Научная статья на тему 'ГЕНШЕР И ПОЛИТИКА «ГЕНШЕРИЗМА», КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ГЕНШЕР И ПОЛИТИКА «ГЕНШЕРИЗМА», КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНС-ДИТРИХ ГЕНШЕР / ГЕНШЕРИЗМ / БИЛАТЕРАЛИЗМ / ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ / М.С. ГОРБАЧЁВ / ХДС/ХСС / СВДП

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левченко Максим Владимирович

В контексте политической деятельности министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Гершера, в статье исследуется понятие «геншеризм». Отмечается, что данный термин, появившийся еще в начале 1970-х годов, не имеет однозначной оценки и большинством исследователей воспринимается скептически. Однако автор приходит к выводу, что, несмотря на свою многоплановость, понятие имеет под собой прочную теоретическую и историческую основу. По его мнению, под ним, в первую очередь, следует понимать исключительную гибкость, создавшую необходимую основу для внутриполитической стабильности и широко обсуждавшейся в 1970-1980 гг. системы разрядки. Расцвет «геншеризма» наступил в коалиции ХДС/ХСС и СвДП после 1982 года. Итогом политики «геншеризма» явилось объединение ФРГ и ГДР в 1990 году. Вместе с тем, триумф Геншера, как дипломата, мог состоятся только благодаря «новому мышлению» Горбачёва, которое воспринимается исследователями как поворотная точка в разрешении конфликта между Западом и Востоком в годы холодной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENSHER AND THE POLICY OF "GENSHERISM" AS A NEW MODEL OF INTERNATIONAL RELATIONS

In the context of the political activity of the German Foreign Minister Hans-Dietrich Herscher, the article explores the concept of "genscherism". It is noted that this term, which appeared in the early 1970s, does not have an unambiguous assessment and is perceived skeptically by most researchers. However, the author comes to the conclusion that, despite its versatility, the concept has a solid theoretical and historical basis. In his opinion, first of all, it should be understood as exceptional flexibility, which created the necessary basis for domestic political stability and was widely discussed in the 1970-1980s. discharge systems. The heyday of "genscherism" came in the coalition of the CDU / CSU and the FDP after 1982. The result of the policy of "genscherism" was the unification of the FRG and the GDR in 1990. At the same time, Genscher's triumph as a diplomat could only take place thanks to Gorbachev's "new thinking", which is perceived by researchers as a turning point in resolving the conflict between West and East during the Cold War.

Текст научной работы на тему «ГЕНШЕР И ПОЛИТИКА «ГЕНШЕРИЗМА», КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

12. Zayavlenie dlya pressy po itogam rossijsko-kitajskih peregovorov 20.05.2014 goda // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/57699 (Data obrashcheniya 05.12.2022)

13. Memorandum o ponimanii mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Kitajskoj Narodnoj Respubliki o voenno-tekhnicheskom sotrudnichestve (Podpisan v g. Pekine 18.12.1992) // [Elektronnyj resurs]. - https://www.conventions.ru/int/1675/?ysclid=lf8ikchf7b585185098 (Data obrashcheniya 05.12.2022)

14. Lurda R.V., Tarasova YU.A. Rossijsko-kitajskoe voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo v konce XIX - seredine XX veka // Problemy sovremennoj nauki: sbornik nauchnyh trudov. Vyp. 14. - Stavropol': Logos, 2014.

15. Rasporyazhenie Prezidenta RF ot 18.12.1992 №794-rp // Kremlin.ru

16. Lu Chun'yue, Dacyshen V.G. Rossiya i Kitaj v 1990-e gody: ot «druzhestvennyh stran», cherez «konstruktivnoe partnerstvo» k «strategicheskomu partnerstvu» // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2019. - № 1. - S.127-135.

17. Lu S. Rossijsko-kitajskoe sotrudnichestvo v voennoj sfere: istoricheskij opyt 1992-1996 gg. // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2017. - N°6. -S. 112-117.

ЛУРДА РОМАН ВИКТОРОВИЧ - старший преподаватель Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета (romlurda@mail.ru).

МОИСЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры ВПР в В(С), филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани (t-nekst@mail.ru).

LOORDA, ROMAN V. - Senior Lecturer, Syzran branch of the Samara State University of Economics (romlurda@mail.ru). MOISEEVA, TATYANA A. - Ph.D. in History, Lecturer of the Department of VPR in V(S), branch of VUNTS VVS "VVA" in Syzran (t-nekst@mail.ru).

УДК 94(430).087:327«197/199» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-225-229

ЛЕВЧЕНКО М.В. ГЕНШЕР И ПОЛИТИКА «ГЕНШЕРИЗМА», КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключевые слова: Ганс-Дитрих Геншер, геншеризм, билатерализм, политика разрядки, М.С. Горбачёв, ХДС/ХСС, СвДП.

В контексте политической деятельности министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Гершера, в статье исследуется понятие «геншеризм». Отмечается, что данный термин, появившийся еще в начале 1970-х годов, не имеет однозначной оценки и большинством исследователей воспринимается скептически. Однако автор приходит к выводу, что, несмотря на свою многоплановость, понятие имеет под собой прочную теоретическую и историческую основу. По его мнению, под ним, в первую очередь, следует понимать исключительную гибкость, создавшую необходимую основу для внутриполитической стабильности и широко обсуждавшейся в 1970-1980 гг. системы разрядки. Расцвет «геншеризма» наступил в коалиции ХДС/ХСС и СвДП после 1982 года. Итогом политики «геншеризма» явилось объединение ФРГ и ГДР в 1990 году. Вместе с тем, триумф Геншера, как дипломата, мог состоятся только благодаря «новому мышлению» Горбачёва, которое воспринимается исследователями как поворотная точка в разрешении конфликта между Западом и Востоком в годы холодной войны.

LEVCHENKO, M.V.

GENSHER AND THE POLICY OF "GENSHERISM" AS A NEW MODEL OF INTERNATIONAL RELATIONS

Key words: Hans-Dietrich Genscher, genscherism, bilateralism, detente policy, M.S. Gorbachev, CDU/CSU, FDP.

In the context of the political activity of the German Foreign Minister Hans-Dietrich Herscher, the article explores the concept of "genscherism". It is noted that this term, which appeared in the early 1970s, does not have an unambiguous assessment and is perceived skeptically by most researchers. However, the author comes to the conclusion that, despite its versatility, the concept has a solid theoretical and historical basis. In his opinion, first of all, it should be understood as exceptional flexibility, which created the necessary basis for domestic political stability and was widely discussed in the 1970-1980s. discharge systems. The heyday of "genscherism" came in the coalition of the CDU / CSU and the FDP after 1982. The result of the policy of "genscherism" was the unification of the FRG and the GDR in 1990. At the same time, Genscher's triumph as a diplomat could only take place thanks to Gorbachev's "new thinking", which is perceived by researchers as a turning point in resolving the conflict between West and East during the Cold War.

Ганс-Дитрих Геншер являлся политическим рекордсменом, дольше всех возглавлявшим министерство иностранных дел Федеративной Республики Германии (1974 - 1992 гг.). Такое длительное нахождение на высших государственных постах отдельных лиц обычно ассоциируется с некой эпохой, как правило, получающей наименование по имени того или иного великого государственного деятеля. В случае Гансом-Дитрихом таким определением является вошедший в научный и политический оборот «геншенизм» (по-нем. «Genscherismus») [1].

Обращаясь к анализу понятия, нужно признать, что деятельность Геншера полна парадоксов, а оценка проводимой им внешней политики не может быть однозначной. В принципе, до 1989 г. она не была направлена на достижение единства Германии, по крайней мере, в оперативной перспективе. Тем не менее, эта политика внесла важный вклад в изменение глобальной политической расстановки сил, в которой преодоление восточного конфликта и объединение Германии стали возможными.

Заметим, что многие современники довольно критически ассоциировали данный курс с

некой разновидностью политики умиротворения. В то же время внешнюю политику Германии эпохи Геншера называют «историей успеха». Впрочем, эта характеристика обычно относится к 1980-м годам и событиям 1989-1990 годов. При этом, как правило, не учитываются как время, предшествовавшее смене правительства в 1982 году, так и начало 1990-х годов (до отставки Геншера). И все же после ухода Геншера с министерского поста в 1992 году и завершения объединения Германий, политика начали воспринимать как новатора в международных отношениях. Считается, что именно под влиянием Геншера немецкая внешняя политика постепенно начала рассматривать Москву и Вашингтон как «морально эквивалентные» стороны [2, s. 171]. С другой стороны, тот факт, что Геншер придал внешней политике Германии «концептуальные импульсы, заметные и по сей день», является скорее постулатом, чем реальной действительностью [3, s. 11, 21].

Таким образом, очевидно, что понятие «геншеризма» не имеет однозначной, определенной оценки. Политика Геншера оставила заметный след в немецкой внешней политике, но она не получила ярко выраженной трактовки, как правильной, или не верной. Поэтому в рамках статьи представляется интересным рассмотреть происхождение и развитие концепции «геншеризма». По мере раскрытия вопроса, автор пытается ответить на ряд ключевых вопросов. Первый: оригинальны ли были идеи Ганса-Дитриха Геншера, и имели ли они историческую основу в немецком и международном праве? Второй: вписывалась ли концепция Геншера органично в контекст мировой политики 1980-1990 гг., либо же была полностью оторвана о него? Третий: в чём заключались характерные черты политики «геншеризма» и удачной ли была ее реализация?

Обращаясь к истории внешней политики Германии следует признать, что Геншер не был новатором в политике разрядки. На протяжении долгой истории Германии существовал ряд политиков, стиль работы которых был схож с политикой этого министра иностранных дел. Парадоксально, но первым с кого пытался брать пример Ганс-Дитрих был Отто фон Бисмарк. Объединив империю с помощью войн против Австрии (1866 г.) и Франции (1870-1871 гг.), канцлер стремился впоследствии к закреплению прочных позиций Германской империи в Европе через изощрённую союзническую политику. Не являясь сторонником войны на два фронта, а тем более затяжной войны, Бисмарк стремился быть в мире даже с бывшими врагами. Именно ему принадлежит тезис: «Сильная Германия стремится жить мирно и мирно развиваться». Будучи канцлером объединённой Германии Бисмарк испытывал настоящий «кошмар коалиций», фигурально выражаясь, жонглируя, держал пять шаров [пять вариантов коалиций] в воздухе [4, р. 361].

Однако ближе всех по духу к Геншеру был Густав Штреземан, с 1923 по 1929 год руководивший внешней политикой молодой Веймарской республики, являвшийся соавтором Локарнского договора (1925) и инициатором урегулирования отношений с западными державами [5, s. 272]. Логика внешней политики Штреземана состояла «в сочетании взаимопонимания с державами-победительницами и возвращения Германии к статусу равноправной великой державы в Европе» [6, р. 18]. В речи в декабре 1925 года Штреземан подчеркнул необходимость строить «отношения с другими народами на основе общих интересов» и попрощаться с идеей понимания международной политики как игры с нулевой суммой [без видимой пользы для себя] [7]. Действия Штреземана привлекли международное внимание; его имя в 1920-х годах стало означать не только обеспечение политических интересов с помощью экономических стратегий, но и политику разрядки. В этом отношении Штреземан и Геншер не отличались друг от друга. В политической практике 1970-1980-х годов Геншер, в частности, усовершенствовал «коммерческие инструменты государства» [8, р. 46]. Доминирование промышленных интересов во внешней политике Федеративной Республики неоднократно приносило ему обвинения в том, что он является министром иностранных дел экономики.

Однако термин «геншеризм» нельзя свести лишь к тому, что понимал под этим сам Ганс-Дитрих Геншер и его современники. Поэтому в научной литературе нет единого мнения относительно более точного определения термина. Если говорить о времени его возникновения, то, скорее всего, это слово впервые появилось в начале 1970-х годов, когда социал-либеральной коалиции было всего несколько лет, а Геншер являлся еще министром внутренних дел. Журналисты говорили тогда о «геншеризме», в контексте политического маневрирования и исключительной гибкости министра от СвДП, который в 1971 году охарактеризовал

правительственную коалицию, как временный союз по расчету. «Открытость Геншера для всех сторон» подверглась критике как «геншеризм», а в статье «Spiegel», озаглавленной «Зло геншеризма», он был назван «адаптером, который вывешивает свой флаг на ветру» [9].

Когда в 1974 году Геншер стал министром иностранных дел и вице-канцлером в первом кабинете Гельмута Шмидта, журналисты снова заговорили о «геншеризме», но теперь имели в виду две вещи: с одной стороны, это «следовать тактике как принципу и низводить принципы до уровня тактики» [10], с другой стороны, это доминирующая роль Геншера в СвДП, которая казалась многим «предприятием одного человека» [11, s. 190-193]. Геншер не смог избавиться от этой критики, вплоть до ухода из активной политики. И отчасти это было результатом реакции СМИ на смену коалиции СвДП в 1982 году, что дало либералам еще 16 лет пребывания в правительстве, но снова вызвало обвинения против партии и ее председателя в отсутствии строгих политических принципов.

Расцвет «геншеризма» наступил в коалиции ХДС/ХСС и СвДП после 1982 года. Смена правительства в 1982 году произошла в разгар дебатов о модернизации НАТО и размещении американских ракет средней дальности в Европе и в ФРГ. Провозглашенная президентом США Рональдом Рейганом в марте 1983 г. Стратегическая оборонная инициатива вызвала неоднозначную реакцию в западногерманском правительстве. С одной стороны, министр обороны Манфред Вернер не только выступал за участие ФРГ в СОИ по соображениям военной, экономической и исследовательской политики, но и также рассматривал участие в ней как доказательство лояльности страны альянсу и подтверждение германо-американского партнерства. С другой стороны, Геншер в подобных вопросах был гораздо осторожным. Он не только критиковал огромные затраты на проект, но и предупреждал о новом витке гонки вооружений, о негативном влиянии противоракетного щита на устойчивость сдерживания, а также на германо-советские отношения. В контексте программы СОИ стали проявляться характерные признаки политики Геншера, которая приобрела ещё более чёткие очертания после прихода к власти в СССР в 1985 году М.С. Горбачева. Характеризуя курс Геншера, следует подчеркнуть, что он не оставлял сомнений в важности тесных и доверительных германо-американских отношений, но сопротивлялся фундаментальному подчинению интересов Европы и Германии американской политике. При этом для него германские интересы никогда не были только западногерманскими интересами, они всегда мыслились как пангерманские: не в смысле оперативной политики воссоединения, а в смысле продолжения и, если возможно, даже углубления германо-германской разрядки.

Яркой демонстрацией «геншеризма», как политической концепции, а также звёздным часом Геншера, несомненно, является его речь на Всемирном экономическом форуме в Давосе 1 февраля 1987 года. В этом выступлении содержалась оценка международной ситуации в свете новой советской политики, причем представленные в нем аргументы и выводы диаметрально отличались от традиционно использовавшихся прежде. В отличие от подавляющего большинства ведущих западных политиков, Геншер высказался в Давосе за то, чтобы не отвергать инициативы Советского Союза в области политики безопасности и не воспринимать призывы Горбачева к «новому мышлению» как пропаганду. Ключевые фразы его речи, были следующими: «Давайте относиться к Горбачеву серьезно, давайте верить ему на слово! ... Давайте не будем сидеть сложа руки и ждать, что принесет нам Горбачев! Наоборот, давайте пытаться влиять, продвигать развитие со своей стороны». Министр был убежден, что Горбачев отказался от наследия брежневской эпохи, что он проводит новую внешнюю политику, ориентированную на сотрудничество и открытость, и что эти изменения открывают для Запада возможность изменить вектор мировой политики [12, s. 137-150].

Что касается позиций Геншера внутри страны, то они всегда оставались шаткими. Его действия подвергались систематической критике - причем в меньшей степени в парламентской оппозиции, СДПГ или «Зеленых», а больше в его собственной правительственной коалиции ХДС и ХСС. В данной связи, что касается канцлера Коля, то он вынужден был лавировать между различными позициями. С одной стороны, прислушиваясь к императиву Геншера, он вполне серьезно относился к Горбачеву, но с другой - предупреждал о рисках чрезмерно оптимистичной оценки политики Москвы. С этого момента можно говорить о расширении понятия «геншеризма», но уже в контексте европейской политики. В выступлении в Университете Джона Хопкинса в

Болонье в октябре 1988 года министр иностранных дел развил свои оценки и соображения и отвел Федеративной Республике роль страны, задающей ритм на Западе [8, s. 130-131]. Он подчеркивал необходимость освободить отношения Восток-Запад от узкой заостренности на военной и оборонной политике. Процесс непрерывного разоружения (на всех уровнях), по его мнению, должен был способствовать постепенному снижению значения военной конфронтации, укреплению доверия и одновременно созданию основы для сотрудничества в системе Восток-Запад.

В принципе, здесь нужно учитывать, что «всеобъемлющая формула безопасности» Геншера [13, s. 247] основывалась на соображениях, которые приобрели значение в международной политике еще в 1970-х годах - сначала в ООН, а потом и в промышленно развитых странах Запада - в связи с многочисленными кризисными явлениями 1970-х годов. Помимо этого, Геншер включил в свою концепцию безопасности идеи, которые были предложены в дебатах о перевооружении примерно в 1980 году и в движении за мир в качестве контрмоделей военно-конфронтационным идеям [14, s. 165]. При этом Геншер отводил ФРГ двойную активную роль: с одной стороны, в рамках западного союза, который нужно было привлечь к этой политике, а с другой - в двусторонних отношениях с Советским Союзом, посредством сотрудничества во всех областях, «в меняющемся мире возможности германо-советских отношений, ведущей к взаимной выгоде в отношениях Запад-Восток» [8, s. 99-100].

Геншер в этом контексте, и для оправдания «ключевой роли» Федеративной Республики, говорил об исторической связующей функции Германии между Западом и Востоком. Эта роль, отводимая Геншером Федеративной Республике, стала важной причиной первоначально крайне критической, даже отрицательной оценки политики «геншеризма», особенно в США. Летом 1988 года влиятельный американский журналист Джим Хогланд обнародовал в «Вашингтон пост» то, что думали многие в администрации США. В его статье Геншер был охарактеризован как «скользкий человек», «беспринципный критик политики с целью поднятия рейтинга своей партии» [8, s. 132-133]. Теперь «геншеризм» стал в трансатлантической политике ругательством. По словам Хогланда, его «Горбимания» ясно даёт понять, «что Геншер готов смешивать внутреннюю политику с политикой Востока и Запада, потому что это служит его любимому делу» [8, s. 137].

Но что стояло за этими атаками? Во второй половине 1980-х годов администрация Рейгана уже давно перешла к новому сверхдержавному билатерализму, политике контроля над вооружениями и, по сути, разоружения. На этом фоне концепция политики разрядки, предложенная министром иностранных дел Германии, распространялась на другие области и следовала значительно более широкому пониманию политики разрядки и безопасности. Тот факт, что ФРГ под влиянием Геншера проталкивала эту политику, выдвигала собственные политические инициативы и таким образом частично уклонялась от американских претензий на лидерство, вызывал раздражение в Вашингтоне. ФРГ обвиняли в стремлении занять особую роль в Восточной Европе и политике разрядки, при этом к обвинению в отсутствии союзнической солидарности быстро присоединились подозрения в национальном нейтрализме, подпитываемом раной разделения.

В конце концов, весной 1989 года кризис был урегулирован путем компромисса. Была достигнута договоренность отложить принятие решения о модернизации до 1992 года. Тем временем новое американское правительство во главе с президентом Джорджем Бушем пришло к выводу, что Советский Союз серьезно относится к вопросам обычного разоружения. В итоге, весна 1989 года ознаменовала конец германо-американского спора по поводу «геншеризма». Не будет преувеличением признать, что существенные элементы концепции внешней политики, разработанной Гансом-Дитрихом Геншером с 1986/87 гг., с этого момента проявились и в американской политике в отношении Советского Союза. Оба события - преодоление германо-американского кризиса, с одной стороны, и переход американо-советских отношений в фазу сотрудничества, характеризующуюся взаимным доверием, - с другой, имели решающее значение для международной политики в связи с объединением Германии.

Таким образом, можно констатировать, что идеи Геншера имели прочный фундамент в наследии немецких политиков, думавших о разрядке и мире на европейском континенте задолго до образования Федеративной республики. Особенностью политики Геншера стало то, что он стал

новатором во многих направлениях дипломатии. Идеи Ганса-Гитриха казались необычными, что и привело к возникновению понятия «геншеризм». При этом бросалось в глаза, что Геншер использовал обширный спектр инструментов внешней политики в очень специальной и индивидуальной манере, не всегда воспринимавшейся в положительном контексте. Негативный оттенок термина «геншеризм» виделся главным образом в том, что Геншера воспринимали как человека равновесия, стремившегося угодить всем.

Стоит особо отметить, что триумф Геншера, как дипломата, мог произойти только при новом «мышлении Горбачёва», которое воспринимается исследователями как поворотная точка конфликта между Западом и Востоком. Последовавшее вслед за этим воссоединение «двух Германий» было связано с активизацией европейской интеграции и Маастрихтским соглашением, являвшимся своего рода итогом всей его внешнеполитической стратегии.

Поднимая вопрос об эффективности действий Геншера, стоит отметить, что министр представлял страну с сильной способностью настоять на своём, поскольку немецкая экономика являлась одной из ведущих в мире. Если схожие идеи предлагал бы политик из страны третьего мира, то его с большей вероятностью посчитали бы популистом.

Литература и источники

1. Kirchner E. J. Genscher and what lies behind «Genscherism» // West European Politics. - 1990. - 13(2). - S. 159-177.

2. Walter H. Die neue ^ppeasement"-Politik. // Hans-Dietrich Genscher. Ein deutscher Außenminister. - München: Bertelsmann. -1990.

3. Lucas, H.-D. Genscher, Deutschland und Europa. - Baden-Baden: Nomos, 2002.

4. Kitchen M. The Cambridge Illustrated History of Germany. - Cambridge University Press, 1996.

5. BergM. Gustav Stresemann. Eine politische Karriere zwischen Reich und Republik. - Göttingen/Zürich: Muster-Schmidt, 1992.

6. Niedhart G. Die Aussenpolitik der Weimarer Republik. - München: Oldenbourg, 1999.

7. Stresemann G. Rede in Berlin vor der Arbeitergemeinschaft deutscher Landsmannschaften in Groß-Berlin. http://www.geschichte.uni-mainz.de/neuestegeschichte/Dateien/ Text_1925.pdf. Zugegriffen: 12. Aug. 2014. С. 481. (дата обращения: 18.02.2023).

8. StaackM. Handelsstaat Deutschland. Deutsche Außenpolitik in einem neuen internationalen System. - Paderborn: Schöningh, 2000.

9. «Übel des Genscherismus» // Der Spiegel. 23.01.1972.

10. Neumaier E. Ein Hochseilartist - nie ohne Netz. Hans-Dietrich Genscher, der sechste Außenminister der Bundesrepublik. // Die Zeit. 17.05.1974.

11. Meyer T. Der „Genscherismus". // Hans-Dietrich Genscher. - Düsseldorf: Econ, 1988.

12. Genscher H.-D. Unterwegs zur Einheit. Reden und Dokumente aus bewegter Zeit. - Berlin: Siedler, 1991.

13. Szabo S. F. Lotse im europäischen Gezeitenwechsel - Genscher und die Vorboten der großen Wende (1985-1989). // In Lucas, H.-D. (Hrsg.), Genscher, Deutschland und Europa. - Baden-Baden: Nomos, 2002.

14. Wiechmann J. O. „Umkehr zum Leben". Konzepte von sicherheit in der christlichen Friedensbewegung der Bundesrepublik Deutschland (1977-1984). Diss. phil. - Marburg, 2014.

ЛЕВЧЕНКО МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, Казанский Инновационный Университет; г. Набережные Челны ( minos201200@mail.ru)

LEVCHENKO, MAKSIM V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Kazan Innovation University; Naberezhnye Chelny (minos201200@mail.ru).

УДК 94(470):339.9«1993» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-229-236

ДЕРЯБИНА С.Р. МЕЩЕРЯКОВ Д.В. РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1993 Г. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНОГО АРХИВА В.С.ЧЕРНОМЫРДИНА)

Ключевые слова: российско-украинское сотрудничество, экономика Украины, интеграционные связи, В.С. Черномырдин, Л.Д. Кучма, экономический кризис, рыночные реформы.

С опорой на материалы личного архива В.С. Черномырдина, являвшегося в исследуемый период Председателем Правительства РФ, рассмотрены состояние экономики Украины, а также особенности российско-украинского экономического взаимодействия. Авторами изучены документы, относящиеся ко времени подготовки рабочего визита премьер-министра Л. Кучмы (11.08.1993), обусловленного прекращением подачи газа в связи с хроническими неплатежами и несанкционированным отбором газа с украинской стороны. Изучены документы, характеризовавшие возможные пути сохранения интеграционных связей двух стран. Показано, что стороны договорились о постепенном переходе к мировым рыночным ценам на газ в течение 1993 года, причем Россия предоставила Украине кредит в размере 250 млрд. руб. (фиксация в долларах). Отмечается, что российская сторона, как и часть украинского руководства ориентировались на охранение традиционных производственных связей и сближение экономического законодательства России, Украины и Белоруссии, создание Таможенного союза, согласование бюджетной политики, создание координирующих органов с наделением их функциями управления и пр.

DERYABINA, S R. ME SHCHERYAKOV, D.V. RUSSIAN-UKRAINIAN ECONOMIC RELATIONS IN 1993 (BASED ON THE MATERIALS OF VS. CHERNOMYRDIN'S PERSONAL ARCHIVE)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.