыпается. Русское сознание просто отстало от европейского»13. Другое аналогичное мнение: «Соборность есть особое дорефлексивное состояние жизни»14.
Наконец, Г. Померанц заявляет: «Соборность компенсирует недостаточную оформленность личности»15.
В противоположность этим мнениям основатели русской идеи придавали понятию «соборность» более глубокий философский смысл. Вот мнение Н.А. Бердяева о соборности как православной добродетели: «Соборность противоположна и католической авторитарности и протестантскому индивидуализму, она означает коммюнитарность, не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости»16. В другом месте он противопоставляет соборность коммунистической сборности, коллективизму, где подавляется личность в пользу навязанной извне общей воле.
Идея соборности, с точки зрения поэта и философа Вячеслава Иванова, есть идеальная, запредельная величина. «Соборность, - пишет он, - задание, а не данность, она никогда ещё не осуществлялась на земле всецело и прочно, и её также нельзя найти здесь или там, как Бога»17.
В философском отношении понятие соборности тесно связано с античной категорией всеединства, означающей тождество противоположностей, единство частей и целого. Сохраняя свою особенность, эти части едины друг с другом и со своим целым, каждая часть по отношению к целому выступает не как другое вообще, а как своё другое. Подобная философия всеединства сходна с пантеизмом. Немецкий философ Шеллинг называл своё учение философией всеединства. Не ссылаясь на него, В.Соловьёв положил идею всеединства в основу своего мировоззрения. Соборность - частный случай всеединства, категория всемирного объединения. О соборном единении различных народов мечтал Н. Лосский.
10 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 131.
11 Бердяев Н. Русская идея. Париж, 1971. С. 6.
12 Струве Н. Православие и культура. М., 1992. С.181.
13 Европейская газета. 1991. 12 марта.
14 Гройс Б. Поиск русской национальной идейности // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 55.
15 Струве Н. Православие и культура. М., 1992. С. 181.
16 Бердяев Н. Русская идея. 1971. С. 166.
17 Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994. С. 100-101.
Составная часть русской идеи - учение о смысле и конце истории, т.е. эсхатология. Помимо евангельских корней она впитала в себя часть немецкой философии на эту тему. Если И.Кант критически относился к пророчеству Апокалипсиса, считая развитие истории беспредельным, то у Шеллинга идея конца истории приобретает определённый смысл: бесконечный прогресс опасен, пора остановиться. Русская же эсхатология активна и оптимистична.
Русские мыслители видели в последней книге Евангелия предостережение человечеству: катастрофа наступит, если сами люди не предотвратят её, предотвращение катастрофы в человеческих силах. Русская эсхатология имеет гуманистическую направленность, она предлагает не уничтожение человечества, а его преображение. Уместно сравнить философию сверхчеловека Ф.Ницше с философией В.Соловьёва и Н.Фёдорова. У Ницше сверхчеловек - существо аморальное, он стоит по ту сторону добра и зло, у В.Соловьёва и Н.Фёдорова сверхчеловек - это будущий человек, который преодолел главное зла на земле - свою смертность и в перспективе должен сравниться с богом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вопросы философии. 1994. № 1.
2. Европейская газета. 1991. 12 марта.
3. Новый мир. 1993. № 1.
4. Бердяев Н. Русская идея. 1971.
5. Гройс Б. Поиск русской национальной идейности // Вопросы философии. 1992. № 1.
6. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 18, 26.
7. Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994.
8. Соловьёв B.C. Сочинения: в 2 т. М., 1989. Т. 2.
9. Струве Н. Православие и культура. М., 1992.
10. Хорос В. Русская идея на историческом перекрестке // Свободная мысль. 1992. № 6.
11. Янов А. Русская идея и 2000 год. Нью-Йорк, 1988.
Н.Д. Дараган НАУКА И ГУМАНИЗМ
Современная действительность требует глубокого осмысления многих фундаментальных проблем бытия человека и общества, поскольку глобальная историческая ситуация стала сегодня пограничной: возможны и гибель человека и его выживание. Поэтому перед человечеством встаёт задача её осознания. Вот почему, на наш взгляд, актуален вопрос о гуманизме в науке, ставшей в наше время важнейшим фактором социального развития.
Как представляется, исследование отмеченной проблемы необходимо начать с раскрытия содержания понятия «гуманизм». Это важно ещё и потому, что в литературе он трактуется с различных позиций.
Гуманизм, как известно, происходит от латинского «humanus» - человеческий, человечный. В обыденном сознании под гуманизмом чаще всего понимается хорошее, доброе отношение к человеку, человеколюбие. Философы характеризуют его как духовное явление и как социальное содержание общественных отношений. Рассуждая о гуманизме как духовном образовании, они, как правило, начинают с разграничения двух аспектов его применения - в узком и широком смысле слова. По их мнению, гуманизм в узком смысле - это конкретно-историческое явление, связанное с культурой эпохи Возрождения, Как видим, при таком подходе, гуманизм локализован во времени и пространстве. Применительно к гуманизму в широком смысле слова такие ограничения отсутствуют. Причем он определяется по-разному. В отечественной и зарубежной литературе имеются значительные расхождения по этому вопросу. Различные гуманистические системы неодинаково реализуют свой интерес к человеку, вырабатывают собственные представления о том, что такое благо для него. Во многих произведениях указывается, что гуманизм - это система воззре-