Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В 1991-2013 ГГ'

К ВОПРОСУ О РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В 1991-2013 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО / ВОЕННЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лурда Роман Викторович, Моисеева Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается опыт военно-технического сотрудничества между Россией и Китаем, накопленный после 1991 года. Авторы исследуют историю развития данного аспекта российско-китайских связей на фоне потрясений, которые с конца XX в. и вплоть до начала «санкционного» периода, начавшегося после 2014 г., переживало мировое сообщество, в целом, и данные страны - в частности. Особое внимание уделяется различным формам сотрудничества, их эффективности, а также результатам сотрудничества для России. Отмечается, что сотрудничество в военной сфере устойчиво набирало силу вплоть до 2005 г., когда началось некоторое охлаждение, главным образом в связи с нарушениями со стороны Китая совместных договоров и не соблюдением им прав собственности на российскую военную продукцию. Тем не менее, в 2004-2013 гг. Китай занимал второе место среди крупнейших стран-импортеров российских вооружений с долевым показателем 22,5 % в общем балансе российского экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF RUSSIAN-CHINESE MILITARY-TECHNICAL COOPERATION IN 1991-2013

The article examines the experience of military-technical cooperation between Russia and China, accumulated after 1991. The authors explore the history of the development of this aspect of Russian-Chinese relations against the backdrop of upheavals that have been growing since the end of the 20th century. and up to the beginning of the “sanctions” period, which began after 2014, the world community, in general, and these countries, in particular, experienced. Particular attention is paid to various forms of cooperation, their effectiveness, as well as the results of cooperation for Russia. It is noted that cooperation in the military sphere was steadily gaining strength until 2005, when some cooling began, mainly due to violations by China of joint agreements and non-observance of property rights to Russian military products. However, in 2004-2013 China ranked second among the largest importers of Russian arms with a share of 22.5% in the total balance of Russian exports.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В 1991-2013 ГГ»

3. Пелипась М.Я. Дж. Ф. Даллес и американские планы создания военной организации стран «северного яруса» Ближнего и Среднего Востока // Исторические и историографические проблемы американской и английской буржуазной дипломатии. -Томск: Издательство Томского университета, 1991.

4. СССР и арабские страны, 1917-1960 гг. Документы и материалы. - М.: Госполитиздат, 1961. - 856 с.

5. Бодянский В.Л. Объединенная Арабская Республика (Сирийский регион) // Политика США на Арабском Востоке / Ред. коллегия: Б. Г. Гафуров (отв. ред.) и др. - М.: Восточная литература, 1961.

6. Попова Ю. Битва за Восток: 60 лет Доктрине Эйзенхауэра // [Электронный ресурс] URL https://russian.rt.com/science/artide/354726-doktrina-ejzenhauehra-egipet-60-let (Дата обращения: 04.03.2023).

7. История США. Хрестоматия / Сост. Д.В. Кузнецов. [Электронный ресурс]. - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2021. - 1402 с.

8. Белоусова К.А. Доктрина Эйзенхауэера и интервенция в Ливан. // Новая и новейшая история. - 2018. - № 5.

9. Провал «доктрины Эйзенхауэра». Сборник статей. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 214 с.

10. МаруновЮ.В., ПотёмкинЮ.В. Арабо-турецкие отношения на современном этапе. 1946-1960. - М.: Восточная литература, 1961. - 77 с.

11. Gürün, Kämuran. Di§ ili^kiler ve Türk politikasi (1939 - den günümüze kadar). - Ankara. A.Ü.S.B.F. Yayi № 531. 1983. - 457 с.

12. Tamkog, Metin. The warrior diplomats. Guardians of the National Security and Modernization of Turkey. - Lake City. University of Utah Press, 1976. - 414 p.

13. Поцхверия Б.М. Политика Турции в арабских странах // Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке после второй мировой войны (40-50-е годы). - М.: Наука, 1974. - 199 с.

14. ИвановаИ.И. Турецко-арабские отношения и их место в системе международных связей на Ближнем Востоке (1945-1983). - М.: Наука, 1985. - 148 с.

15. Кулик С.В., Турицын И.В. Россия в Сирии: к вопросу о характере сотрудничества и эффективности вложений // Актуальные проблемы российской модернизации: история и современная практика. - М., 2012. - С.81-88.

References and Sources

1. Rodriges A.M. Istoriya stran Azii i Afriki v Novejshee vremya: ucheb. Dlya vuzov. - M.: Prospekt, 2009. - 512 s.

2. Pir-Budagova E.P. Istoriya Sirii. HH vek. - M.: IV RAN, 2015. - 392 s.

3. Pelipas' M.Ya. Dzh. F. Dalles i amerikanskie plany sozdaniya voennoj organizacii stran «severnogo yarusa» Blizhnego i Srednego Vostoka // Istoricheskie i istoriograficheskie problemy amerikanskoj i anglijskoj burzhuaznoj diplomatii. - Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, 1991.

4. SSSR i arabskie strany, 1917-1960 gg. Dokumenty i materialy. - M.: Gospolitizdat, 1961. - 856 s.

5. Bodyanskij V.L. Ob"edinennaya Arabskaya Respublika (Sirijskij region) // Politika SShA na Arabskom Vostoke / Red. kollegiya: B. G. Gafurov (otv. red.) i dr. - M.: Vostochnaya literatura, 1961.

6. Popova Yu. Bitva za Vostok: 60 let Doktrine Ejzenhauera // [Elektronnyj resurs] URL https://russian.rt.com/science/article/354726-doktrina-ejzenhauehra-egipet-60-let (Data obrashcheniya: 04.03.2023).

7. Istoriya SShA. Hrestomatiya / Sost. D.V. Kuznecov. [Elektronnyj resurs]. - Blagoveshchensk: Blagoveshchenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2021. - 1402 s.

8. Belousova K.A. Doktrina Ejzenhaueera i intervenciya v Livan. // Novaya i novejshaya istoriya. - 2018. - № 5.

9. Proval «doktriny Ejzenhauera». Sbornik statej. - M.: Izd-vo inostrannoj literatury, 1958. - 214 s.

10. Marunov Yu.V., Potyomkin Yu.V. Arabo-tureckie otnosheniya na sovremennom etape. 1946-1960. - M.: Vostochnaya literatura, 1961. - 77 s.

11. Gürün, Kamuran. Di§ ili§kiler ve Türk politikasi (1939 - den günümüze kadar). - Ankara. A.Ü.S.B.F. Yayi № 531. 1983. - 457 s.

12. Tamkoj, Metin. The warrior diplomats. Guardians of the National Security and Modernization of Turkey. - Lake City. University of Utah Press, 1976. - 414 p.

13. Pockhveriya B.M. Politika Turcii v arabskih stranah // Mezhdunarodnye otnosheniya na Blizhnem i Srednem Vostoke posle vtoroj mirovoj vojny (40-50-e gody). - M.: Nauka, 1974. - 199 s.

14. Ivanova I.I. Turecko-arabskie otnosheniya i ih mesto v sisteme mezhdunarodnyh svyazej na Blizhnem Vostoke (1945-1983). - M.: Nauka, 1985. -148 s.

15. Kulik S.V., Turicyn I.V. Rossiya v Sirii: k voprosu o haraktere sotrudnichestva i effektivnosti vlozhenij // Aktual'nye problemy rossijskoj modernizacii: istoriya i sovremennaya praktika. - M., 2012. - S.81-88.

МУСАЕВА САЛИХАТ ИБРАГИМОВНА - доктор исторических наук, профессор, факультет востоковедения, Дагестанский государственный университет (sirsa888@mail.ru).

КУБАТАЕВА ПАТИМАТ АРСЕНОВНА - магистрант факультета востоковедения, Дагестанский государственный университет (sirsa888@mail.ru).

MUSAYEVA, SALIHAT IBRAGIMOVNA - Doctor of History, Professor, Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University. KUBATAEVA, PATIMAT A. - undergraduate student of the Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University.

УДК 94(470+510):339.9«1991/2013» Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-2-219-225

ЛУРДА Р.В. МОИСЕЕВА Т.А. К ВОПРОСУ О РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В 1991-2013 ГГ.

Ключевые слова: российско-китайские отношения, военно-техническое сотрудничество, стратегическое партнёрство, военные консультации, военно-промышленный комплекс.

В статье рассматривается опыт военно-технического сотрудничества между Россией и Китаем, накопленный после 1991 года. Авторы исследуют историю развития данного аспекта российско-китайских связей на фоне потрясений, которые с конца XX в. и вплоть до начала «санкционного» периода, начавшегося после 2014 г., переживало мировое сообщество, в целом, и данные страны - в частности. Особое внимание уделяется различным формам сотрудничества, их эффективности, а также результатам сотрудничества для России. Отмечается, что сотрудничество в военной сфере устойчиво набирало силу вплоть до 2005 г., когда началось некоторое охлаждение, главным образом в связи с нарушениями со стороны Китая совместных договоров и не соблюдением им прав собственности на российскую военную продукцию. Тем не менее, в 2004-2013 гг. Китай

занимал второе место среди крупнейших стран-импортеров российских вооружений с долевым показателем 22,5 % в общем балансе российского экспорта.

LOORDA, R.V. MOISEEVA, T.A.

ON THE QUESTION OF RUSSIAN-CHINESE MILITARY-TECHNICAL COOPERATION IN 1991-2013

Key words: Russian-Chinese relations, military-technical cooperation, strategic partnership, military consultants, Military-industrial complex

The article examines the experience of military-technical cooperation between Russia and China, accumulated after 1991. The authors explore the history of the development of this aspect of Russian-Chinese relations against the backdrop of upheavals that have been growing since the end of the 20th century. and up to the beginning of the "sanctions" period, which began after 2014, the world community, in general, and these countries, in particular, experienced. Particular attention is paid to various forms of cooperation, their effectiveness, as well as the results of cooperation for Russia. It is noted that cooperation in the military sphere was steadily gaining strength until 2005, when some cooling began, mainly due to violations by China of joint agreements and non-observance of property rights to Russian military products. However, in 2004-2013 China ranked second among the largest importers of Russian arms with a share of 22.5% in the total balance of Russian exports.

Современная геополитическая ситуация определяет важность развития торгово-экономического и военно-политического сотрудничества России и ее восточного соседа -континентального Китая. Одним из наиболее плодотворных направлений такого сотрудничества за последние десятилетия стала военно-техническая сфера [14, с. 118]. В данной статье будут рассмотрены особенности российско-китайского военно-технического сотрудничества в период 90-х годов XX века и до 2014 года, поскольку отношения между двумя стратегическими партнёрами в период нахождения России под санкциями США требуют отдельного рассмотрения.

Начало 90-х годов XX века стало временем постепенного возрождения как Российско-Китайских отношений, в целом, так и сотрудничества в военной области - в частности. Как известно, еще в ходе визита М.С. Горбачева в Пекин в мае 1989 года началась нормализация китайско-советских отношений на основе общепринятых международных правил. С 1992 г. Китай и Россия стали дружественными государствами. С этого времени был заключён ряд важнейших двусторонних договоров, как на высшем уровне, так и между министрами обороны, определивших горизонты военно-технического сотрудничества наших стран. Так, 24 ноября 1992 г. было подписано межправительственное Соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Затем 18 декабря 1992 г. во время дружеского визита Президента РФ Б. Н. Ельцина в Китай [1] был выработан Меморандум о взаимопонимании между правительствами России и КНР по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы [15].

На основании подписанных документов - в их подготовке непосредственно участвовали Президент России Б.Н. Ельцин и Генеральный секретарь ЦК КПК, с 1993 г. и Председатель КНР Цзян Цзэминь - были определены основные направления сотрудничества в области сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил, противовоздушной обороны, электроники военного применения, аэрокосмической техники, а также конверсии военных производств. Особое внимание уделялось такому направлению как обмен научными и военными специалистами, а также консультациям о совместном проектировании, разработке, испытании, освоении, а также совершенствовании существующей техники [13]. Но всё же, наиболее важным результатом данной встречи явилось создание межправительственной российско-китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Она стала результатом межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве. Комиссия собирается один раз в год поочередно в Москве и Пекине вплоть до сегодняшнего дня.

Следующим шагом, делающим декларации о намерениях вполне рабочими документами, стало подписание, направленного «на поддержание мира и стабильности в азиатско-тихоокеанском регионе», Соглашения между Министерством обороны РФ и Министерством обороны Китая о военном сотрудничестве от 11 ноября 1993 г. Соглашение, подписанное при участии министров обороны России генерала армии П.С. Грачёва и КНР генерал-полковника Чи Хаотянь, состояло из девяти статей, которые раскрывали формы и направления сотрудничества между странами [3]. В приложении к документу, в 27 пунктах конкретизировались основные направления военно-технического сотрудничества. Этот документ открыл этап прямых контактов между вооруженными силами двух государств [16], в частности, и в области перевооружения

Народно-освободительной армии Китая (НОАК), прежде всего ПВО. С учетом этого, до 15 ноября каждого года теперь стал разрабатываться Годовой план военного сотрудничества.

В 1993 г. в Китай начинаются первые поставки систем С-300 ПМУ (два зенитных ракетных дивизиона). В 1994 г. заключается второй контракт на поставку НОАК в 1996 г. четырёх ракетных дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1. Ещё два контракта обеспечили Китай 35 ЗРК «Тор-М1»: 1997г. -14 комплексов, 1999-2000 гг. - 13 комплексов, 2001 г. - 8 комплексов [3].

Однако еще в 1992 г. Китай разместил в России заказ на приобретение 78 самолетов Су-27 [2]. Начиная с 1999 г., НОАК стало массово закупать истребители Су-30 в различных модификациях. Всего было продано 100 истребителей: две партии по 38 Су-27СК и Су-30МКК и 24 самолета Су-30МК2. Кроме непосредственной продажи авиационной техники Россия передала Китаю в 1996 г. лицензии на производство СУ-27 под наименованием Shenyang J-11 (без права реэкспорта в третьи страны) количеством 200 штук, в котором использовались российские запасные части и двигатели. Были поставлены также двигатели для 200 реактивных учебно-боевых самолётов Hongdu JL-8 уже стоящих на вооружение китайских военно-воздушных сил. Важное значение имело оказание помощи в разработке китайских истребителей Chengdu J-10 - её оказывали российские консультанты из ЦАГИ и ОКБ МиГ (Россия предоставила двигатели компании НПО «Сатурн» для более 270 истребителей-бомбардировщиков Chengdu J-10). Первый полёт серийного самолёта J-10A состоялся 28 июня 2002 г., а первый полёт Joint Fighter JF-17 - 3 сентября 2003 года. При содействии российского ОКБ Яковлева, которым была предоставлена техническая документация на самолёт Як-130, а также украинского ЗМКБ «Прогресс» (поставка двигателей ДВ-2) был создан китайский учебно-боевой самолет Hongdu L-15 [5].

На базе проекта АИ ТАНТК им. Г.М. Бериева с помощью российских специалистов на базе Ил-76 был создан самолет с авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS) KJ-2000 (Kong Jing-2000).

Российская сторона поставила Китаю радары слежения за воздушным пространством, 26 вертолетов Ка-27 и Ка-28, 338 вертолетов Ми-8/17, 25 самолетов-заправщиков Ил-78 и транспортных самолетов Ил-76, 11 пассажирских Ту-154, а также большое количество авиационных боеприпасов.

Следующий весьма серьезный контракт (1999-2000) представлял собой закупку Китаем у России четырех эсминцев проекта 956Э и 956ЭМ класса «Современный» со сверхзвуковыми ПКР 3М-80Е «Москит» и 12 подводных лодок класса «Кило» [7].

Наряду с этим, в КНР были осуществлены крупные поставки оружия и вооружения для Сухопутных войск: УАС «Краснополь-М», ПТРК «Конкурс», «Метис», ЗСУ 2С6 Тунгуска, РСЗО «Смерч» и многое другое.

Необходимо отметить, что на протяжении 1990-х - начала 2000 гг. Китай стал абсолютным лидером в покупке российского оружия, лишь иногда уступая это первенство Индии. На долю Китайского рынка в это время приходилось от 40 до 50 % военных поставок России за рубеж. Образно выражаясь, Китай (и можно добавить сюда ещё Индию) являлся спасителем российской оборонной промышленности, переживавшей в постсоветский период крайне непростые времена. Реалии 1990-х - начала 2000-х таковы, что внутренний российский государственный оборонный заказ начал оказывать какое-то серьезное влияние на ситуацию в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) страны только где-то с 2004 года. В свою очередь, опираясь на российские технологии, военная промышленность КНР добилась невероятных успехов.

Плодотворное сотрудничество, начатое в конце XX века [17], продолжилось и в новом столетии. Первым серьёзным нормативно-правовым документом, выработанным Москвой и Пекином в XXI веке, стал подписанный в Москве Президентом РФ В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 16 июля 2001 г. На основании этого документа высокие договаривающиеся стороны обязались на долгосрочной основе развивать равноправное партнерство и стратегическое взаимодействие, в том числе и в военной сфере. Договор содержал 24 статьи, из которых статьи с 7 по 12, в той или иной степени, затрагивали военные вопросы или аспекты военно-технического сотрудничества [6].

Дополнительным толчком к восстановлению военно-экономических отношений стало выступление Председателя КНР Цзян Цзэминя на XVI съезде Коммунистической партии Китая

(КПК) в ноябре 2002 г., а котором была изложена новая военно-политическая доктрина Китая, взят курс на модернизацию армии и национальной обороны, в том числе на увеличение доли высокотехнологического и высокоточного оружия [11].

Как результат, в 2003 г. на 9,6% произошло увеличение оборонного бюджета Китая, который планировалось потратить на закупку новых вооружений, в том числе и в России. Параллельно все большее внимание Китаем уделялось созданию собственного производства. В частности, на двенадцатую промышленную пятилетку 2010-2015 гг. им ставилась задача наращивания высокотехнологичного производства в оборонно-промышленном комплексе на 15 %. В то же время более конкретные цифры прозвучали в выступлении председателя КНР Ху Цзиньтао на XVIII Всекитайском съезде КПК, проходившем с 8 ноября по 15 ноября 2012 г. в Пекине, где была поставлена задача модернизации НОАК к 2020 г [10]. Эта задача была подтверждена затем и вновь избранным Генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпином, новым премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном и министром национальной обороны генерал-полковником Чан Ваньцюанем - так называемым руководством пятого поколения, которое должно было править Китаем в течение последующих десяти лет.

В целом, сотрудничество в военной сфере устойчиво набирало силу вплоть до 2005 г., когда началось некоторое охлаждение отношений. Главным образом оно было связано с нарушениями со стороны Китая совместных договоров и не соблюдением им прав собственности на российскую военную продукцию, в частности с безлицензионным производством самолетов Shenyang J-11 (китайских аналогов Су-27) и Shenyang J-15 (корабельной модели Су-27 под названием Су-33), подводных лодок и многого другого, что поступало не только в Китайскую армию, но и выбрасывалось по демпинговым ценам или с предоставлением льготных кредитов на мировой рынок вооружения. Таким образом, Россия вытеснялась из привычной ниши на мировом рынке оружия. В то же время к 2014 г. на долю Китая приходилось 6 % мирового экспорта оружия.

Тем не менее, двустороннее сотрудничество РФ и КНР продолжалось. Китай за период 2004-2013 гг., по оценке ЦАМТО, занимал второе место с долевым показателем 22,5 % в общем балансе российского экспорта среди крупнейших стран-импортеров российских вооружений. В то же время, в результате вышеназванных событий, его доля в общем балансе российского военного экспорта начала снижаться, достигнув устойчивого равновесия в 12 % в 2012 - 2017 годах, что демонстрируют данные Таблицы 1.

Таблица 1.

Доля Китая в общем балансе экспорта российских вооружений

Год Долевой показатель

2004 46,5 %,

2005 65,4 % (наивысший результат за 9-летний период)

2006 30,6 %,

2007 20,2 % (в 2007 г. впервые доля Индии в структуре военного экспорта Россия превысила долю Китая)

2008 20,4 %,

2009 14,6 %,

2010 10,5 %

2011 около 5 %.

2012 - 2017 12 % (третье место)*

Необходимо особо подчеркнуть, что на протяжении всего рассматриваемого периода сотрудничества с Россией Китай оставался крупнейшим заказчиком российских систем ПВО, причем эта тенденция сохранилась и в 2000 годах XXI века. Так, в 2002 г. был заключен контракт на продажу Китаю двух корабельных комплексов ПВО С-300ФМ «Риф-М» (поставки были реализованы в 2002-2003 гг.). В 2004 г. было завершено выполнение еще одного контракта, подписанного в 2001г., на поставку в Китай ЗРС С-300ПМУ-1 в составе четырех ракетных дивизионов. В августе 2004 г. «Рособоронэкспорт» подписал соглашение с КНР по ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит». Этот контракт стал первым экспортным заказом системы «Фаворит»,

которую РФ начала продвигать на мировой рынок с 2001 года. В рамках данного контракта Китай в 2007-2008 гг. получил два командных пункта 83М6Е2, восемь зенитных ракетных комплексов (ЗРК) 90Ж6Е2, один комплект зенитных управляемых ракет 48Н6Е2 и средства технического обеспечения. В декабре 2005 г. был заключен контракт с КНР на поставку второй партии ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», стоимость которого оценивается в 1 млрд дол. Поставки реализовывались с 2008 г. до момента завершения контракта в апреле 2010 г. В 2014 г. продолжились переговоры по поставке Китаю от двух до четырех дивизионов ЗРС С-400 «Триумф». Китай стал первым иностранным заказчиком, получившим возможность закупить эти комплексы ПВО. Впрочем, временной отрезок от момента заключения договорённостей до начала поставок получился немаленьким. Первый дивизион С-400, по разным данным, прибыл в Китай лишь в начале января 2018 г. (общая сумма сделки 2 млрд. дол. США).

Общее снижение доли импорта российских вооружений Китаем после 2005 года связывают с происходящей в стране научно-технической революцией, в рамках которой шло качественное освоение получаемых Китаем российских и западных технологий. При этом увеличивалось количество специалистов, обучаемых за рубежом - как в странах западной Европы и Америке, так и в России. К примеру, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в марте 2013 г. было достигнуто соглашение в сфере образования, по которому количество китайских студентов, обучающихся в России, планировалось довести до 100 000 в 2020 году. Причём основной упор, по заявлению первого заместителя министра образования Китая Лю Лимина, был сделан на студентов престижных технических ВУЗов России.

Несмотря на амбициозность китайского руководства, в рамках всего рассматриваемого периода сохранялось достаточно много проблем, стоявших перед китайским военно-промышленным комплексом (ВПК), областей, в которых Китай ещё достаточно долго не мог обойтись без помощи России. Одной из таких проблем являлось, в частности, двигателестроение. К примеру, практически до сегодняшнего дня китайским производителям не удалось «довести до ума» двигатели для истребителей J-10, J-11 и J-16 и др.

Одним из перспективных направлений российско-китайского военно-технического сотрудничества являлся космос. Это направление было выделено в отдельное еще в межправительственном Соглашении о военно-техническом сотрудничестве от 24 ноября 1992 г. [1] и в Меморандуме о взаимопонимании между правительствами России и КНР 1992 г. С тех пор ему уделялось важное место во всех подписанных между Китаем и Россией документах. Причем к концу рассматриваемого периода в данной сфере все более заметна зависимость России от Китая. В частности, и в Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 20 мая 2014 г. было заявлено «о совместном намерении повышать эффективность кооперации в высокотехнологичных секторах, развивать взаимодействие в осуществлении приоритетных проектов в сфере фундаментальных космических исследований, дистанционного зондирования Земли, спутниковой навигации, изучения дальнего космоса и пилотируемой космонавтики» [9].

Практическим результатом этих договорённостей стали совместные работы по созданию объединенной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС - "Бэйдоу", контракты на закупку в Китае партии электронно-компонентной базы (ЭКБ) для Воздушно-космических сил (ВКС) России объемом приблизительно 1 млрд. дол. в 2014г., а также контракты в 2015-2017 гг., позволившие Роскосмосу освоить производство необходимых компонентов ЭКБ, которые не были закуплены в связи с введением санкций США.

Таким образом, на основании истории многолетнего сотрудничества Китая и России, можно сделать вывод о том, что военно-техническое сотрудничество двух стран прошло долгий, не всегда простой и безоблачный, путь поступательного развития. На всех этапах нашего взаимодействия ему уделялось важнейшее внимание в силу своеобразного и близкого геостратегического расположения наших стран и во многом совпадающих интересов на международной арене. С учетом наработанного опыта, при выстраивании отношений с таким динамично развивающимся соседом, необходимо уделять большое внимание взаимовыгодности сотрудничества, обеспечению, в первую очередь, интересов России.

Литература и источники

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве (Заключено в г. Пекине 18.12.1992) // [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lawmix.ru/abrolaw/13119 (Дата обращения 05.12.2022)

2. Указ Президента РФ от 12.06.1992 N 621 «О платежно-расчетных отношениях во внешнеэкономических связях Российской Федерации в 1992 году» // [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_559/ (Дата обращения 05.12.2022)

3. Распоряжение Правительства РФ от 11.10.1993 N 1820-р «О заключении Соглашения между Mинистерством обороны РФ и Mинистерством обороны Китая о военном сотрудничестве» // [Электронный ресурс]. -http://lawru.info/dok/1993/10/11/n469186.htm (Дата обращения 05.12.2022)

4. Распоряжение Совета Mинистров - Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1820-р «О заключении Соглашения между Mинобороны РФ и Mинобороны КНР о военном сотрудничестве» // [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/6303801/ (Дата обращения 05.12.2022)

5. Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // [Электронный ресурс]. - http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-19071998-n-114^-о/(Дата обращения 05.12.2022)

6. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Подписан 16 июля 2001 года Mосквa // [Электронный ресурс].- URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (Дата обращения 05.12.2022)

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «О поставках из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику продукции военного назначения, оказания технического содействия и условиях расчётов» 10.05.2002г. // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-188/4б393 (Дата обращения 05.12.2022)

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества в области боевой авиации» 22.01.2013 // [Электронный ресурс].-URL: http://docs.cntd.ru/document/499015025 (Дата обращения 05.12.2022)

9. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Шанхай, 20 мая 2014 года // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1642

10. Доклад Председателя КНР Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК. Пекин, 24 октября 2007г. /Синьхуа/ // [Электронный ресурс]. - URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm (Дата обращения 05.12.2022)

11. Доклад Председателя КНР Цзян Цзэминя на XVI Всекитайском съезде КПК. Китайский информационный Интернет-центр 2002г. // [Электронный ресурс]. - URL: http://russian.china.org.cn/russian/50838.htm (Дата обращения 05.12.2022)

12. Заявление для прессы по итогам российско-китайских переговоров 20.05.2014 года // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/57699 (Дата обращения 05.12.2022)

13. Mеморaндум о понимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о военно-техническом сотрудничестве (Подписан в г. Пекине 18.12.1992) // [Электронный ресурс]. -https://www.conventions.ruinM675/?ysclid=lf8ikchf7b585185098 (Дата обращения 05.12.2022)

14. Лурда Р.В., Тарасова Ю.А. Российско-китайское военно-техническое сотрудничество в конце XIX - середине XX века // Проблемы современной науки: сборник научных трудов. Вып. 14. - Ставрополь: Логос, 2014.

15. Распоряжение Президента РФ от 18.12.1992 №794-рп // Кремлин.ру

16. Лу Чуньюе, Дацышен В.Г. Россия и Китай в 1990-е годы: от «дружественных стран», через «конструктивное партнерство» к «стратегическому партнерству» // Современная научная мысль. - 2019. - № 1. - С.127-135.

17. Лу С. Российско-китайское сотрудничество в военной сфере: исторический опыт 1992-1996 гг. // Современная научная мысль. - 2017. - №6. - С.112-117.

References and Sources

1. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Kitajskoj Narodnoj Respubliki o nauchno-tekhnicheskom sotrudnichestve (Zaklyucheno v g. Pekine 18.12.1992) // [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.lawmix.ru/abrolaw/13119 (Data obrashcheniya 05.12.2022)

2. Ukaz Prezidenta RF ot 12.06.1992 N 621 «O platezhno-raschetnyh otnosheniyah vo vneshneekonomicheskih svyazyah Rossijskoj Federacii v 1992 godu» // [Elektronnyj resurs]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_559/ (Data obrashcheniya 05.12.2022)

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 11.10.1993 N 1820-r «O zaklyuchenii Soglasheniya mezhdu Ministerstvom oborony RF i Ministerstvom oborony Kitaya o voennom sotrudnichestve» // [Elektronnyj resurs]. - http://lawru.info/dok/1993/10/11/n469186.htm (Data obrashcheniya 05.12.2022)

4. Rasporyazhenie Soveta Ministrov - Pravitel'stva RF ot 11 oktyabrya 1993 g. N 1820-r «O zaklyuchenii Soglasheniya mezhdu Minoborony RF i Minoborony KNR o voennom sotrudnichestve» // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://base.garant.ru/6303801/ (Data obrashcheniya 05.12.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Federal'nyj zakon ot 19.07.1998 N 114-FZ (red. ot 04.06.2018) «O voenno-tekhnicheskom sotrudnichestve Rossijskoj Federacii s inostrannymi gosudarstvami» // [Elektronnyj resurs]. - http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-19071998-n-114-fz-o/(Data obrashcheniya 05.12.2022)

6. Dogovor o dobrososedstve, druzhbe i sotrudnichestve mezhdu Rossijskoj Federaciej i Kitajskoj Narodnoj Respublikoj. Podpisan 16 iyulya 2001 goda Moskva // [Elektronnyj resurs].- URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (Data obrashcheniya 05.12.2022)

7. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Kitajskoj Narodnoj Respubliki «O postavkah iz Rossijskoj Federacii v Kitajskuyu Narodnuyu Respubliku produkcii voennogo naznacheniya, okazaniya tekhnicheskogo sodejstviya i usloviyah raschyotov» 10.05.2002g. // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-188/46393 (Data obrashcheniya 05.12.2022)

8. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Kitajskoj Narodnoj Respubliki o dal'nejshem razvitii voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva v oblasti boevoj aviacii» 22.01.2013 // [Elektronnyj resurs].- URL: http://docs.cntd.ru/document/499015025 (Data obrashcheniya 05.12.2022)

9. Sovmestnoe zayavlenie Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respubliki o novom etape otnoshenij vseob"emlyushchego partnerstva i strategicheskogo vzaimodejstviya. SHanhaj, 20 maya 2014 goda // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1642

10. Doklad Predsedatelya KNR Hu Czin'tao na 17-m s"ezde KPK. Pekin, 24 oktyabrya 2007g. /Sin'hua/ // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm (Data obrashcheniya 05.12.2022)

11. Doklad Predsedatelya KNR Czyan Czeminya na XVI Vsekitajskom s"ezde KPK. Kitajskij informacionnyj Internet-centr 2002g. // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://russian.china.org.cn/russian/50838.htm (Data obrashcheniya 05.12.2022)

12. Zayavlenie dlya pressy po itogam rossijsko-kitajskih peregovorov 20.05.2014 goda // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/57699 (Data obrashcheniya 05.12.2022)

13. Memorandum o ponimanii mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Kitajskoj Narodnoj Respubliki o voenno-tekhnicheskom sotrudnichestve (Podpisan v g. Pekine 18.12.1992) // [Elektronnyj resurs]. - https://www.conventions.ru/int/1675/?ysclid=lf8ikchf7b585185098 (Data obrashcheniya 05.12.2022)

14. Lurda R.V., Tarasova YU.A. Rossijsko-kitajskoe voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo v konce XIX - seredine XX veka // Problemy sovremennoj nauki: sbornik nauchnyh trudov. Vyp. 14. - Stavropol': Logos, 2014.

15. Rasporyazhenie Prezidenta RF ot 18.12.1992 №794-rp // Kremlin.ru

16. Lu Chun'yue, Dacyshen V.G. Rossiya i Kitaj v 1990-e gody: ot «druzhestvennyh stran», cherez «konstruktivnoe partnerstvo» k «strategicheskomu partnerstvu» // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2019. - № 1. - S.127-135.

17. Lu S. Rossijsko-kitajskoe sotrudnichestvo v voennoj sfere: istoricheskij opyt 1992-1996 gg. // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2017. - N°6. -S. 112-117.

ЛУРДА РОМАН ВИКТОРОВИЧ - старший преподаватель Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета (romlurda@mail.ru).

МОИСЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры ВПР в В(С), филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани (t-nekst@mail.ru).

LOORDA, ROMAN V. - Senior Lecturer, Syzran branch of the Samara State University of Economics (romlurda@mail.ru). MOISEEVA, TATYANA A. - Ph.D. in History, Lecturer of the Department of VPR in V(S), branch of VUNTS VVS "VVA" in Syzran (t-nekst@mail.ru).

УДК 94(430).087:327«197/199» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-225-229

ЛЕВЧЕНКО М.В. ГЕНШЕР И ПОЛИТИКА «ГЕНШЕРИЗМА», КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: Ганс-Дитрих Геншер, геншеризм, билатерализм, политика разрядки, М.С. Горбачёв, ХДС/ХСС, СвДП.

В контексте политической деятельности министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Гершера, в статье исследуется понятие «геншеризм». Отмечается, что данный термин, появившийся еще в начале 1970-х годов, не имеет однозначной оценки и большинством исследователей воспринимается скептически. Однако автор приходит к выводу, что, несмотря на свою многоплановость, понятие имеет под собой прочную теоретическую и историческую основу. По его мнению, под ним, в первую очередь, следует понимать исключительную гибкость, создавшую необходимую основу для внутриполитической стабильности и широко обсуждавшейся в 1970-1980 гг. системы разрядки. Расцвет «геншеризма» наступил в коалиции ХДС/ХСС и СвДП после 1982 года. Итогом политики «геншеризма» явилось объединение ФРГ и ГДР в 1990 году. Вместе с тем, триумф Геншера, как дипломата, мог состоятся только благодаря «новому мышлению» Горбачёва, которое воспринимается исследователями как поворотная точка в разрешении конфликта между Западом и Востоком в годы холодной войны.

LEVCHENKO, M.V.

GENSHER AND THE POLICY OF "GENSHERISM" AS A NEW MODEL OF INTERNATIONAL RELATIONS

Key words: Hans-Dietrich Genscher, genscherism, bilateralism, detente policy, M.S. Gorbachev, CDU/CSU, FDP.

In the context of the political activity of the German Foreign Minister Hans-Dietrich Herscher, the article explores the concept of "genscherism". It is noted that this term, which appeared in the early 1970s, does not have an unambiguous assessment and is perceived skeptically by most researchers. However, the author comes to the conclusion that, despite its versatility, the concept has a solid theoretical and historical basis. In his opinion, first of all, it should be understood as exceptional flexibility, which created the necessary basis for domestic political stability and was widely discussed in the 1970-1980s. discharge systems. The heyday of "genscherism" came in the coalition of the CDU / CSU and the FDP after 1982. The result of the policy of "genscherism" was the unification of the FRG and the GDR in 1990. At the same time, Genscher's triumph as a diplomat could only take place thanks to Gorbachev's "new thinking", which is perceived by researchers as a turning point in resolving the conflict between West and East during the Cold War.

Ганс-Дитрих Геншер являлся политическим рекордсменом, дольше всех возглавлявшим министерство иностранных дел Федеративной Республики Германии (1974 - 1992 гг.). Такое длительное нахождение на высших государственных постах отдельных лиц обычно ассоциируется с некой эпохой, как правило, получающей наименование по имени того или иного великого государственного деятеля. В случае Гансом-Дитрихом таким определением является вошедший в научный и политический оборот «геншенизм» (по-нем. «Genscherismus») [1].

Обращаясь к анализу понятия, нужно признать, что деятельность Геншера полна парадоксов, а оценка проводимой им внешней политики не может быть однозначной. В принципе, до 1989 г. она не была направлена на достижение единства Германии, по крайней мере, в оперативной перспективе. Тем не менее, эта политика внесла важный вклад в изменение глобальной политической расстановки сил, в которой преодоление восточного конфликта и объединение Германии стали возможными.

Заметим, что многие современники довольно критически ассоциировали данный курс с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.