ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
3. Ильин А.Е., Ильина Г.В. Перспективы отраслевой тарифной системы в сельскохозяйственных организациях // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — №6(45). — С.183-186.
4. Ильясов Ф.Н. Тарифная сетка, система грейдов на основе закона Вебера // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2012. — № 6. — С. 128-135.
5. Курская область в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. — Курск, 2013. — 70 с.
6. Линевич А., Голубев А. Формирование механизма отраслевой системы оплаты труда // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. — 2006. — №3. — С.23-28.
7. Маркарянц А. Принципы построения тарифной системы в сельхозпредприятиях // АПК: экономика и управление. — 2006. — №12. — С. 41-43.
8. Ракоти В. Повышение МРОТ: варианты, последствия // Человек и труд. — 2009. — №5. — С.43-45.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в действующей редакции от 01.09.2013) // Справочная информационно-правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
К ВОПРОСУ О РОЛИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РАЗВИТИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ГУМБЕТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
И.Б. Хапаев,
заведующий кафедрой экономики, менеджмента и финансового права Карачаево-Черкесского филиала
Российского государственного социального университета в г Черкесске,
кандидат философских наук, доцент ilyas.xapaev@yandex.ru
В статье дается краткая историко-географическая справка муниципальных образований Гумбетовского муниципального района Республики Дагестан, характеризуется административно — территориальное их устройство, состав населения, определяется роль животноводческой отрасли в развитии сельского хозяйства.
Ключевые слова: аграрный сектор, Республика Дагестан, Гумбетовский муниципальный район, животноводство, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные организации
УДК 338.43 ББК 45/46
Район расположен на северо-западе Дагестана в среднем на высоте более 1500 м над уровнем моря, а самый высокий Харибский перевал — на высоте 2234 м. С востока граничит с Казбековским и Буйнакским, с юга—с Унцукульским и Хунзахс-ким, с запада — с Ботлихским районами, с севера — с Нажаюртовским районом Чеченской Республики.
Районным центром является селение Мехельта. Площадь района — 676,2 кв. км. [1].
На территории района расположено 27 сельских населенных пунктов (селения Средний Арадирих,
Верхний Арадирих, Нижний Арадирих, Аргвани,
Новое Аргавани, Нанибика, Верхнее Инхо, Гадари,
Данух, Игали, Кунзах, Тантари, Цанатль, Ингиши,
Килятль, Мехельта, Старый Сивух, Нарыш, Нижнее Инхо, Тлярата, Цилитль, Цияб-Цилитли, Чирката,
Читль, Шабдух, Ичичали, Цунти), объединенных в 15 муниципальных образований [2]. Наиболее крупными из них являются: села Мехельта, Игали, Чирката, Ново-Аргвани и Килятль.
Рассмотрим численность населения сельских поселений данного муниципалитета по данным табл.1.
Как свидетельствуют данные табл.1, численность населения района на 1 января 2012 года составляет 22082 чел., из них основная часть сосредоточена в сельских поселениях: «Сельсовет Мехельтин-ский» — 3774 чел., «Сельсовет Игалинский» — 3672 чел., «Сельсовет Аргванинский» — 2779 чел. Самое малочисленное — 269 чел. — «село Гадари».
Следовательно основная часть трудовых ресурсов находится в вышеназванных муниципальных образованиях — 10225 чел., что составляет 46,3% от общего числа населения района. Это создает воз-
можность для более интенсивного развития весьма трудоемкой отрасли сельского хозяйства — животноводства.
Поскольку все население района живет на селе, то и основу экономики муниципалитета составляет сельское хозяйство,
Таблица 1
Муниципальные образования Гумбетовского муниципального района Республики Дагестан и состав их населения по данным на 1 января 2012 года [3]
Наименование муниципального образования Все насе- ление (чел.) В том числе
город- ское насе- ление сель- ское насе- ление
Сельское поселение сельсовет Арадирихский 1380 - 1380
Сельское поселение сельсовет Аргванинский 2779 - 2779
Сельское поселение село Верхнее Инхо 1038 — 1038
Сельское поселение село Гадари 269 — 269
Сельское поселение село Данух 820 — 820
Сельское поселение сельсовет Игалинский 3672 — 3672
Сельское поселение село Ингиши 832 — 832
Сельское поселение село Килятль 1014 — 1014
Сельское поселение сельсовет Мехельтинский 3774 — 3774
Сельское поселение село Нижнее Инхо 1335 — 1335
Сельское поселение село Тлярата 586 — 586
Сельское поселение сельсовет Цилитлинский 1571 ! 1571
Сельское поселение село Чирката 1938 ! 1938
Сельское поселение село Читль 435 ! 435
Сельское поселение сельсовет Шабдухский 639 ! 639
Итого 22082 ! 22082
407
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
57% всей валовой продукции которого приходится на животноводческую отрасль [4], а 43% на растениеводческую отрасль.
В районе функционируют 12 сельхозпредприятий различных форм хозяйствования. Среди них выделяются СПК «Ме-хельтинский», СПК «Шабдухский», КФХ «САЛАМ-А», КФХ «Саг-ри», агрофирма «Чиркатинская» и др., а также 497 крестьянских (фермерских) хозяйств, 5143 личных подсобных хозяйства [5].
Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 59 183 га, из них:
— пашня — 4349 га;
— сенокосы — 5166 га;
— сады и виноградники — 720 га;
— пастбища — 49 576 га.
В структуре производства сельскохозяйственной продукции ведущая роль принадлежит производству молока, зерна и мяса. В хозяйствах всех категорий ежегодно производится от 2696-2697 тонн зерна, 3180 тонн картофеля, 4500 тонн овощей, 3864 тонн плодов, более 5000 тонн мяса, более 14 000 тонн молока, до 3 млн шт. яиц и более 300 тонн шерсти.
Рассмотрим динамику развития животноводческой отрасли района (табл.2.)
Поголовье скота на конец года, голов
Таблица 2 [6]
Годы Крупный рогатый скот В том числе коровы (без коров на откорме и нагуле) Овцы и козы Ло- шади Овце- козо- матки
Хозяйства всех категорий
2011 29986 11000 140172 1695 96033
2012 31175 11858 162723 2163 110809
2012 в % 2011 104,0 107,8 116,1 127,6 115,4
Сельскохозяйственные организации
2011 2786 1879 52183 204 37554
2012 3735 2436 60710 367 41769
2012 в % 2011 134,1 129,6 116,3 179,9 111,2
Хозяйства населения
2011 24542 7614 23736 1229 12220
2012 23638 7121 20060 1367 12642
2012 в % 2011 96,3 93,5 84,5 111,2 103,5
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
2011 2658 1507 64253 262 46259
2012 3802 2301 81953 429 56398
2012 в % 2011 143,0 152,7 127,5 163,7 121,9
Как показывают данные таблицы 2, за 2012 г. по сравнению с предыдущим годом поголовье крупного рогатого скота по району возросло на 4,0%, но поголовье коров (без коров на откорме и нагуле) снизилось на 7,8%. Увеличение поголовья крупного рогатого скота произошло за счет роста их численности в сельскохозяйственных организациях, в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 34,1% и у индивидуальных предпринимателей на 43,0%. В то же время в личных подсобных хозяйствах наблюдается некоторое сокращение поголовья крупного рогатого скота (на 3,7%).
Таким образом, в 2012 г. по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года численность крупного рогатого скота увеличилась на 1189 голов, в том числе поголовье коров (без коров на откорме и нагуле) возросло на 858 голов и темп прироста составил 7,8%. Судя по данным табл. 2, это произошло за счет увеличения их численности, как и крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах, так и у индивидуальных предпринимателей на 29,6% и 52,7% соответственно. В частном секторе, к сожалению, наблюдается тенденция их сокращения — на 6,5%.
Все это свидетельствует о безусловной стабилизации и динамичности развития скотоводческой отрасли района, хотя и выявляется тенденция к сокращению. Данное обстоятельство происходит как за счет объективных, так и субъективных факторов. 408
Одной из основных объективных причин, на наш взгляд, является интеграция ЛПХ в КФХ. К субъективным факторам относятся:
— слабая техническая оснащенность;
— низкая материальная поддержка частного подворья в виде субсидирования;
— отток сельского населения и др.
Данные табл.2 говорят о том, что аналогичная картина наблюдается и в овцеводческой отрасли района. В целом в 2012 году, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, рост данного показателя составил 16,1%. Заметное увеличение численности поголовья овец и коз наблюдалось в сельскохозяйственных организациях, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей — на 16,3% и 27,5% соответственно. По указанным же выше причинам происходит сокращение численности поголовья овец и коз на частном подворье — на 15,5%. В целом за рассматриваемый период их численность возросла на 22551 голову и достигла — 162723.
В численности поголовья овцекозоматок тоже наблюдается рост — на 15,4%. На сегодняшний день их численность достигла 110809 голов.
Заново зарождается коневодство, фактически уничтоженное в годы становления рыночной экономики. В 2011 г. их было 1695, а в 2012 г. стало 2163. Рост на 79,9% дали сельхозорганизации, 63,7% — фермерские и индивидуальные хозяйства, частный сектор — 11,2%
Несмотря на значительное сокращение численности поголовья крупного и мелкого рогатого скота в частном секторе, он по-прежнему играет немаловажную роль в развитии животноводческой отрасли района. Это наглядно показано на рис. 1-3.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и □ 12%
индивидуальные предприниматели
12%
Сельскохозяйственные
организации
□ 76%
Рис. 1. Структура численности крупного рогатого скота (в том числе коров) в Гумбетовском муниципальном районе Республики Дагестан в 2012 году.
Хозяйства населения □ 12%
□ 37%
Сельс кохозя йственные организации
Крестьянские (фермерские)
Рис. 2. Структура численности овец и коз (в том числе овцекозоматок) в Гумбетовском муниципальном районе Республики Дагестан в 2012 году.
Как свидетельствуют данные рис.1, в структуре численности крупного рогатого скота (в том числе коров) района в 2012 году доля частного подворья составляет 76%, которая превышает аналогичный показатель сельскохозяйственных организаций (12%) и крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей (12%) в более чем 3 раза. Данный факт говорит о том, что те или иные изменения показателей во всех
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Ш
рассматриваемых субъектах хозяйствования практически не повлияли на саму структуру численности крупного рогатого скота в Гумбетовском муниципальном районе Республики Дагестан за анализируемый период.
Рис. 2 показывает, что в структуре овцеводческой отрасли района основная доля принадлежит крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям — 51%, которые превышают аналогичный показатель идущих на втором месте сельскохозяйственных организаций на 14% (37%), которые в свою очередь опережают частное подворье на 25% (12%).
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели □ 20%
□ 63%
Сельскохозяйственные
организации
17%
Рис. 3. Структура численности лошадей в Гумбетовском муниципальном районе Республики Дагестан в 2012 году.
Если же посмотреть на сложившуюся ситуацию в структуре коневодческой отрасли муниципалитета, то согласно рис. 3 основная доля приходится на частное подворье (63%), она превышает другие, вместе взятые субъекты хозяйствования в 1,7 раза (сельскохозяйственные организации — 17%, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели — 20%).
Эти позитивные данные позволяют утверждать, что все субъекты хозяйствования животноводческой отрасли вносят значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности муниципальных образований Гергебильского муниципального района Республики Дагестан.
В пользу такого вывода говорит и тот факт, что в 2011 году район занял второе место по горной зоне по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов РД за 2011-й год и получил президентский грант в сумме 1 млн 453 тыс. руб. [7].
Экономическая оценка современного состояния животноводческой отрасли муниципальных образований района характеризует безусловную положительную динамику ее развития. Однако существует, как ранее отмечалось, ряд факторов, тормозящих данный процесс. К ним относятся:
— дороговизна ГСМ и удобрений;
— неудовлетворительное состояние животноводческих ферм;
— использование старой техники;
— нехватка специалистов в сельских поселениях;
— отток сельского населения и др.
Необходимо, как нам представляется, наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, собственной переработки сельскохозяйственного сырья, воспроизводство крупного рогатого скота путем закупки племенных пород в ведущих странах мира, восстановление мелиоративной системы [8].
Необходимо также провести реконструкцию и оснащение современным оборудованием и техникой животноводческих ферм более широкого использования федеральных и, прежде всего, региональных программ. Об этом говорилось еще раз на встрече руководства района с его жителями в конце мая 2012 г.
Итак, предстоит реализация разработанной и принятой в 2011 г. концепции Республиканской целевой программы «Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства РД на 2011-2015 годы», основными целями которой являются:
— обновление и развитие машинно-тракторного парка сельского хозяйства;
— повышение эффективности использования сельскохозяйственной техники;
— усиление конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции за счет повышения уровня механизации технологических операций и снижения их себестоимости и др. [10].
Одной из основных причин низкой урожайности, влияющей на состояние кормовой базы отрасли, является отсутствие должного финансирования программы по реконструкции межхозяйственной и внутрихозяйственной оросительной сети.
Отток населения из села происходит главным образом из-за безработицы, отсутствия должного социального пакета, слабой инфраструктуры муниципального образования. Перечисленные факторы, безусловно, оказывают негативное влияние и на кадровое обеспечение субъектов хозяйствования животноводческой отрасли.
В связи чем, на наш взгляд, необходимо в первую очередь создавать дополнительные рабочие места в сельскохозяйственных организациях путем привлечения дополнительных инвестиций, улучшения социальной обеспеченности сельского жителя, увеличения заработной платы на селе, улучшения жилья и т.д.
На наш взгляд, распределение субсидий, предусмотренных региональными и федеральными программами на развитие той или иной отрасли сельского хозяйства муниципальных образований республики необходимо «переложить на плечи» районных и сельских администраций в связи с тем, что они сложившуюся ситуацию, состояние тех или иных субъектов хозяйствования знают «изнутри». Но при этом нужно установить жесткий контроль как за их распределением, так и особенно за использованием. Так, например, известно, что из федерального бюджета поступило в Республику более полумиллиарда рублей субсидий на поддержку овцеводства, племенного животноводства и т.д. Но деньги эти пока до сельхозтоваропроизводителей не дошли» [11].
Решение обозначенных проблем путем внедрения предложенных мер, безусловно, позволит укрепить и создать необходимые условия для дальнейшего, и, самое главное, успешного и более динамичного развития животноводческой отрасли Гум-бетовского муниципального района Республики Дагестан.
Литература
1. Гумбетовский район URL: http://www.e-dag.ru (дата обращения 11.07.2013.).
2. Ст. 9 Закона «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» № 6 от 13.01.2005 года.
3. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года / Росстат. Стат. бюллетень. — М., 2012.
4. Гумбетовский район URL: http://www.odnoselchane.ru (дата обращения 11.07.2013.).
5. Там же.
6. Итоги учета скота / Дагстат // Стат. бюллетень сельского хозяйства. — Махачкала,. — 2013. — С. 4-14.
7. Джамбулаев Д. Слагаемые гумбетовского успеха // Дагестанская правда [Электронный ресурс] http://www.dagpravda.ru (дата обращения 11.07.2013.).
8. Хасавюртовский район URL: http://www.odnoselchane.ru (Дата обращения 01.06.2013 г.).
9. Руководство Гумбетовского района встретилось с жителями муниципалитета URL: http://www.riadagestan.ru (дата обращения 12.07.2013 г.).
10. Проект концепции Республиканской целевой программы «Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства РД на 2011-2015 годы». — Махачкала, 2011.
11. Решаются на месте проблемы сельской глубинки // Дагестанская правда URL: http://www.dagpravda.ru (дата обращения 11.07.2013).
409